Литература. 7 класс. Рабочая программа и система уроков по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. Программа для установки через интернет

Есть на складе
102 руб.
-65%
35,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-722.2
Авторы-составители Чермашенцева О. В., Шадрина С. Б.
Издательство Учитель, 2022
Серия ФГОС. Планирование учебной деятельности
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Литература. 7 класс. Рабочая программа и система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина" серии "ФГОС. Планирование учебной деятельности" представляет рабочую программу и систему уроков по литературе для 7 класса. Материалы пособия разработаны в соответствии с ФГОС ООО с учетом планируемых результатов основного общего образования и ориентированы на работу с учебником В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина (М.: Просвещение, 2014).
Электронное пособие предназначено преподавателям литературы общеобразовательных учебных заведений, руководителям МО.
Рабочая программа включает развернутое календарно-тематическое планирование системы уроков и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, достигаются планируемые результаты освоения образовательной программы; учебно-методическое обеспечение.
Сценарии уроков содержат виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, предлагающие учащимся осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Урок 1. Введение. Знакомство со статьей учебника «Читайте не торопясь...»

Урок 1
ВВЕДЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО СО СТАТЬЕЙ УЧЕБНИКА
«Читайте НЕ ТОРОПЯСЬ…»

Цели: познакомить с советами по технике чтения, значением вдумчивого чтения, помогающего запоминать, обдумывать, представлять себя в гуще событий; развивать воображение; пополнить словарный запас.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с метафорической природой художественного образа, его обобщающим и оценочным значениями, с разными видами художественных образов.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике;

· регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;

· коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: проявлять любознательность и интерес к изучению литературных произведений.

Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа.

Сценарий урока

I. Организационный момент*.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

– В этом году вас, ребята, ждут радостные встречи с новыми писателями и новыми произведениями уже знакомых авторов. Пусть помогут они вам стать умными и любознательными читателями, добрыми и интересными собеседниками, справедливыми и отзывчивыми людьми. Пусть растут в ваших сердцах «внимание к человеку», «уважение к его труду», «любовь к его беспокойному духу».

По справедливому замечанию К. Г. Паустовского, человека, любящего и умеющего читать, можно назвать по-настоящему счастливым. Какой богатый и прекрасный мир открывается перед тем, кто не «глотает» книги, а читает их вдумчиво, не торопясь, не теряя ни одной капли драгоценного содержания книги!

Как же удалось автору убедить читателя, заставить его переживать вместе со всеми героями? Просто ли это для самого талантливого и даже гениального писателя? Оказывается, нет! За каждым произведением стоит огромный труд писателя, изучение и сбор материала, творческие муки создания произведения.

Сохранились многочисленные воспоминания о работе писателей, свидетельства «мук творчества».

В этом году мы познакомимся с удивительной исторической повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», которую он переписывал множество раз, переделывал, совершенствуя свое произведение. «Только после восьмой переписки, непременно собственной рукой, – писал Гоголь, – труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания!..»

Но чтобы понять и осмыслить текст, читателю также следует проделать определенную работу, иначе многое может остаться в тени, незамеченным, непонятым, не оцененным по достоинству.

Несомненно, прав С. Я. Маршак, утверждая, что «литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели».

Что это значит? На что надеется каждый автор?

Писатели и ученые советуют читать внимательно, вдумчиво, не торопясь. Прислушаемся к их советам, рассуждениям...

2. Работа по учебнику (с. 3–6).

Чтение статьи. Беседа по вопросам.

– На какого читателя рассчитывает автор статьи? (Талантливого, чуткого, обладающего творческим воображением.)

– Какое значение имела книга в жизни Горького? (Книга говорила о том, «как велик и прекрасен человек», о внимании и уважении к человеку; наполняла «жизнь великим смыслом...».)

– Чем может помочь книга читателю? (Книга «облегчит жизнь», «поможет разобраться в путанице мыслей».)

– Что значит вдумчивое чтение? (Человек, «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона.)

– Какого человека вы считаете интересным собеседником? (Того, кто знает, о чем говорит, имеет свое отношение к тому, что говорит, как говорит. Если «вот», «ну», «это», «короче», «говорит», «как его» стоят перед и после каждого слова, то слушать совсем не интересно.)


Урок 2. Предания

Урок 2
ПРЕДАНИЯ

Цели: познакомить с понятием «предание», с практикой использования этого жанра фольклора в произведениях писателей, с героями преданий – государственными деятелями; рассмотреть образы героев и исторические события, запечатленные в преданиях; развивать коммуникативные и регулятивные умения.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с понятием «предание», с практикой использования этого жанра фольклора в произведениях писателей, с героями преданий – государственными деятелями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы; находить, анализировать, использовать информацию, полученную из разных источников;

· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения; самостоятельно организовывать собственную деятельность;

· коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности.

Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Сценарий урока

I. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя.

– Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора. Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство.

Какова же была основная тема «устной живописи»?

На что обращают наше внимание народные сказители?

Обратимся к «преданьям старины глубокой».

2. Выполнение заданий.

– Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного».

– Кто герой предания? (Иван IV, за жестокость прозванный Грозным.)

– Коротко перескажите предание «Сороки-ведьмы».

– Каким предстает перед нами Иван IV? (Высказывания учащихся.)

– С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)

– Перескажите предание «Петр и плотник».

– Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)

– На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу – делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)

II. Изучение нового материала (с. 7–10).

Чтение статьи «Предания».

Беседа по вопросам.

– Что же называется преданием? (Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.)

– Кто чаще всего является героем преданий?

– Откуда взяты эти строки?

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел и кот ученый,

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…

– В начале поэмы и в конце ее:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!

(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)

Вывод. Предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Что вы узнали о преданиях по статье, которую прочитали?

– Какие былины и предания были прочитаны вами в предыдущих классах?

– Какие славянские мифы вы прочитали в V и VI классах?

Домашнее задание: прочитать


Урок 3. Былины и их исполнители

Урок 3
БЫЛИны И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ

Цели: познакомить со статьей учебника (составление простого плана), с главными героями былин, с композицией, художественными особенностями, собиранием и исполнением былины, с циклами былин, их темами; отметить уважение к крестьянскому труду; развитие речи – учить логически мыслить, развивать воображение.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся со статьей учебника, с главными героями былин, с композицией, художественными особенностями, собиранием и исполнением былины, с темами былин, их циклами.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, ресурсах Интернета и других источниках; воспринимать смысл познавательных текстов;

· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;

· коммуникативные: формировать готовность участвовать в коллективном выступлении.

Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; осознавать эстетическую ценность русской литературы.

Методические приемы: пересказ текста, аналитическая беседа.

Сценарий урока

I. Проверка домашнего задания.

– Что такое предание? (Пересказ статьи.)

– Кому посвящены предания «Сороки-ведьмы», «Воцарение Ивана Грозного» и «Петр и плотник»?

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя, сообщение темы и целей урока.

– Еще один жанр русского фольклора – былиныэпические песни героического содержания. В них реальная историческая основа сочетается с фантастическим вымыслом. Повествуют былины о легендарных подвигах героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от ненавистных врагов.

Статья-рассказ ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина поможет понять нам, в чем тайна всевластия былин, познакомит с художественными особенностями этого жанра, расскажет о главных героях, мире и быте русской крестьянской жизни.

Работая со статьей, мы будем учиться составлять план.

2. Работа по учебнику (с. 11–15).

Чтение статьи по абзацам.

Беседа по вопросам с последующей записью главной мысли абзаца составление плана.

– Какова основная мысль первого абзаца? (Время появления былин точно назвать трудно. Складывались они с IX по XIII век, после этого времени новые произведения героического эпоса уже не создавались, но продолжали исполняться сказителями.)

Задания.

– озаглавьте первый абзац. (Былины – духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.)

– выделите основную мысль второго и третьего абзацев. (Мир и быт русской крестьянской жизни – основа былин и сказок.)

– Дайте определение былины. (Былины – произведения устной поэзии о богатырях и народных героях.)

– Где происходят действия былин? (Места действия былин – города, улицы, торговые площади в Киеве, Новгороде, других городах Руси.)

– Откуда сказители знали о далеких землях? (Русь вела оживленную торговлю.)

– Озаглавьте восьмой абзац. (Документальная ценность былин.)

– Какие стороны жизни нашли отражение в былинах?

– Каким было отношение жителей Руси к коню? (Конь – верный помощник воина и землепашца.)

– Кто главные герои былин? Какова их главная задача? (Былинные герои – защитники покоя и благополучия земли.)

– Былины и их сказители учили и наставляли, делились сокровенными думами о том, как жить. Перечислите темы создаваемых былин.

– Какой труд в былинах поставлен выше воинского? (Главное в жизни – будничный труд крестьянина.)

– Назовите особенности былин. (Торжественность тона, величие образов, ритм, стих, приспособленный для передачи разговорных интонаций.)

– Прочитайте строчки былины в учебнике, найдите повторы слов.

– Что напоминают нам зачины, концовки, гиперболы, эпитеты.


Урок 4. Былина «Вольга и Микула Селянинович»

Урок 4
БЫЛИНа «вольга И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ»

Цели: продолжить знакомство с былинами; прививать любовь к устному народному творчеству.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с главными героями былины, с композицией, художественными особенностями, исполнением былины.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы;

· регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;

· коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; осознавать значение учебной деятельности и личностный смысл учения.

Сценарий урока

I. Проверка домашнего задания.

– Назовите и охарактеризуйте два основных цикла былин. (Киевский и Новгородский. Киевский цикл: действие в Киеве; принимает участие князь Владимир; основная тема – защита русской земли от кочевников; герои – три богатыря-воина; Вольга и Микула – герои социально-бытовых былин. Новгородский цикл: город вел торговлю; плавание в другие страны; затронуты социальные темы.)

– Перескажите статью «О собирании, исполнении и значении былин».

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

– Будничный труд крестьянина в былинах ценили выше воинского труда. Эта мысль подчеркнута в былине «Вольга и Микула Селянинович» сравнением двух образов: пахаря (орáтай, óрет – пашет) Микулы и князя Вольги, мудрого правителя, умеющего превращаться в птицу-сокола, в щуку-рыбу, в серого волка, рыскающего по чистым полям. Но Микула сильнее, выносливее князя. Само заглавие «...Микула Селянинович» подчеркивает уважение к нему.

2. Работа по учебнику.

Словарная работа: анализ слов-сносок в учебнике.

Чтение былины учителем и подготовленными учениками-ассистентами (по ролям).

Аналитическая беседа по вопросам.

– Какой теме посвящена былина? (В былине звучит тема тяжелого крестьянского труда.)

– Кто ее главный герой? (Конечно же, Микула, вся дружинушка храбрая не смогла сравниться с ним в силе.)

– Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле? (После рассказа пахаря о разбойниках в тех городах, куда Вольга едет за данью, он понял, что не справится с мужичками. За силу великую, за работоспособность, за учтивые слова проникся Вольга уважением к Микуле. За труд, за гостеприимство уважали пахаря и мужички, величая его «молодым Микулой Селяниновичем».)

Задание 1.

– Зачитайте описание внешности пахаря. («А у оратая кудри качаются… А кафтанчик у него черна бархата» (с. 18). Праздничная одежда пахаря вполне естественна. Любая деревенская страда: пахота, жатва, покос – была праздником настоящим, важным и торжественным. Это и понятно: «летний день год кормит», «лето припасает, а зима поедает». На собственном опыте об этом знали и создатели былин, потому-то крестьянину и уважение особое, и труд крестьянский выше воинского труда ценится.)

– Как описан труд Микулы? («Повыехали в раздольице… А омешки по камешкам почиркивают» (с. 17–18). «Как орет в поле орáтай… каменья в борозду валит» (с. 18). Крестьянский труд требует выносливости, сноровки и, конечно же, старания и любви.)

Задание 2.

Найдите постоянные эпитеты. («Хоробрая», «омешики... булатные», «гужики… шелковые» и др.)

– Выделите гиперболы, троекратные повторения, напевность, торжественность.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Чему учили былины, что прославляли, воспитывали? (Высказывания учащихся.)

Вывод. Былины учили жить, трудиться, прославляли людей труда, воспитывали уважение к труженикам и крестьянскому труду.

Домашнее задание:


Урок 5. Былина «Садко»

Урок 5
БЫЛИНа «садко»

Цели: продолжить знакомство с былинами, их композицией, художественными особенностями; учить логически мыслить, развивать воображение.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с главными героями былины «Садко», с ее композицией, художественными особенностями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы;

· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

· коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; осознавать значение учебной деятельности и личностный смысл учения.

Сценарий урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Рассматривание рисунков учащихся (индивидуальное задание).

2. Беседа по вопросам.

– Как описан богатырь-крестьянин в былине о Вольге и Микуле? (Зачитывают описание героя от слов «Как óрет в поле орáтай, посвистывает…» до «…А кафтанчик у него черна бархата».)

– Какими художественными средствами создается представление о его могуществе и силе? (В былине рассказывается, как легко, по-богатырски справляется Микула Селянинович с тяжелой работой. В описании его одежды, снаряжения, даже его лошади подчеркивается необычность, незаурядность героя. Главное художественное средство – гипербола. В былине рассказывается, с какой легкостью богатырь «коренья вывертывает и большие-то каменья в борозду валит». Богатырские сапоги также описаны с помощью этого приема.)

– Сопоставьте героев былины Вольгу Святославовича и Микулу Селяниновича. (Высказывания учащихся.)

Характеристика главных героев с последующей рецензией учащихся.

– Вольга Святославович представлен необыкновенным человеком, недаром он сравнивается с «солнцем красным», которое «воссияй» на небе ясном. Вольга не только воин, предводитель храброй дружины, но и человек, стремящийся к образованию, мудрости великой, о чем в былине рассказано со сказочной метафоричностью.

Микула Селянинович тоже человек неординарный. Его необычная сила показана в нескольких эпизодах: 3 дня пахаря не может догнать Вольга с дружиною, весь княжеский отряд не может вытащить из земли крестьянскую соху, а Микула вынимает ее одной рукой; не чужд крестьянин и ратного дела: защищая свое достоинство перед «мужиками»-разбойниками, положил он их до тысячи. Надо отметить, что самоуважение – одна из главных черт крестьянина-богатыря, он на равных разговаривает с князем, даже дерзит ему в споре о своей богатырской лошади и ее истинной цене. Однако Вольга не сердится на своего нового товарища. Рассказчик подчеркивает равенство князя и хлебопашца, а в некоторых случаях даже стремится показать превосходство Микулы, который, подобно Антею, получает силу от матушки-земли.

– Подумайте, чем былина о Вольге и Микуле отличается от известных вам былин? (Обычно в былинах рассказывается о воинских подвигах русских богатырей или повествуется о каком-нибудь необыкновенном событии в их жизни (например, о чудесном исцелении Ильи Муромца и о том, как он стал богатырем). В былине о Вольге и Микуле не происходит ничего особенного: Вольга Святославович, получив в наследство от своего дяди – киевского князя – три городка, едет получить с них оброк, прихватив с собой «дружину хоробрую». По дороге встречался ему пахарь (оратай) – Микула Селянинович, поразивший князя своей необыкновенной силой. Вольга приглашает Микулу «в товарищи», и они продолжают путь вместе.)

– Какова же главная мысль былины? (Видимо, она в том, что богатырская мощь, красота, ум, доблесть присущи не какому-то одному сословию. Простой земледелец по силе, могуществу превосходит князя. Эта былина прославляет земледельческий труд как основу жизни.)

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы.

– К какому циклу относится былина «Садко»? (Новгородская былина о путешествии в дальние страны. Тема социальная, то есть касается жизни общества.)

2. Чтение былины учителем и подготовленными учениками.

Учитель или подготовленные ученики читают на фоне музыкальных фрагментов из оперы Н. Н. Римского-Корсакова «Садко».

3. Выполнение заданий по тексту былины.

Задание 1.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.