Нормативно-правовая библиотека образовательной организации. Аттестация педагогов в вопросах и ответах. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-4531 |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Нормативно-правовая библиотека образовательной организации |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
В пособии представлены локальные акты, приказы, методические рекомендации по организации и проведению процедуры аттестации педагогов. Обобщение опыта работы в этом направлении позволяет грамотно организовать аттестацию педагогических кадров внутри школы, правильно спланировать деятельность школьной аттестационной комиссии, распределить обязанности среди её членов. Для экспертов, заместителей директора, которые курируют вопросы аттестации, предложены образцы заявления об аттестации на высшую категорию, экспертного заключения по итогам анализа профессиональной деятельности.
Адресовано специалистам органов управления образованием, руководителям образовательных организаций, педагогическим работникам.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Введение
введение
Аттестация является одним из важнейших механизмов и рычагов повышения уровня квалификации и профессионального роста педагогических работников.
Понятие «аттестация» произошло от латинского слова attectatio, что означает свидетельство. Аттестация – это одна из форм повышения профессионального роста учителя, позволяющая учителю проявить в полной мере свои профессиональные возможности, качества, способности. Аттестация в самом широком значении этого слова обозначает определение квалификации; оценку знаний, способностей, достижений, успехов в работе, учебе, проведенную должностными лицами.
В трудовом праве под аттестацией принято понимать проверку профессиональной подготовки работника и его деловых качеств в целях определения уровня его квалификации (установления квалификационного разряда/категории и/или соответствия занимаемой должности (выполняемой работе)).
Впервые аттестация была введена для учителей школ в 1936 г.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить процедуру аттестации. Аттестация педагога служит средством установления соответствия квалификации специалиста его разряду в единой тарифной сетке, основным методом установления разницы в оплате труда между педагогами различного уровня профессионального мастерства. Аттестация направлена не только на мотивацию профессионального и личностного роста педагогических работников, но и является стимулом повышения и улучшения качества российского образования на основе повышения качества деятельности учителя.
Проведение аттестации призвано морально и материально стимулировать профессиональное и личностное развитие учителей, содействовать повышению их вклада в достижение результатов работы школы. Итогом аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма.
Аттестация педагогических работников на квалификационную категорию играет важную роль в карьере педагога. Во-вторых, это оценка аттестуемого педагога коллективом, возможность увидеть аттестуемого учителя в сотрудничестве со своими коллегами в различных формах деятельности: на заседаниях МО, в научно-методической и общественной работе, в педагогическом общении.
В-третьих, следует учитывать моральные и материальные стимулы получения более высокой оплаты труда.
В данном методическом пособии описываются современные требования к профессионализму педагогического работника, представлены нормативно-правовая база аттестации педагогических кадров и процедура экспертизы педагогической деятельности, даны примеры функционирования нового порядка аттестации педагогических работников.
Представленные в пособии материалы образуют целостную систему методического сопровождения аттестационных процедур: представлен теоретический и практический материал. Теоретический материал показывает отличия нового порядка проведения аттестации педагогов, дает алгоритм проведения аттестации педагога на соответствие занимаемой должности и знакомит с порядком оформления результатов аттестации на присвоение квалификационной категории. Практический материал содержит вопросы о новой процедуре аттестации, волнующие педагогов, и ответы с опорой на нормативно-правовую документацию.
В сборник вошли локальные акты, приказы, методические рекомендации по организации и проведению процедуры аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности. Обобщение опыта работы в этом направлении позволяет грамотно организовать аттестацию педагогических кадров внутри школы, правильно спланировать деятельность школьной аттестационной комиссии, распределить обязанности среди её членов. Для экспертов, заместителей директора, которые курируют вопросы аттестации, представлен образец заявления на высшую категорию, образец экспертного заключения по итогам анализа профессиональной деятельности.
Книга адресована специалистам органов управления образованием, руководителям образовательных организаций, педагогическим работникам.
Аттестация педагогических кадров и профессиональный стандарт педагога – новые подходы
Аттестация педагогических кадров
и профессиональный стандарт педагога –
новые подходы
Глава 1. Вопросы аттестации педагогических работников образовательных организаций регулируются следующими федеральными нормативно-правовыми документами:
– Трудовым кодексом Российской Федерации.
