Развитие у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе: монография
Код | 125 |
Авторы | Седова Н. Е., Бобкова Л. Н. |
Издательство | Учитель, 2014 |
Серия | Для студентов и преподавателей |
ISBN | 978-5-7057-4031-4 |
Страниц | 280 |
УДК | 811.1/.8 |
Штрихкод | 9785705740314 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 12 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 260 г |
В монографии показано, как на примере обучения иностранному языку в экономическом вузе можно развивать компетентность в самостоятельной познавательной деятельности, приведены примеры, показана динамика результатов.
Пособие будет интересно студентам, преподавателям, аспирантам, учителям.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Высшее профессиональное образование сегодня – это система, стремительно развивающаяся в устойчиво изменяющихся глобальных условиях, к которым можно отнести быстрое устаревание технологий, рост объёма научной и технической информации и наукоёмких производств, превращение мобильного и высококвалифицированного человеческого капитала в основной ресурс развития экономики, наличие мощных внешних средств мыслительной деятельности и др. Очевидно, что указанные условия ставят перед высшим профессиональным образованием проблему подготовки новой комплексной модели компетентного специалиста, который владеет не только специальными сведениями и навыками, но и способен адаптироваться к быстро меняющимся глобальным тенденциям, выявлять и преодолевать непредвиденные ситуации, решать нестандартные задачи, а также осуществлять творческую самостоятельную познавательную деятельность, направленную на его самосовершенствование. Ориентация на подготовку такого специалиста означает «переход от академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников с ориентацией на её рыночную стоимость, то есть с возможностью трудоустройства» [1]. Таким образом, адекватной реакцией на социальный заказ является переход к компетентностно-ориентированному образованию.
Сегодня вопросы компетентностного ориентирования образования разрабатываются по нескольким направлениям. Прежде всего уточняется терминология компетенции и компетентности, приводится их классификация (Э. Ф. Зеер [60], [61]; И. А. Зимняя [62]; А. В. Хуторской [180]; С. Е. Шишов [191] и др.). Уделяется большое внимание развитию компетенций профильно-ориентирован-ного обучения (Н. И. Чебоненко [183]), научно-исследовательской компетенции (И. В. Крапивина [80]), компетенции жизнеутверждающей адаптации (С. С. Костенко [78], [79]), поликультурной компетенции (М. Б. Парагульков [116]) и компетентности (Б. А. Тахохов, Н. А. Богатых [160]), психологической компетентности (Л. А. Першина [120]), профессиональной компетентности (М. Д. Ильязова [67], Л. А. Лукьянчук [91], В. Д. Янцев [196]), карьерной компетентности (А. С. Бажин [12]), надпрофессиональной компетенции (В. В. Дудукалов [55]), построению компетентностной модели выпускника (В. П. Соловьёв [156]) и т. д.
Проблеме компетентной личности, развитие которой происходит в процессе фундаментальных изменений как в психике, так и в поведении индивида, посвящены исследования и отечественных ученых (И. А. Зимняя [62], Н. Е. Седова [146], [147], [148], В. П. Соловьев [156] и др.), и зарубежных (Дж. Равен [129] и др.).
Совершенствование российского высшего профессионального образования связано, во-первых, с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года; во-вторых, с реализацией принципов Болонской декларации и переходом на многоуровневую систему образования; в-третьих, в связи с введением государственных образовательных стандартов нового поколения (учебное время студента будет делиться поровну между аудиторными занятиями и самостоятельной работой); в-четвёртых, с произошедшей заменой предметно-знаниевой модели образования на компетентностную, что нашло своё подтверждение в документах Совета Европы; в-пятых, произошла «смена главного заказчика и потребителя выпускников высших учебных заведений» [59, с. 4]. Государство предоставило возможность многочисленным бизнес-организациям совместно «определять содержание и ориентацию профессиональной подготовки спросом на конкретные компетенции» [Там же] и компетентности выпускников вузов, оставив за собой право внедрения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, основанных на компетентностном подходе.
Компетентные специалисты играют немаловажную роль в создании устойчивых конкурентных преимуществ в бизнесе, усиливая потенциальную ценность фирм и удовлетворяя динамично развивающиеся потребности рыночной экономики. Приобретая особую значимость, компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности и успешного профессионального роста специалиста и предполагают «постоянное обновление знаний и успешное применение их в конкретных условиях, а также владение новой информацией» [76, с. 73]. Поэтому, на наш взгляд, очень важно научить студентов учиться [73, с. 4]. Другими словами, важно развивать у студентов компетентность в самостоятельной познавательной деятельности, являющуюся одним из индикаторов качества высшего профессионального образования.
В связи с подписанием Болонской декларации целью современной образовательной политики России является выведение российских вузов на международный рынок образовательных услуг и предоставление возможности отечественным студентам повышать свой образовательный уровень за рубежом. Для достижения поставленной цели необходим комплекс мер, а именно: приведение системы российского высшего образования в соответствие со стандартами международных образовательных систем, а также совершенствование подготовки специалистов в высших учебных заведениях в русле «диверсификации» [191] образования. Последнее продиктовано требованиями современного общества к выпускнику. Сегодня на рынке труда востребованы молодые высококвалифицированные кадры, способные адаптироваться к быстро меняющимся социальным, политическим и экономическим условиям. В образовательном процессе приоритетным является не простая передача знаний, умений и навыков, а подготовка мобильной, самостоятельной личности, которая творчески мыслит при принятии решений.
Прогрессивное развитие цивилизации, высокая степень её информатизации, резкое увеличение темпов роста производственных циклов и одновременно быстрое устаревание информации и технологий обнаруживают в современном образовании несоответствие человеческого бытия и доступных ему возможностей. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке, специалист (бакалавр, магистр) должен знать иностранный язык, владеть новой техникой интеллектуальной работы, повышать свой профессиональный уровень, а также совершенствовать такие способности и качества, которые необходимы для «образования через всю жизнь». Поэтому немаловажно развивать у студентов компетентность в самостоятельной познавательной деятельности в образовательном процессе любого вуза, экономического в частности.
В образовательном процессе также присутствует ряд противоречий: между современным социально-экономическим заказом рынка труда и технологиями подготовки специалистов (бакалавров, магистров) в вузе; желанием студента глубоко изучать дисциплины, преподаваемые в вузе, и его некомпетентностью в самостоятельной познавательной деятельности; между устойчивым познавательным интересом и предоставляемыми возможностями развивать его на ауди-торных занятиях и в процессе индивидуальной работы.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы данной монографии: «Развитие у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе».
В связи со стремительным обновлением фундаментального и прикладного знания современное общество требует специалистов, обладающих современными знаниями в различных областях науки, мобильных, мотивированных, способных быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, самостоятельно решать профессиональные проблемы. Поэтому перед экономическим вузом стоит задача развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка. Это возможно при решении следующих задач:
– разработать и внедрить в учебный процесс методическое обеспечение по аспекту «Говорим о логистике на английском языке» для развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе;
– развить у студентов различные каналы восприятия иноязычной информации в процессе выполнения самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе;
– спроектировать процесс обучения иностранному языку, включающий проблемные методы обучения и нацеливающий студентов на достижение ситуации успеха, а также помогающий развивать у них компетентность в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка.
В главе «Теоретико-методологические основы развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности…» предпринят анализ состояния изученности данной проблемы в философии, психологии и педагогике, раскрываются особенности компетентностного подхода в образовании, анализируются основные понятия, подходы и инструментарий. Разработана модель развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе.
В главе «Экспериментальное исследование сформированности у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности…» представлены материалы экспериментального исследования на предмет сформированности у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе. Эксперимент проходил в Хабаровской государственной академии экономики и права на различных факультетах (2007–2008 гг.), в нем приняли участие 200 респондентов, и параллельно проводились исследования в экспериментальной группе.
В главе «Педагогические условия для развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности…» представлена система работы по выработке у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе. Предложены методические рекомендации по проектированию процесса обучения иностранному языку, нацеливающего студентов на достижение ситуации успеха, и внедрению учебного пособия по аспекту «Говорим о логистике на иностранном языке» для развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности.
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономи-ческом вузе 8
1.1. Философско-психологические подходы к решению проблемы развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности 8
1.2. Педагогические аспекты развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе 42
Выводы по главе I 65
Глава II. Экспериментальное исследование сформированности у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе 69
2.1. Результаты констатирующего эксперимента на предмет сфор-мированности у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе 69
2.2. Программа формирующего эксперимента по проблеме развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе 89
Выводы по главе II 100
Глава III. Педагогические условия для развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе 102
3.1. Внедрение в учебный процесс методического обеспечения по аспекту «Говорим о логистике на английском языке» для развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе 102
3.2. Развитие у студентов различных каналов восприятия иноязычной информации в процессе выполнения самостоятельной позна-вательной деятельности при изучении иностранного языка в эко-номическом вузе 120
3.3. Проектирование образовательного процесса, нацеливающего студентов на достижение ситуации успеха и помогающего развить у них компетентность в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе 147
3.4. Динамика развития у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе 158
Выводы по главе III 164
Заключение 165
Библиографический список 167
Приложения 186
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом