Профилактика нарушения осанки у детей: занятия корригирующей гимнастикой в процессе познавательной, игровой, исследовательской, творческой деятельности
Код | 4364 |
Авторы | Коновалова Н. Г. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | Инструктору по физической культуре ДОО |
ISBN | 978-5-7057-4256-1 |
Страниц | 89 |
УДК | 372.3/.4 |
Штрихкод | 9785705742561 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 3 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, скрепка |
Вес | 66 г |
Предназначено инструкторам по физической культуре, воспитателям ДОО, полезно преподавателям физической культуры ОО и родителям для индивидуальной работы с детьми.
Подробное описание
Введение
Несмотря на усиление внимания государства и общества к проблеме сохранения здоровья нации в современной России, показатели здоровья детского населения продолжают снижаться. Сложилась удивительная ситуация: дети, которые гипотетически должны быть наиболее здоровой частью общества, таковой не являются, что вызывает обоснованную озабоченность педагогического и медицинского сообщества.
Постепенное ухудшение здоровья детского населения обусловлено многими объективными и субъективными факторами. Часть этих факторов может и должна быть учтена при организации и построении образовательного процесса, что и предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В частности, ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г., вступивший в силу с 1 января 2014 г., предусматривает индивидуализацию образования, в том числе поддержку ребенка, построение индивидуальной образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития.
Среди отклонений в состоянии здоровья и особенностей развития детей дошкольного возраста важное место занимают различные виды нарушения осанки. Само по себе нарушение осанки не представляет прямой угрозы для жизни ребенка, оно не сопряжено с неизбежным запретом на какие-либо виды деятельности, включая учебную или спортивную. В то же время нарушение осанки создает условия для развития патологии различных органов и систем, в том числе заболеваний верхних дыхательный путей, опорно-двигательного аппарата.
Данное учебное пособие посвящено анализу причин возникновения нарушений и коррекции осанки в период дошкольного детства путем индивидуализации образовательных траекторий по физической культуре, интеграции занятий корригирующей гимнастикой с другими видами регламентированной и нерегламентированной деятельности дошкольников.
Формирование осанки – процесс длительный, он зависит не только от занятий лечебной физической культурой, но и от многих факторов игровой и учебной деятельности, психоэмоционального климата в коллективе, режимных моментов. Часть из этих факторов реализуется в детском коллективе, часть – только в семье. Поэтому учебное пособие адресовано инструкторам по физической культуре дошкольного образовательного учреждения и воспитателям, но может быть интересно родителям.
Данное пособие имеет две особенности, которые отличают его от большинства других работ, посвященных этой теме.
Во-первых, коррекция различных видов нарушения осанки рассмотрена отдельно, поскольку физические упражнения, в одном случае корригирующие биомеханические нарушения, могут провоцировать прогрессирование этих нарушений в другом. Комплексы корригирующей гимнастики при различных видах нарушения осанки представлены в сюжетно-ролевой и игровой формах, что учитывает особенности восприятия детей дошкольного возраста.
Во-вторых, работа над этим изданием проходила в течение полугода после введения первого в стране ФГОС ДО. Поэтому в структуру и содержание внесены изменения с учетом требований ФГОС ДО. Работая над пособием, мы опирались на следующие основные положения ФГОС ДО:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; понимание детства как периода жизни, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) проведение занятий физической культурой и организация самостоятельной деятельности ребенка, направленной на коррекцию осанки, формирование оптимальных постуральных стереотипов в формах, специфических для детей дошкольного возраста: в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей физическое, творческое и художественно-эстетическое развитие ребенка.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО при анализе причин, вызывающих нарушение осанки, рассмотрении видов на-рушения осанки, подборе корригирующих упражнений и составлении комплексов учитывали:
1) индивидуальные потребности детей с различными видами нарушения осанки, связанные с условиями их жизни и состоянием здоровья;
2) возможности освоения ребенком корригирующих упражнений с учетом его возраста и физической подготовленности.
Опирались на следующие принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком этапа дошкольного детства, обогащение детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в процессе занятий корригирующей гимнастикой;
8) возрастная адекватность дошкольного образования – соответствие физических упражнений и формы проведения занятия возрастным особенностям детей;
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Подходы, предложенные в учебном пособии, направлены на достижение следующих целей, определенных ФГОС ДО:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.
