Мы - наследники Великой Победы! Как организовать празднование Дня Победы в школе. 1-11 классы. Материалы по патриотическому воспитанию. Сценарии праздничных мероприятий. Программа для установки через интернет

Есть на складе
102 руб.
-65%
35,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-793.2
Авторы-составители Кусмарцев М.Б. и др.
Издательство Учитель, 2024
Серия ФГОС. Воспитательные системы
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Одной из ключевых задач образования как социального института в соответствии c ФГОС становится воспитание потребителей ценностей патриотизма на духовном наследии Великой Отечественной войны.
Настоящее электронное пособие "Мы - наследники Великой Победы! Как организовать празднование Дня Победы в школе. 1-11 классы" серии "ФГОС. Воспитательные системы" создано в помощь заместителям директора, учителям образовательных организаций, руководителям экспериментальных площадок, ведущих работу по патриотическому воспитанию.
В разделе пособия "Воспитание современных поколений победителей" педагоги смогут познакомиться с концепцией, педагогическим опытом и теоретико-методологическими основами инновационного развития системы патриотического воспитания.
Раздел "Организация празднования Дня Победы в школе" содержит сценарные материалы, которые помогут провести торжественный день так, чтобы он навсегда остался в памяти участников, чтобы этот день, как и вся подготовка к нему, стали стартом новой жизни - жизни наследников Великой Победы.

Минимальные системные требования
- операционная система - Windows XP/VISTA/7;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МБ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- устройство для чтения компакт-дисков (24-х CD-ROM) или DVD-дисков;
- свободное место на жестком диске - 300 МБ.

Примеры документов

Концепция инновационного развития патриотического воспитания в регионе

Концепция инновационного развития
патриотического воспитания в регионе

Авторы концепции:

А. Н. Вырщиков, доктор педагогических наук, профессор, первый проректор – проректор по науке и инновационной деятельности ГБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования», руководитель научного коллектива;

М. П. Бузский, доктор философских наук, профессор;

М. Б. Кусмарцев, кандидат педагогических наук, доцент, директор научно-инновационного центра патриотического воспитания, учёный секретарь ГБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования».

1. Феномен российского патриотизма и необходимость его освоения в современных условиях.

Обращение к инновационным моделям патриотического воспитания связано, во-первых, с наступлением постиндустриального общества, которое поставило новые требования к развитию страны, к личности, к социуму; во-вторых, в связи с необходимостью освоения человеческого ресурса как основы модернизации российского общества, и такой ресурс коренится в активизации патриотического сознания и деятельности граждан страны; в-третьих, с необходимостью обновления педагогического инструментария патриотического воспитания подрастающего поколения: это воспитание по-прежнему исходит из устаревших реалий индустриального общества, а потому является неэффективным и неадекватным сложившимся сегодня условиям жизни общества.

В современном процессе глобализации, который поставил страны и народы в зависимость от международных норм, в основном, технологического характера, у большинства стран возникает необходимость сохранить свои национальные культурные традиции, свою самобытность для лучшего позиционирования в международных отношениях, для обоснованного отстаивания своих национальных и региональных интересов.

Эта же проблема присуща и современной России, которая в огромной степени теряет свои позиции, если представлена в мире лишь рыночными отношениями и не раскрывает свой культурный самобытный ресурс.

В постиндустриальном обществе, которое организовано на основе коммуникационных сетей, росте и расширении потоков коммуникаций, эта культурно-национальная самобытность России не выявляется, что усиливает воздействие требований западной цивилизации и блокирует формирование самосознания и процесс интеграции российского общества. А значит – ослабляется и сознание патриотизма, что резко снижает уровень социальной и духовной защиты нашего общества, способствует неустойчивости социальных отношений.

Важнейшей задачей становится раскрытие собственного пространства патриотизма в постиндустриальном обществе, что может быть обеспечено на основе инновационного подхода к воспитанию патриотизма, переосмыслению форм его современных проявлений, места и роли в российском обществе. Необходимо найти точки соприкосновения патриотизма и постиндустриальной среды, ее культуры; однако отношение «постиндустриальное общество – патриотизм» должно быть смоделировано таким образом, чтобы все технологические процессы и в первую очередь – информационные – были осознаны как средство для развития личности, страны, как «каналы» и направления патриотически ориентированных деятельности и общения, но не как самоцель. И если в постиндустриальном обществе усиливается статус индивидуальности человека, роль его самостоятельного выбора, то именно патриотизм должен стать фундаментальной основой свободы и творчества, культуры, как личности, так и коллективного субъекта.

Сегодня патриотизм является основой международной политики, экономики, культуры, так как именно через его позиции выявляются и осмысливаются национальные интересы каждой страны. Поэтому дефицит патриотизма резко снижает международный статус данной страны, ослабляет ее внутренние позиции, способствует росту внутренних противоречий. Неразвитость патриотизма сегодня дорого обходится обществу и приводит к огромным издержкам как материального, так и духовно-морального плана. В России потенциал патриотизма огромен: он накоплен исторически в виде традиций культуры, защиты Отечества, коллективного решения самых актуальных и жизненно важных проблем страны. Поэтому Россия должна закрепить свое внутреннее и международное положение как Великая Держава. И основа этого – российский гражданско-государственный патриотизм.

Основой проявления патриотизма в постиндустриальном обществе становится рост свободы личности, предполагающей служение Отечеству как развертывание личностного и коллективного творчества, самореализации, социальной ответственности, что расширяет внутренний мир человека до уровня достижения идентичности со страной. Это и есть освоение, как образа Родины, так и потенциала самого патриотизма.

Таким образом,


Поколения Победителей и современная молодёжь: достижение духовной идентичности

Поколения Победителей и современная молодёжь:
достижение духовной идентичности

Любое общество обретает свою целостность через развитие социальных связей и отношений, как внутренних, так и внешних, среди которых: функциональные, структурные, нормативные, ценностные, регулятивные, культурно-смысловые и др. Эти связи одновременно проявляются как системные свойства и как отношения между субъектами, выражающими их интересы, статусы, социальные роли и позиции. Развитость социальных связей и отношений способствует целостности внутреннего смыслового и функционального пространства социума, в структурах которого развертывается общественная жизнь. Глубина и степень включенности социальных субъектов в общественную жизнь определяется тем, какие формы идентичности они присваивают, через какие социальные и сложившиеся культурно-исторические смыслы люди самоопределяются, различая через них «собственное» и «чуждое», близкое и далёкое.

Понятием духовной идентичности обозначается отношение людей к обществу, в котором интегрируются эмоциональные и рациональные, психологические и идеологические свойства, качества, особенности личности и общности, что способствует не только отождествлению людей с соответствующей общностью, но и изменяет качество общности, доводя его до уровня «Мы». Именно поэтому духовная идентичность – это условие освоения целостности общества через включенность индивидов и коллективов, социальных субъектов в социально-временное пространство жизни различных поколений с их идеалами, ценностями, смысложизненными установками, традициями. Духовная идентичность создаёт своеобразную социокультурную и духовно-нравственную регуляцию общественных процессов, которая предполагает социальный диалог и сотрудничество, порождает ответственное, патриотическое отношение к стране как жизненному пространству «Мы», к Родине, к российскому обществу как источнику свободы и справедливости. При этом духовная идентичность различных поколений людей в современной России остается одним из наиболее существенных интеграционных факторов, который усиливает свое воздействие на сознание и ценностные установки граждан страны. Одной из причин этого процесса является негативное воздействие на социальное самочувствие граждан современной социально-рыночной практики, порождающей социальное отчуждение, неуверенность и опасения за свои перспективы у многих российских граждан. Духовная идентичность реализует в российском обществе функции интеграции, сотрудничества, консолидации, формирования мировоззрения, социальной и морально-культурной нормативности, ценностных ориентиров, жизнеобеспечения, функции информационной защиты, целеориентации, сакрализации и ряда других. Функции идентичности – это направления ее общественной «объективации» – перехода от возможного к реальному. Выявление содержания таких функций – еще одно направление защиты от порождения и внедрения в общественное сознание ложных, виртуально-информационных вариантов оценок событий прошлого.

Если рассматривать более конкретно функции идентичности, то здесь важно исходить в первую очередь из характера социальных отношений: каждая функция – это направление достижения целостности общества. Поэтому даже наиболее удаленные от сферы непосредственной жизни общества функции – целеориентации, сакрализации, формирования мировоззрения – действуют на сознание людей, формируют это сознание в контексте целостности общества. Целостность всегда определяет пространство существования своих частей, задает границы их собственной самостоятельности, условия и режимы функционирования. Все проявления этой целостности будут и нормативными по отношению к частям и онтологическими по отношению к системным механизмам.

Одной из базовых функций, обеспечивающих целостность личности, является мировоззренческая. Мировоззрение – важный компонент идентичности. Выражая совокупность общих представлений о реальности, задавая матрицу ее оценки, а также наиболее существенные ориентиры практических действий, мировоззрение как раз представляет осознанное отношение человека к свой стране, ее государству, истории, культуре, идеалам и ценностям. В то же время мировоззрение представляет собой способ существования человека в пространстве духовной идентичности через импликацию культурного, этничного, национального, социально-психологического, сакрального и т. д. Человек как носитель убеждений – это человек, обладающий духовным богатством, широтой культуры и целостного мировоззрения. Тем самым это человек, способный к освоению предельно широкого пространства идентичности вокруг смыслов Родины, Отечества, страны. Духовная идентичность, таким образом, представляет собой почву, на которой формируется убежденность в исторической, моральной, культурной, экономической и др. правоте, обоснованности того социального целого, с которым себя соотносят люди различных поколений.


Духовное наследие Великой Победы – основа воспитания современных поколений победителей

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ –
ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОКОЛЕНИЙ
ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Великая Отечественная война в общественном сознании многих поколений людей неразрывно связана с исторической памятью нашего народа, она напрямую касается духовных устоев российского общества. Память о ней составляет основу национального духа и гордости за страну, общности и сплоченности. Именно поэтому история Великой Отечественной и всей Второй мировой войны выступает приоритетной основой восстановления в российском обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения высокого международного авторитета нашей страны в мире.

Патриотизм, питаемый духовным наследием Великой Победы, стал решающим фактором в послевоенное время восстановления разрушенной страны, народного хозяйства, материальной и духовной культуры. Он обеспечил мощное развитие Советского Союза, превращение его в одну из сверхдержав мира, что является бесспорным утверждением самобытного и свободного социально-экономического и политического бытия страны перед лицом истории. Духовное наследие Победы, обеспечивающее органичное единство высоких духовно-нравственных ориентиров в виде консолидирующих идей и общей цели развития общества и государства, позволяло поддерживать высокие темпы развития экономики, науки и техники, культуры, промышленности и сельского хозяйства, укреплять обороноспособность страны, повышать боеспособность и боеготовность Вооруженных сил.

Не одно десятилетие идёт противоборство за значимость Великой Победы для судеб всего мира, за смысл войны для мировой истории XX века. Поэтому в общественное сознание населения, и прежде всего – молодёжи, в последние годы вбрасывается множество самых разных интерпретаций. Основные усилия направлены на развенчание роли Советского Союза в Великой Победе. За этим стоит очевидный геополитический заказ, поскольку дискредитация нашей Победы ведёт к дискредитации Ялтинских соглашений и убирает последние препятствия на пути организации нового мирового порядка. «Стерилизация сознания», искажение основ исторической памяти – одна из самых серьезных проблем, с которой сталкиваются педагоги, специалисты учреждений культуры, молодёжной политики, общественных организаций в процессе воспитания духовности, нравственности и патриотизма современных поколений молодых людей на основе духовного наследия Великой Победы. Трудно переоценить значение духовной связи поколений как процесса естественной передачи опыта старших младшим. Связь между поколениями, так называемая «веков связующая нить», отражающаяся в феномене современного российского патриотизма, становится ключевым вопросом стратегии воспитания и социализации поколений XXI века. Проявлением такого фактора, связующего прошлое и настоящее, явился референдум о вхождении Крыма в состав России. На референдуме о статусе Крыма более 96 % избирателей высказались за вхождение республики в состав РФ, 18 марта 2014 г. был подписан соответствующий договор, а 21 марта Президент России подписал закон о присоединении Крыма.

Эта связь основывается на любви к Отечеству, которая невозможна без знания судьбоносных периодов истории своей страны.

В современной России обращение к духовному наследию Великой Победы особенно актуально в связи с ростом вседозволенности в освещении и интерпретации исторических фактов, манипулировании общественным сознанием. Примером тому служат последствия такого забвения уроков истории, приведшие к кровопролитным событиям в Украине. Радикал-националисты, как и их предшественники в Германии 30-х годов, наводят уже известный в истории «новый» порядок, участвуют в карательных операциях против жителей юго-восточной Украины.

Благодатной почвой является сложившийся в течение двух десятилетий духовный вакуум, образовавшийся в сознании целого поколения о событиях Великой Отечественной войны. Сложившийся вакуум привел к духовному нигилизму многих поколений российских граждан, особенно молодежи.


Введение

А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев

Введение

Представляемая концепция основывается на понимании патриотического воспитания как базового социального фактора в обеспечении будущего российской государственности и инновационного развития российского общества. Такое понимание переводит его из абстрактных схем, присущих традиционным системам воспитания, сложившимся в эпоху индустриального общества, в конкретный предмет образовательно-воспитательной деятельности институтов социализации подрастающих поколений в процессе инновационного становления и развития российского общества.

Гуманитарная парадигма, на которой строится данная концепция, исходит из наличия условий, необходимых для концептуализации процесса патриотического воспитания:

а) признание обществом и государством личности человека, его уникальности и своеобразия высшей ценностью;

б) развитие личности как субъекта жизнедеятельности на основе самоопределения, саморазвития и самореализации;

в) социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав, социальной и природной среды обитания современных поколений;

г) интеграция субъектов патриотического воспитания в пространстве ценностей духовности, нравственности и патриотизма, общечеловеческой и национальной культуры;

д) построение процесса на принципах вариативности моделей патриотического воспитания молодежи, учёта потребностей, интересов и особенностей различных возрастов, социальных и национальных особенностей детей и молодёжи.

Гуманитарное осмысление феномена патриотизма предполагает при педагогической интерпретации индивидуальных, социальных и культурно-исторических событий использование следующих принципов, разработанных Н. Е. Щурковой: принцип ориентации на ценности и ценностные отношения, чтобы обнаружить за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры, принцип субъектности, согласно которому педагог максимально содействует развитию способности ребёнка осознавать своё «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, свой выбор, быть субъектом собственной жизни, принцип целостности, предписывающий педагогу обеспечить единство, полифоничность влияний, необходимость апеллировать к патриотическому отношению как ключевому объекту внимания педагога в процессе взаимодействия с воспитанником.

Феномен патриотизма в гуманитарной парадигме оценивается с нравственных, культурно-исторических, религиозных, социальных позиций и предполагает переход от исторического факта к смыслу, от события к ценности, от трактовки к пониманию. Тем самым патриотизм как объект гуманитарного знания представляет собой результат ценностно-смыслового освоения человеческого бытия в пределах культурно-исторических условий существования человека, сообщества, общества и государства. Естественно, что познание феномена патриотизма исторически изменчиво и меняется от эпохи к эпохе. Поэтому познающий феномен патриотизма субъект должен основываться на собственном понимании исторических событий, символов и смыслов культуры, социальных тенденций и процессов. Научное осмысление феномена патриотизма, как некий образ объекта, складывается не только и не столько на основе знания, сколько на основе сопутствующих процессу познания эмпатии, переживания, воображения сопричастности и др. Понимание феномена патриотизма складывается на основе личностного патриотического опыта человека: его мировоззренческих установок, нравственных императивов, ценностных ориентаций. В педагогике патриотического воспитания гуманитарная парадигма проявляется в реализации субъектного подхода, при котором зарождается пространство отношений субъектов познания, отношений и деятельности в ценностно-смысловом поле патриотизма. Результатом такой деятельности выступают уникальность, оценочность, эмоциональная окрашенность, личностный характер патриотического сознания, отношений и деятельности. Данный результат ведёт к эффектам смыслопорождения, осмысления и формирования личностной патриотической позиции.

Гуманитарная парадигма рассматривает феномен патриотизма как проявление свободы духа человека, имеющего Родину, нашедшего смыслы её созидания и защиты. В этом плане можно утверждать, что патриотическое воспитание, имеющее корневую основу в духовном, культурно-историческом опыте российского общества, нацелено на созидание его будущего.

Таким образом, гуманитарная парадигма в патриотическом воспитании смещает акцент с социально значимых ролей личности в обществе на её взаимодействие с окружающим миром в матрице индивидуальности, приобретение опыта переживания, причастности к ценностям прошлого и настоящего, выработку, на этой основе образа собственного будущего.


Война глазами художника

Н. В. Киселёва, кандидат культурологии,
доцент кафедры гуманитарных дисциплин
ГОАУ ЯО «Институт развития образования»

ВОЙНА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА
(обществознание, история, МХК)

Пояснительная записка

Урок-диалог проводится в 11 классе в рамках изучения международного гуманитарного права (2 часа). На первом уроке учащиеся знакомятся с основами МГП, принципами и нормами. Изучают основные документы: Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним. На втором уроке предполагается практическое применение полученным знаниям.

При проектировании урока учитывались следующие моменты.

1. Учебная деятельность старших школьников предъявляет гораздо более высокие требования к их активности и самостоятельности.

2. В рамках гуманистической парадигмы учение должно быть не только умственным, но и эмоциональным процессом. Насыщение программного материала разнообразными яркими животрепещущими образами, взятыми из литературы, искусства, истории, природы, повседневной жизни, пробуждающими субъективный эмоциональный отклик учащихся при совпадении содержания с их индивидуальными потребностями, позволяет актуализировать персональные эмоциональные образы школьников, а создание психолого-дидактического механизма регулирования ими дает возможность открытия личностного смысла самими учениками.

3. Только личностный опыт переживаний того или иного отношения к окружающим людям, природе, родной земле, опыт эмоционального отождествления себя с той или иной социальной общностью может в действительности сформировать те нравственные, патриотические, гражданские и политические чувства, отношения, те личные духовные ценности, которые определят в дальнейшем выбор жизненной позиции выпускником школы.

Форма организации урока

Учащиеся работают в группе. Оптимальное количество для работы – 4–5 человек. Одна группа – историки, вторая группа – искусствоведы, третья группа – юристы (групп может быть и больше – все на усмотрение учителя). Для обсуждения предлагается одно произведение искусства. Группы в течение определенного времени готовят устный монологический ответ, а затем каждая группа выступает: историки – с описания исторических событий, представленных на картине, искусствоведы – с точки зрения законов изобразительного искусства, юристы – с позиции международного гуманитарного права.

Иллюстрации:

1. Васнецов В. М. «После побоища Игоря Святославовича с половцами».

2. Прянишников И. М. «В 1812 году».

3. Верещагин В. «Представляют трофеи. Из серии «Варвары».

4. Верещагин В. «Апофеоз войны».

5. Кукрыниксы «Таня».

6. Сачко Ф. Н. «Штурм королевского замка в Кенигсберге».

Варианты проведения урока

1. Материалы для работы могут быть рекомендованы учащимся до начала урока. Каждая группа получает одно произведение искусства и рассматривает его с позиции истории, искусства и международного гуманитарного права. На уроке группы знакомят друг друга с результатами поиска.

2. Материалы для работы выдаются учащимся на уроке. Пакет материалов может включать и Женевские конвенции, и репродукцию картин, и краткие сведения о войнах. В течение определенного времени группы обрабатывают материал и знакомят с результатами работы остальные группы. Здесь тоже могут быть варианты: 1) группы, созданные в соответствии с определенной ролью (тогда каждая группа анализирует все произведения искусства); 2) группы анализируют одно произведение с трех позиций (истории, искусства, международного гуманитарного права (МГП)).

В конспекте представлен вариант анализа произведений искусства (по материалам пособий и интернет-ресурсов). Могут быть использованы и другие произведения искусства, например, фрагменты кинофильмов.

Ход урока

Вступительное слово учителя. У войны всегда нечеловечное лицо. Некоторые правила и законы, действующие в мирное время, переходят в разряд нарушений во время войны. МГП как самостоятельная отрасль права, начала функционировать непосредственно после Первой мировой войны, ужасы и катастрофы которой поразили современников. Но необходимо заметить, что предпосылки становления МГП появились еще задолго до XIX–XX веков, когда оно уже окончательно сформировывается. С античности начались высказываться идеи о правилах поведения с воюющей стороной. Подобные постулаты можно встретить в законах Хаммурапи и Ману, а также римском и греческом законах. В период Средневековья образ рыцаря не позволял его обладателю вести себя неблагородно и негуманно по отношению к боевым поверженным соперникам.

На сегодняшнем уроке мы обратимся к анализу военных событий в истории Российской Федерации и соотношения их с нормами МГП. Источниками послужат произведения русских художников.

Товар размещен в разделах

  • Подарочная продукция
  • Товары для оформления и проведения праздника
  • 9 Мая
  • Праздник в ОО

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Галина Языкова
11 апреля 2019 (06:44)
СПАСИБО ВСЕМ ЗА СОЗДАНИЕ ЭТОЙ КНИГИ.МАТЕРИАЛА МНОГО ИНТЕРЕСНОГО,КОТОРЫЙ МОЖНО ПРИМЕНИТЬ.ЖЕЛАТЕЛЬНО ПОБОЛЬШЕ БЫ КНИГ СО СЦЕНАРИЯМИ ПРАЗДНИКОВ,ДА ЕЩЕ БЫ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ,СПАСИБО!

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.