Открытые уроки в начальной школе. Реализация требований ФГОС. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-5509 |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | ФГОС. Развивающие образовательные технологии |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Предназначено учителям и руководителям МО начальной школы; рассчитано на творческое применение и пополнение личной методической копилки новинками и оригинальными находками; рекомендовано студентам педагогических учебных заведений.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Э. В. Хачатрян. Возможности технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в формировании ключевых компетентностей учащихся
Э. В. Хачатрян,
преподаватель и методист кафедры ООТ МИОО
Возможности технологии
«Развитие критического мышления через чтение
и письмо» в формировании ключевых
компетентностей учащихся
Одной из технологий, предоставляющих возможность перехода от репродуктивной деятельности учащихся к продуктивной и способствующих становлению ключевых компетентностей учащихся, является «надпредметная» педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее – РКМЧП).
Авторы технологии РКМЧП, американские педагоги К. Мередит, Дж. Стил, Ч. Темпл, опирались на идеи философов, психологов и педагогов всего мира (Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского). В самом названии технологии указана значимость процессов чтения и письма для развития критического мышления. «Чтение и письмо – те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников и студентов эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости»*.
Под критическим мышлением понимается «открытое мышление, не принимающее никаких догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт»**. По мнению Д. Халперн, чтобы обучающийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, важно развить ряд качеств, среди которых выделяются: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание и поиск компромиссных решений***. В основе технологии РКМЧП – базовая модель, состоящая из трех этапов:
· стадии вызова;
· смысловой стадии;
На стадии вызова происходит обращение обучающегося к личному опыту, обмен информацией, собственная информация подвергается сомнению. Первая стадия – это этап целеполагания, на котором каждый обучающийся формулирует свои цели вне зависимости от целей учителя и остальных учеников: им обозначается вопрос, на который он хочет получить ответ. Учитель же дает ему инструментарий, с помощью которого учащийся будет «продвигать» свои цели.
Здесь важно отметить, что постановка цели обучения и способность ее формулировать относятся к организационным способам деятельности, включающим умения целеполагания и являющимся (вместе с другими способами деятельности, а именно: познавательно-информационными, коммуникативными) принадлежностью всех ключевых компетентностей.
Таким образом, деятельность педагога на стадии вызова направлена на актуализацию у обучающихся имеющихся знаний по изучаемой теме, активизацию их деятельности и мотивацию к дальнейшей работе. С этой целью учитель использует такие технологические приемы, как составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам, кластер, набор верных и неверных утверждений и т. д. Процесс целеполагания связан с видением учеником перспективы реализации поставленной им цели. Пробно-поисковый характер технологии РКМЧП создает поле для собственного апробирования целевого маршрута учащимися, их самореализации, а значит, выступает как способ выстраивания содержания обучения, содействующего встрече ученика с самим собой. А это напрямую связано с использованием гуманитарного потенциала технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», позволяющего ученику раскрыть свой творческий потенциал и развиваться сообразно своим целям.
На смысловой стадии ученики знакомятся с новой информацией, ищут ответы на вопросы, поставленные на стадии вызова, и корректируют свои цели с учетом поступающего к ним нового информационного материала. Чтобы сохранить интерес к изучаемой теме, ее активное восприятие, способствовать постепенному продвижению учащихся от знания «старого» к знанию «новому», на второй стадии используются следующие технологические приемы: ИНСЕРТ/INSERT (interactive noting system for effective reading and thinking – интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления, представляющая собой маркировку текста условными значками по ходу чтения, восприятия изучаемого материала), «двухчастный дневник», «трехчастный дневник» и т. д.
Технологические приемы, которые используются на смысловой стадии, направлены на освоение способов деятельности в сферах:
- информационной компетентности: поиск информации, необходимой для достижения поставленной цели; умение выделять главную мысль; способность работать с учебником и справочной литературой, таблицами и др.;
- познавательной компетентности: умение сравнивать различные объекты, классифицировать, видеть закономерности и др.;
- коммуникативной компетентности: умение работать с разными вопросами, участвовать в дискуссии, беседе; способность слушать и слышать других, взаимодействовать и др.
Е. Е. Вишнякова. Стратегия «Чтение с остановками» как один из способов развития мотивации к чтению
Е. Е. Вишнякова,
старший преподаватель кафедры ООТ МИОО
Стратегия «Чтение с остановками» как один
из способов развития мотивации к чтению
Одной из наиболее популярных и эффективных стратегий для достижения поставленных технологией РКМЧП целей является «Чтение с остановками». Специфика этой стратегии заключается в том, что, читая текст, ученик знакомится с ним медленно, постоянно возвращаясь к предыдущей информации, анализируя ее, сопоставляя не только с тем опытом, который представлен автором, но и со своим личным. Идея медленного, а следовательно, вдумчивого чтения реализуется через особую форму организации материала: художественный текст разбивается учителем на небольшие фрагменты, чтение которых происходит индивидуально и с остановками для фронтального обсуждения прочитанного.
Работа с каждым фрагментом текста проходит в 3 этапа, которые отражают базовую модель технологии: «Вызов» – «Реализация смысла» – «Рефлексия». Стадия вызова способствует тому, чтобы читатель настроился на процесс чтения, поставил перед собой конкретные цели, заинтересовался именно предложенным произведением. Стадия реализации смысла предполагает непосредственное знакомство с художественным произведением. На стадии рефлексии происходит осмысление прочитанного, оценка изображенной автором ситуации, поступков героев.
Таким образом, к каждой части текста перед ее прочтением делается «вызов», а после чтения учащиеся рефлексируют, при этом они не просто воспроизводят прочитанное, а анализируют ситуацию с точки зрения всех возможных путей ее решения. Стратегия «Чтение с остановками» позволяет реализовать идею медленного чтения с глубоким осмыслением происходящего, фиксировать свои ощущения, эмоции, мысли, делиться субъективными переживаниями с другими и обогащать свое восприятие произведения за счет мнений окружающих.
Чтобы достичь поставленных целей, учителю необходим особый методический инструмент. В логике стратегии «Чтение с остановками» им являются вопросы, которые педагог задает до и после чтения каждого фрагмента и текста в целом.
Следует иметь в виду, что не каждый вопрос, заданный учителем, способствует формированию мыслительных навыков и мотивационной базы учеников. Необходимо задавать такие вопросы, которые были бы направлены на развитие, а не на воспроизведение.
Немаловажную роль играет рефлексия, организованная после чтения всего текста. Для полного осмысления идеи произведения педагог может использовать целый спектр методических приемов: эссе, дискуссии, синквейны. Выбор формы рефлексии зависит от специфики текста и характера поставленной в нем проблемы.
В. В. Сиволобова. Урок литературного чтения с использованием стратегии «Чтение с остановками» в 4 классе
В. В. Сиволобова,
учитель начальных классов
Урок литературного чтения с использованием
стратегии «Чтение с остановками»
в 4 классе
Тема урока: Литературное чтение рассказа Юрия Яковлева «Рыцарь Вася».
Педагогическая цель: развивать навыки литературного чтения учащихся.
Задачи урока: обучающая: учить пользоваться разными видами чтения, выделять в тексте главное; развивать и закреплять умения прогнозировать и анализировать информацию; развивающая: формировать креативность, умение грамотно высказывать свое мнение о героях и их поступках; воспитательная: учить быть добрыми, мужественными, самоотверженными; учить совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен.
Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Организационная структура урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде изображенного личика.)
II. Стадия «Вызов».
Учитель показывает кадры из мультфильма «Умка», звучит песня «Колыбельная медведицы» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева).
– Как называется мультфильм, который был представлен вашему вниманию?
– А песню вы узнали?
– Можете ли назвать автора слов, композитора?
– Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Ю. Яковлев.
На доске портрет Ю. Яковлева.
– Чем привлекает вас услышанная песня? Все, о чем бы ни писал Ю. Яковлев, не может не волновать вдумчивого читателя. Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своем рассказе «Рыцарь Вася». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их.
На доске: «Мужество – это обладание серединой между страхом и отвагой» (Аристотель).
– Как вы, ребята, понимаете высказывание, записанное на доске?
– Ю. Яковлев однажды произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества: «Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье».
В качестве определяющих слов для урока я выбрала слова «Быть человеком».
На столах лежат листы с текстом, с которым дети будут работать на уроке.
– Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он?
– А что значит быть настоящим рыцарем?
– Как стать настоящим рыцарем?
– Предлагаю вам поработать в парах. Составьте синквейн «Образ рыцаря».
По желанию дети делятся результатами своей работы.
III. «Смысловая» стадия.
– А сейчас я предлагаю вам работу над произведением Юрия Яковлева «Рыцарь Вася». Мы будем читать это произведение по фрагментам (см. Приложение).
Чтение учащимися первого фрагмента рассказа.
Анализ прочитанного отрывка.
– Кого называют тюфяком?
– Почему мальчика называли тюфяком?
– Каким вы его представляете?
– Почему в его жизни все так происходило? Виноват ли он был в этом сам?
– Как вы думаете, что будет дальше?
Чтение учащимися второго фрагмента.
Анализ прочитанного отрывка.
– Как вы думаете, почему Вася считал, что его имя не подходит для рыцаря?
– Почему у рыцаря должно быть звучное, красивое имя?
– Как вы думаете, что будет дальше?
Чтение учащимися третьего фрагмента.
Анализ прочитанного отрывка.
– Почему Васе так не везло?
– Кто в этом был виноват?
Г. А. Мейчик. Педагогическая технология мастерских как средство совершенствования системы общего образования
Г. А. Мейчик,
кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой
ООТ МИОО
Педагогическая технология мастерских
как средство совершенствования системы
общего образования
В наши дни большое значение приобретает реализация в процессе обучения педагогических технологий, ориентированных на профессиональное и личностное развитие обучающихся, формирование у них навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания. К таким технологиям относятся творческие мастерские, которые, решая задачи предметного преподавания, несут в себе большие возможности интегрированного обучения, реализуя цели образования комплексно.
Творческие мастерские предполагают наличие нескольких путей работы, каждый обучающийся может мотивированно выбрать группу, в которой ему предстоит работать; даже в процессе работы, поняв, что ему не интересно это дело, он может перейти в другую группу.
Начинается мастерская с «индуктора» – в нем заключается мотивация всей дальнейшей деятельности учащихся.
Обязательным компонентом творческих мастерских является «социализация», то есть озвучивание, воспроизведение того, что делалось индивидуально, в малых или больших группах, так как каждый участник мастерской должен быть выслушан, но если он не хочет говорить, то у него есть право на молчание.
«Деконструкция» – работа с текстами, музыкой, живописью, красками, звуками, образами – ведется одновременно, когда обучающиеся разбиты на несколько групп. Эта работа напоминает хаотическое «сотворение мира», кажется, что каждый занят своим делом и не слушает другого, но следующий этап работы покажет, что свой «мир» (текст, рисунок, композиция, театральное представление, проект) создан, а это значит, что произошла «реконструкция» нового знания, представления о чем-то, что процесс познания завершен.
В конце каждой творческой мастерской, а часто и после окончания определенного этапа работы, проводится рефлексия. Это обязательный этап, во время которого происходит отражение, анализ, обобщение чувств, эмоций (как положительных, так и отрицательных), ощущений, возникших в ходе мастерской. Не оценивание: «Это хорошо, а это плохо», а анализ того, что же способствовало творчеству, почему хотелось что-то сделать, хотя никто и не заставлял. Рефлексия – это то, чему просто необходимо учиться.
Настоящая мастерская состоит из двух этапов, которые взаимосвязаны. Первый этап основан на субъективном знании, а во время второго этапа это знание объективируется, так как основано уже на знаниях других людей, на достижениях науки, культуры, искусства.
Н. И. Белова пишет: «Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:
– не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
– не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
– не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
– не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество»*.
Н. А. Илюхина, А. Н. Скринкович. Урок английского языка в технологии педагогических мастерских в 4 классе
Н. А. Илюхина,
А. Н. Скринкович
Урок английского языка
в технологии педагогических мастерских
в 4 классе
Тема урока: We like the place we live (Мы любим место, в котором мы живем).
Педагогические цели: предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться; сформировать потребности использования навыков устной речи и аудирования по теме урока; воспитать культуру общения и понимания других людей, эмоциональную отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию, художественный вкус и культуру речи учащихся; дать возможность учащимся самостоятельно расширять кругозор на основе материала урока.
Задачи урока: повторить изученную лексику; продолжить формировать умения чтения и извлечения нужной информации из текста.
Оборудование:
· Английский с удовольствием : учебник для 4 класса / М. З. Биболетова [и др.]. – Обнинск : Титул, 2009.
· Открытки с сельскими и городскими видами – 16 штук (на группу из 15 человек); 4 плаката формата А3 (2 плаката с видами города и 2 плаката с видами деревни); 3 конверта с заданиями; магниты, фломастеры, листы бумаги формата А4; магнитофон.
Организационная структура урока
I. Организационный момент.
– Good afternoon, children! I am glad to see you! (Good afternoon, teacher! We are glad to see you too!)
II. «Индукция».
– Дорогие ребята! Прослушайте стихотворение «Город и деревня». Подумайте, о чем сегодня мы будем говорить? Dear boys and girls! Let’s start our lesson and listen to the poem “The country and the city”.
На фоне музыкального отрывка звучит стихотворение.
The Country and the City
Some people live in the city
Where the houses are very tall.
Some people live in the country
Where the houses are very small.
But in the country where the houses are small,
The gardens are very big.
And in the cities where the houses are tall
There are no gardens at all.
После прослушивания стихотворения учитель вывешивает на доску два плаката: один плакат с видом города, другой – с сельским видом. На парты для двух команд размещаются плакаты с теми же видами (для первой команды с видом города, для второй – с видом деревни).
На столе у учителя лежат конверты с заданиями и открытки по числу учащихся.
Учащиеся подходят к столу, выбирают одну из понравившихся открыток с видами города или деревни и, разделившись на группы, занимают места за столами. На столах – фломастеры, листы бумаги А4 для работы каждой группой.
III. «Деконструкция – социализация».
Задание 1 (для обеих команд). (Конверт 1. Приложение 1.)
В тексте стихотворения «The Country and the City» найдите предложения о городе и о деревне. Запишите их на листе А4.
– Find sentences about the city for the first group and the country for the second group using the poem and write them.
Социализация.
– Представьте свои работы.
Реконструкция и афиширование.
Представитель от каждой команды выходит к доске, прикрепляет листок с предложениями к своему плакату.
– Come to the blackboard and stick your papers next to your posters on the blackboard and read your sentences.
Задание 2. (Конверт 2. Приложение 2.)
Деконструкция – социализация.
– Прочитайте слова и выберите те, которые относятся к темам «Город» (первая группа) и «Деревня» (вторая группа). Read the words and choose them for each picture.
Реконструкция – афиширование.
– Представьте свои работы. Представители от каждой команды, подойдите к доске и прикрепите слова, подходящие вашей теме, к своему плакату. Прочитайте эти слова. Somebody from the first group comes to the blackboard and sticks the words about the city and someone from the second group comes to the blackboard and sticks the words about the country. Read them.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом