Литературное чтение. 4 класс: технологические карты уроков по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной. УМК "Школа России"
Код | 5119в |
Авторы-составители | Лободина Н. В. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | ФГОС. Поурочное планирование |
ISBN | 978-5-7057-5656-8, 978-5-7057-4084-0, 978-5-7057-5854-8 |
Страниц | 439 |
УДК | 372.016:82*04 |
Штрихкод | 9785705740840, 9785705756568, 9785705758548 |
Размеры (Ш x В x Т) | 205 x 290 x 19 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 869 г |
Технологические карты уроков отражают современные виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности и коммуникативной компетенции, побуждающие младших школьников осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения.
Предназначено руководителям методических объединений, учителям начальных классов для использования в учебных целях.
Подробное описание
Введение
В пособии представлены технологические карты уроков по литературному чтению для 4 класса, разработанные в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями основной образовательной программы, а также с учетом планируемых результатов начального общего образования и ориентированные на работу по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной (М.: Просвещение, 2020), входящему в УМК «Школа России».
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.
Учитель сможет найти в пособии все необходимое для подготовки к урокам: подробные поурочные разработки, методические рекомендации, проверочные задания, литературный материал (стихотворения, песни, загадки, рассказы) и др. Чередование различных видов деятельности на уроках снижает утомляемость, дети понимают цель, смысл своей работы, так как их деятельность мотивирована. Методы и приемы, используемые на предлагаемых уроках литературного чтения, имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся, изобразительная деятельность, игровые приемы, а также письмо и различные формы устной речи. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В структуру каждого урока включены различные виды рефлексии: рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала.
Все уроки представлены в виде технологических карт. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС НОО к результатам образования.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Содержание
Введение 3
РАЗДЕЛ «ЛЕТОПИСИ. БЫЛИНЫ. ЖИТИЯ» 4
Урок 1. Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформления учебника 4
Урок 2. Введение в тему. Рубрика «Что уже знаем и умеем». Работа с учебным текстом: что такое былина 7
Урок 3. Рубрика «В мире книг»: работа с выставкой. Формирование умения получать внетекстовую информацию. Подготовка сообщения по теме. Работа в библиотеке 13
Урок 4. Что такое былина? Какой он былинный герой? Былина «Ильины три поездочки» 15
Урок 5. Что такое летопись? Зачем писали летописи? Из летописей «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего» 23
Урок 6. Что такое житийная литература? Какое влияние она оказала на развитие художественной литературы? Житие Сергия Радонежского 30
Урок 7. Что такое житийная литература? Какое влияние она оказала на развитие художественной литературы? Житие Сергия Радонежского 34
Уроки 8–9. Рубрика «Наши проекты». Создание календаря исторических событий. Готовим сообщение об историческом событии 38
Урок 10. Рубрика «Поговорим о самом главном»: беседа на нравственную тему. Кто такой герой? 43
Урок 11. Рубрика «Проверим себя». Проведение тематической проверочной работы 46
РАЗДЕЛ «ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ» 51
Урок 12. Введение в тему. Рубрика «Что уже знаем и умеем». Работа с учебными текстами 51
Урок 13. Рубрика «В мире книг»: анализ выставки. Работа с аннотациями. Устное сочинение по теме «Моя любимая книга» 54
Урок 14. Устное сообщение об А. С. Пушкине. Подготовка презентации. А. С. Пушкин «Няне» 56
Уроки 15–16. Особенности творчества А. С. Пушкина. Картины природы в поэтическом тексте. А. С. Пушкин. Стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье…», «Туча». Сравнение произведений литературы и живописи 59
Урок 17. Что такое внутренняя красота. Сравнение героев литературной сказки. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 64
Урок 18. Что такое внутренняя красота. Сравнение героев литературной сказки. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 69
Урок 19. Устное сообщение о М. Ю. Лермонтове. Подготовка презентации 76
Уроки 20–21. Что такое верность? Герои сказки и их характеристика. М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб» 81
Урок 22. Устное сообщение о Л. Н. Толстом. Подготовка презентации 85
Урок 23. Рубрика «Как хорошо уметь читать»: самостоятельное чтение. Оценка чтения и понимания текста. Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» 90
Урок 24. Устное сообщение об А. П. Чехове. Подготовка презентации 93
Урок 25. Герои рассказа. Поступки героев рассказа. А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики» 96
Урок 26. Рубрика «Поговорим о самом главном»: беседа на нравственную тему. Русский язык – душа народа 101
Урок 27. Рубрика «Проверим себя». Проведение контрольной работы 104
РАЗДЕЛ «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ» 108
Урок 28. Введение в тему. Рубрика «Что уже знаем и умеем». Работа с учебным текстом 108
Урок 29. Рубрика «В мире книг»: работа с выставкой. Дополняем выставку книг другими книгами 111
Уроки 30–31. Сравнение произведений литературы и живописи. К. Ушинский «Четыре желания». В. Борисов-Мусатов «Майские цветы». К. Юон «Русская зима». А. Пластов «Летом». В. Поленов «Золотая осень» 114
Урок 32. Эпитет как средство создания образа. Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» 119
Урок 33. Особенности творчества А. А. Фета. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» 121
Урок 34. Настроение стихотворения. Отношение к изображаемому. Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот моих лесов?..» 125
Урок 35. Определим настроение стихотворения. И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…» 129
Урок 36. Настроение стихотворения. Выразительное чтение стихотворения с опорой на настроение. И. Бунин «Листопад» 136
Урок 37. Рубрика «Проверим себя». Проведение тематической проверочной работы 141
РАЗДЕЛ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ» 145
Урок 38. Введение в тему. Рубрика «Что уже знаем и умеем». Определение учебных задач. Работа
с учебным текстом 145
Урок 39. Рубрика «В мире книг»: работа с выставкой. Поиск книги в библиотеке. Написание отзыва на книгу 148
Урок 40. Художественные особенности сказки В. Одоевского. В. Одоевский «Городок в табакерке» 150
Урок 41. Художественные особенности сказки В. Одоевского. В. Одоевский «Городок в табакерке» 155
Урок 42. Герои сказки. Характеристика героев. Учимся определять свое отношение к героям. П. Бажов «Серебряное копытце» 160
Урок 43. Герои сказки. Характеристика героев. Учимся определять свое отношение к героям. П. Бажов «Серебряное копытце» 166
Урок 44. Главная мысль сказки. Составление отзыва на произведение. С. Аксаков «Аленький цветочек» 173
Урок 45. Главная мысль сказки. Составление отзыва на произведение. С. Аксаков «Аленький цветочек» 178
Урок 46. Рубрика «Поговорим о самом главном»: беседа на нравственную тему. Красота до вечера, доброта навек 181
Урок 47. Рубрика «Проверим себя». Проведение тематической проверочной работы 184
РАЗДЕЛ «ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ – ЧАС» 190
Урок 48. Введение в тему. Рубрика «Что уже знаем и умеем». Работа с учебным текстом 190
Урок 49. Рубрика «В мире книг»: создаем выставку книг В. Драгунского. Устное сообщение о творчестве В. Драгунского 195
Урок 50. Главная мысль произведения. Заголовок как отражение главной мысли произведения. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» 201
Урок 51. Герой рассказа. Отношение автора к своему герою. В. Драгунский «Главные реки» 208
Урок 52. Рубрика «Поговорим о самом главном». Беседа на нравственную тему. Труд лечит, а лень калечит. Устное сочинение по теме беседы 214
Урок 53. Рубрика «Как хорошо уметь читать». Самостоятельное чтение. В. Голявкин «Никакой горчицы
я не ел». Оценка чтения и понимания текста 216
Урок 54. Рубрика «Проверим себя». Проведение контрольной работы 222
РАЗДЕЛ «СТРАНА ДЕТСТВА» 226
Урок 55. Введение в тему. Рубрика «Что уже знаем и умеем». Работа с учебным текстом 226
Урок 56. Рубрика «В мире книг». Работа с выставкой книг. Подготовка устного сообщения по теме «Творчество М. Зощенко», «Творчество Н. Носова» (по выбору обучающихся) 232
Уроки 57–58. Герой. Поступок героя. Анализ поступков героя. Б. Житков «Как я ловил человечков» 236
Уроки 59–60. Точка зрения автора в художественном произведении. Точка зрения читателя на прочитанное. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 241
Уроки 61–62. Рубрика «Поговорим о самом главном». М. Зощенко «Ёлка». Беседа на нравственную тему 248
Урок 63. Рубрика «Как хорошо уметь читать». Самостоятельное чтение. С. Есенин «Бабушкины сказки». М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Оценка чтения и понимания текста 252
Урок 64. Рубрика «Проверим себя». Проведение контрольной работы 260
РАЗДЕЛ «ПРИРОДА И МЫ» 266
Урок 65. Рубрика «Что мы знаем и умеем». Определение учебных задач темы. Работа с учебным текстом 266
Урок 66. Рубрика «В мире книг». Произведения М. Пришвина. Устное сообщение о творчестве М. Пришвина 272
Урок 67. Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Выборочный пересказ 278
Урок 68. Олицетворение как средство создания образа. С. Есенин «Лебедушка» 282
Урок 69. Планирование работы по анализу произведения. М. Пришвин «Выскочка» 290
Урок 70. Рубрика «Поговорим о самом главном». А. Куприн «Барбос и Жулька». Беседа на нравственную тему 294
Уроки 71–72. Рубрика «Как хорошо уметь читать». Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Стрижонок Скрип». Оценка чтения и понимания текста 297
Урок 73. Рубрика «Проверим себя». Проведение тематической проверочной работы 301
РАЗДЕЛ «РОДИНА» 306
Урок 74. Введение в тему «Родина». Рубрика «Что мы знаем и умеем». Работа с учебным текстом 306
Урок 75. Рубрика «В мире книг». Создание выставки книг на тему «Родина». Написание отзыва на книгу 311
Урок 76. Что такое риторический вопрос. И. С. Никитин «Русь». Выразительное чтение стихотворения 315
Урок 77. Находим слова, которые выражают чувства к Родине. С. Дрожжин «Родине» 319
Урок 78. Планирование выполнения учебной задачи. А. Жигулин «О, Родина!» 323
Урок 79. Рубрика «Поговорим о самом главном». Песня защитников Брестской крепости. Беседа на нравственную тему 326
Урок 80. Рубрика «Наши проекты»: «Они защищали Родину», «Как не гордиться мне тобой, Россия», «Россия – Родина моя» 329
Урок 81. Рубрика «Наши проекты»: «Они защищали Родину», «Как не гордиться мне тобой, Россия», «Россия – Родина моя» 332
Урок 82. Рубрика «Проверим себя». Проведение тематической проверочной работы 335
РАЗДЕЛ «ФАНТАЗИЯ» 338
Урок 83. Введение в тему. Рубрика «Что мы знаем и умеем». Определение учебных задач раздела 338
Уроки 84–85. Рубрика «В мире книг». Создание выставки книг на тему «Космические дали». Устное сообщение о книге. Сравнение литературного произведения и мультипликационного (художественного) фильма 342
Уроки 86–88. Что такое научно-фантастический рассказ? Е. Велтистов «Приключения Электроника» 346
Уроки 89–90. Особенности фантастической литературы. Сравнение фантастической литературы и сказки. К. Булычёв «Путешествие Алисы» 350
Урок 91. Особенности фантастической литературы. Сравнение фантастической литературы и сказки. К. Булычёв «Путешествие Алисы» 353
Урок 92. Рубрика «Проверим себя». Проведение тематической проверочной работы 356
РАЗДЕЛ «ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА» 359
Урок 93. Введение в тему. Рубрика «Что мы знаем и умеем». Определение учебных задач раздела. Работа
с учебным текстом 359
Урок 94. Рубрика «В мире книг». Создание выставки на тему «Зарубежная литература» 361
Уроки 95–96. Средства художественной выразительности в литературном произведении. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок) 364
Урок 97. Герой. Поступок героя. Оценка поступка героя. Г.-Х. Андерсен «Русалочка» 369
Урок 98. Герой. Поступок героя. Оценка поступка героя. Г.-Х. Андерсен «Русалочка» 374
Уроки 99–100. Собираем материал о книге. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Готовимся к написанию отзыва 379
Урок 101. Рубрика «Проверим себя». Проведение итоговой контрольной работы 385
Урок 102. Анализ итоговой контрольной работы. Планирование работы на следующий учебный год 388
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ 391
Урок 1. Летопись «И вспомнил Олег коня своего». Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» 391
Урок 2. П. П. Ершов «Конек-горбунок» 398
Урок 3. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» 406
Урок 4. В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» 411
Урок 5. Е. И. Чарушин «Кабан» 415
Урок 6. Стихотворения об осени. Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Н. М. Рубцов «Сентябрь» 419
Урок 7. Стихотворения о весне С. А. Клычкова и Е. А. Баратынского 422
Урок 8. Сельма Лагерлёф «Святая ночь» 425
Урок 9. Сельма Лагерлёф «В Назарете» 429
Литература 434
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом
Отзывы
К учебнику 2020 года на данное время не переиздано.