– Статьей 49 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
– Приказом Минобрнауки РФ № 276 от 07.04.2014 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
– Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
– Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678.
– Приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года № 276 (зарегистрирован в Минюсте РФ 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408) утвержден новый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В связи с этим утрачивает силу приказ Минобрнауки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (зарегистрирован Минюстом РФ 26 апреля 2010 г., регистрационный № 16999).
Глава 2. Цели, задачи, виды и принципы аттестации педагогических кадров.
Цель аттестации – установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), или подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
Задачи аттестации педагогических работников:
– стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий, методических приемов и инновационных проектов в образовании;
– повышение эффективности и качества педагогического труда;
– выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
– учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений (компетенции учителя);
– определение необходимости повышения квалификации педагогических работников (создание персонифицированной программы повышения квалификации);
– обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников (возможность стимулирования педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию).
На основании утвержденного Порядка проведения аттестации педагогических работников различают два вида аттестации: обязательную и добровольную.
Обязательная аттестация проводится с целью подтверждения соответствия занимаемой должности один раз в пять лет на основе оценки профессиональной деятельности педагогов аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными организациями в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий.
Отказ педагогического работника от прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности является нарушением трудовой дисциплины, влекущим за собой дисциплинарные взыскания в соответствии со статьей 192 ТК РФ.
Добровольная аттестация проводится с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям квалификационной категории (первой или высшей). Данный вид аттестации возможен только по заявлению педагога, которое необходимо подать не позднее чем за три месяца до истечения срока действия имеющейся у него квалификационной категории.
Согласно новому Порядку проведения аттестации квалификационные категории, ранее установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.
Аттестация на соответствие занимаемой должности
АТТЕСТАЦИЯ
НА СООТВЕТСТВИЕ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ
Вопрос: Кто проводит аттестацию учителя на соответствие занимаемой должности?
Аттестация на соответствие занимаемой должности осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми образовательными учреждениями.
Вопрос: После истечения срока аттестации в какой период педагог должен быть аттестован на соответствие занимаемой должности?
Аттестация на соответствие занимаемой должности проходит один раз в 5 лет.
Вопрос: Проходят ли аттестацию на соответствие занимаемой должности педагоги в статусе молодого специалиста?
Молодые специалисты, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в образовательном учреждении, аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят.
Вопрос: Учитель является еще и руководителем кружка дополнительного образования. Обязательно ли его аттестовывать и как учителя, и как руководителя кружка?
Должность руководителя кружка не входит в номенклатурный перечень должностей педагогических работников, которым может быть установлена квалификационная категория, следовательно, возможно проводить его аттестацию только на соответствие занимаемой должности внутри образовательной организации.
Вопрос: Нужно ли проходить аттестацию руководителю структурного подразделения?
Аттестация руководителя структурного подразделения на соответствие занимаемой должности обязательна.
Вопрос: Как должен подготовиться к аттестации на соответствие занимаемой должности работник после ознакомления с представлением на него работодателя, если квалификационные письменные испытания новым Порядком проведения аттестации отменены?
После ознакомления с представлением педагог по желанию может представить в аттестационную комиссию образовательного учреждения дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации – с даты поступления на работу).
Вопрос: Как проходит аттестация на соответствие занимаемой должности руководителя образовательного учреждения, осуществляющего преподавательскую работу, если по педагогическим должностям он не имеет квалификационной категории?
Если по занимаемой должности не имеется квалификационной категории, то указанные работники проходят аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой преподавательской должности на общих основаниях.
Вопрос: Вносится ли в трудовую книжку педагога запись о результатах аттестации на соответствие занимаемой должности?
Результаты обязательной аттестации в трудовую книжку педагога не вносятся, а оформляются протоколом заседания аттестационной комиссии.
Вопрос: Вправе ли работодатель представлять к обязательной аттестации педагога, у которого не закончился срок действия второй квалификационной категории?
В течение срока действия второй квалификационной категории педагогический работник не подлежит аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
Вопрос: Имеет ли право педагогический работник отказаться от прохождения аттестации с целью установления соответствия занимаемой должности?
Отказ работника от прохождения указанной аттестации относится к нарушению трудовой дисциплины. В соответствии со статьей 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
Вопрос: Проходят ли лица, выполняющие педагогическую работу по совместительству, аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, если по основному месту работы они проходили такую аттестацию?
Работодатель, у которого педагогическая работа выполняется работником по совместительству, вправе представить такого работника к аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности независимо от того что по основному месту работы работник такую аттестацию прошел.
Вопрос
Аттестация на квалификационную категорию
АТТЕСТАЦИЯ
НА КВАЛИФИКАЦИОННУЮ КАТЕГОРИЮ
Вопрос: Может ли руководитель образовательного учреждения, у которого есть учебная нагрузка, пройти аттестацию по должности «учитель» на установление квалификационной категории, если срок действующей категории истекает через два месяца?
Если руководитель образовательного учреждения имеет учебную нагрузку, то он вправе пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории по должности «учитель».
Вопрос: Педагог имел первую квалификационную категорию, срок действия которой истек. Вправе ли он обратиться в аттестационную комиссию для установления высшей квалификационной категории?
Претендовать на высшую квалификационную категорию может педагог, имеющий первую квалификационную категорию, срок действия которой не истек.
Вопрос: Имеют ли право педагоги, имеющие первую квалификационную категорию, не дожидаясь сроков ее истечения, подавать заявление на аттестацию на высшую квалификационную категорию?
Педагоги могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.
Вопрос: При подаче заявления в аттестационную комиссию педагог имел первую квалификационную категорию. В период рассмотрения его заявления срок действия первой квалификационной категории истек. Имеет ли право аттестационная комиссия отказать работнику в установлении ему высшей квалификационной категории?
Если заявление подано до окончания срока действия квалификационной категории, то аттестационное дело будет рассматриваться на заявленную категорию, в том числе и высшую.
Вопрос: Педагог стал занимать административную должность, потерял нагрузку, но он хотел бы сохранить категорию. Возможно ли это?
Если у администратора нет учебной нагрузки по предмету, то он не может быть аттестован по должности «учитель».
Вопрос: Должен ли педагог проходить квалификационные испытания в письменной форме?
Новый Порядок проведения аттестации не предусматривает прохождение в ходе аттестации квалификационных испытаний в письменной форме, как это осуществлялось в соответствии с ранее действовавшим порядком.
Вопрос: Можно ли проходить аттестацию педагогу дополнительного образования, имеющему стаж в должности 4 года и являющемуся студентом 4 курса института, и когда?
Педагогический работник, имеющий стаж 4 года, может пройти аттестацию либо добровольную (на квалификационную категорию), либо обязательную (на соответствие занимаемой должности).
Вопрос: Как проходит процедура аттестации педагога, который поменял образовательное учреждение и работает в нем менее года?
При переходе из одного образовательного учреждения в другое результативность за межаттестационный период сохраняется. Педагогу необходимо обратиться за помощью к администрации предыдущего места работы с целью подтверждения всей результативности, полученной им, по прежнему месту работы. Далее необходимо обратиться к руководителю образовательного учреждения, в котором педагог работает в настоящее время, с заявлением об организации его аттестации на основе предыдущих результатов (подтвержденных руководителем с прежнего места работы).
Вопрос: Учитель аттестуется только по своему предмету или как учитель вообще?
Учитель подает заявление на аттестацию по должности «учитель», но при проведении процедуры анализа результатов учитываются достижения, полученные непосредственно по той специализации, по которой работает педагог. Например, учитель преподает английский язык, следовательно, будут рассматриваться результаты, достигнутые в преподавании английского языка.
Вопрос: Если педагог не прошел аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности, может ли он претендовать на первую квалификационную категорию?
Педагог вправе претендовать на первую квалификационную категорию без прохождения обязательной аттестации на соответствие занимаемой должности.
Вопрос: Как будет проходить аттестация учителей, обучающих индивидуально на дому детей с ОВЗ, которые не могут показать высоких достижений?
У данной категории учителей главным показателем является стабильность результатов обучения и здоровья обучающихся.
Вопрос
Аттестация педагогических работников, находящихся или вышедших из декретного отпуска
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ,
НАХОДЯЩИХСЯ ИЛИ ВЫШЕДШИХ
ИЗ ДЕКРЕТНОГО ОТПУСКА
Вопрос: В сентябре 2014 года педагог вышел на работу после декретного отпуска (на неполный рабочий день, так как официальный декретный отпуск закончится только в марте 2015 года), а в декабре 2014 года заканчивается срок действия предыдущей аттестации. В соответствии с новым Порядком проведения аттестации педагог может не проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности. Но останется ли квалификационная категория?
Действие имеющейся квалификационной категории сохраняется до истечения срока, на который она присвоена, то есть до декабря 2014 г., а также не может быть отказано в приеме заявления и в определении срока проведения аттестации педагогического работника по причине истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Таким образом, если будет желание, педагог может подать заявление на аттестацию.
Вопрос: Педагог имел первую категорию, срок действия которой истек в период нахождения в декретном отпуске. Педагог выходит на работу. Как его аттестовать, на какую категорию и когда?
В данном случае возможен добровольный вид аттестации на первую квалификационную категорию, если только имеется материал, необходимый для анализа результативности, на основе которого возможно будет установить квалификационную категорию.
Вопрос: Педагог вышел из декретного отпуска в 2013 году, отработал год в лицее, попал под сокращение, затем устроился в другое образовательное учреждение в 2014 году. Срок аттестации на первую квалификационную категорию заканчивается в 2015 году. Может ли педагог воспользоваться правом подачи заявления на аттестацию через два года после трудоустройства на новое место работы, и сохранится ли категория еще на год после истечения срока аттестации?
Педагог вправе подать заявление на установление квалификационной категории. Продление квалификационных категорий Порядком проведения аттестации не предусмотрено.
Вопрос: Может ли педагог подтвердить свою квалификационную категорию, если срок действия его высшей квалификационной категории истекает весной 2015 года, а в сентябре 2014 года он вышел из отпуска по уходу за ребенком?
В данном случае не предусматривается каких-либо оснований, по которым педагогу может быть отказано в приеме заявления о прохождении аттестации для установления квалификационной категории, кроме случаев, предусмотренных пунктами 30 и 43 Порядка проведения аттестации.
Вопрос: Срок аттестации учителя закончился в 2011 году, учитель не аттестовывался в этот период, так как находился в декретном отпуске. В 2013 г. учитель вышел на работу, имеет первую квалификационную категорию. Когда учитель может подавать документы на повышение или подтверждение категории?
Ограничений по сроку работы на должности для аттестации на квалификационную категорию нет. Если педагог имеет достаточные основания для аттестации на квалификационную категорию, то он может подать заявление на аттестацию с целью установления первой квалификационной категории. Если оснований для установления квалификационной категории недостаточно, то аттестацию на соответствие занимаемой должности можно проводить в течение 5 лет.
Вопрос: До декретного отпуска педагог имел первую категорию и высокие результаты. После выхода на работу срок категории истек. Можно ли заново подавать на первую категорию с предыдущими результатами работы до декретного отпуска?
Да, подавать заявление на аттестацию можно, но результативность представляется не более чем за 5 лет.
Вопрос: Как проводить аттестацию педагогов, которые находятся в декретном отпуске?
Если педагог находится в декретном отпуске и желает пройти аттестацию, то он не может быть ограничен в своих правах. Педагогу достаточно написать заявление и передать его координатору в своей образовательной организации.
Вопрос: Если аттестуемый педагог не является членом профсоюзной организации, кто должен входить в аттестационную комиссию? И возможен ли отказ в выходе на аттестацию со стороны первичной профсоюзной организации?
Если речь идет об аттестации с целью установления квалификационной категории, то включение председателя первичной профсоюзной организации в состав экспертной группы, если педагог не член профсоюза, не обязательно.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом