Литературное чтение. 3 класс: технологические карты уроков по учебнику Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой. УМК "Начальная школа XXI века"
Код | 5112б |
Авторы-составители | Кузнецова Н. Н. |
Издательство | Учитель, 2020 |
Серия | ФГОС. Поурочное планирование |
ISBN | 978-5-7057-4227-1, 978-5-7057-4965-2 |
Страниц | 316 |
УДК | 372.016:82*03 |
Штрихкод | 9785705742271, 9785705749652 |
Размеры (Ш x В x Т) | 203 x 285 x 14 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 447 г |
3 класса, разработанные в соответствии с основными положениями федерального государ-ственного образовательного стандарта, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования и требованиями Примерной образовательной программы, ориентированные на работу
с учебником "Литературное чтение" Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой (М.: Вентана-Граф, 2019), входящим в УМК "Начальная школа XXI века".
В рамках урока обозначены планируемые результаты, охарактеризованы универсальные учебные действия, сформулированы педагогические цели. Предложены традиционные и инновационные формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, предлагающие осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения.
Предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений, рекомендовано студентам педагогических вузов.
Подробное описание
Введение
Пособие содержит сценарии уроков обучения литературному чтению в 3 классе (УМК «Начальная школа XXI века»), разработанные в формате технологических карт в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования и ориентированные на работу с учебником Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой «Литературное чтение» (М.: Вентана-Граф, 2019).
На уроки изучения литературного чтения в 3 классе отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели). Поурочные разработки предполагают формирование у учащихся универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщающих способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность детей к овладению компетентностью «уметь учиться». Работа с учебником и хрестоматией обеспечит освоение учениками предметного содержания, формирование познавательных (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы), коммуникативных, регулятивных, личностных УУД.
Обучение литературному чтению поможет ребенку освоить навыки чтения: подведет к осознанию разнообразного мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатит читательский опыт. Развитие читательских навыков предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и про себя, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение), воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь пересказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Система обучения литературному чтению ориентирована на сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, общение и развитие у учеников умений внимательно слушать собеседника, адекватно воспринимать его речь, правильно строить свои высказывания.
Каждый урок предполагает осознанное вхождение детей в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование, варианты которого предлагаются в сценариях. Четко определены этапы урока и прописаны формируемые на них умения обучающихся. В конце каждого урока планируется рефлексия как самопознание и самоанализ деятельности и ее результатов. Ученики оценивают свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Задача пособия состоит в том, чтобы максимально облегчить учителю как подготовку к уроку, так и деятельность на уроке. Педагогу представляется все необходимое для организации учебного процесса: подробные сценарии уроков, организационные моменты, материалы к урокам и т. д. Творчески работающий учитель может использовать предлагаемые технологические карты уроков полностью или частично, включая отдельные элементы в собственный план урока.
Содержание
Введение 3
Технологические карты 4
Устное народное творчество 4
Урок 1. Тема: Произведения фольклора. Загадки. Какие бывают загадки? Загадка-сказка. В. Даль «Старик-годовик». Дополнительное чтение. Загадки 4
Урок 2. Тема: Произведения фольклора. Пословицы. Какие бывают пословицы? Дополнительное чтение. Пословицы 7
Урок 3. Тема: Русские народные сказки. «Самое дорогое» 9
Урок 4. Тема: Русские народные сказки. «Про Ленивую и Радивую» 11
Урок 5. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Сказки о животных. Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иванович» 14
Урок 6. Тема: Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Дополнительное чтение. Башкирская народная сказка «Умная внучка» 16
Урок 7. Тема: Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка. О присказках 18
Урок 8. Тема: Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка. О присказках 20
Урок 9. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Сказки народов России. Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Елена Премудрая», чукотская сказка «Девушка и Месяц» 21
Урок 10. Тема: Малые жанры фольклора. Скороговорки. Потешки. Какие бывают скороговорки 23
Урок 11. Тема: Обобщение по теме. Рубрика «Проверьте себя» 25
Урок 12. Тема: Былины. «Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» 27
Урок 13. Тема: Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеёвич» 29
Урок 14. Тема: Былины. «Вольга и Микула» 31
Урок 15. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Былины. Дополнительное чтение. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович». Рубрика «Книжная полка». Былины 33
Урок 16. Тема: Обобщение по разделу «Былины» 35
Басни 37
Урок 17. Тема: Басни Эзопа и И. А. Крылова. Эзоп «Лисица и виноград». И. А. Крылов «Лисица и виноград» 37
Урок 18. Тема: Басни Эзопа и И. А. Крылова. И. А. Крылов «Ворона и Лисица». Дополнительное чтение. Эзоп «Ворон и Лисица» 39
Урок 19. Тема: Басни И. А. Крылова. Дополнительное чтение. «Волк и Ягненок», «Крестьянин и работник» 41
Урок 20. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Басни. Дополнительное чтение. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая лисица», А. Измайлов «Филин и Чиж» 44
Урок 21. Тема: Обобщение по разделу «Басни». Рубрика «Проверьте себя». Промежуточная диагностика 45
Произведения А. С. Пушкина 49
Урок 22. Тема: Произведения А. С. Пушкина. Отрывки из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зеленый…» 49
Урок 23. Тема: Произведения А. С. Пушкина. Дополнительное чтение. «Бой Руслана с головой» 51
Урок 24. Тема: Сказки А. С. Пушкина. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (в сокращении) 53
Урок 25. Тема: Сказки А. С. Пушкина. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (в сокращении) 55
Урок 26. Тема: Сказки А. С. Пушкина. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (в сокращении) 58
Урок 27. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Сказки А. С. Пушкина. К. Г. Паустов-ский «Сказки Пушкина». Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» 62
Урок 28. Тема: Сказки А. С. Пушкина. Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Э. Бабаев «Там лес и дол видений полны…» 64
Урок 29. Тема: Стихи о природе. А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер» 67
Урок 30. Тема: Стихи о няне. А. С. Пушкин «Няне» 69
Урок 31. Тема: Обобщение по разделу «Произведения А. С. Пушкина». Рубрика «Проверьте себя» 71
Стихи русских поэтов 73
Урок 32. Тема: Стихи о природе. Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою…» 73
Урок 33. Тема: Стихи об осенней природе. А. Н. Майков «Осень» 77
Урок 34. Тема: Стихи А. А. Фета. А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…» 79
Урок 35. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение. И. А. Бунин «Листопад» 82
Урок 36. Тема: Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов». Рубрика «Проверьте себя» 84
Произведения Л. Н. Толстого 86
Урок 37. Тема: Жанры произведений Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой «Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня) 86
Урок 38. Тема: Жанры произведений Л. Н. Толстого. Дополнительное чтение. Л. Н. Толстой «Ореховая ветка» 88
Урок 39. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Сказки Л. Н. Толстого 90
Урок 40. Тема: Сказки Л. Н. Толстого. Дополнительное чтение. Л. Н. Толстой «Работ-ник Емельян и пустой барабан» 92
Урок 41. Тема: Научно-популярные и художественные рассказы. Л. Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы» 94
Урок 42. Тема: Научно-популярные и художественные рассказы. Дополнительное чтение. Л. Н. Толстой «Лев и собачка» 96
Урок 43. Тема: Художественные рассказы Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой «Прыжок» 100
Урок 44. Тема: Художественные рассказы Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой «Прыжок» 102
Урок 45. Тема: Былины Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой «Как боролся русский богатырь» 104
Урок 46. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Книги Л. Н. Толстого. Рубрика «Книжная полка» 105
Урок 47. Тема: Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» 107
Произведения Н. А. Некрасова 109
Урок 48. Тема: Стихотворения о детях. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок). К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок» 109
Урок 49. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Стихотворения о детях. Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» (в сокращении) 112
Урок 50. Тема: Стихи о природе. Н. А. Некрасов «Славная осень…» 114
Урок 51. Тема: Стихи о природе. Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Зеленый Шум». К. И. Чуковский «Зеленый Шум» 116
Урок 52. Тема: Стихи о природе. Н. А. Некрасов «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») 118
Урок 53. Тема: Слушание и работа с детской книгой. К. И. Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова». Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Саша». Рубрика «Книжная полка» 120
Урок 54. Тема: Обобщение по разделу. Русские поэты. Рубрика «Проверьте себя» 122
Произведения А. П. Чехова 124
Урок 55. Тема: Повести и рассказы. А. П. Чехов. Повесть «Степь» (отрывок) 124
Урок 56. Тема: Повести и рассказы. Дополнительное чтение. А. П. Чехов «Белолобый» 126
Урок 57. Тема: Произведения о детях. А. П. Чехов «Ванька» 129
Урок 58. Тема: Произведения о детях. А. П. Чехов «Ванька» 131
Урок 59. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение. Л. Н. Андреев «Кусака» 133
Урок 60. Тема: Очерки и воспоминания об А. П. Чехове. Н. С. Шер «О рассказах А. П. Чехова» 135
Сказки зарубежных писателей 137
Урок 61. Тема: Сказки зарубежных писателей. Сказки Ш. Перро. Ш. Перро «Подарки феи» 137
Урок 62. Тема: Сказки Ц. Топелиуса. Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». Дополнительное чтение. Ц. Топелиус «Зимняя сказка» 139
Урок 63. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Сказки зарубежных писателей. Дополнительное чтение. Х.-К. Андерсен «Снеговик». Бр. Гримм «Умная дочь крестьянская» 142
Урок 64. Тема: В мире сказок 146
Стихи русских поэтов 147
Урок 65. Тема: Стихи о Родине. И. С. Никитин «Русь» 147
Урок 66. Тема: Стихи о природе. И. С. Никитин «Утро» 149
Урок 67. Тема: Стихи о детях и для детей. И. З. Суриков «Детство» 152
Урок 68. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Стихи детских поэтов. Дополнительное чтение. И. С. Никитин «Помню я: бывало, няня…» 154
Урок 69. Тема: Стихи о Родине. С. Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день» 157
Урок 70. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Стихи о Родине и родной природе. Дополнительное чтение. Ф. Н. Глинка «Москва» 159
Урок 71. Тема: Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» 161
Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка 163
Урок 72. Тема: Рассказы о животных. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» 163
Урок 73. Тема: Рассказы о животных. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» 165
Урок 74. Тема: Рассказы о животных. Дополнительное чтение. В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» 166
Урок 75. Тема: Сказки о животных. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех» 168
Урок 76. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Произведения о животных. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Постойко» 170
Урок 77. Тема: Произведения о животных. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Постойко». Книги Д. Н. Мамина-Сибиряка 172
Произведения А. И. Куприна 174
Урок 78. Тема: Произведения о людях. А. И. Куприн «Синяя звезда» 174
Урок 79. Тема: Произведения о людях. А. И. Куприн «Синяя звезда» 176
Урок 80. Тема: Произведения о людях. А. И. Куприн «Синяя звезда» 177
Урок 81. Тема: Произведения о людях. А. И. Куприн «Синяя звезда» 179
Урок 82. Тема: Рассказы о животных. А. И. Куприн «Барбос и Жулька» 181
Урок 83. Тема: Рассказы о животных. А. И. Куприн «Барбос и Жулька» 183
Урок 84. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Произведения о животных. Рубрика «Книжная полка». Дополнительное чтение. А. И. Куприн «Собачье счастье» 185
Урок 85. Тема: Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка и А. И. Куприна. Рубрика «Проверьте себя» 187
Стихи С. А. Есенина 189
Урок 86. Тема: С. А. Есенин. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом…» 189
Урок 87. Тема: Стихи о природе. С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» 192
Урок 88. Тема: Стихи о природе. С. А. Есенин «Береза». Дополнительное чтение. Стихи о березе (отрывки) 195
Урок 89. Тема: Стихотворения для детей. С. А. Есенин «Бабушкины сказки» 198
Урок 90. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Родные поэты. Книги со стихотво-рениями русских поэтов. Дополнительное чтение. С. А. Есенин «Сыплет черемуха снегом…»; И. С. Тургенев «Деревня» 200
Урок 91. Тема: Обобщение по разделу «Стихи С. А. Есенина». «Проверьте себя» 202
Урок 92. Тема: Стихи русских поэтов 203
Произведения К. Г. Паустовского 206
Урок 93. Тема: Произведения для детей. К. Г. Паустовский «Стальное колечко» 206
Урок 94. Тема: Произведения для детей. К. Г. Паустовский «Стальное колечко» 208
Урок 95. Тема: Произведения для детей. К. Г. Паустовский «Стальное колечко» 209
Урок 96. Тема: Произведения для детей. Дополнительное чтение. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб» 211
Урок 97. Тема: Рассказы о животных. К. Г. Паустовский «Кот-ворюга» 214
Урок 98. Тема: Рассказы о животных. К. Г. Паустовский «Кот-ворюга» 216
Урок 99. Тема: Рассказы о животных К. Г. Паустовский «Кот-ворюга» 217
Урок 100. Тема: Рассказы К. Г. Паустовского. К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди?» 219
Урок 101. Тема: Рассказы К. Г. Паустовского. Рубрика «Книжная полка». Дополнительное чтение. К. Г. Паустовский «Заячьи лапы» 221
Урок 102. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Рассказы о животных. Дополнительное чтение. И. С. Тургенев «Воробей», «Перепелка» 223
Урок 103. Тема: Комплексная разноуровневая контрольная работа 227
Урок 104. Тема: Моя любимая книга. (Урок проходит в рамках «Недели детской книги».) 231
Произведения С. Я. Маршака 233
Урок 105. Тема: Стихи о Родине и родной природе. С. Я. Маршак «Урок родного языка» 233
Урок 106. Тема: Стихи о Родине и родной природе. С. Я. Маршак «Ландыш» 237
Урок 107. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Пьесы-сказки С. Я. Маршака. Дополнительное чтение. Пьеса-сказка «Кошкин дом» 240
Урок 108. Тема: Урок-обобщение по разделу «Произведения и книги С. Я. Маршака». В. Е. Субботин «С Маршаком» 242
Произведения Л. Пантелеева 244
Урок 109. Тема: Художественные рассказы. Л. Пантелеев «Честное слово» 244
Урок 110. Тема: Художественные рассказы. Дополнительное чтение. В. А. Осеева «Бабка» 247
Урок 111. Тема: Исторические рассказы. Л. Пантелеев «Камилл и учитель» 250
Урок 112. Тема: Исторические рассказы. Л. Пантелеев «Камилл и учитель» 252
Урок 113. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Рассказы о детях и для детей. Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая» 255
Произведения А. П. Гайдара 257
Урок 114. Тема: А. П. Гайдар «Горячий камень» 257
Урок 115. Тема: Повесть о детях. А. П. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы) 260
Урок 116. Тема: Повесть о детях. А. П. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы) 262
Урок 117. Тема: Писатели о писателях. С. В. Михалков «Аркадий Гайдар»; К. Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Дополнительное чтение. С. В. Михалков «Ошибка» 264
Урок 118. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Книги о детях и для детей. Руб-
рика «Книжная полка». Дополнительное чтение. В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре» 267
Урок 119. Тема: Обобщение по теме «Произведения о детях и для детей». Рубрика
«Проверьте себя» 270
Произведения М. М. Пришвина 272
Урок 120. Тема: Разножанровые произведения М. М. Пришвина. М. М. Пришвин «Моя Родина» 272
Урок 121. Тема: Разножанровые произведения М. М. Пришвина. Дополнительное чтение.
М. М. Пришвин «Двойной след» 275
Урок 122. Тема: Рассказы о животных. М. М. Пришвин «Выскочка» 277
Урок 123. Тема: Рассказы о природе. М. М. Пришвин «Жаркий час» 280
Урок 124. Тема: Рассказы о природе. В. А. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине» 283
Урок 125. Тема: Обобщение. Рубрика «Проверьте себя» 285
Произведения зарубежных писателей 286
Урок 126. Тема: Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк» (в сокращении) 286
Урок 127. Тема: Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк» (в сокращении) 288
Урок 128. Тема: Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк» (в сокращении) 290
Урок 129. Тема: Рассказы о животных. Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении) 292
Урок 130. Тема: Рассказы о животных. Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении) 295
Урок 131. Тема: Рассказы о животных. Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении) 297
Урок 132. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Книги о животных. Рубрика «Книж-
ная полка» 299
Урок 133. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Книги зарубежных писателей.
Дополнительное чтение. Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» 300
Урок 134. Тема: Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей». Рубри-
ка «Проверьте себя» 302
Итоговые уроки 304
Урок 135. Тема: Комплексная контрольная работа 304
Урок 136. Тема: Библиотечный урок «Летнее чтение» 309
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом