Веселые прописи. Графические упражнения. Игровые занятия. Программа для установки через интернет
Код | СИ-221.2 |
Авторы | Кулешова Н. Н. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Образовательное пространство ДОО |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Материалы диска структурированы по разделам:
- "Готовим руку ребенка к письму";
- "Методические материалы";
- "Конспекты игровых занятий";
- "Рабочие тетради".
Предлагаемые конспекты занятий включают разнообразные формы и приемы работы с детьми с учетом их возраста и программных задач. Система специальных игр, упражнений и заданий направлена на развитие у детей мелкой моторики, первоначальных графических навыков, зрительного и слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, логического мышления.
В занимательной игровой форме с помощью пальчиковых гимнастик, зарядок, физкультминуток, увлекая детей познанием нового, педагог сможет развивать их воображение, фантазию, творческие способности, интерес к обучению первоначальным навыкам письма.
Компакт-диск предназначен руководителям, методистам, логопедам, воспитателям дошкольных образовательных организаций, педагогам дополнительного образования, может быть полезен учителям начальных классов и воспитателям групп продленного дня, а также родителям будущих первоклассников.
Минимальные системные требования
- операционная система - Windows XP/VISTA/7;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- устройство для чтения компакт-дисков (24-х CD-ROM) или DVD-дисков;
- свободное место на жестком диске - 350 МB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Проблемы в подготовке руки ребенка к письму
Проблемы в подготовке руки ребенка к письму
В школе, на первом этапе обучения, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточно сформировавшимися навыками зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, речи, зрительной памяти.
Все это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса и вызывает необходимость разработки методики, цель которой – подготовка руки к письму.
Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику, но развивать руку и готовить ее к обучению письму в школе нужно обязательно.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
В образовательном процессе ДОУ недостаточное внимание уделяется развитию у детей мелкой моторики. При достаточно высоком уровне интеллектуального развития и общей моторики наблюдается низкий уровень развития у детей мелкой моторики. Об этом пишет автор статьи «Развиваем сенсорику и мелкую моторику» Н. Кирпичникова, педагог-психолог ДОУ № 115 г. Тольятти. После анализа программы «Детство» они пришли к выводу: развитие мелкой моторики и сенсорной культуры не является в программе приоритетным, оно представлено кратко и в самых общих чертах. У них возникла идея создания творческой группы, которая объединяла бы воспитателей, заинтересованных в решении проблемы, увлеченных идеей эксперимента. Прошел год работы, сравнивая результаты экспериментальной и контрольной подготовительных групп к школе, они поняли: да, эксперимент удался. В экспериментальной группе у 50 % детей зафиксирован уровень выше возрастной нормы, у остальных он соответствовал возрастной норме. Показатели в контрольной группе значительно ниже. Деятельность творческой группы продолжается.
Необходимость и значимость такой работы понимают большинство воспитателей, которые имеют практический опыт работы. В методической литературе и методических журналах представлен различный опыт работы, но он касается лишь отдельных сторон подготовки руки ребенка к письму.
Так, в статье «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников», авторы С. Прищепа, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, ИПК и ПРНО МО, Н. Попкова, инструктор по физической культуре, Т. Коняхина, заведующая ДОУ № 10 г. Дмитров, Московской области, представляют интересный опыт работы по использованию пальчиковых упражнений в своей работе. Разнообразные по содержанию упражнения педагоги распределили по возрастным группам, начиная с первой младшей группы. В средних и старших группах пальчиковую гимнастику включили во все режимные моменты. Пальчиковую гимнастику используют в своей работе и специалисты ДОУ: психолог, музыкальный руководитель, логопеды, инструктор по физической культуре и, конечно, воспитатели.
Журнал «Обруч» (2005, № 2) в статье «Самые маленькие в детском саду» дает пальчиковые игры и упражнения.
В журнале «Дошкольное воспитание» (2005, № 7) дан практический материал из опыта работы: пальчиковая гимнастика, упражнения для пальчиков, рисование пальчиками.
Журнал «Обруч» (2005, № 3) в статье «Как свои пять пальцев» представлен опыт работы с различным мелким материалом (бисер, камешки, зернышки, пуговицы ...), использование печатей, штампов, декоративного рисования, штриховка, работа с раскрасками. Цель: тренировка тонких движений пальцев рук у детей, способствующих развитию усидчивости, глазомера, памяти.
Журнал «Дошкольное воспитание» (2005, № 11) в статье «Родителям, сомневающимся в успехах своих детей» автор Л. Костарева под заголовком «Что мы знаем о своих руках» делится опытом работы как научить ребенка ориентировке на чистом листе бумаги. В приложении к статье даны упражнения для рук, пальчиков и туловища.
В журнале «Дошкольное воспитание (2005, № 9) в статье «О подготовке руки к письму» опытом работы делится учитель-дефектолог А. Чудакова ДОУ № 72 компенсирующего типа г. Москвы. Она предлагает работу в тетради по подготовке руки к письму со специально подобранными графическими упражнениями: штриховка, обвод контуров предметов, проведение различных линий, раскрашивание предметов и др. Упражнения, которые позволяют развивать мелкую моторику и координацию движений руки. В специальную тетрадь входят 90 систематизированных по темам упражнений. Опыт свидетельствует: работа детей в предлагаемой тетради улучшила мелкую моторику и координацию руки и сделала этот процесс обучения занимательным и эффективным.
Заключение
Заключение
Авторам комплексных программ необходимо разработать систему подготовки руки ребенка к письму, начиная с 2 до 7 лет с учетом их возрастных особенностей, и выделить это в специальный раздел. Это во многом поможет воспитателям обычных групп ДОУ в постепенной подготовке руки ребенка к обучению письму в школе, и исключит проблемы в коррекционной работе с детьми в возрасте 5–7 лет при подготовке в школу. Это специфика логопедических групп, которые посещают дети с ОНР и другими дефектами.
Необходимо разработать и графические упражнения в тетрадках в крупную и мелкую клетку и в альбомах по лексическим темам и для воспитателей, что значительно облегчит подготовку воспитателей к занятиям.
Подобная форма работы стнет не механической тренировкой руки ребенка к письму, в разных тетрадках и альбомах, а осознаннной творческой деятельностью ребенка под руководством и при помощи взрослого, выстроенной в систему специальных игр, упражнений и заданий.
К примеру, в 2005–2006 учебном году была начата работа со старшей подгруппой детей (с 5 до 6 лет) в логопедической группе, по индивидуальным игровым конспектам. Занятия проводились 1 раз в неделю, во 2-й половине дня – в логопедический час. На протяжении всего учебного года у детей не падал интерес к занятиям, занимались они с удовольствием. Итоги года показали, что с поставленными задачами дети справились. Это было видно по их работам и по результатам диагностики в конце года.
Несомненно, интерес к занятиям у детей поддерживался за счет смены разных заданий.
Весь дидактический материал (стихи, пословицы, поговорки, загадки) в начале занятия, создавали положительный эмоциональный настрой и вводили детей в тему занятия. Между работой в тетрадках и альбомах дети выполняли упражнения для пальчиков или пальчиковую гимнастику, делали физкультминутку, а после пальчиковых игр с мелкими предметами усталость рук снимали самомассажем ладоней и пальчиков. Восстановив силы, дети приступали к любимому виду деятельности – рисованию в альбомах.
Все задания на занятии соответствовали лексической теме, по которой работал учитель-логопед и воспитатели на своих занятиях. Поэтому это не было просто механической тренировкой руки ребенка к письму.
Таким образом, анализ подобной формы работы показал положительные результаты, что позволяет сделать вывод о том, что это правильный путь подготовки руки ребенка к письму перед школой. В конспектах был дан еще дополнительный материал для свободной деятельности детей по развитию у них мелкой моторики и координации движений руки. Индивидуальная работа проводилась с теми детьми, кто в ней нуждался дополнительно. Некоторый материал можно было проводить и с 2–3 детьми или сразу со всей подгруппой детей, как организационные моменты в разные режимные отрезки времени.
Несколько слов о работе с родителями. Родителей необходимо поставить в известность в начале учебного года о задачах на первый год обучения, продемонстрировать выставку пособий для пальчиковых игр, вручить памятку на определение развитости у детей мелкой моторики. С началом занятий дала им памятку об основных гигиенических правилах письма. И в первом квартале все родители познакомились с консультацией по подготовке руки ребенка к письму через другие виды деятельности.
Таким образом, на протяжении всего учебного года необходимо, чтобы родители были в курсе всей работы и помогали педагогам готовить детей к обучению письму в школе. Необходимо помнить, что развивать руки ребенка надо до школы, в школе это будет делать поздно. Необходимо поэтапно создавать систему подготовки руки ребенка к письму, начиная с 1-й младшей группы, до средней группы. А начиная со старшей группы, нужно проводить подготовку к письму на таких игровых занятиях.
Данный материал и конспекты игровых занятий могут быть использованы и в обычных группах ДОУ. Проводить занятии можно как во 2-й половине дня, так и утром за счет 2-го занятия по рисованию. Дети рисуют контуры предметов по клеточкам (нетрадиционно) и рисуют в альбомах с разными заданиями.
Обучение детей старшей группы с 5 до 6 лет
Обучение детей старшей группы с 5 до 6 лет
Обучение проходит поэтапно.
I этап – подготовительный.
Сентябрь (3–4 недели), октябрь, ноябрь.
Цель: Знакомство с тетрадкой в крупную клетку (обложка, листы, страницы, поля). Верх и низ тетради, левая и правая сторона. Познакомить с понятием разлиновка, с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий (при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные сверху вниз). Видеть клетку, обводить ее по разлиновке тетради, делить ее пополам сверху вниз и слева направо, по диагонали, соединяя верхний угол с нижним.
«Входить» в клетку, находить ее углы и середину, ставя в них точки.
С помощью клеток и их отсчета рисовать геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, круг и овал.
II этап. Декабрь, январь, февраль.
Цель: Развивать чувство ритма, фиксировать ритм посредством ритмических рисунков из геометрических фигур и узоров на строке. Учить рисовать дуги и волнообразные линии на строке, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строки.
Диагностика. Слуховой графический диктант (ухо – глаз – рука).
III этап. Март, апрель, май.
Цель: Учить зарисовывать с опорой на клетки, контуры простейших предметов. Учить штриховке их простым карандашом и закрашиванию цветными карандашами, не выходя за контур. Заучивая стихи к рисункам, развивать речь и память.
Диагностика. Зрительный контакт (глаз – рука).
Знакомя детей с разлиновкой тетради, воспитатель обращает внимание детей на то, что при пересечении горизонтальных и вертикальных линий, образуются клетки. Чтобы обвести клетку по разлиновке, надо сначала поставить точку, а потом от нее обводить клетку, чтобы ребенок почувствовал, что его рука может двигаться в разных направлениях. Именно с точки начинается печатанье и письмо.
Первый и второй квартал тематики заданий в тетради не совпадает с лексическими темами учителя-логопеда, так как ребенок осваивает разлиновку тетради, ориентировку на строке и в клетках. Воспитатель дает образец задания в начале строки, далее точками намечает предстоящую работу, примерно до середины строки, закончить ребенок должен самостоятельно. С помощью точек ребенок учится правильно вести линию, не выезжать за разлиновку, а когда его рука уже хорошо освоит движение, будет делать это самостоятельно.
В третьем этапе работы, тематика заданий совпадает с лексическими темами учителя-логопеда, и ребенок с помощью клеток рисует контур простейших предметов, штрихует их и закрашивает. Это повышает интерес детей к выполнению заданий. Кроме этого он еще к каждому рисунку заучивает небольшое стихотворение.
В начале года в старшей группе дети работают медленно, каждый в своем темпе, воспитателю надо это учитывать. Если ребенок не успел на занятии выполнить задание, но очень старался, его надо обязательно похвалить. На этой же странице тетради дается задание на дом и тетрадь отдается домой на неделю, до следующего занятия.
Второй год обучения детей с 6 до 7 лет
Второй год обучения детей с 6 до 7 лет
(подготовительная к школе группа)
После первого года обучения детям уже хорошо знакома тетрадь в клетку. Они умеют ориентироваться в ней, видят клетки и строку, умеют отсчитывать клетки в заданном направлении и более уверенно держат ручку. Продолжая работать в тетрадке в мелкую клетку, они с помощью клеток зарисовывают более сложные предметы, узоры, орнаменты на строке. Усложнение идет постепенно. Несложные предметы дети копируют с образца воспитателя, который, как и в старшей группе, дается в начале строки. Если же работа вызывает затруднение, то воспитатель подходит индивидуально к детям и, как и в старшей группе, намечает работу точками. Более сложные рисунки выполняются конструктивным способом. Они дробятся на составные элементы, которые отрабатываются построчно. Далее части соединяются в единое целое, и рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетки. Детям даются упражнения на знакомство с контурами предметов овальной формы, т. к. овал является одним из основных элементов русского письма. Используется вариант зеркального изображения, точная копия предмета, но право и лево поменялись местами, а верх и низ изображения так и остаются. Желательно копировать симпатичные и забавные изображения – это стимулирует детей. К концу года из отдельных предметов дети могут нарисовать сюжетную картинку, заштриховать ее разными видами штриховки или раскрасить цветными карандашами. В этой группе детям дается обводка и штриховка букв и алфавита.
Если в старшей группе дети заучивали стихотворение к уже выполненному рисунку, то в этой группе, делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и сопровождает их забавными стихами, включая в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, и стихи постепенно заучиваются. Таким образом, идет оречевление производимых действий.
Для проверки, как дети осваивают тетрадь в мелкую клетку, ориентировку в ней по клеткам и в строке, как и в старшей группе, воспитатель проводит в середине года слуховой графический диктант (ухо – глаз – рука) и в конце года – зрительный диктант (глаз – рука). Они развивают у детей слуховую память, зрительную ориентировку в отсчете клеток и их направлении: вверх, вниз, вправо, влево, наискосок, в результате которых получаются контуры предметов, что очень нравится детям, и они с удовольствием выполняют эту работу.
Как и в старшей группе, работа в тетрадках начинается с третьей недели сентября и по май месяц включительно. В отличие от старшей группы все упражнения и задания соответствуют лексическим темам учителя-логопеда.
На втором году обучения воспитатель решает следующие задачи:
1. Учить детей работать в тетрадках в мелкую клетку шариковой ручкой.
2. С опорой на клетки создавать контуры более сложных предметов.
3. Учить обводить и штриховать буквы алфавита. Использовать разные виды штриховки в одном рисунке.
4. Совершенствовать первоначальные графические навыки ориентировку в микропространстве, укрепляя мышцы руки и пальцев.
В результате всех упражнений в альбомах и тетрадках кисти рук ребенка становятся более подвижными, гибкими, мышцы рук укрепляются, и дети добиваются правильной координации пальцев при письме. Это поможет им овладеть навыками письма в школе и научиться легко и красиво писать.
Таким образом, вся работа, проводимая на игровых занятиях и в свободной деятельности детей, не только готовит руку ребенка к обучению письму в школе, но и развивает его психические процессы, такие как внимание, память, мышление, воображение, способствует развитию интеллектуальных способностей в целом, что необходимо для обучения в школе.
Недаром педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Источник творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Список использованной литературы
Список использованной литературы
1. Алексеева, А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 2. – С. 72.
2. Афонькина, Е. Ю. Игры с верёвочками: от простого к сложному / Е. Ю. Афонькина, А. С. Афонькина. – СПб. : Кристалл, 1997.
3. Бабич, Л. 365 увлекательных занятий для дошкольников / Л. Бабич. – М. : Айрис-Пресс, 2002.
4. Бантикова, С. Геометрические игры / С. Бантикова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 60.
5. Баряева, Л. Как научить ребёнка писать? Тетради с упражнениями: № 1. От А до Я; № 2. Дом похож на букву; № 3. Верная рука / Л. Баряева, А. Зорин. – СПб. : Аполлон.
6. Безруких, М. М. Ступеньки к школе 5. Азбука письма / М. М. Безруких. – М. : Дрофа, 2000.
7. Белая, А. Е. Пальчиковые игры / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – Родничок, 2003.
8. Гризик, Т. И. Подготовка к обучению письму / Т. И. Гризик // Ребёнок в детском саду. – 2006. – № 1–4.
9. Гринёва, Л. Готовим руку к письму / Л. Гринёва // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 65.
10. Карельская, Е. Весёлые прописи: готовим руку к письму / Е. Карельская // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 2. – С. 17; № 3. – С. 61; № 4. – С. 65; № 8. – С. 28.
11. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 2. – С. 76.
12. Киселева, В. ИКП РАО. Развитие тонкой моторики / В. Киселева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1.
13. Коваленко, В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников / В. И. Коваленко. – М. : Вако, 2005.
14. Козлова, С. Я. Я – человек: программа приобщения ребёнка к социальному миру / С. Я. Козлова. – М., 1996.
15. Колесникова, Е. В. Тесты. Готов ли ваш ребёнок к школе? Мышление. Моторика / Колесникова, Е. В. – Ника-Пресс, 1997.
16. Костарева, А. Родителям, сомневающимся в успехах своих детей / А. Костарева // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 11. – С. 92.
17. Любина, Г. А. Рука развивает мозг / Г. А. Любина, О. В. Желонкина // Ребёнок в детском саду. – 2003. – № 4–6; 2004. – № 1.
18. Михайлова, 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / 3. А. Михайлова. – М. : Просвещение, 1985.
19. Моисеева, Л. О подготовке руки к письму / Л. Моисеева, Е. Рахманова, Н. Фунтикова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 12. – С. 33.
20. Мочалова, Н. Гений рождается раз в сто лет / Н. Мочалова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 11. – С. 92.
21. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – РГПУ им. А. И. Герцена, СПб. : Детство-Пресс, 2000.
22. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет / Е. Плутаева, П. Лосев // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 3. – С. 5–6, 28; № 5. – С. 43; № 6. – С. 36.
23. Почтенная, К. О. Альбом для письма и штриховки. Развитие моторики руки у детей 5–7 лет / К. О. Почтенная. – СПб. : Иван Фёдоров, 2000.
24. Почтенная, К. О. Геометрические игры. Мозаика. Кружок, Овал / К. О. Почтенная // Ребёнок в детском саду. – 2006. – № 1. – С. 60.
25. Почтенная, К. О. Коллекционирование. Волшебная пуговица / К. О. Почтенная // Ребёнок в детском саду. – 2005. – № 6.
26. Прищепина, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников / С. Прищепина, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. – С. 60.
27. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.
28. Разина, М. С. Развивающие игры и оригами для детей и взрослых / М. С. Разина, С. Ю. Афонькин. – СПб. : Кристалл, 1997.
29. Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика / Л. П. Савина. – М. : АСТ Родничок, 2004.
30. Сиротюк, А. Плоды просвещения / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1.
31. Соколова, Ю. Тесты: на готовность к школе ребёнка 6–7 лет / Ю. Соколова. – М. : ЭКСМО, 2003.
32. Триггер, Р. Д. Я учусь писать / Р. Д. Триггер, Е. В. Владимирова, Т. А. Мещерякова. – М. : Гале Плюс, 1994.
33. Филиппова, Т. А. Ступеньки к школе 1. Тренируем пальчики / Т. А. Филиппова. – М. : Дрофа, 2000.
34. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. – СПб., 1997.
35. Цвынтарный, В. В. В чём заключается влияние движений пальцев на развитие речи / В. В. Цвынтарный. – Флокс, 1995.
36. Чудакова, А. Подготовка руки к письму / А. Чудакова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 9. – С. 29.
37. Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества: место игры в интеллектуальном развитии дошкольника / Е. А. Юзбекова // Обруч. – 2006. – № 1.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом
Отзывы
Цитата |
---|
Купила диск и расстроилась. После кучи, как оказалось, бесполезных попыток загрузить данную программу оставила это занятие. На диске предлагают просмотреть множество информации, а в итоге реклама и осталась рекламой!!! Ничего не загружается. Ожидала увидеть на диске полезную информацию в виде прописей, конспектов, игровых заданий, а получила за свои деньги рекламу на диске о том, что вся эта информация содержится в интернете!!! Печально!!! |
Если у вас что-то не работает, с вами свяжется наша служба техподдержки.
Вопрос обязательно будет решен.