Основная школа. Конструирование междисциплинарных программ. Инновационный проект. Программа для установки через интернет
Код | СИ-769 |
Авторы-составители | Киселева Н. В. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | ФГОС. Управление образовательным процессом |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО каждая образовательная организация самостоятельно разрабатывает основную образовательную программу школы и четыре междисциплинарные программы "Формирование универсальных учебных действий", "Формирование ИКТ-компетентности обучающихся", "Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности", "Стратегии смыслового чтения и работы с текстом".
Материалы пособия знакомят с организацией работы педагогов над проектом "Конструирование междисциплинарных программ", рекомендациями для составления данных программ, методическими материалами, примерами междисциплинарных программ и практикой использования их в образовательном процессе школы.
Электронное пособие создано в помощь администрации, заместителям директора и руководителям структурных подразделений образовательных организаций.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Междисциплинарная программа «Формирование универсальных учебных действий» для основного общего образования МОУ ________ разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы (ООП), а также Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, подготовленной Институтом стратегических исследований в образовании РАО (научные руководители – член-корреспондент А. М. Кондаков, академик Л. П. Кезина).
Целью междисциплинарной программы «Формирование УУД» является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования.
Задачи междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий:
• определить планируемые результаты усвоения обучающимися основной школы универсальных учебных действий в соответствии с возрастными особенностями;
• описать основные подходы, обеспечивающие эффективное усвоение УУД обучающимися;
• установить связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, выбрать место и формы развития УУД;
• определить способы взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий в основной школе;
• обеспечить преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе начального к основному общему образованию.
Междисциплинарная программа «Формирование УУД»:
• конкретизирует требования стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
• дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ;
• служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности.
Междисциплинарная программа основывается на принципе преемственности, опирается на базовые достижения младшего школьного возраста, которые прописаны в междисциплинарной программе «Формирование УУД» на ступени начального общего образования
Междисциплинарная программа «Формирование УУД» построена с учетом особенностей подросткового возраста. Также она учитывает специфику образовательного учреждения: МОУ ____ реализует программы основного общего и среднего (полного) образования.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяются его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделено четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Функции универсальных учебных действий:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование УУД»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ
«ФОРМИРОВАНИЕ УУД»
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий (далее – планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения междисциплинарной программы «Формирование УУД». Они обеспечивают связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения междисциплинарной программы «Формирование УУД».
Планируемые результаты формирования УУД определены с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11–15 лет, связанных:
• с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом и под руководством учителя, к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования;
• осуществлением на каждом возрастном уровне качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
• формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
• овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
• изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
Планируемые результаты, отнесённые к блоку «Выпускник научится», включают такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации, которые могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.
Достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, – с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.
В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся.
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий обучающихся в МОУ ______ определены на конец 6, 8, 9 классов.
Условия реализации междисциплинарной программы
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ
ПРОГРАММЫ «ФОРМИРОВАНИЕ УУД»
Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы МОУ _____ стало создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.
Созданные в МОУ _____ условия соответствуют требованиям стандарта; обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения и реализацию предусмотренных в ней образовательных программ; учитывают особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании; предоставляют возможность взаимодействия с социальными партнёрами, использования ресурсов социума.
В соответствии с требованиями стандарта раздел основной образовательной программы МОУ _____, характеризующий систему условий, содержит:
• описание кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов;
• обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями и приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения;
• механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
• план работы учреждения по формированию необходимой системы условий;
• систему оценки условий.
Система условий реализации основной образовательной программы МОУ ____ базируется на результатах проведённой в ходе разработки программы комплексной аналитико-обобщающей и прогностической работы, включающей:
• анализ имеющихся в гимназии условий и ресурсов реализации основной образовательной программы основного общего образования;
• установление степени их соответствия требованиям стандарта, а также целям и задачам основной образовательной программы МОУ ____, сформированным с учётом потребностей всех участников образовательного процесса;
• выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями стандарта;
• разработку с привлечением всех участников образовательного процесса и возможных партнёров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;
• разработку плана-графика создания необходимой системы условий;
• разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации промежуточных этапов разработанного графика.
Кадровые условия реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Деятельность осуществляется на основе целеполагания и системного подхода к организации деятельности ОУ. МОУ ____ отличает оптимальная расстановка кадров в структурных подразделениях, целенаправленная работа коллектива по созданию условий для формирования культурологической и коммуникативной компетентностей обучающихся.
МОУ ___ укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой образовательного учреждения, способными к инновационной профессиональной деятельности.
Педагогический коллектив МОУ ____ – ____ человек, из них _____ педагог имеет квалификационную категорию (высшая квалификациолнная категория – ___, первая – ____); не аттестованы ___ молодых специалистов. Основной стаж педагогической работы – более ____ лет. Профессиональный уровень педколлектива стабильно высокий.
Коллектив учителей эффективно использует современные педагогические технологии: проблемно-модульное обучение, здоровьесберегающие технологии, информационные, поисково-исследовательские технологии, проблемное обучение, проектное обучение, игровые технологии, разноуровневое обучение – в урочной и внеурочной деятельности. В ОУ осуществляется интеграция основного и дополнительного образования. По программе «Одаренные дети» успешно реализуются надпредметные и межпредметные проекты, подготовленные педагогами школы.
Городской организационно-методический центр на базе МОУ ____ стал составной частью муниципальной системы повышения кввалификации педагогических кадров.
Методическая работа в ОУ строится на основе личностно ориентированного подхода к повышению профессионального мастерства учителей, эффективно реализуется программа «Методическое сопровождение молодых специалистов».
Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой и документальной основой программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся являются закон «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, программа формирования и развития универсальных учебных действий, планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности. Данная программа согласуется с программами социализации и профессиональной ориентации обучающихся на ступени общего образования.
Цель программы: создание условий для развития учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования.
Для достижения этой цели при реализации данной программы решаются следующие задачи:
• содействие участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие учебно-исследовательской и проектной деятельности;
• использование технологии деятельностного подхода при оценке достижений метапредметных результатов, основной формой которых является защита итогового индивидуального проекта;
• способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся через включение их в учебно-исследовательскую и проектную деятельность как на уроках, так и во внеурочной среде.
Междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение личностно и социально значимой проблемы. Она связана с программами социализации и профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования.
Междисциплинарной программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы исследовательской и проектной деятельности обучающихся, развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, работу с одаренными детьми.
Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования; а также рекомендаций Примерной основной образовательной программы, на основе которой разработана основная образовательная программа МОУ _____.
Федеральный государственный образовательный стандарт основной школы ставит новые задачи, направленные на реформирование российской системы образования. Одной из отличительных особенностей нового подхода к образованию является ориентация на достижение планируемых результатов. Под планируемыми результатами освоения ООП ООО понимается система ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Современные средства информационных и коммуникационных технологий играют существенную роль в формировании новой системы образования, позволяют повысить эффективность и качество образовательного процесса в условиях современного постиндустриального общества. Реализация ФГОС в условиях развития информационного общества выдвигает новые требования к современному образовательному процессу и к его субъектам: учителю и ученику. Государство осуществляет социальный заказ для современной российской школы. Один из главных принципов реализации ФГОС – активное внедрение ИКТ в образовательный процесс.
На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения 4 междисциплинарных программ, в числе которых и программа «Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся».
Под ИКТ-компетентностью понимается:
1) использование цифровых технологий в обучении;
2) использование инструментов коммуникаций и сетей для доступа к информации;
3) умение работы с информацией: обработка информации, получение и поиск информации, оценка информации, а также ее интерпретация;
4) умение строить исследовательскую и проектную деятельность с помощью ИКТ;
5) этика работы в информационно-коммуникативном пространстве (нетикет).
На основе итоговых планируемых результатов, разработанных на федеральном уровне, в МОУ _____ самостоятельно разработано содержание и организация работы по формированию ИКТ-компетентности обучающихся.
Цель программы: создание условий для формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся на всех ступенях основного общего образования.
Задачи:
• формировать ИКТ-компетентность обучающихся посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов;
• способствовать участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, способствующих закреплению ИКТ-компетентности обучающихся;
• использовать информационно-коммуникационную технологию при оценке сформированности универсальных учебных действий;
• формировать навык использования информационно-образовательной среды обучающимися и педагогами в урочной и внеурочной деятельности.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени основного общего образования должны формироваться навыки, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом