Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога
Код | 5515 |
Авторы | Фастова Е. И., Иванова О.Л. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | ФГОС. Развивающие образовательные технологии с электронным приложением |
ISBN | 978-5-7057-4203-5 |
Страниц | 80 |
УДК | 373.3/.5 |
Штрихкод | 9785705742035 |
Размеры (Ш x В x Т) | 197 x 285 x 3 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, скрепка |
Вес | 140 г |
В комплекте (книга + диск) предложены методы, приемы и технологии создания педагогических ситуаций, позволяющие проектировать вариативное развивающее образовательное пространство с целью приобретения обучающимися критического и творческого мышления, опыта смыслопоисковой деятельности и ценностно-смыслового отношения, успешной коммуникации и рефлексии.
Диск включает необходимый диагностический инструментарий для проектирования индивидуальной образовательной траектории, диагностики метапредметных и личностных образовательных результатов.
Представленные материалы могут быть использованы педагогами как в урочной и внеурочной деятельности при реализации ФГОС общего образования, так и в процессе осуществления инновационных проектов и программ.
Адресовано учителям образовательных организаций, преподавателям организаций среднего и высшего профессионального образования.
Подробное описание
Введение
Возвращайтесь чаще в детство –
там вы найдете средства для своей педагогики.
Ш. А. Амонашвили
Тот, кто неоднократно со звонком открывал дверь учебного кабинета, наверняка хотя бы однажды задумался о причинах неудач, случающихся в ходе педагогической деятельности. Вопросы обеспечения успешности деятельности педагога встают и перед авторами данного пособия. В чем секрет профессионального успеха педагога? Какого педагога и почему можно назвать успешным? Что нужно для того, чтобы стать настоящим профессионалом, мастером своего дела?
Успешным мы можем назвать педагога, который:
· раскрывает личностный потенциал ребенка как совокупность его организационных, познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных, деятельностных, художественных, спортивных и иных способностей;
· конструирует образовательный процесс в соответствии с личностными потребностями, запросами, склонностями и интересами ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, в том числе характер, темп и уровень сложности освоения предметного содержания материала, специфику познавательных процессов, эмоциональное состояние и пр.;
· проектирует пространство диалога и взаимодействия учителя и воспитанников;
· умело включает обучающихся как активных субъектов жизнедеятельности, познания, творчества, общения в создаваемые педагогом ситуации смыслопоисковой деятельности, актуализации и проблематизации каждым ребенком его собственного опыта, целеполагания, гуманитарного познания, коммуникации и совместной деятельности, ценностно-смыслового отношения, креативной, рефлексивной деятельности, а также в реальные проблемные жизненные ситуации;
· способствует нахождению обучающимися смысла в созданных педагогом и реально возникающих жизненных ситуациях, включая смысл деятельности и смысл жизни в целом; постановке ими индивидуальных, значимых для собственного развития целей; самостоятельному выбору оптимальных средств и методов их достижения;
· создает условия для приобретения обучающимися опыта:
– гуманитарного познания;
– реализации универсальных учебных действий;
– осуществления различных видов деятельности (индивидуально-познавательной, социокоммуникативной, рефлексивно-смысловой и ценностно-ориентировочной);
– гуманитарного решения проблем в сфере саморазвития и социального взаимодействия;
– ценностно-смыслового отношения к саморазвитию и социальному взаимодействию;
– рефлексивно-смыслового.
Другими словами, успешный педагог – тот, кто умеет выстраивать образовательный процесс в гуманитарной модели; кто способен и готов создавать вариативную развивающую модель проведения урока, отличную от традиционной. Думающий учитель ориентирован на создание авторской педагогической системы, позволяющей эффективно применять гуманитарные образовательные технологии как средство формирования метапредметных и личностных образовательных результатов.
Как известно, в связи с отсутствием доступных для педагогической общественности, как теоретических, так и практических, разработок, позволяющих обеспечить реализацию определяемых ФГОС задач в массовой практике, использование гуманитарных образовательных технологий, вариативных форм обучения и воспитания, эффективных моделей саморазвития и социализации личности крайне затруднено.
Предлагаемое учебно-методическое пособие восполняет дефицит практико-ориентированных изданий, разработанных с учетом достижений современной педагогической науки и содержащих обширный и систематизированный технологический инструментарий, выработанный в ходе инновационной образовательной практики и предназначенный для реализации системно-деятельностного и компетентностного подхода в урочной и внеурочной деятельности образовательных организаций.
Содержащиеся в учебно-методическом пособии методы, приемы, технологии, а также диагностические методики в приложении к нему на диске представляют собой своеобразный кейс апробированных в практике инновационных образовательных организаций и успешных педагогов гуманитарных приемов, методов и технологий, способных обеспечить становление компетентности. Кейс – это динамичный способ проектирования вариативного гуманитарного образовательного пространства путем создания разного вида педагогических ситуаций из предлагаемого набора. Дидактическая модель этих ситуаций составляет технологию проектирования вариативного развивающего гуманитарного пространства культурного самоопределения личности. При этом культурное самоопределение личности понимается нами как ее ориентация в мире ценностей и смыслов, в моделях культуросообразного поведения, как высший уровень личностного самоопределения, которое можно рассматривать как важнейшее проявление жизненного самоопределения.
Уникальность предложенной технологии состоит в том, что она создает условия для интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся в единое гуманитарное пространство культурного самоопределения личности. Особо отметим, что на данный момент не создано пособий, которые бы системно представляли гуманитарные образовательные технологии и эффективные способы использования их потенциала для решения задач, актуальных для практики образования и воспитания.
Преимуществом пособия является также отсутствие необходимости для педагога осуществлять сбор и анализ разрозненных данных в различных источниках. Предложенный авторами пособия кейс поможет учителям актуализировать и проблематизировать собственный педагогический опыт, трансформировать применительно к нему содержащиеся в пособии методики и технологии, творчески комбинировать их, создавая собственную неповторимую авторскую педагогическую систему.
В процессе создания данного пособия были использованы опыт не только отечественной, но и зарубежной практики, материалы зарубежных учебно-методических и монографических изданий, а также полученные во время профессиональной стажировки одного из авторов в США знания. В основу издания были положены результаты многолетних исследований, апробированные в собственной преподавательской практике в организациях общего и дополнительного профессионального образования.
Пособие состоит из девяти разделов. В первом разделе «Вариативное развивающее гуманитарное пространство культурного самоопределения личности» обсуждаются следующие вопросы: в чем самоопределяется ребенок школьного возраста? Для чего он самоопределяется? Как происходит процесс его самоопределения? Что выступает временным контекстом этого самоопределения? В каких условиях происходит культурное самоопределение личности школьника? В данном разделе даны характеристики вариативного развивающего гуманитарного пространства.
Второй раздел «Технология проектирования вариативного развивающего гуманитарного пространства культурного самоопределения личности как дидактическая модель законосообразных педагогических ситуаций» знакомит читателей с сущностными характеристиками педагогической технологии, логикой ее построения. Дидактический аспект технологии представлен моделью системы законосообразных педагогических ситуаций проектирования гуманитарного пространства культурного самоопределения личности. В дидактической модели раскрываются педагогический смысл каждой из предлагаемых ситуаций, содержание опыта, который приобретает ученик; предложены возможные действия учителя и ученика, используемые приемы, методы, технологии.
Третий раздел «Проектирование индивидуальной образовательной траектории» содержит объяснение этого понятия; этапы проектирования индивидуальной образовательной траектории, создания ситуации актуализации и проблематизации собственного опыта; постановку значимых для ребенка целей; конструирование содержания образования в процессе групповой работы; выбор методов обучения на основе диагностики индивидуального стиля деятельности; выбор формы представления собственных образовательных достижений; реализацию образовательного маршрута; рефлексию полученного опыта.
Продолжением служат следующие шесть разделов пособия, в которых уделяется внимание приемам, методам, технологиям создания педагогических ситуаций, которые составляют технологию проектирования гуманитарного пространства культурного самоопределения личности.
Четвертый раздел «Проектирование ситуации гуманитарного познания; методы, приемы, технологии» посвящен ситуации гуманитарного познания, создание которой позволит активизировать интеллектуально-познавательную деятельность обучающихся, будет способствовать раскрытию их познавательных способностей.
В пятом разделе «Проектирование ситуации коммуникации и организации совместной практико-ориентированной деятельности: методы, приемы, технологии» представлены педагогические средства создания ситуации коммуникации и организации совместной практико-ориентированной деятельности, которые позволят реализовать коммуникативные способности личности в процессе организации социокоммуникативной деятельности.
Методы, приемы, технологии создания креативной ситуации содержит шестой раздел «Проектирование креативной ситуации: методы, приемы, технологии». Их применение позволит реализовать творческий потенциал личности.
Технологический инструментарий проектирования ситуации ценностно-смыслового отношения показан в седьмом разделе «Проектирование ситуации ценностно-смыслового отношения: методы, приемы, технологии».
В восьмом разделе «Методы и приемы рефлексии приобретенного опыта» представлены приемы и методы рефлексии обучающимися приобретенного в процессе обучения опыта.
Завершающий раздел «Стратегии оценивания метапредметных и личностных образовательных ресурсов» включает стратегии оценивания метапредметных и личностных образовательных результатов.
Предложенные в пособии идеи, технологии, методики могут показаться неоднозначными и спорными, поэтому мы приглашаем читателей к конструктивному диалогу (полилогу), совместному поиску эффективного решения поставленных ФГОС задач, связанных с формированием метапредметных и личностных результатов. Надеемся, что представленные Вашему вниманию материалы помогут освоить, понять, а возможно, и применить на практике те или иные идеи, мысли, техники, приемы.
Успехов Вам, коллеги!
Содержание
Введение 3
Вариативное развивающее гуманитарное пространство культурного самоопределения личности 6
Технология проектирования вариативного развивающего гуманитарного пространства культурного самоопределения личности как дидактическая модель законосообразных педагогических ситуаций 10
Проектирование индивидуальной образовательной траектории 15
Проектирование ситуации гуманитарного познания: методы, приемы, технологии 25
Проектирование ситуации коммуникации и организации совместной практико-ориентированной деятельности: методы, приемы, технологии 35
Проектирование креативной ситуации: методы, приемы, технологии 44
Проектирование ситуации ценностно-смыслового отношения: методы, приемы, технологии 52
Методы и приемы рефлексии приобретенного опыта 60
Стратегии оценивания метапредметных и личностных образовательных результатов 66
Литература 77
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Диагностика индивидуального стиля деятельности обучающегося.
2. Методики диагностики познавательных процессов.
3. Диагностика уровня развития критического мышления.
4. Диагностическая методика социального интеллекта.
5. Диагностические методики коммуникативных умений, уровня социальной адаптации, навыков группового сотрудничества.
6. Диагностическая методика исследования креативности.
7. Диагностическая методика исследования ценностных ориентаций.
8. Диагностика уровня владения технологией проектирования гуманитарного образовательного пространства.
9. Диагностика эмоциональных состояний.
10. Табличные формы самооценки и взаимооценки творческих заданий.
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом
Отзывы
Цитата |
---|
Наталия Кириллова пишет: Служба Тех.поддержки работала по данному вопросу только на бумаге. Никто даже не ответил на моё обращение. И не надо валить всё на мой личный компьютер. Мало того, что вы не реагируете на отзывы о неполадках, вы еще и вводите в заблуждение относительно службы тех.поддержки. А с диском до сих пор что-то непонятное творится: он установил странную программу с рекламой и иногда после обновлений выдает материалы по истории. Но я-то рассчитывала на химию! |
Извините за предоставленные неудобства.
Благодарим Вас за обращение. Ваш вопрос принят и рассмотрен. Подробный ответ отправлен на Вашу электронную почту.
Отдел технической поддержки,
Лункин Максим Владимирович
А с диском до сих пор что-то непонятное творится: он установил странную программу с рекламой и иногда после обновлений выдает материалы по истории. Но я-то рассчитывала на химию!
Отзыв Натальи был написан очень давно, в 2017 году. Служба техподдержки работала по данному запросу, проблема была устранена, ошибка была в личном компьютере пользователя.
На сегодняшний день продажи данного пособия высокие, и жалоб больше не поступало. Кроме этого диск неоднократно протестирован - всё отлично работает.
Если вы приобретете этот комплект, и вдруг с диском возникнут проблемы - вы всегда можете обратиться в нашу службу техподдержки, мы обязательно устраним ошибку.