При написании учебного пособия ориентировались на решение следующих задач, обозначенных в ФГОС ДО:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от ограниченных возможностей здоровья;
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование в структуре общей культуры личности детей ценностей здорового образа жизни, развитие физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания занятий корригирующей гимнастикой с учетом способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
приводим некоторые положения ФГОС ДО с сохранением аутентичной нумерации и то, какое отражение они нашли в данном учебном пособии по профилактике нарушения осанки в детском саду:
Реализация положений стандарта
в содержании пособия
Положение ФГОС ДО |
Реализация в содержании |
1.2. Стандарт разработан на основе Конституции РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка |
|
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду |
Проведение игровых или сюжетно-ролевых занятий корригирующей гимнастикой |
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей |
Предоставление детям возможности проявлять собст-венное творчество в процессе проведения занятий корригирующей гимнастикой путем внесения дополнений в сюжетную линию занятия |
3) уважение личности ребенка |
Поддержание интереса детей к занятиям на протяжении всего учебного года путем использования игрового |
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка |
Проведение занятий корригирующей гимнастикой в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности. Интеграция корригирующей гимнастики с изобразительной деятельностью |
1.3. В Стандарте учитываются: |
|
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, |
Осуществление дифференцированного подхода к детям |
2) возможность освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации |
Корригирующие упражнения с учетом возраста и физической подготовки детей |
1.4. Основные принципы дошкольного образования: |
|
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития |
Проведение корригирующей гимнастики в форме игры, других видов деятельности, адекватных и интересных детям, с учетом возраста |
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования |
Выполнение части физических упражнений по карточкам, по звеньям, по индивидуальным заданиям с учетом интересов, показателей физического развития ребенка |
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка субъектом образовательных отношений |
Учет детских предпочтений при выборе сюжетного или игрового оформления занятия |
4) поддержка инициативы детей |
Проведение конкурсов среди детей на сюжетное оформление занятия корригирующей гимнастикой, прорисовывание на занятиях и самостоятельно дома впечатлений от занятия |
5) сотрудничество Организации |
Подбор упражнений для утренней гигиенической гимнастики с учетом вида нарушения осанки и интересов конкретного ребенка. Разработка формы дневника контроля за состоянием ребенка (адресовано родителям). Творческие задания для работы родителей с детьми как продолжение интегрированных занятий корригирующей гимнастикой |
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства |
Проведение сюжетно-ролевых форм занятий корригирующей гимнастикой с учетом социокультурных норм, традиций семьи, общества, государства |
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности |
Интеграция корригирующей гимнастики с другими занятиями (познавательной деятельностью, рисованием, развитием речи…) |
8) возрастная адекватность |
Соответствие нагрузки и продолжительности занятия корригирующей гимнастикой возрасту и особенностям развития детей |
9) учет этнокультурной ситуации развития детей |
Использование элементов национальных игр и сказок при проведении занятий корригирующей гимнастикой |
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: |
|
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия |
Коррекция осанки детей, формирование оптимального дыхательного стереотипа, эмоциональная разрядка |
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации… (в том числе ограниченных возможностей здоровья) |
Улучшение здоровья детей, как следствие – повышение |
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) |
Использование одинаковых или близких комплексов корригирующей гимнастики |
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром |
Развитие индивидуальных особенностей ребенка, обучение построения отношений |
5) объединение обучения и воспи-тания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества |
Тренировка различных вариантов построения отношений в процессе игры, осмысление полученного опыта во время обсуждения и прорисовывания игровых ситуаций |
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка; формирование предпосылок учебной деятельности |
Формирование ценности здорового образа жизни, развитие физических качеств в процессе занятий корригирующей гимнастикой |
7) обеспечение вариативности |
Построение занятий корригирующей гимнастикой с учетом видов нарушения осанки у детей |
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей |
Проведение корригирующей гимнастики в игровой или сюжетно-игровой форме |
9) обеспечение психолого-педа-гогической поддержки семьи |
Творческие домашние задания для работы родителей с детьми, дневник контроля за состоянием ребенка, подбор корригирующих упражнений для индивидуальной работы родителей с детьми |
Список сокращений, использованных в пособии
ГСС – голеностопный сустав.
И.П. – исходное положение.
КС – коленный сустав.
Лев. – левый.
ЛС – локтевой сустав.
ОС – основная стойка.
Пр. – правый.
ПС – плечевой сустав.
ТБС – тазобедренный сустав.
Упр. – упражнение.
Содержание
Введение 3
Что такое осанка 13
Признаки правильной осанки 13
Факторы, определяющие осанку 14
Распространенность и причины возникновения нарушений осанки у детей 15
Виды нарушений осанки 16
Нарушения осанки в сагиттальной плоскости 17
Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника 17
Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника 19
Нарушение осанки во фронтальной плоскости 20
Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста 20
Профилактика заболеваний 20
Рациональная двигательная активность 20
Ортопедический режим 22
Корригирующая Гимнастика для профилактики и лечения нарушения осанки 23
Общие положения 23
Корригирующая гимнастика для профилактики и коррекции круглой спины 26
Специальные упражнения 26
Примерный комплекс корригирующей гимнастики для детей дошкольного возраста с круглой спиной 37
Корригирующая гимнастика для профилактики и коррекции кругловогнутой спины 39
Специальные упражнения 39
Примерный комплекс корригирующей гимнастики для детей дошкольного возраста с кругловогнутой спиной 50
Корригирующая гимнастика для профилактики и коррекции асимметричной осанки 52
Примерный комплекс корригирующей гимнастики для детей дошкольного возраста с асимметричной осанкой 52
Интеграция корригирующей гимнастики с другими занятиями в системе дошкольного образования 54
Интеграция занятий корригирующей гимнастикой с познавательной деятельностью 56
Интеграция занятий корригирующей гимнастикой с формированием элементарных математических представлений 59
Интеграция занятий корригирующей гимнастикой с развитием
речи 65
Интеграция занятий корригирующей гимнастикой с изобрази-тельной деятельностью 70
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей в процессе формирования осанки у детей 74
Принципы подбора корригирующих упражнений для индивидуальной работы с детьми 75
Варианты оформления дневника контроля за состоянием ребенка 78
Творческие домашние задания для работы родителей с детьми 85
Литература 88
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом