Правила дорожного движения. Слайд-презентации. Дидактический материал. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-268.4 |
Авторы-составители | Веляева Г. Л., Мартынова Е. А., Мешкова В. И., Сучкова И. М. и др. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Образовательное пространство ДОО |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
На диске содержатся конспекты занятий по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Занятия включают разнообразные формы и приемы работы с учетом программных задач и возрастных особенностей дошкольников. В материалах диска сочетаются дидактические, игровые и занимательные элементы.
Представленные разработки помогут выстроить эффективную систему занятий по формированию необходимых умений и навыков безопасного поведения детей на дороге.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Общие положения
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О безопасности дорожного движения»
(Принят Государственной Думой 15.11.1995 г.)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статья 2. Основные термины.
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные термины:
дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;
обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;
участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;
организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах;
дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
– водитель транспортного средства – лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя. (Абзац дополнительно включен с 31 марта 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 437-ФЗ.)
Статья 3. Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
– приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
– приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
– соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
– программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Статья 4. Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Статья 5. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:
– установления полномочий к ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;
– регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;
– разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов;
– осуществления деятельности по организации дорожного движения;
– материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;
– организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;
– проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;
– осуществления обязательной сертификации субъектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства;
– лицензирования деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения;
– проведения социально ориентированной политики в области страхования на транспорте;
– осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Статья 6. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
1. В ведении Российской Федерации находятся:
– формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;
– установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения;
– установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
– контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения Конституции Российской Федерации;
– федеральным законам;
– создание федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;
– разработка и утверждение федеральных программ повышения безопасности дорожного движения и их финансовое обеспечение;
– образование федерального специализированного фонда обеспечения безопасности дорожного движения;
– организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти или их региональными структурами государственного надзора и контроля за деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения;
– координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;
– заключение международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.
3. Субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.
4. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Статья 11. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и реконструкции дорог.
1. Проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актом приемки дороги. Акт приемки дороги выдается комиссией, назначаемой федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции, на основании результатов проведенных в установленном порядке контрольных осмотров, обследований и испытаний.
2. Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства – на исполнителя работ.
3. При проектировании, строительстве и реконструкции дорог не допускается снижение капитальных затрат за счет инженерных решений, отрицательно влияющих на безопасность дорожного движения.
Статья 12. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте я содержания дорог.
1. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статья 13. Обустройство дорог объектами сервиса.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, нормализуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Статья 14. Ограничение или прекращение движения на дорогах.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статья 15. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при изготовлении и реализация транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей.
1. Транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
Общие положения правил
Общие положения Правил
Правила дорожного движения в соответствии с Законом России «О дорожном движении» от 10.12.95 № 196-ФЗ являются единым нормативным актом, устанавливающим порядок дорожного движения на всей территории России.
В Правилах часто встречаются понятия и термины, которые употребляются в нормативных актах и в литературе по безопасности дорожного движения, многие по своему смыслу отличаются от общепринятых их значений к других отраслях знаний. Для исключения различных толкований в Правилах даны определения и краткие разъяснения наиболее часто употребляемых понятий и терминов. Они позволяют лучше понять Правила.
В российских Правилах таких понятий 54. В нашем пособии будут рассмотрены только 20, которые, на взгляд автора, являются важными и необходимыми для воспитателей, учителей и родителей, чтобы пояснить ребенку необходимые для него правила.
Как было отмечено выше, безопасность дорожного движения зависит от поведения участников дорожного движения. К ним относятся: «лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства».
Основным правилом, которое должен знать любой гражданин, уважающий себя и законы государства, в котором он живет, есть понятие: «Участники дорожного движения обязаны знать и в целях сохранения своей жизни и жизни других лиц неукоснительно соблюдать относящиеся к ним требования правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами».
«Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда». Например, выбрасывать или оставлять на проезжей части или тротуаре мусор, посторонние предметы, которые могут представлять опасность для движения транспорта или пешеходов, обрызгивать пешеходов, проезжая на автомобиле по лужам. Важной стороной этого пункта является указание на то, что нужно действовать так, чтобы не подвергать опасности людей и не причинять им имущественного ущерба.
«Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры, оставлять предметы, создающие помехи для движения». Например, разводить костры на тротуаре, проезжей части или вблизи их, разливать масло, бензин на асфальтовой поверхности дороги, буксировать или перемещать предметы волоком и т. д.
«Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию». Например, оградить помеху с помощью подручных средств – ярких кусков материи, легких веток, красным фонарем и т. д.
«Лица, нарушившие правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством». В зависимости от вида и характера нарушения правил, степени и формы вины, наличия вредных последствий может наступить общественная, дисциплинарная, административная, гражданская и уголовная ответственность.
Лицом, привлекаемым к ответственности за нарушение правил, может быть водитель, пешеход, пассажир или иное лицо, связанное с дорожным движением, допустившие нарушение правил. К административной или уголовной ответственности нарушитель может быть привлечен, если к моменту нарушения правил ему исполнилось 16 лет.
Как следует из определения термина, к участникам дорожного движения относится совершенно определенный круг лиц.
Но непосредственное отношение к дорожному движению имеют лица, призванные регулировать дорожное движение. К ним относятся сотрудники милиции, военной автоинспекции, работник дорожно-эксплуатационной службы, дежурный на железнодорожном переезде, паромной переправе, дружинник, внештатный сотрудник милиции, имеющие соответствующие удостоверение и экипировку (фирменную одежду или отличительный знак – нарукавную повязку, жезл, диск с красным сигналом, красный фонарь или флажок). Это круг лиц, которым предоставляется право с помощью установленных правилами сигналов и в пределах предоставляемых им полномочий предписывать участникам движения определенный порядок движения. Сигналы этих лиц обязательны для выполнения участниками дорожного движения, к которым они относятся.
Закон РФ «О милиции» от 18.04.91 № 1026-1 и Правила определяют, что любой сотрудник милицейской службы может быть регулировщиком, а не только сотрудник ГИБДД. Любой сотрудник милиции может регулировать движение во время проведения массовых мероприятий, стихийных бедствий, выполнения служебных обязанностей и т. д.
«Водитель» – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
К понятию «водитель» относят любое лицо, управляющее автомобилем, трамваем, троллейбусом, мотоколяской, гужевой повозкой, велосипедом и любым другим транспортным средством. Данное понятие в известной мере расширяет наше привычное представление о водителе, этим понятием охватываются не только водители механического транспорта, но и лица, управляющие (ведущие) биологическим транспортом (гужевые повозки, сани, вьючные или верховые животные).
Элементы дорог
Элементы дорог
В общих положениях Правил для исключения различных толкований даны определения и краткие разъяснения всем элементам дорог, на которых имеют силу основные требования Правил.
«Дорога» – обустроенная или приспособленная и используемая: для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы пря их наличии.
Дорога как техническое сооружение предназначена для обеспечения автомобильных перевозок. В поперечном сечении она состоит из ряда элементов, однако не все они объединяются термином «дорога», и в Правилах не всем элементам даны определения.
Для обозначения всех путей, предназначенных для движения транспортных средств и пешеходов, в Правилах используется только один обобщенный термин «дорога». Он включает в себя как все типы улиц, дорог, переулков, площадей на застроенных территориях, так и дороги, проходящие на незастроенных территориях.
В Правилах нет определения городов, сел и других населенных пунктов, в них любая застроенная территория, обозначенная соответствующими знаками, на которой действуют определенные требования Правил, называется «населенным пунктом».
В быту дорогу в населенном пункте называют улицей. Происхождение слова «улица» в литературе объясняется по-разному. Одно из объяснений такое.
Что мы видим при взгляде на дом? С одной стороны стены с окнами, дверями, дорожками к ним. Эта часть дома называется фасадом или лицевой частью. С другой стороны дома находятся дворовые застройки, огороды, детские и игровые площадки. Эта часть называется тыльной частью. Следовательно, дорогу у лицевой части дома называют «улицей».
Правила различают несколько разновидностей дорог: главные и второстепенные, равнозначные и неравнозначные, дороги с любым покрытием и дороги без покрытия (грунтовые), автомагистрали, автомобильные и горные дороги, прилегающие территории.
«Прилегающие территории» – это территории, непосредственно прилегающие к дороге и не предназначенные для сквозного движения транспортных средств (дворы, автостоянки, АЗС, предприятия и т. д.).
Иными словами, под дорогой Правила подразумевают часть поперечного профиля дороги или улицы, которая расположена между внешними границами тротуаров или обочин.
Рассмотрим элементы дорог, которыми пользуются пешеходы и которые должен обязательно знать ребенок, будущий дисциплинированный пешеход и водитель.
«Проезжая часть» – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Проезжая часть является главным элементом дороги, без которого дорог не бывает. Дорога может иметь несколько проезжих частей.
«Краем» или «границей проезжей части» являются тротуар, обочина, разделительная полоса или трамвайный путь. Трамвайный путь не рассматривается в качестве части дороги, однако Правила разрешают движение безрельсовому транспорту по трамвайным путям только попутного направления и в определенных условиях.
Когда обочина и проезжая часть покрыты асфальтом на одном уровне, то границей проезжей части является дорожная разметка в виде сплошной или прерывистой белой линии.
«Тротуар» – продольный элемент дороги, прилегающий непосредственно к проезжей части или отделенный от нее газоном и предназначенный для движения пешеходов. Тротуар, как правило, находится на разных уровнях с проезжей частью и отделяется от нее бордюрным камнем. Тротуар и бордюр – французские слова. Тротуар – дорога для пешеходов, а бордюр – край, граница чего-нибудь.
«Обочина» – продольный элемент дороги, прилегающий только непосредственно к проезжей части и на одном уровне с ней. В 1764 г. Екатерина II указом отделила обочину от тротуара с помощью столбиков с горизонтальными белыми и черными полосами, соединенными канатами, чем предотвратила наезд экипажей и гужевых повозок на пешеходов. В Париже только в 1768 г. появились тротуары, отделенные бордюрным камнем от проезжей части.
«Перекресток» – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.
На перекрестках совершается много ДТП, поэтому четкое определение этого понятия имеет особое значение для безопасности дорожного движения.
Если перекресток не имеет закруглений проезжих частей, то границей перекрестка является мнимая линия, соединяющая противоположные края проезжих частей.
Различают перекрестки регулируемые и нерегулируемые, четырехсторонние, Т-образные и У-образные (рис. 1–2).
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом