Литературное чтение. 4 класс: технологические карты уроков по учебнику Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой. УМК "Начальная школа XXI века"
Код | 5112в |
Авторы-составители | Кузнецова Н. Н. |
Издательство | Учитель, 2021 |
Серия | ФГОС. Поурочное планирование |
ISBN | 978-5-7057-4186-1, 978-5-7057-5394-9 |
Страниц | 321 |
УДК | 372.016:82*04 |
Штрихкод | 9785705741861, 9785705753949 |
Размеры (Ш x В x Т) | 203 x 285 x 14 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 451 г |
В рамках урока обозначены планируемые результаты и универсальные учебные действия, сформулированы педагогические цели. Предложены традиционные и инновационные формы деятельности, способствующие развитию у обучающихся познавательной активности, коммуникативных умений, предлагающие осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения.
Предназначено руководителям методических объединений и учителям начальных классов для использования в учебных целях, рекомендовано студентам педагогических вузов.
Подробное описание
Введение
Пособие содержит сценарии уроков обучения литературному чтению в 4 классе (линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой) разработанные в формате технологических карт в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования и ориентированные на работу с учебником Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой «Литературное чтение» (М.: Вентана-Граф, 2021).
На уроках изучению литературного чтения в 4 классе отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели). Если ОО работает по учебному плану, в котором на литературное чтение отводится 3 часа в неделю, то уроки, помеченные (*), не проводятся.
Поурочные разработки предполагают формирование у обучающихся универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщающих способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность детей к овладению компетентностью «уметь учиться». Работа с учебником и хрестоматией обеспечит освоение учениками предметного содержания, формирование познавательных (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы), коммуникативных, регулятивных, личностных УУД.
Обучение литературному чтению воспитает в ребенке читателя: подведет к осознанию разнообразного мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатит читательский опыт. Это предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и про себя, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах: подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации.
Система обучения литературному чтению ориентирована на сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, общение и развитие у учеников умений внимательно слушать собеседника, адекватно воспринимать его речь, правильно строить свои высказывания.
Каждый урок предполагает осознанное вхождение учеников в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется мотивирование, варианты которого предлагаются в сценариях. Четко определены этапы урока и прописаны формируемые на них умения обучающихся. В конце каждого урока планируется рефлексия как самопознание и самоанализ деятельности и ее результатов. Ученики оценивают свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Задача пособия состоит в том, чтобы максимально облегчить учителю как подготовку к уроку, так и деятельность на уроке. Педагогу предоставлено все необходимое для организации учебного процесса: подробные сценарии уроков, организационные моменты, материалы к урокам и т. д. Творчески работающий учитель может использовать предлагаемые технологические карты уроков полностью или частично, включая отдельные элементы в собственный план урока.
Содержание
Содержание
Введение 3
Технологические карты 4
Раздел: Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни 4
Урок 1. Тема: Произведения фольклора. Малые жанры фольклора. Повторение.
Дополнительное чтение: крупицы народной мудрости* 4
Урок 2. Тема: Произведения фольклора. Волшебная сказка. Русская народная сказка
«Иван-царевич и Серый Волк» 10
Урок 3. Тема: Былины. Былина «Волхв Всеславович»* 12
Урок 4. Тема: Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Марья Моревна» 15
Урок 5. Тема: Слушание и работа с книгами. Былины. Дополнительное чтение.
Былина «Вольга Святославич»* 17
Урок 6. Тема: Народные легенды. «Легенда о граде Китеже» 19
Урок 7. Тема: «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Книги с народными легендами 21
Урок 8. Тема: Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» 23
Урок 9. Тема: Слушание и работа с книгами. Народные песни. Дополнительное чтение.
Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии
переплыть море» 26
Урок 10. Тема: Обобщение. Книги с фольклорными произведениями. Рубрика «Книжная
полка». Рубрика «Проверьте себя». Детская Библия, книги с былинами и легендами 29
Раздел: Басни. Русские баснописцы 31
Урок 11. Тема: Произведения русских баснописцев. И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».
И. И. Хемницер «Стрекоза». Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» 31
Урок 12. Тема: Слушание и работа с книгами. Произведения русских баснописцев.
И. И. Хемницер «Друзья». Дополнительное чтение. И. А. Крылов «Крестьянин в беде» 34
Урок 13. Тема: Произведения русских баснописцев. А. Е. Измайлов «Кукушка».
Дополнительное чтение. А. Е. Измайлов «Лестница» 37
Урок 14. Тема: Баснописец И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Квартет». Дополни-
тельное чтение. И. А. Крылов «Осёл и Соловей». С. В. Михалков «Слово о Крылове» 40
Урок 15. Тема: Слушание и работа с детскими книгами. Басни И. И. Дмитриева.
И. И. Дмитриев «Муха». Дополнительное чтение. И. И. Дмитриев «Петух, Кот и Мышонок»* 43
Урок 16. Тема: Обобщение по разделу «Басни». Рубрика «Проверьте себя» 45
Раздел: Произведения В. А. Жуковского 48
Урок 17. Тема: Стихотворения В. А. Жуковского. В. А. Жуковский «Песня», «Ночь» 48
Урок 18. Тема: Дополнительное чтение. В. А. Жуковский «Вечер», «Загадки»* 50
Урок 19. Тема: Волшебные сказки в стихах. В. А. Жуковский «Спящая царевна» 52
Урок 20. Тема: Волшебные сказки в стихах. В. А. Жуковский «Спящая царевна»* 54
Урок 21. Тема: Слушание и работа с книгами. Книги В. А. Жуковского. Дополнительное
чтение. В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях
Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери» 55
Урок 22. Тема: Обобщение. Произведения В. А. Жуковского. Рубрика «Проверьте себя»
(в тетради) 57
Раздел: Произведения А. С. Пушкина 59
Урок 23. Тема: Повторение изученных произведений А. С. Пушкина. Стихотворение
«Осень» (отрывки). Дополнительное чтение. Г. Н. Волков «Удивительный Александр
Сергеевич» (в сокращении) 59
Урок 24. Тема: Стихи А. С. Пушкина. А. С. Пушкин «И. И. Пущину», «Зимняя дорога» 63
Урок 25. Тема: И. И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок)* 65
Урок 26. Тема: Сказки А. С. Пушкина. Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Сказка
о золотом петушке». «Из воспоминаний В. И. Даля» 67
Урок 27. Тема: Слушание и работа с детскими книгами. Произведения А. С. Пушкина.
Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». «Вещий Олег» (отрывок
из «Повести временных лет») 69
Раздел: Произведения М. Ю. Лермонтова 71
Урок 28. Тема: Стихи М. Ю. Лермонтова. М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю
тебя как сын...» 71
Урок 29. Тема: Стихи М. Ю. Лермонтова. М. Ю. Лермонтов «Парус»* 74
Урок 30. Тема: Стихи М. Ю. Лермонтова о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины» 77
Урок 31. Тема: Стихи М. Ю. Лермонтова о природе. М. Ю. Лермонтов «Утес»* 80
Урок 32. Тема: Слушание и работа с книгами. Книги М. Ю. Лермонтова. Дополнительное
чтение. М. Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня», восточная сказка «Ашик-Кериб» 83
Раздел: Произведения П. П. Ершова 85
Урок 33. Тема: Литературные (авторские) сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок» (отрывки) 85
Урок 34. Тема: Литературные (авторские) сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок» (отрывки) 88
Урок 35. Тема: Стихи П. П. Ершова. П. П. Ершов «Кто он?»* 90
Урок 36. Тема: Обобщение «Русские поэты». Рубрика «Книжная полка». Рубрика
«Проверьте себя» 92
Раздел: Произведения В. М. Гаршина 94
Урок 37. Тема: Сказки В. М. Гаршина. В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» 94
Урок 38. Тема: Сказки В. М. Гаршина. В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» 97
Урок 39. Тема: Слушание и работа с детскими книгами. Авторские сказки. Дополни-
тельное чтение. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» 100
Урок 40. Тема: Повторение литературных сказок. Рубрика «Проверьте себя» 103
Раздел: Произведения русских писателей о детях 106
Урок 41. Тема: Произведения о детях. Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь»
(глава из повести «Детство Тёмы») 106
Урок 42. Тема: Произведения о детях. Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь»
(глава из повести «Детство Тёмы») 109
Урок 43. Тема: Слушание и работа с книгами. Произведения о детях. Дополнительное
чтение. К. М. Станюкович «Максимка» 110
Урок 44. Тема: Слушание и работа с книгами. Произведения о детях. Дополнительное
чтение. К. М. Станюкович «Максимка»* 113
Урок 45. Тема: Произведения русских писателей о детях. Дополнительное чтение.
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел». Рубрика «Книжная полка» 115
Урок 46. Тема: Обобщение по разделу. Произведения русских писателей о детях. Рубрика
«Проверьте себя» 119
Раздел: Произведения зарубежных писателей 121
Урок 47. Тема: Произведения о детях. В. Гюго «Козетта» (отдельные главы) 121
Урок 48. Тема: Произведения о детях. В. Гюго «Козетта» (отдельные главы) 123
Урок 49. Тема: Произведения зарубежных писателей о детях. Марк Твен «Приключения
Тома Сойера» (отрывки) 125
Урок 50. Тема: Произведения зарубежных писателей о детях. Марк Твен «Приключения
Тома Сойера» (отрывки)* 129
Урок 51. Тема: Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. Произведения
М. Твена и В. Гюго о детях. Дополнительное чтение. Главы 1 и 2 из романа М. Твена
«Приключения Гекльберри Финна»* 132
Урок 52. Тема: Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди» 133
Урок 53. Тема: Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди» 137
Урок 54. Тема: Дополнительное чтение. Х.-К. Андерсен «Самое невероятное»* 139
Урок 55. Тема: Произведения Х.-К. Андерсена. Стихотворение Х.-К. Андерсена
«Дети года». Книги Х.-К. Андерсена 141
Урок 56. Тема: Слушание и работа с детскими книгами. К. Г. Паустовский «Великий
сказочник» (текст дан в учебной хрестоматии). Дополнительное чтение. Х.-К. Андерсен
«Девочка со спичками» 143
Урок 57. Тема: Книги зарубежных писателей. Рубрика «Книжная полка» 147
Раздел: В мире книг 148
Урок 58. Тема: Книга Книг – Библия. Детская Библия. Библейские предания. Дополни-
тельное чтение. Библейские предания «Суд Соломона», «Блудный сын»* 148
Урок 59. Тема: Мифы Древней Греции. Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар» 150
Урок 60. Тема: Мифы народов мира. Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский
миф «Творение». Дополнительное чтение. Древнеиндийский миф «Создание ночи» 152
Урок 61. Тема: Слушание и работа с детскими книгами. Мифы народов мира.
Дополнительное чтение. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И» 154
Урок 62. Тема: Книги Древней Руси. «Деятельность Ярослава. Похвала книгам» (отрывок
из «Повести временных лет»). «О князе Владимире» (отрывок из жития) 156
Урок 63. Тема: Первая славянская азбука. Отрывки из «Повести временных лет»:
«Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого», «Повесть
о Никите Кожемяке» 158
Урок 64. Тема: Жанры древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха
детям» (отрывок из «Повести временных лет»). Рубрика «Книжная полка». «Книги бывают
разные»* 160
Раздел: Произведения Л. Н. Толстого 162
Урок 65. Тема: Слушание и работа с детскими книгами. Повторение изученных произве-
дений Л. Н. Толстого. Дополнительное чтение. «Воспоминания Л. Н. Толстого» 162
Урок 66. Тема: Художественные рассказы. Л. Н. Толстой «Акула» 165
Урок 67. Тема: Авторские сказки. Л. Н. Толстой «Два брата»* 168
Урок 68. Тема: Басни Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой «Мужик и Водяной» 171
Урок 69. Тема: Научно-популярные рассказы. Л. Н. Толстой «Черепаха» 173
Урок 70. Тема: Познавательные рассказы. Л. Н. Толстой «Русак» 175
Урок 71. Тема: Слушание и работа с детскими книгами. Былины Л. Н. Толстого.
Былина Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь» 176
Урок 72. Тема: Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение. Народ-
ная былина «Святогор»* 179
Урок 73. Тема: Библиотечный урок. Книги Л. Н. Толстого для детей. Рубрика «Книжная
полка»* 180
Урок 74. Тема: Обобщение. Рубрика «Проверьте себя» 182
Раздел: Стихи А. А. Блока 184
Урок 75. Тема: Стихи о Родине. А. А. Блок «Россия» 184
Урок 76. Тема: Стихи А. А. Блока для детей. А. А. Блок «Рождество» 186
Урок 77. Тема: Слушание и работа с детскими книгами. Стихи русских поэтов. Дополни-
тельное чтение. А. А. Блок «На поле Куликовом»* 188
Раздел: Стихи К. Д. Бальмонта 190
Урок 78. Тема: Стихи о Родине и природе. К. Д. Бальмонт «Россия» 190
Урок 79. Тема: Стихи о Родине и природе. К. Д. Бальмонт «К зиме» 192
Урок 80. Тема: Стихи о природе. К. Д. Бальмонт «Снежинка» 194
Урок 81. Тема: Стихи о природе. К. Д. Бальмонт «Камыши»* 196
Урок 82. Тема: Сказочные стихи. К. Д. Бальмонт «У чудищ»* 198
Урок 83. Тема: Сказочные стихи. К. Д. Бальмонт «Как я пишу стихи» 200
Урок 84. Тема: Слушание и работа с детскими книгами. Стихи русских поэтов.
Рубрика «Книжная полка». Дополнительное чтение. К. Д. Бальмонт «Русский язык»,
«Золотая рыбка»* 202
Раздел: Произведения А. И. Куприна 204
Урок 85. Тема: Рассказы о животных. А. И. Куприн «Скворцы» 204
Урок 86. Тема: Рассказы о животных. А. И. Куприн «Скворцы»* 206
Урок 87. Тема: Слушание и работа с детскими книгами. Сказки и легенды русских
писателей. Дополнительное чтение. А. И. Куприн «Четверо нищих» 207
Урок 88. Тема: Очерки и воспоминания. А. И. Куприн «Сказки Пушкина». Дополнитель-
ное чтение. А. И. Куприн «Воспоминания об А. П. Чехове» (памяти Чехова)* 209
Урок 89. Тема: Слушание и работа с детскими книгами. Произведения о животных.
Рубрика «Книжная полка». Дополнительное чтение. Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский
волк». В. М. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона» 211
Урок 90. Тема: Обобщение. Рубрика «Проверьте себя» (в тетради) 213
Раздел: Стихи И. А. Бунина 215
Урок 91. Тема: Стихи о природе. И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство» 215
Урок 92. Тема: Стихи о природе. И. А. Бунин «Листопад» (отрывок)* 217
Урок 93. Тема: Слушание и работа с детскими книгами. Стихи русских поэтов.
Дополнительное чтение. К. И. Чуковский «Н. Некрасов» 219
Урок 94. Тема: Обобщение. Стихи русских поэтов. Рубрика «Проверьте себя» 221
Раздел: Произведения С. Я. Маршака 223
Урок 95. Тема: Стихотворения С. Я. Маршака. С. Я. Маршак «Словарь» 223
Урок 96. Тема: Дополнительное чтение. С. Я. Маршак «Загадки», «Зеленая застава» 226
Урок 97. Тема: Пьесы-сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» (избранные
картины) 228
Урок 98. Тема: Пьесы-сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» (избранные
картины) 231
Урок 99. Тема: Пьесы-сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» (избранные
картины)* 233
Урок 100. Тема: Слушание и работа с книгами. Пьесы-сказки С. Я. Маршака.
Дополнительное чтение. С. Я. Маршак «Сказка про козла» 235
Урок 101. Тема: С. Я. Маршак-переводчик. Р. Бернс «В горах мое сердце...» (перевод
С. Я. Маршака) 237
Урок 102. Тема: Слушание и работа с книгами С. Я. Маршака. Книги С. Я. Маршака.
Дополнительное чтение. С. Я. Маршак «Ледяной остров» (повесть в стихах)* 240
Урок 103. Тема: Комплексная контрольная работа 242
Урок 104. Тема: Библиотечный урок «Маршак – сказочник, поэт, драматург, переводчик» 247
Раздел: Стихи Н. А. Заболоцкого 249
Урок 105. Тема: Стихи для детей. Н. А. Заболоцкий «Детство» 249
Урок 106. Тема: Стихи Н. А. Заболоцкого. Н. А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке».
Дополнительное чтение. Н. А. Заболоцкий «Весна в лесу» 251
Урок 107. Тема: Библиотечный урок. Стихи русских поэтов. Книги со стихотворениями
русских поэтов 254
Раздел: Произведения о детях войны 256
Урок 108. Тема: Произведения о детях войны. Дополнительное чтение. В. П. Катаев
«Сын полка» (отдельные главы) 256
Урок 109. Тема: В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы) 259
Урок 110. Тема: Произведения о детях войны. Дополнительное чтение. В. П. Катаев
«Сын полка» (отдельные главы)* 261
Урок 111. Тема: Слушание и работа с детскими книгами. Книги о детях войны. Детские
журналы и книги 263
Урок 112. Тема: Дополнительное чтение. К. М. Симонов «Сын артиллериста» 265
Раздел: Стихи Н. М. Рубцова 267
Урок 113. Тема: Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Березы» 267
Урок 114. Тема: Стихи о Родине. Н. М. Рубцов «Тихая моя Родина». Дополнительное
чтение. Н. Рубцов «Ласточка» 269
Урок 115. Тема: Слушание и работа с книгами А. П. Платонова. Произведения о Родине.
Дополнительное чтение. А. П. Платонов: сказки-были «Любовь к Родине, или Путешествие
воробья», «Неизвестный цветок»* 271
Урок 116. Тема: Обобщение. Рубрика «Проверьте себя» 273
Раздел: Произведения С. В. Михалкова 275
Урок 117. Тема: Произведения С. В. Михалкова. С. В. Михалков «Школа», «Хижина дяди
Тома». Дополнительное чтение. С. В. Михалков «Как бы мы жили без книг?». Г. Бичер-Стоу
«Хижина дяди Тома» 275
Урок 118. Тема: Басни С. В. Михалкова. С. В. Михалков «Зеркало». Дополнительное
чтение. С. В. Михалков «Любитель книг», «Чужая беда»* 278
Урок 119. Тема: Слушание и работа с детскими книгами. Книги С. В. Михалкова.
Дополнительное чтение. Сказка «Как старик корову продавал»* 280
Раздел: Юмористические произведения 283
Урок 120. Тема: Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача» 283
Урок 121. Тема: Юмористические стихи. И. Л. Гамазкова «Страдания». Дополнительное
чтение. В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным» 285
Урок 122. Тема: Слушание и работа с детской книгой. Юмористические произведения
для детей. Детские журналы и газеты. Дополнительное чтение. М. Горький «Пепе»* 287
Раздел: Очерки 289
Урок 123. Тема: Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина». Дополнительное
чтение. М. А. Шолохов «Любимая мать-отчизна» 289
Урок 124. Тема: Очерки о людях. А. И. Куприн «Сказки Пушкина». Н. Шер «Картины-
сказки» 292
Урок 125. Тема: Дополнительное чтение. М. Горький «О сказках» 294
Урок 126. Тема: Слушание и работа с книгами. Темы очерков. Дополнительное чтение.
Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди». Детские газеты и журналы 296
Урок 127. Тема: Библиотечный урок «Писатели о писателях» 298
Урок 128. Тема: Обобщение. Рубрика «Проверьте себя». Дополнительное чтение.
М. Горький «О книгах». Ю. Яковлев «Право на жизнь» 300
Раздел: Путешествия. Приключения. Фантастика 302
Урок 129. Тема: В мире фантастики. Н. П. Вагнер «Фея Фантаста» 302
Урок 130. Тема: Н. П. Вагнер «Береза» 304
Урок 131. Тема: Слушание и работа с детскими книгами. Книги Н. П. Вагнера.
Дополнительное чтение. Н. П. Вагнер «Сказка» 306
Урок 132. Тема: Дополнительное чтение. Н. П. Вагнер «Руф и Руфина» 308
Урок 133. Тема: Приключенческая литература. Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»
(отдельные главы) 310
Уроки 134–135. Тема: Обобщение. Рубрика «Проверьте себя» 312
Урок 136. Тема: Библиотечный урок «В мире книг». Дополнительное чтение. М. Горький
«О книгах». Н. Найденова «Мой друг». Рубрика «Книжная полка» 314
Литература 316
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом