Родительские собрания в начальной школе. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-824 |
Авторы-составители | Курбеко И. В. и др. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Школа и родители |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Электронное пособие "Родительские собрания в начальной школе" серии "Школа и родители" создано в помощь классным руководителям и учителям начальной школы, заместителям директоров.
Особенности материалов данного диска: актуальная тематика; интересные проблемные вопросы; материалы для обсуждения и размышления; разнообразные формы проведения собраний и встреч с родителями; наличие конспектов родительских собраний.
Структура пособия включает следующие разделы:
- Родителям о ФГОС;
- Родительские собрания;
- В помощь классному руководителю;
- Работа с родителями;
- Семейные праздники;
- Школа и семья.
Особое внимание уделяется психолого-педагогическим особенностям работы классного руководителя с родителями и детьми, созданию детского пространства в семье и школе.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МБ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 100 МБ;
- установленная программа Microsoft Office PowerPoint 2007 и выше для просмотра презентаций.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Адаптация первоклассника к школе
Г. П. Попова, О. Н. Рудякова
Адаптация первоклассника к школе
(первое родительское собрание в 1 классе –
«клуб» полезных советов и рекомендаций)
Цели:
– разъяснить родителям трудности привыкания детей к школе, которые проявляются в возрастных и психологических особенностях младших школьников;
– дать необходимые рекомендации по планированию режима дня и грамотному приготовлению домашних заданий.
Ход родительского собрания
I. Приветствие. Вступительное слово учителя.
Встречи этой искренне мы ждали.
И не терпелось: все ли друг о друге мы узнали?
Вам интересно, кто будет детей ваших обучать,
А мне, как будем вместе ладить, детям нашим помогать.
Здравствуйте, уважаемые родители.
Ваши дети переступили порог школы. Им предстоит привыкать к новым условиям своего существования, к перемене режимных моментов, к необходимости выполнения тех требований, которые им предъявляют взрослые, к сотрудничеству со новым коллективом взрослых и сверстников.
– Как вы считаете, легко ли им самостоятельно справиться со всем этим?
– Можем ли мы (а возможно, и обязаны), взрослые, им помочь?
– Не кажется ли вам порой, что и мы сами иногда оказываемся в тупике: что делать?
Уверена, что каждый из вас абсолютно все готов сделать для своего чада, но что именно, как это сделать педагогически оправданно? Наверное, нам вместе стоит сегодня об этом подумать, поразмышлять, посоветоваться со специалистами, чтобы осталось как можно меньше вопросов и «белых пятен» на пути адаптации детей к школе.
II. Сообщение учителя.
Возрастные особенности младшего школьника
Переход в разряд школьников для детей – весьма трудное испытание. Резко меняется весь уклад жизни. Появляются дополнительные обязанности, расширяется круг общения.
Как правило, от 7 до 11 лет развитие ребенка происходит плавно, без каких-либо особых кризисов. На этот возраст приходится минимум болезней, психологических травм. Отношения с родителями по-прежнему значимы, но все же отходят на второй план. Огромным авторитетом обладают учителя, на новый уровень выходят отношения со сверстниками. Рождается дружба, потрясают первые предательства. В подобных переживаниях начинают складываться собственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Нормально развивающего младшего школьника отличает широта интересов: он по очереди увлекается всем подряд, пробует себя в самых различных областях. Ребенок жизнерадостен, энергичен, переполнен идеями и мечтами. Счастливый возраст Тома Сойера дается детям самой природой перед испытаниями отрочества и юности. Помните об этом, уважаемые родители.
III. Сообщение психолога.
Психологическая готовность ребенка к школе
Подготовленные к школе дети – это дети, для которых школьная действительность уже с первых дней собственно учебная. С ними, как правило, не бывает особых хлопот.
А есть дети, которые занимают положение кумира в семье. Если такой ребенок дома не усвоил простейшие представления о справедливости, то жизнь в школе будет полна неоправданных обид.
Личностная готовность.
Родители должны способствовать формированию у детей следующих качеств: умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, если есть разумная необходимость, чувство товарищества. Такие качества обеспечат ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.
Волевая готовность. Это условие характеризуется отношением ребенка к трудностям и способам их преодоления. Здесь главное значение имеет воспитание мотивов достижения целей, умение принять трудности и стремление разрешить их.
Интеллектуальная готовность. Это наличие определенного кругозора, запаса конкретных знаний о живой и неживой природе, общественной жизни. В этом возрасте логическая форма мышления доступна, но не характерна. Важная роль отведена наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению.
Уважаемые родители! Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задает ваш ребенок. Не отмахивайтесь от детских вопросов, но и не пичкайте их готовыми знаниями: сначала дайте возможность приобрести их самостоятельно (книги, библиотеки, наблюдения, тактильные ощущения и т. д.). Познавая окружающий мир, ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы.
IV. Сообщение учителя.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…
ЗДЕСЬ МАЛО УСЛЫШАТЬ,
ЗДЕСЬ ВСЛУШАТЬСЯ НУЖНО…
(собрание – круглый стол)
Цели: показать, что атмосфера семьи – главный фактор благополучия, счастья и здоровья ребенка; формировать у родителей учащихся ответственное отношение к воспитанию нравственных качеств в ребенке, помочь родителям создать и упрочить духовные и душевные связи с детьми.
Оборудование: оформление доски (тема); итоги анкетирования родителей, детей (схемы, цветовые диаграммы); конверт с педагогическими ситуациями. Столы целесообразно расставить по периметру кабинета, так как форма собрания – круглый стол – предполагает, что все участники видят лица друг друга.
Участники: родители, классный руководитель, психолог, социальный педагог (может быть приглашен, если результаты диагностики требуют его консультации).
Ход родительского собрания
Учитель. Здравствуйте, коллеги! Добро пожаловать на заседание нашего родительского клуба. Разговор, который мы поведем сегодня, предполагает наличие неких острых углов. Для того чтобы их стало хоть чуть-чуть поменьше, я приглашаю вас занять место за круглым столом. Откуда черпает душевные силы ваш ребенок, что наполняет его душу? «Из семьи», – наверное, скажете вы. Как же помочь ему найти себя в этой семье, в этом мире, в этом «воздухе» (см. эпиграф).
Очень хочется, чтобы сегодня вы обменялись своими мнениями, поделились своим опытом. Тему разговора я сформулировала так: «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно». Почему? Потому что процесс воспитания ребенка требует внимания, терпения, чуткости…
Сегодня на уроке я читала вашим детям сказку. Хочу предложить ее и вам. Ребят я просила подумать о том, зачем создана эта сказка. Такой же вопрос ставлю перед вами.
ПОРОСЯТА И ЛЕБЕДЯТА
На берегу пруда в теплой луже купалась Свинья с поросятами. Поросята были маленькие, беленькие. Они нежились возле матери, прильнув к ее теплому животу. А среди пруда плавала белая Лебедь с лебедятами. Они тоже были маленькие, беленькие. Лебедята играли, ныряли. Вдруг они заметили поросят и спрашивают у матери: кто это?
– Это поросята, – сказала Лебедь. – А возле них мать – Свинья.
– А что они делают? – спрашивают лебедята.
– Мать кормит их молочком.
– А ты почему нас не кормишь молочком?
Подумала белая Лебедь и ответила:
– У птиц нет молока. Потому что у нас крылья. (Витя К., 3 класс.) (В. А. Сухомлинский. Родина в сердце. – М.: Молодая гвардия, 1978.)
О чем же эта сказка, уважаемые коллеги? (Родители высказывают свои мнения.) Мне думается, о том, что каждый ребенок формируется атмосферой семьи, в которой он живет, традициями, сложившимися отношениями, ценностными установками ее. Мы правы в своих рассуждениях, уважаемый психолог?
Примерные тезисы сообщения психолога.
Психолог. Семья ребенка – среда духовного и материального обитания.
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком образовательном и культурном потенциале родителей – продолжает получать культурное развитие всю свою жизнь.
С е м ь я – это определенный морально-психологический климат, это важная для ребенка школа взаимоотношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми ребенок переживает чувства дружбы, любви, долга, справедливости, порядочности, ответственности. Но ведь семьи все разные, а значит и атмосфера, царящая в них, разная.
Попробуйте припомнить и представить себе разные семьи, где вам доводилось бывать. Не правда ли, от каждой из них остается какое-то свое, порой трудноопределимое, но совершенно особое ощущение. Если начать анализировать, откуда же оно берется, на ум придут не только коренные черты – теплота и сердечность или, напротив, сухость семейной атмосферы, но и манера держаться между собой и с гостями, интонации при разговорах о внутрисемейных событиях и делах «посторонних», стиль препровождения досуга, мера царящего в доме уюта... Словом, масса всего, в том числе и какие-то незначительные, на первый взгляд, детали, которые, тем не менее, прочно сливаются в нашем представлении с обликом того или иного семейства.
Конечно, атмосфера семьи больше всего определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями. Но кроме общей эмоциональной и идейной «закваски» существует еще и обиходное (домашний быт), то, что мы называем семейным духом.
Эмоциональный склад семьи ощущается сам собой – как мера душевного здоровья семьи, как легкая и добрая атмосфера.
Какие эмоции преобладают в вашей семье?
Посеешь привычку – пожнешь характер
ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ – ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР
(собрание-консультация, посвященное проблеме
воспитания бережливости)
Цели: показать роль родителей, семьи в формировании бережливости; оказать родителям помощь в преодолении трудностей, связанных с воспитанием правильного отношения к деньгам и другим материальным благам.
Оборудование: оформление кабинета (на доске – тема); набор карточек с ситуациями и вопросами для обсуждения; набор карточек «Астрологи советуют».
Рекомендации: на собрание желательно пригласить психолога. Хорошо, если с вопросами, волнующими родителей, психолог познакомится заранее, в этом случае у него будет вероятность подготовить более глубокие и подробные ответы.
Ход собрания
Учитель. Здравствуйте, дорогие коллеги! У нас – очередная серьезная проблема. А значит – мы нуждаемся в консультации тех, кто с этой проблемой знаком. Дети, деньги, бережливость… Так бы я обозначила ключевые слова нашего разговора. Как правильно выстроить отношения ребенка и денег? Как научить ребенка быть бережливым в наше время? Как сделать так, чтобы открытые и щедрые дети под влиянием нашего воспитания не превратились в скупых и скаредных людей? (См. эпиграф.) Готовы приступить к работе? Тогда – за дело. Предлагаю несколько ситуаций для обсуждения.
Ситуации для обсуждения
Ситуация 1.
Шестилетнего ребенка родители отправили к бабушке в деревню. И вот там шесть старушек сядут на лавочке у дома и радуются на городского внука. Конечно, каждая чем-нибудь угощает. И тут же просит: «А бабушке дашь»? Дети – ангелы, потому что они не ведают добра и зла, они просто живут, и отзывчивость, милосердие присутствуют в каждом изначально. И ребенок охотно подбегал к бабушке, протягивал ей все, что было в руках. А бабушка гладила его по головке и говорила: «Спасибо, внучек. Кушай сам. Бабушке ничего не надо».
Пояснения педагога (психолога).
Конечно, ни один взрослый не хочет воспитать своего ребенка плохим человеком и сделать его и себя несчастным. Но многое, в том числе и жадность, мы воспитываем, сами того не подозревая.
Поймите и запомните: когда вы говорите со своим ребенком, подумайте, «как ваше слово отзовется». Своими словами вы даете малышу психологическую установку к действию. То есть если «бабушке сегодня ничего не надо» от внука или внучки, завтра ничего не надо... Как можно ждать от них, повзрослевших, что они догадаются для тебя что-то купить, а тем более поделиться своим? И нечему удивляться, а обижаться можно только на себя.
Ситуация 2.
Я работаю гувернанткой – так теперь называется домашний воспитатель – и вот что наблюдаю. Когда детям приносят сладости, то дают каждому, скажем, по апельсину. Кто-то съел раньше, и ему хочется еще, он просит у брата: «Дай кусочек». А тот в ответ: «Ты свое съел». И мама, если попросит поделиться, получает тот же ответ.
Пояснения педагога.
Если в вашей семье бывают такие сцены, советую: не давайте детям сразу все, а лучше что-то одно разделите на всех. Пусть достанется по чуть-чуть, но главное – вы душой друг для друга. Кто-то может сказать: «Вот еще! У меня денег вполне хватает, чтобы не обеднять моего ребенка». Да, в материальном плане вы его обеспечите, и порадуете, и побалуете, но в моральном – нанесете ущерб и малышу, и себе. Потому что воспитаете жадину. И в первую очередь жадным он будет с вами. Оглянитесь, сколько таких взрослых людей, которые не только материально своим родителям не помогают, но и не интересуются, живы ли они.
Ситуация 3.
Отец входит в комнату сына и видит, что в комнате горит свет изо всех источников, имеющихся в помещении (настольная лампа, люстра).
– Выключи ненужный свет, – просит отец.
– Пап, ты ведешь себя, словно бедняк, – отвечает сын.
Учитель. Только неумные люди стесняются быть бережливыми. Приведенная в качестве примера ситуация показывает, что в этой семье проблема запущена. В ребенке с самого раннего возраста следует закладывать основы характера будущего рачительного хозяина.
Учитель. Очень часто нам приходится быть свидетелями не очень приятных сцен между родителями и детьми в магазине. «Купи!» – надрывается в истерике малыш. И очень часто родители покупают что угодно, лишь бы прекратился этот душераздирающий ор. Ваши дети, конечно, уже не падают на пол в истерике, так как вышли из этого возраста, но проблемы их денежного довольствия наверняка остро стоят в ваших семьях.
Знают ли дети цену рубля?
Мы попытались это выявить путем несложного анкетирования.
Анкета для детей
1. Сколько стоит буханка хлеба, который принято покупать в вашей семье?
2. Какая часть месячного заработка отца или матери потрачена на покупку той или иной вещи (брюк, куртки, ботинок)?
Игры наших детей
ИГРЫ НАШИХ ДЕТЕЙ
(собрание рецептов)
Цели: показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка; воспитывать культуру домашних семейных игр.
Оборудование и предварительная подготовка: обработанные детские анкеты; конверты с вопросами для родителей; книжная выставка «Игры для наших детей»; на доске – тема.
Ход собрания
Учитель. Добро пожаловать на новую встречу, уважаемые коллеги! У нас есть новая важная тема для разговора: игры наших детей. Почему эта тема важна? Потому что игра – ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и метод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии. А значит родители должны уметь играть с детьми, знать, как это нужно делать.
Пусть эпиграфом нашего разговора станут слова Галилея: «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе». Как при помощи игры помочь ребенку открыть в себе хорошее, доброе, нужное? Никто не даст каких-то точных ответов, но каждый может поделится своим рецептом. Вот почему сегодняшнюю встречу я решила назвать собранием рецептов.
Игра для ребенка – школа поведения. Умный любящий взрослый обязательно использует игру для воспитания маленького человека, постарается для этой цели взять от игры как можно больше.
Игра формирует характер человека. Психологи проводили многочисленные тесты и исследования, посвященные этому вопросу. Один из экспериментов был связан с игрой «Железная дорога».
В первом варианте игры дети были объединены вместе единой целью – пройти «железную дорогу», не нарушая правил, ведь пострадает «машинист» команды. «Железная дорога» словно объединяет детей, создавая для них общее поле взаимодействия, переживаний, общий эмоциональный настрой. При этом дети сдвигаются поближе, у некоторых появляется непроизвольное движение поддержать, помочь неумелому. Они сопереживают удачам и неудачам каждого, предостерегают («Смотри, здесь бугор!»), успокаивают («Не бойся, мы с тобой!»).
А во втором варианте игры «Железная дорога» цель осталась прежняя, но задания выполнял каждый единолично, не зависимо от других детей. Совсем другой результат! Сочувствия как не бывало! Каждый озабочен собственными успехами и ему недосуг подумать о товарище. Дети, хотя и вместе делают общую работу, но не связаны между собой. Вырастает взаимное равнодушие.
И еще одно наблюдение: чем выше у ребенка интеллектуальные умения, тем ниже его способность к сорадованию. Это значит сорадуются добрые, но глупенькие дети, причем доброта убывает по мере «прибавления ума»(!), а мы так хотим, чтобы наши дети были умными и, конечно, не за счет доброты и сердечности. А вот общая возрастная картина такова: от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту отзывчивость детей к беде другого возрастает, а способность радоваться за другого резко падает. К десяти годам о сорадовании уже, увы, говорить не приходится! Куда оно исчезает? Скорее всего, – это итог изъянов воспитания. Этому и нужно учить. Как? Через игру в том числе.
А как вы относитесь к играм современных детей? (Высказывания родителей, обсуждение проблем игр современности: жестокие игры, засилие компьютерных игр, неумение играть в команде, постепенное исчезновение групповых игр, нарушение или полное отсутствие передачи игровой традиции от одного поколения к другому.)
Мы с психологом провели исследование игровых интересов детей с помощью методики «Незаконченное предложение». (Детям предлагалось завершить написание следующих предложений:
– Моя любимая игра – это …
– Дома я люблю играть …
– С папой мы играем в …)
С картиной, которую мы воссоздали с помощью этого исследования, вас ознакомит психолог. (Психолог или сам классный руководитель сообщает об итогах этого небольшого исследования.)
Учитель. Барби, Синди – куклы ваших детей. Кто они для них? Чему учат? Какие качества воспитываются у девочек в игре с ними? Мамы, бабушки, поделитесь своими мыслями. (Родители делятся своими наблюдениями.)
Учитель. Мнения психологов на этот счет тоже далеко не однозначны. С одной стороны, игры девочек с Барби, Синди имеют безусловно положительное влияние на девочек, но с другой… Не воображает ли себя девочка, обладающая такой куклой, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом? Кроме того, Барби с гардеробом, домом, обстановкой неизменна и стереотипна, задает шаблон, единый для всех, кто в нее играет. Придумать и разыграть сюжет можно, но для этого нужен предыдущий опыт. Все закономерно: если не сформирована сюжетная игра, то вряд ли удастся разыграть сюжетно-ролевую.
Учитель. А как вы относитесь к электронным и компьютерным играм? Наше исследование показало, что с этими играми дети очень дружны. Как вы решаете эту очень актуальную проблему в своих семьях? (Родители обсуждают предложенную проблему, после дискуссии слово предоставляется психологу или же учитель сам может выступить в этой роли.)
Литература
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – М. : Ось-89, 1999.
2. Бардин, К. В. Если ваш ребенок не хочет учиться / К. В. Бардин. – М., 1980.
3. Бочарова, Н. И. Организация досуга в семье / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. – М., 2001.
4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – СПб., 1992.
5. Вергелес, Г. И. Младший школьник: помоги ему учиться : кн. для учителей и родителей / Г. И. Вергелес, Л. А. Матвееева, А. И. Раев. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена ; Изд-во «Союз», 2000.
6. Волков, Б. С. Психология младшего школьника : учеб. пособие / Б. С. Волков. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Педагогическое общество России, 2002.
7. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – Калининград, 2000.
8. Гельфан, Е. М. От игры к самовоспитанию / Е. М. Гельфан, С. А. Шмаков // Педагогика. – М., 1972.
9. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя : 1–4 классы / Н. И. Дереклеева. – М. : ВАКО, 2005.
10. Диалоги о воспитании : кн. для родителей. – М. : Педагогика, 1985.
11. Детский портал «Солнышко». – Режим доступа : www.solnet/ee
12. Журнал «Няня». – 1999. – № 9.
13. Журнал «Классный руководитель». – 1999. – № 1, 2; 2000. – № 8; 2001. – № 2.
14. Журнал «Воспитание школьников». – 1998. – № 5; 2001. – № 1.
15. Журнал «Директор школы». – 1997. – № 6.
16. Калейдоскоп родительских собраний: методические разработки. – М., 2001.
17. Максимочкина, В. Н. Родительские собрания в 1 классе. Проверяй все сердцем / В. Н. Максимочкина. – Волгоград : Учитель, 2008.
18. Никитин, Б. П. Развивающие игры / Б. П. Никитин. – М., 1995.
19. Портал «Детский психолог». – Режим доступа : www.childpsy.php
20. Портал «Няня.Ру». – Режим доступа : www.7ya.ru
21. Радиоперадача «Родительское собрание» (печатная версия).
22. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие : в 2 кн. / Е. И. Рогов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
23. Сухомлинский, В. А. Родина в сердце / В. А. Сухомлинский. – М. : Молодая гвардия, 1978.
24. Тихомирова, Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника : популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 1997.
25. Технология воспитательных дел в школе / под ред. И. А. Чурикова. – Чебоксары, 1999.
26. Учиться бережливости / сост. П. И. Матвеев. – М. : Педагогика, 1984.
27. Шлыкович, А. С. Нам не скучно / А. С. Шлыковия. – М. : Детская литература, 1964.
28. Цукерман, Г. А. Школьные трудности благополучных детей / Г. А. Цукерман. – М., 1989.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом
Отзывы
Большое спасибо за комментарий.
Постараемся учесть ваше пожелание.