Алгебра. Формирование самооценки учебной деятельности. 9 класс. Учись учиться!
Код | 4758 |
Авторы-составители | Яровая Е.А. |
Издательство | Учитель, 2016 |
Серия | Образовательный мониторинг. Оценка достижений учащихся |
ISBN | 978-5-7057-4273-8 |
Страниц | 169 |
УДК | 372.016:512*09 |
Штрихкод | 9785705742738 |
Размеры (Ш x В x Т) | 203 x 285 x 8 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 347 г |
Представлены необходимые мониторинговые материалы (разноуровневые задания, описание, методика и критерии оценивания, листы самооценки, итоговые таблицы).
Предназначено учителям математики, руководителям методических объединений; полезно учащимся 9 класса; рекомендовано родителям.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
В качестве главных задач современной школы декларируются разностороннее и своевременное развитие обучающихся, их способностей, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
К обязательным результатам основного образования стандарт относит: развитие универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения обучения в старшей школе; воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул к познанию нового вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у подростка, который считает, что учиться в школе стало скучно?
Необходим новый подход к системе оценки достижения планируемых результатов для обеспечения качества образования, предполагающий вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся. Предложенная в пособии технология оценивания – это система, в которой описано «что оценивать», «кто оценивает», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать», «как определить итоговый результат».
Основные задачи технологии:
– определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний;
– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
– мотивировать ученика на успех;
– формировать самооценку учебной деятельности старшеклассников посредством выработки умений и навыков самоконтроля.
В результате использования данной системы оценивания итоговая оценка учебной успешности покажет учителю и учащемуся действительную картину состояния процесса обучения, что позволит произвести коррекцию процесса обучения, спрогнозировать результаты обучения, соотнести состояние учебной успешности в начале обучения и на выходе.
В пособии предложены необходимые диагностико-дидактические материалы (разноуровневые задания, методика, критерии оценивания, листы самооценки, итоговые таблицы). Основные содержательные линии, традиционно изучаемые в курсе алгебры 9 класса по любому учебному пособию, – это функции и их свойства, квадратный трехчлен, квадратичная функция, решение неравенств, уравнений и систем уравнений, степень с рациональным показателем и прогрессии. Знание данных тем подлежит обязательной проверке при итоговой аттестации в 9 классе, в том числе в форме ГИА.
Всего в пособии представлено 12 тестов с разноуровневыми заданиями в четырех вариантах (см. таблицу 1).
Таблица 1
Тематика тестов
№ п/п |
Тема |
№ теста |
1 |
Функции и их свойства |
|
Функция. Область определения функции |
1 |
|
Свойства функции |
2 |
|
2 |
Квадратный трехчлен |
3 |
3 |
Квадратичная функция |
4 |
4 |
Решение неравенств с одной переменной |
5 |
5 |
Уравнения и системы уравнений |
|
Уравнения высших степеней и их решение |
6 |
|
Системы уравнений второй степени с двумя переменными |
7 |
|
6 |
Степень с рациональным показателем |
|
Степенная функция и её свойства |
8 |
|
Корень n-ой степени |
9 |
|
Степень с рациональным показателем и её свойства |
10 |
|
7 |
Прогрессии |
|
Арифметическая прогрессия |
11 |
|
Геометрическая прогрессия |
12 |
Каждый тест рассчитан на 40–45 минут (один урок).
Задания уровня А ориентированы на достижение учащимися обязательного уровня математической подготовки. Систематическое выполнение учеником заданий только этого уровня свидетельствует о его слабой математической подготовке и является в дальнейшем основанием для рекомендации продолжить дальнейшее образование в общеобразовательных классах (или классах гуманитарного профиля при соответствующих склонностях и интересах).
Задания уровней В и С – с открытым ответом. Здесь учащиеся должны получить ответ самостоятельно, что исключает возможность выбора ответа из приведенных вариантов или сравнения с ними своего результата.
Задания уровня В несколько усложнены по сравнению с уровнем А. Они не только способствуют достижению учащимися обязательного уровня математической подготовки, но и создают условия для овладения знаниями и умениями на более высоком уровне. Систематическое выполнение учеником заданий этого уровня свидетельствует о его хорошей математической подготовке и возможности поступления в классы естественно-научного профиля по окончании обучения в основной школе.
Задания уровня С требуют не только свободного владения приобретенными знаниями, но и творческого подхода, проявления смекалки и сообразительности. Систематическое выполнение учеником заданий этого уровня свидетельствует о его отличной математической подготовке и возможности поступления в классы физико-математического профиля.
В конце пособия приведены ключи к заданиям части А и ответы к заданиям В и С. Для варианта 1 каждого теста приведены также решения заданий уровней В и С. Дополнительные материалы – это задачи повышенного уровня, где требуется применить либо новые знания по изучаемой в данный момент теме, используя усвоенные знания и умения, либо новые самостоятельно усвоенные умения, что позволит достигнуть ученику более высокого уровня успешности.
Оценка и самооценка результатов выполнения теста
Выполнение заданий уровней А и В оценивается 1 баллом, заданий уровня С – 0–2 баллами. В качестве критериев оценивания можно предложить следующие (см. таблицу 2).
Таблица 2
Критерии оценивания ответа на задание С |
Баллы |
Ход решения верный, все шаги выполнены правильно, получен верный ответ |
2 |
Ход решения верный, допущена вычислительная ошибка, с её учетом решение или ход решения верный, математических ошибок нет, задание не доведено до конца |
1 |
Другие случаи, не соответствующие указанным критериям |
0 |
Максимальное количество баллов за выполнение каждого теста – 12. Критерии выставления отметки в зависимости от набранных баллов представлены в таблице 3.
Таблица 3
Количество |
Менее 4 |
4–6 |
7–9 |
10–12 |
Отметка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
При определении уровня успешности обучения по теме можно использовать следующие критерии (см. таблицу 4).
Таблица 4
Уровень |
Критерии |
Не достигнут необходимый уровень |
Не решены типовые, много раз отработанные задачи |
Необходимый (базовый) уровень |
Решены типовые задачи, подобные тем, что решали много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания |
Повышенный (программный) уровень |
Решены нестандартные задачи, где требуется применить либо новые знания по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации |
Максимальный (необязательный) уровень |
Решены задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где требуются либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения |
Информация о результатах учебных достижений по математике каждого учащегося может сопровождаться общим выводом-оценкой, критерии которого приведены в таблице 5.
Таблица 5
Вывод-оценка |
Вывод-оценка |
Правильно выполнено менее 50 % заданий необходимого (базового) уровня |
Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями |
Правильно выполнено не менее 50 % заданий необходимого (базового) уровня |
Овладел опорной системой знаний и необходи- |
Правильно выполнено не менее 65 % заданий необходимого (базового) уровня и получено не менее 50 % от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня |
Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач |
В результате применения данной системы оценивания итоговая оценка учебной деятельности покажет учителю и учащемуся действительную картину состояния его процесса обучения, что позволит произвести коррекцию процесса, спрогнозировать результаты обучения, соотнести состояние учебной успешности в начале обучения и на выходе; обеспечит формирование у школьников умения осознавать свои мотивы в учебной работе; формирование не только предметных образовательных результатов, но прежде всего личности учащегося, овладение им универсальными общеучебными умениями и навыками, которые обеспечат успешность учебно-познавательной деятельности в течение всей жизни.
Своевременное доведение учителем накопленной информации до родителей (или отслеживание подобным образом результатов самими учащимися, родителями) будет способствовать созданию объективной картины и поможет избежать проблем при выстраивании дальнейшей траектории обучения будущего выпускника и выборе его профессиональной деятельности.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Тест 1. Тема: Функция. Область определения функции. Вариант 1 6
Оценка результатов теста 1 (вариант 1) 8
Тест 1. Тема: Функция. Область определения функции. Вариант 2 9
Оценка результатов теста 1 (вариант 2) 11
Тест 1. Тема: Функция. Область определения функции. Вариант 3 13
Тест 1. Тема: Функция. Область определения функции. Вариант 4 14
Итоговая оценка результатов теста 1 16
Тест 2. Тема: Свойства функции. Вариант 1 17
Оценка результатов теста 2 (вариант 1) 19
Тест 2. Тема: Свойства функции. Вариант 2 20
Оценка результатов теста 2 (вариант 2) 22
Тест 2. Тема: Свойства функции. Вариант 3 24
Тест 2. Тема: Свойства функции. Вариант 4 25
Итоговая оценка результатов теста 2 27
Тест 3. Тема: Квадратный трехчлен. Вариант 1 28
Оценка результатов теста 3 (вариант 1) 30
Тест 3. Тема: Квадратный трехчлен. Вариант 2 31
Оценка результатов теста 3 (вариант 2) 33
Тест 3. Тема: Квадратный трехчлен. Вариант 3 35
Тест 3. Тема: Квадратный трехчлен. Вариант 4 36
Итоговая оценка результатов теста 3 38
Тест 4. Тема: Квадратичная функция. Вариант 1 39
Оценка результатов теста 4 (вариант 1) 41
Тест 4. Тема: Квадратичная функция. Вариант 2 42
Оценка результатов теста 4 (вариант 2) 44
Тест 4. Тема: Квадратичная функция. Вариант 3 46
Тест 4. Тема: Квадратичная функция. Вариант 4 47
Итоговая оценка результатов теста 4 49
Тест 5. Тема: Решение неравенств с одной переменной. Вариант 1 50
Оценка результатов теста 5 (вариант 1) 52
Тест 5. Тема: Решение неравенств с одной переменной. Вариант 2 53
Оценка результатов теста 5 (вариант 2) 55
Тест 5. Тема: Решение неравенств с одной переменной. Вариант 3 57
Тест 5. Тема: Решение неравенств с одной переменной. Вариант 4 58
Итоговая оценка результатов теста 5 60
Тест 6. Тема: Уравнения высших степеней и их решение. Вариант 1 61
Оценка результатов теста 6 63
Тест 6. Тема: Уравнения высших степеней и их решение. Вариант 2 64
Оценка результатов теста 6 (вариант 2) 66
Тест 6. Тема: Уравнения высших степеней и их решение. Вариант 3 68
Тест 6. Тема: Уравнения высших степеней и их решение. Вариант 4 69
Итоговая оценка результатов теста 6 71
Тест 7. Тема: Системы уравнений второй степени с двумя переменными. Вариант 1 72
Оценка результатов теста 7 (вариант 1) 74
Тест 7. Тема: Системы уравнений второй степени с двумя переменными. Вариант 2 75
Оценка результатов теста 7 (вариант 2) 77
Тест 7. Тема: Системы уравнений второй степени с двумя переменными. Вариант 3 79
Тест 7. Тема: Системы уравнений второй степени с двумя переменными. Вариант 4 80
Итоговая оценка результатов теста 7 82
Тест 8. Тема: Степенная функция и ее свойства. Вариант 1 83
Оценка результатов теста 8 (вариант 1) 85
Тест 8. Тема: Степенная функция и ее свойства. Вариант 2 86
Оценка результатов теста 8 (вариант 2) 88
Тест 8. Тема: Степенная функция и ее свойства. Вариант 3 90
Тест 8. Тема: Степенная функция и ее свойства. Вариант 4 91
Итоговая оценка результатов теста 8 93
Тест 9. Тема: Корень n-й степени. Вариант 1 94
Оценка результатов теста 9 (вариант 1) 96
Тест 9. Тема: Корень n-й степени. Вариант 2 97
Оценка результатов теста 9 (вариант 2) 99
Тест 9. Тема: Корень n-й степени. Вариант 3 101
Тест 9. Тема: Корень n-й степени. Вариант 4 102
Итоговая оценка результатов теста 9 104
Тест 10. Тема: Степень с рациональным показателем и ее свойства. Вариант 1 105
Оценка результатов теста 10 (вариант 1) 107
Тест 10. Тема: Степень с рациональным показателем и ее свойства. Вариант 2 108
Оценка результатов теста 10 (вариант 2) 110
Тест 10. Тема: Степень с рациональным показателем и ее свойства. Вариант 3 112
Тест 10. Тема: Степень с рациональным показателем и ее свойства. Вариант 4 113
Итоговая оценка результатов теста 10 115
Тест 11. Тема: Арифметическая прогрессия. Вариант 1 116
Оценка результатов теста 11 (вариант 1) 118
Тест 11. Тема: Арифметическая прогрессия. Вариант 2 119
Оценка результатов теста 11 (вариант 2) 121
Тест 11. Тема: Арифметическая прогрессия. Вариант 3 123
Тест 11. Тема: Арифметическая прогрессия. Вариант 4 124
Итоговая оценка результатов теста 11 126
Тест 12. Тема: Геометрическая прогрессия. Вариант 1 127
Оценка результатов теста 12 (вариант 1) 129
Тест 12. Тема: Геометрическая прогрессия. Вариант 2 130
Оценка результатов теста 12 (вариант 2) 132
Тест 12. Тема: Геометрическая прогрессия. Вариант 3 134
Тест 12. Тема: Геометрическая прогрессия. Вариант 4 135
Итоговая оценка результатов теста 12 137
Ответы и решения заданий тестов 138
Задачи повышенного уровня сложности 156
Литература 160
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом