Мониторинг профессиональной деятельности воспитателя в контексте реализации ФГОС ДО: диагностический журнал

Есть на складе
342 руб.
-10%
307,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 4717
Авторы Афонькина Ю. А.
Издательство Учитель, 2016
Серия Образовательный мониторинг
ISBN 978-5-7057-4338-4
Страниц 210
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705743384
Размеры (Ш x В x Т) 203 x 285 x 9 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 300 г
В пособии рассматриваются все группы профессиональных компетенций педагога ДОО, содержание которых отражает основные направления психолого-педагогической работы педагога по освоению детьми образовательных областей, организации различных видов детской деятельности. Предложенный мониторинг позволяет выявить уровень владения педагогом специфическими для каждой образовательной области компетенциями по решению профессиональных задач, связанных с обучением, воспитанием и развитием ребенка, составить по результатам мониторинга индивидуальный профиль профессиональной деятельности конкретного педагога и определить приоритеты совершенствования его педагогической деятельности в контексте реализации ФГОС ДО.
Адресовано руководителям, старшим воспитателям, педагогам ДОО; полезно слушателям курсов повышения квалификации работников образования; рекомендовано специалистам высшего образования для подготовки бакалавров по направлениям "Педагогическое образование", "Психолого-педагогическое образование", "Специальное (дефектологическое) образование".

Подробное описание

Введение

Реализация федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает развивающую направленность образовательной деятельности, что связано с существенными преобразованиями в сфере профессиональной деятельности педагога, определяемыми такими принципами ФГОС ДО, как поддержка разнообразия детства, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважение к личности ребенка.

Данные принципы реализованы в авторской модели мониторинга профессиональной деятельности педагога ДОО.

Концептуальную основу для разработки мониторинга составили исследования в этой области Е. А. Панько, которая рассматривает умения педагога ДОО как средство реализации развивающей функции в его работе с детьми. Она определяет педагогическое умение как осознанное владение субъектом педагогической деятельности совокупностью психических и практических действий, направленных на достижение целей обучения и воспитания и мотивированных его профессиональным мировоззрением. То есть именно в профессиональных умениях педагога отражены все компоненты структуры его профессиональной деятельности. Система профессиональных умений включает, согласно мнению Е. А. Панько, гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные умения.

Гностические умения дают воспитателю возможность познать предмет деятельности, позволяют увидеть в своих воспитанниках проявление познавательной, волевой, эмоциональной сфер, мотивов его поведения, способностей, темперамента; выявить взаимоотношения между детьми; определить особенности семейной микросреды. Это и умения объективно оценивать эффективность применяемых методов воспитания и обучения, учитывать опыт других с целью перенесения передового, творческого его содержания в свою педагогическую практику.

Конструктивные умения позволяют видеть «завтрашний день» воспитанников, развитие каждого ребенка и всей группы, планировать образовательную работу; позволяют воспитателю грамотно отбирать фактический материал по разным видам деятельности в зависимости от задач воспитания и обучения на каждом возрастном этапе.

Коммуникативные умения обеспечивают установление педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, коллегами по работе.

Организаторские умения обеспечивают организацию разных форм деятельности (фронтальной, групповой, индивидуальной), собственной педагогической деятельности и работы с родителями детей своей группы; проявляются в умении организовать интересную деятельность детей и взрослых, «заразить» их своей энергией, инициативой.

Специальные умения проявляются в умении воспитателя выразительно читать произведения, хорошо рисовать, петь, танцевать, лепить, конструировать, делать наглядные пособия, игрушки, атрибуты, владеть основными видами движений, пользоваться техническими средствами обучения и др.

Все группы профессионально-педагогических умений представлены в разработанном нами мониторинге профессиональной деятельности педагогов ДОО в контексте компетентностного подхода.

Содержание профессиональных компетенций, в соответствии с ФГОС ДО, отражает содержание психолого-педагогической работы педагога по освоению детьми образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Разработки адресованы старшим воспитателям, воспитателям и педагогам-психологам ДОО. Мониторинг сконструирован таким образом, чтобы выяснить, как педагог владеет специфическими для каждой образовательной области компетенциями, отражающими направления совершенствования образовательной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий, направленных на создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, развития взаимоотношений ребенка со взрослым, с другими детьми, на содействие ребенку в установлении системы взаимоотношений с миром, другими людьми, на развитие его отношения к себе.

Мониторинг профессиональной деятельности педагогов ДОО проводится не менее двух раз в год. При наличии у конкретных педагогов стойких профессиональных затруднений в реализации конкретных образовательных областей ‒ чаще, в индивидуальном варианте. Результаты мониторинга подлежат оценке и интерпретации старшим воспитателем с помощью педагога-психолога в соответствии с принципом конфиденциальности.

По результатам мониторинга составляется индивидуальный профиль профессиональной деятельности каждого педагога, планируется и отражается в индивидуальном модуле работа по методическому и психологическому сопровождению педагога. Обобщенные данные мониторинга позволяют прогнозировать направления методической и психологической работы с педагогическим коллективом и определять эффективность такой работы, а также своевременно предотвращать возможные трудности в реализации педагогами той или иной образовательной области и своевременно корректировать соответствующие компоненты образовательной деятельности.

Тем самым в ДОО создаются условия для решения таких задач, как социализация детей, развитие их творческого потенциала, охрана и укрепление их физического и психического здоровья.

Содержание

Введение    3

Изучение структуры профессиональной деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации    5

Изучение профессиональной деятельности воспитателя по созданию психолого-педагогических условий для реализации основной образовательной программы    9

Образовательная область «Физическое развитие»    24

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»    64

Образовательная область «Познавательное развитие»    100

Образовательная область «Речевое развитие»    140

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»    175

Индивидуальный профиль профессиональной деятельности педагога    205

Индивидуальный модуль профессионального развития педагога    208

Литература    209

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос