Профессионально-личностное самоопределение педагога в современном образовательном пространстве школы. Сценарии и материалы к педсоветам, семинарам, совещаниям. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-807 |
Авторы-составители | Киселева Н. В., Рощина Г. О., Лобанова А.А. и др. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | ФГОС. Управление образовательным процессом |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Электронное пособие включает разделы:
- Информационно-методическое обеспечение.
- Педсоветы, семинары, заседания МО.
- Методические ресурсы.
В электронном пособии представлены методические разработки педагогических советов, семинаров, совещаний, заседаний предметных методических объединений педагогов, лауреатов Всероссийского конкурса "Педагогический менеджмент" по актуальным темам и проблемам образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования.
Цель данного пособия - оказать информационную и методическую поддержку руководителям школы в реформировании учебно-воспитательного процесса, организации обучения педагогических кадров, дающей возможность каждому педагогу повысить свой личностно-профессиональный уровень.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Профессионально-личностное самоопределение педагога
Профессионально-личностное самоопределение
педагога в современном образовательном
пространстве школы
С каждым годом школа приобретает более новый современный облик, меняются и ее ученики. Современные дети модернизированы, шагают в ногу со временем: они без труда смогли овладеть навыками пользования сотовыми телефонами, Интернетом, различными компьютерными программами, электронными книгами. Естественно, что современная школа диктует новые требования и к работе учителя. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Важными чертами современного педагога являются постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными электронными технологиями. И самое главное: современный учитель должен шагать в ногу со временем – это не только человек, который обладает внушительным багажом знаний и постоянно занимается самообразованием, но и профессионал, в совершенстве владеющий психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь ему в решении новых стоящих перед ним проблем. Итак, стране, обществу нужны педагоги нового формата. Утвержден профессиональный стандарт педагога, в котором определяются основные требования к его квалификации. Так, например, в стандарте отмечается, что педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию для включения в образовательный процесс любых учеников:
· со специальными потребностями в образовании;
· одарённых;
· для которых русский язык не является родным;
· с ограниченными возможностями здоровья и т. д.
Педагог обязан эффективно вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность, ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера. Педагог должен уметь:
· формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции и т. д.;
· работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;
· обучать на русском языке учащихся, для которых он не является родным;
· работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
· работать с девиантными, наркозависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.
Каждому педагогу предстоит большая работа над собой по доведению своей квалификации до уровня требований профессионального стандарта. Чтобы помочь учителям в их профессиональном самообразовании, во многих школах на педсоветах, семинарах, совещаниях, круглых столах, предметных методобъединениях предусмотрена организация методического сопровождения, направленного на овладение инновационным опытом и повышение уровня адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности педагогических работников.
Материалы к педсовету
Материалы к педсовету
1. Объявление для педагогов.
Уважаемые коллеги!
_______________ (вторник) в 13.00. состоится малый педагогический совет на тему «Особенности адаптации пятиклассников в период перехода из начальной школы в основную».
Цель малого педсовета: обсудить основные проблемы, возникающие в работе с учащимися 5 классов в адаптационный период; определить основные направления совместной работы педагогического коллектива, родительского сообщества по оптимизации образовательного процесса в адаптационный период учащихся 5 классов, соблюдая преемственность различных ступеней образования.
Участники педсовета: учителя начальной школы, работающие в 4 классах, учителя-предметники, работающие в 5 классах, учителя-предметники, которые в следующем учебном году будут работать в 5 классах, родители, психолог, социальный педагог, администрация.
Думаем и готовимся к решению совместных проблем!
2. Протокол педсовета.
Протокол №____
заседания педагогического совета МОУ СОШ №___
на тему «Особенности адаптации пятиклассников в период перехода
из начальной школы в основную»
от «___»_________20__ г.
Присутствовали: _____ человек.
Отсутствовали: _____ человека.
Повестка дня:
1. Об актуальности и особенностях адаптационного периода в школе: управленческий аспект.
2. О психологическом обеспечении адаптационного периода в школе.
Слушали:
1. Директора школы _____________________ (Ф. И. О.) об актуальности и особенностях адаптационного периода в школе, который подчеркнул, что в этот период важны согласованность целей и действий всех работающих звеньев школы. В частности, если задачей психолога школы является совместная с классными руководителями разработка содержания адаптационного периода, то целью административной команды должно быть обеспечение организационной стороны, то есть создание условий для целенаправленного и эффективного проведения такого периода.
2. Заместителя директора по учебно-воспитательной работе _____________________ (Ф. И. О.). Выступающая отметила, что на подготовительном этапе к адаптационному периоду для учащихся 5 и 10 классов, во временной промежуток формирования (составления) расписания, были предусмотрены все варианты, которые позволяли классным руководителям как можно чаще общаться с учащимися этих классов в ходе учебного дня, а после его окончания проводить мероприятия. Зам. директора по УВР подчеркнула, что для обеспечения комфортных условий в период адаптации для учеников 5 классов организована группа продленного дня, руководителем которой является _________________ (Ф. И. О.).
3. Заместителя директора по воспитательной работе _____________________ (Ф. И. О.) о проделанной работе по координации деятельности руководителей кружков и классных руководителей в адаптационный период в виде индивидуальных консультаций.
4. Педагога-психолога _____________________ (Ф. И. О.) об итогах диагностики школьной тревожности по тесту Филлипса, проведенной в сентябре 20__ г. и в декабре 20__ г. Психолог отметила, что на основании сравнительного анализа, проведенной диагностики можно сделать вывод об успешном преодолении адаптационного периода учащимися 5 классов благодаря удовлетворительной работе педагогов-предметников, классных руководителей данных классов.
Постановили:
1. Признать деятельность педагогического коллектива по подготовке и проведению адаптационного периода в школе удовлетворительной.
2. Педагогу-психологу продолжить работу по оказанию помощи обучающимся 5 классов для обеспечения успешного прохождения постадаптационного периода.
Информационная карта педсовета
Коляда Е. В., учитель начальных классов,
руководитель ШМО учителей начальных классов МБОУЯ СОШ № 4
г. Ярцево, Смоленской области
Информационная карта педсовета
Особенности возрастного развития учащихся младшего
школьного возраста
Предварительная подготовка педагогического совета для педагогов начальной школы.
Педагогический совет на заданную тему предполагает большой объём предварительной исследовательской работы по оценке работы школы в сфере обучения и воспитания с учетом особенностей младшего возраста учащихся. Для этого необходимо проанализировать несколько модулей информации:
· соблюдение норм и требований СанПиН;
· новообразование возраста учащихся;
· ведущие мотивы поведения в деятельности; стратегии педагога в организации воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.
На основе такого комплексного исследования представляется интегральное комплексное заключение.
Далее приводится название используемых диагностических методик, социологических опросов для оценки возрастного развития учащихся:
· Психодиагностический комплект методик, используемых для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго).
– Тест тревожности (Р. Тэммл, В. Дорки, В. Амен).
– Методика по изучению учебной мотивации «Что мне нравится в школе?» (Н. Г. Лусканова).
– Схема экспертной оценки адаптации ребенка к школе (О. Л. Соколова, О. В. Сорокина, В. И. Чирков).
· Методики по выявлению интеллектуального уровня, развития познавательной сферы и состояния эмоционально-волевой сферы:
– Кодирование геометрических фигур (Пьерон–Рузер).
– Корректурная проба (Б. Бурдон).
– Заучивание 10 слов (А. Р. Лурия).
– Определение кратковременной памяти, типа памяти.
– Простые аналогии.
– Сложные аналогии.
– Сравнение понятий.
– Выделение существенных признаков (опубликованы в книгах «Психологическое изучение школьника», авт. В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева и «Диагностика познавательной сферы», авт. Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова).
· Изучение мотивационных предпочтений:
– «Три желания»;
– «Цветик-семицветик»;
– «Волшебная палочка» (материалы для изучения учащихся начальной школы).
· Тест «Социометрия» (Дж. Морено).
· Тест школьной тревожности (Т. Филлипс).
· Методика определения уровня тревожности (Ч. Д. Спилбергер (адаптация Ю. Л. Ханина)).
· Цветовой тест по определению эмоционального состояния человека (М. Люшер).
· Краткий тест творческого мышления (П. Торренс (адаптация Е. И. Щеблановой и И. С. Авериной)).
· Личностный опросник (Р. Кеттелл).
На этапе предварительной подготовки определяются проблема, тема, цель, задачи педагогического совета, ожидаемые результаты, форма проведения и его функции.
Направленность педагогического совета: решение противоречия между интенсивными условиями учёбы и труда и особенностями возрастного развития учащихся.
Цель педагогического совета: изменение уклада школы с пользой для учащихся с учетом особенностей их возрастного развития.
Задачи педагогического совета:
· Ориентировочная оценка работы школы с точки зрения развития учащихся с учетом их психологических особенностей.
· Определение условий развития учащихся в школе.
· Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих обучать и воспитывать учащихся, учитывая особенности их возраста.
· Мотивация педагогического коллектива школы к решению задач развития учащихся с учетом особенностей их возраста.
Ожидаемые результаты:
· Создание основ для методологического и технологического моделирования различных видов деятельности, направленных на развитие учащихся младших классов в школе.
·
Информационная карта педсовета
Салагина И. Г., заместитель директора по НМР
МОУ СОШ № 117, г. Волгоград
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА педагогического совета
«Перспективы развития научно-методической
и опытно-экспериментальной работы в ОО»
Продолжительность – 60 мин.
Основные вопросы:
1. Вступительное слово директора МОУ СОШ №_________________.
(Ф. И. О.)
2. «Концепция качества образования» – доклад-презентация зам. директора по НМР _____________ (15 мин).
· Содержание проблемы качества образования.
· Мониторинг качества образования (система непрерывного наблюдения, диагностики, контроля и коррекции встроенная в систему пед. управления, выявляющая отклонения, основанная на современных компьютерных и информационных технологиях, а также на методах статистики, обеспечивающая развитие субъектов образования и их взаимодействие).
· Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа в школе.
3. «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов» – доклад педагога-психолога ___________________ (10 мин).
(Ф. И. О.)
4. «Роль репрезентативных систем в повышении качества образования» – доклад методиста _____________________, педагога-психолога
(Ф. И. О.)
_____________________ (10 мин).
(Ф. И. О.)
· Репрезентативность.
· Каналы восприятия информации у обучающихся (визуалы, аудиалы, кинестетики).
· Рекомендации педагогам.
5. Прения (итоговые мнения об изложенных проблемах и подлежащих разрешению вопросах) (10 мин).
6. Проект решения.
План проведения
1. Утверждение повестки дня педагогического совета на административном совете.
2. Сообщение повестки дня педагогического совета коллективу (на производственном совещании; объявление в Учительской) – за месяц до начала.
3. Проведение опроса педагогов на тему «Деятельность школы глазами педагогов»
4. Обработка анкет по итогам опроса.
5. Подготовка докладов и презентаций к докладам;
6. Разработка проекта решения в соответствии с готовящимися выступлениями.
Некоторые примечания по организации и проведению педсовета
1. Педсовет проводится согласно повестке дня.
2. Педагоги, заходя в зал, отмечают на предоставленном ватмане с записью «Ваше настроение перед педсоветом» свой настрой соответствующими смайликами (самоклеющиеся символы), также получают жетоны различного цвета (красные, желтые, зеленые, синие и т. д.) и рассаживаются за столы, на которых указаны цветовые акценты, по группам.
3. Перед основным докладом на каждую группу раздаётся текст «Что представляет собой качество образования?», ведущий предлагает ознакомиться с ним, обсудить и ответить на вопросы, представленные в тексте, представителю от группы.
4. Ведущий резюмирует выступления и переходит к основному докладу.
5. Докладывая, заместитель директора по НМР в презентации делает акцент на итоги анкетирования, которое было проведено заблаговременно.
6. Педагоги, покидая зал после завершения педсовета, отмечают свой настрой соответствующими смайликами на предоставленном ватмане с записью «Ваше настроение после педсовета».
Литература
1. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) / В. И. Байденко. – М., 2005.
2. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения : материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. / А. А. Вербицкий. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
3. Доклад международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище». – М. : ЮНЕСКО, 1997.
4. Козырев, В. А. Компетентностный подход в построении профессиональной подготовки специалиста в области образования / В. А. Козырев, Н. Ф. Родионова, А. П. Тряпицына // Информационный бюллетень. – СПб., 2006. – № 1(29). – С. 35.
Тезисы основного доклада
Тезисы основного доклада на тему «Концепция
современного качества образования»
I. Качество образования как «владение умениями».
Повышение качества образования во всех странах мира справедливо оценивают как стратегический фактор общественного развития и фундамент национальной безопасности. В процессе реформирования образования происходит переориентация результата образования, который в период планово-директивной экономики рассматривался как удовлетворение потребности общества в специалистах определенного количества и качества, а в настоящее время – как формирование человеческого капитала.
II. Компетентностный подход.
В основу современной концепции образования положен компетентностный подход. «Компетентностный подход – метод (или технология) моделирования результатов образования и их представление как норм качества образования; а также приоритетная ориентация на цели – векторы образования, а именно: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности» (Байденко, 2005).
Базовые компетенции – это тот уровень образования и культуры, которым обладают все члены данного общества на определенном уровне его развития…
В настоящее время в странах Евросоюза разрабатывается новая концепция среднего образования, основанная на формировании базовых компетенций. В соответствии с концептуальным документом Экспертной комиссии Европарламента по вопросам образования от 2002 года в их число входят:
– способность к общению на родном языке;
– способность к общению на иностранном языке;
– знание определенного набора арифметических и математических операций, основных принципов естественных наук и технологий;
– умение обрабатывать информацию с помощью мультимедиатехнологий;
– предпринимательство (способность к созданию нового и поддержанию чужих инициатив, ориентация на успех в деятельности);
– навык межличностных взаимодействий и гражданственность;
– способность к обучению;
– общая культура.
В наших условиях базовые компетенции приобретаются в результате всеобщего обязательного школьного образования. Государство предъявляет требования к базовым компетенциям, финансируя их получение, контролирует качество подготовки на основе ЕГЭ (Единого государственного экзамена).
III. Концепт-инновации.
Для инноваций – поиск новых идей и внедрение их в жизнь, поиск одарённых детей и молодёжи, поиск мобильных партнёров.
Следовательно, мы наблюдаем, что сайты вузов пестрят информацией о проведении конкурсов исследовательских работ учащихся образовательных учреждений. В этот процесс включены и органы управления образованием, которые «забрасывают» нас информационными письмами такого рода.
Однако идея учебно-исследовательских работ (проектов) учащихся не нова, так как развитие познавательного интереса к предмету – одна из основных задач педагога. Формами исследовательской деятельности в школе были и остаются рефераты и др. элементы исследовательской деятельности в процессе преподавания предмета. Если искра познавательного интереса не тлеет, а поддерживается учителем, то рождается совместная созидательная исследовательская деятельность.
При переходе к компетентностно-ориентированному обучению происходит изменение вектора образования в сторону прикладного характера знаний, что требует перестройки процесса обучения преподавателем: перехода с позиции источника знаний на роль координатора или наставника. Этому способствуют новые методы и технологии в образовательном процессе, которые побуждают школьников к деятельности, выявляют существующие у них проблемы и ожидания, организуют дискуссионный процесс, создают атмосферу партнерского сотрудничества.
Ключевые фигуры в школе – УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИК. Ученик выступает как продолжатель дела учителя (не обязательно в предметной области), как носитель культуры духовно-нравственных ценностей, заложенных достойным наставником. Роль учителя в становлении личности велика, но эта отдельная тема для дискуссии.
IV. Учебно-исследовательская деятельность учащихся.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это процесс освоения практического опыта использования знаний, умений и навыков (полученных в рамках уроков) на основе развития индивидуальных природных задатков и способностей с целью удовлетворения познавательного интереса в той или иной отрасли науки и практики продуктивной, созидательной, творческой деятельности.
Следует принимать во внимание:
– особенности подачи средств психолого-дидактического сопровождения развития учебно-исследовательской деятельности учащихся с учетом особенностей восприятия и мышления двух полушарий мозга;
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом