Спутник классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС. Программа для установки через интернет
Код | СИ-806 |
Авторы-составители | Плахова Т. В. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Воспитательные системы |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Материалы, представленные в пособии, помогут классному руководителю системно и целенаправленно решить поставленные ФГОС воспитательные задачи, выстроить стратегию своей деятельности, разработать аналитические и профессиональные программы, освоить новые виды планирования.
Знакомство с авторскими проектами, с опытом коллег пилотных пло-щадок ОО, осуществляющих педагогическую деятельность на основе си-стемного подхода, обеспечит классному руководителю, воспитателю эффективное решение актуальных проблем детства, семьи, общества, страны.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Обращение автора
Обращение автора
Уважаемый коллега!
Вы открыли электронное пособие «Спутник классного руководителя». Мы рады этому, потому что это пособие адресовано Вам. Его главное предназначение – помочь Вам в работе с детьми, которые волей судьбы стали Вашими воспитанниками.
«Спутник классного руководителя» – это Ваш путеводитель по концептуальным основам и программным положениям современных систем воспитания.
«Спутник классного руководителя» – это Ваш незаменимый помощник в стремлении лучше узнать мир своих воспитанников.
«Спутник классного руководителя» – это Ваш советчик в том или ином деле. Это множество подсказок, как сделать совместную жизнь Ваших воспитанников, их родителей и Вас ярче, насыщеннее, добрее, красивее, полезнее и интереснее.
«Спутник классного руководителя» для Вас – это возможность встать на ступеньку выше в своем профессиональном мастерстве.
Желаем успешной работы, больше удач, поменьше огорчений и проблем. И мы верим в то, что у Вас, уважаемый коллега, все получится!
И да пребудут с Вами всегда:
– вера в то, что «…воспитание детей, – как писал Платон много веков назад, – есть важнейшая задача государства; законодатель не должен отводить ему второе место»;
– надежда на то, что не все еще потеряно;
– любовь к выбранной Вами профессии и к тем, кто с этой профессией связан воедино нитями духовного родства.
Педагогическая общественность России вступила в новый этап развития системы образования, связанный с введением нового «Закона об образовании» и федеральных государственных образовательных стандартов.
Понятно, что без глубокого осмысления новых и во многом непривычных по своему содержанию и подходам в их реализации стандартов, без заинтересованного участия учительства в решении задач, поставленных государством перед системой образования, учитель не сможет достичь значимых успехов не только в сфере обучения, но и в сфере воспитания.
Провозглашение воспитания приоритетной задачей образовательных учреждений («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности») является крайне своевременным. Ведь «…масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты…» (из «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761). Одной из таких неотложных мер должна стать мера по предотвращению кризиса в системе воспитания, который проявляется в низком уровне духовно-нравствен-ного и культурного развития детей и подростков, их гражданской пассивности, в дискриминационном поведении, агрессивности, в пристрастии к вредным привычкам и в других асоциальных моментах. Чтобы преодолеть этот кризис, необходимо позаботиться о «…формировании новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение…» («Национальная стратегия действий в интересах детей»).
Как известно, воспитательная система является одним из эффективных способов организации целостного воспитательного процесса. Однако информация о научном подходе к построению воспитательных систем не всегда доходит до школьного педагога, либо доходит в значительной степени в упрощенном виде и выхолощенной с точки зрения научной идеи. Донести до педагогов идеи о многообразии подходов, о целевых и ценностных ориентирах, сущности, содержании, об особенностях технологии гуманистически ориентированных воспитательных систем призван «Спутник классного руководителя».
Автор данного пособия предлагает классному руководителю рассмотреть значимые проблемы воспитания не с позиций распространенной, к сожалению, и сегодня педагогики мероприятий, а с позиций целевого, системного, проблемного, возрастного подходов, которые предполагают взаимосвязанность всех компонентов системы: целей и задач, содержания, технологии и управления.
Особенности построения пособия
Особенности построения пособия
Содержательный блок «Спутника классного руководителя» познакомит педагога с концептуальными основами современного воспитания на уровне его проблемных сфер, с основными подходами к выстраиванию воспитательных систем гуманистического характера, поможет осознать неэффективность процветающего во многих образовательных учреждениях процесса воспитания, только имитирующего деятельность, и убедит в необходимости разработки моделей целостных воспитательных систем. Содержание воспитания в целостных системах предлагается строить на основе погружения воспитанников в мир истинных идеалов и ценностей жизни, а также в мир культуры, которая сама по себе является ценностью.
Знакомясь с материалами содержательных блоков данного электронного пособия, Вы увидите, что автор использовал в разработке ряда концептуальных основ, содержания программно-методических рекомендаций, справочных материалов идеи народной педагогики, идеи знаменитых отечественных педагогов, ученых, классиков русской национальной мысли: К. Д. Ушинского, И. А. Ильина, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, С. А. Шмакова, В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, В. Т. Кабуша, В. М. Лизинского, А. Ф. Воловика, В. А. Воловик, а также материалы педагогических изданий, указанных в списках литературы. Безусловно, классный руководитель должен обязательно использовать в своей деятельности современные документы, определяющие основные ориентиры и направления воспитания.
Аналитические программы, представленные в «Спутнике классного руководителя», помогут педагогу:
– переосмыслить взгляды на свою профессиональную деятельность в статусе классного руководителя;
– выявить свои возможности и затруднения в организации системного подхода к воспитанию;
– посмотреть на свою педагогическую деятельность в сфере воспитания как бы со стороны, определив в ней как позитивные моменты, так и проблемы, которые мешают выстроить разумную систему;
– выстроить стратегию своей деятельности;
– заглянуть в мир своих воспитанников с тем, чтобы лучше их понять и в дальнейшем взаимодействовать с ними и их родителями на принципиально новых основах.
Проектировочный блок «Спутника классного руководителя» поможет перевести существующую традиционную педагогику мероприятий или уже действующую систему воспитания, разработанную классным руководителем, в новое русло развития, в более высокое качество. Классному руководителю предлагается совместно с воспитанниками и их родителями, а также со своими коллегами разработать целевые системные воспитательные программы и проекты, пакеты документов морально-правового и морально-этического плана (законы, правила, декларацию прав и обязанностей, традиции коллектива морально-этического плана); спроектировать «образ» (модель) воспитательной системы, адекватный выбранной для решения проблеме воспитания.
Автор «Спутника классного руководителя» предлагает педагогу поработать в режиме проектирования воспитательных систем, основанных на решении следующих значимых проблем жизни растущего человека (по выбору субъектов воспитания):
– проблема духовно-нравственного воспитания и развития личности;
– проблема возрастного подхода;
– проблема патриотического воспитания и гражданского становления личности;
– проблема формирования культуры здоровья и здорового образа жизни;
– проблема формирования культуры досуга и досуговой деятельности;
– проблема формирования гендерной культуры школьников;
– решение проблемы, в основе которой лежит идея выстраивания системы воспитания на основе деятельности детских и подростковых объединений.
Данная позиция автора строится на убеждении (и опыте) в том, что разумная система воспитания может быть выстроена только в соавторстве со всеми субъектами воспитания, только на основе решения тех или иных проблем, а не на расчленении воспитания по составным частям и направлениям; на том, что духовно-нравственной компонентой, многообразием богатых по содержанию видов деятельности (интеллектуальной, творческой, социально значимой, здоровьесберегающей и др.) может быть наполнена любая система воспитания, идущая от ребенка, от его возраста, его интересов и потребностей, его проблем.
Правильно сориентироваться в выборе средств, содержания разрабатываемых воспитательных программ и проектов, форм взаимодействия субъектов воспитания помогут введенные в «Спутник классного руководителя» программно-методические рекомендации, посвященные возможным путям решения той или иной проблемы, а также памятки (памятки-ориентиры, памятки-подсказки). А не отклониться от выбранного курса в сторону системного подхода помогут «Рабочие тетради» с заложенными в них алгоритмами деятельности для классного руководителя, воспитанников и их родителей.
В рамках управленческого блока
Создание целостной системы воспитания
Создание целостной системы воспитания
В середине ХХ века великий немецкий философ Мартин Хайдеггер написал книгу «Хольцвеге» – «Лесные тропы» (в переносном смысле – «Дорога в никуда», так как лесные тропы – это дороги, которые ведут к вырубкам, но не выводят из чащи). Это мрачное название отражало мироощущение европейской интеллигенции в 50-е годы прошлого века. Уже больше десятилетия мы живем в новом веке. Но духовный кризис и нравственное падение человечества продолжаются. Как продолжается и кризис в воспитании. А ведь в конце XX века академик Д. С. Лихачев давал нам надежду на то, что новый век станет веком человека как чего-то высшего: «Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры воспитывающей и доброй, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой до́лжно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия честности – вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке». Согласимся, что и сегодня, в сложные времена перемен, эти слова не потеряли своей актуальности. Как не потеряла своей актуальности и идея построения систем воспитания, ориентированных на воспитание человека в человеке, на развитие полноценной личности; идея построения систем, существенно отличающихся от формальных, в которых педагогика мероприятий стала такой привычной, а деятельность, составляющая основу системы, только имитируется. И все же главной задачей ищущих педагогических коллективов и сегодня остается поиск путей построения целостных, как правило авторских, систем воспитания. На это настраивает и содержание федерального государственного образовательного стандарта общего образования, представленного в области воспитания несколькими методическими документами:
– «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся»;
– «Требования к содержанию и условиям воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования»;
– «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности»;
– «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе».
Особенно привлекает то, что наконец-то в данных документах достойное место отведено воспитанию в системе образования России: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Нельзя не отметить и то, что обязательным при организации воспитательного процесса для педагогов является ориентирование их деятельности на определенные в «Примерной программе…» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности» национальный воспитательный идеал и систему базовых национальных ценностей.
Конечно, системы воспитания, представляемые автором «Спутника классного руководителя», создавались задолго до выхода вышеозначенных документов, но их содержание нисколько не расходится с основными требованиями, предъявляемыми к современному воспитанию. К тому же опыт работы со слушателями курсов, посвященных проблемам воспитания, опыт совместной деятельности субъектов воспитания в рамках пилотных площадок показал:
– уход от педагогики мероприятий к целенаправленному системному процессу воспитания возможен и оправдан;
– воспитывать достойного человека, развивать полноценную личность, разбудить патриотические чувства, формировать базовые основы культуры (семейную, гендерную, здорового образа жизни, гражданскую, национальную, социальную, культуру мира) возможно только в целостных, ориентированных на решение тех или иных проблем системах, ставящих разумные цели, имеющих богатое содержание общения и деятельности, основанных на истинных идеалах и ценностях жизни;
– системный, целедеятельностный, возрастной и проблемный подходы к формированию и развитию воспитательных систем являются наиболее эффективными;
– эффективная система воспитания может существовать только в тех образовательных учреждениях, где создаются условия для ее постоянного развития.
Как создать такую систему?
Словарь-справочник
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности. (Х. И. Лийметс.) Главное в данном процессе – создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова.)
Воспитание – процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. (Е. В. Бондаревская.)
Воспитание – специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. (О. С. Газман.)
Воспитание – это важнейшее явление духовной жизни общества, категория общечеловеческая, вечная. Социально-профессиональное явление, это питание человека всеми достижениями культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры, а не был вне ее. (Н. Е. Щуркова.)
Воспитание как восхождение к культуре – организованное воспитателем целенаправленное восхождение ребенка по ступенькам культуры через неуклонное повседневное воспроизведение в индивидуальной свободной форме культурных достижений человечества. (Н. Е. Щуркова.)
Воспитание духовное – пробуждение подлинной сущности человека, осознание им предназначения его жизни на земле и развитие способностей к реализации его высшей природы.
Воспитание эстетическое – формирование отношения человека к миру, опосредованное потребностью в прекрасном.
Воспитание в духе прав человека – признание за ребенком его права на достойную и счастливую жизнь, защита его прав и свобод, знание и применение им своих прав в жизни.
Воспитание в духе культуры мира – это воспитание нового ученика с новым мышлением, новым отношением к жизни, позицией гражданина мира, члена мирового сообщества, целостной личности, способной принимать ответственные решения за себя, свое окружение, мир, в котором она живет, за все, что происходит на нашей планете. Это интеллектуальная и нравственная готовность, необходимая человеку ХХI века.
Гуманистическое воспитание – это процесс взаимодействия педагога-воспитателя и воспитанника по поводу самоопределения последнего в системе нравственных, культурных и социальных ценностей, которые определяют жизненный путь личности. (С. А. Ковалев.)
Гуманистическое воспитание – это воспитание:
– целенаправленное, то есть соответствующее определенным целям;
– системное, то есть осуществляющееся последовательно, поэтапно;
– комплексное, отражающее совокупность знаний о процессе деятельности;
– принципиальное, то есть соответствующее определенным принципам, правилам, условиям и др. (В. Т. Кабуш.)
Гимназия (от греч. «гимнастий», букв. означает «тренируюсь»). В Древней Греции, откуда ведут свою историю гимназии, юноши под присмотром наставников совершенствовались в спорте, изучали политику, философию, историю, литературу, ораторское искусство. Значит, мы можем говорить о построении содержания воспитания на идеях тренировки ума, духа и тела, на идеях совершенствования политических и философских знаний, умений красиво и убедительно говорить и спорить, убеждать слушателей и собеседников в чем-либо.
Великолепные идеи для создания программы воспитания найдут для себя педагоги, родители и воспитанники гимназий в истории гимназий прошлого и, в частности, в истории гимназии К. И. Мая (Санкт-Петербург). Буквально с первых дней существования в ней начал создаваться присущий только этому коллективу особый «майский дух», которым так дорожили педагоги и ученики разных поколений. Дружеские отношения между преподавателями, а также между ними и родителями, общность взглядов тех и других на стоящие перед ними проблемы воспитания и преподавания – все это способствовало возникновению почти семейной обстановки в гимназии, наполненной постоянной заботой и вниманием к каждому ученику. Девизом школы стало изречение известного чешского педагога Я.-А. Коменского: «Сперва любить, потом учить». Родство духовное, родство интеллектуальное, родство интеллигентское, родство общественное, социальное – вот что было характерно для этой гимназии. Родство духовное. Духовный потенциал воспитанников и педагогов гимназии должен быть чрезвычайно высок. Духовный потенциал выпускника должен соответствовать званию «Выпускник гимназии» (человек интеллигентный: высокопорядочный, высокообразованный, способный понимать другого человека; человек с признаками социальной зрелости: высокие нравственные качества, этическая грамотность, эстетическая культура, грамотное отношение к здоровью, высокий уровень мышления, активность, деловитость, профессионализм, активная гражданская позиция, способность к самосовершенствованию). Родство интеллигентское. В гимназии во всем царит интеллигентский дух. Учитель-интеллигент – идеал для подражания. За званиями «Учитель гимназии», «Гимназист» стоят прежде всего духовное благородство, интеллигентность. Родство интеллектуальное.
Визитная карточка
Визитная карточка
Задание 1. Заполните свою визитную карточку.
Классный руководитель: ___________________________________
Коллектив ____ «___» класса _______ СОШ (ООШ) № __
_________________________________________________________
(город, село, поселок, район, область)
Ф. И. О. _________________________________________________
Должность: ______________________________________________
Образование: _____________________________________________
Профессиональный путь: __________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Девиз моей жизни: ________________________________________
___________________________________________________________
Девиз профессиональной деятельности: ______________________
___________________________________________________________
Больше всего на свете я люблю: ____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Я не люблю: _____________________________________________
___________________________________________________________
Я не приемлю: ____________________________________________
___________________________________________________________
Что меня радует в этой жизни? ______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Что огорчает меня в этой жизни? ___________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
О чем я мечтаю? __________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Область моих профессиональных интересов: _________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Мои увлечения на досуге: __________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Мое глубокое убеждение состоит в том, что __________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Свою миссию вижу в том, что ______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Мое отношение к моей профессии: __________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Напишите эссе на одну из тем (по выбору):
· «Я – классный руководитель, и этим я интересен».
· «Моя профессия – детоводитель».
· «Есть такая профессия – сердце отдавать детям».
· «И швец, и жнец, и на дуде игрец».
· «И Ассоль, и Золушка, и «чайка».
· «Я – классный руководитель, а это значит…».
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом