Педагогические советы. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-442.2 |
Авторы-составители | Бушнева И. М., Колобанова А. И., Соболева Т. Г. и др. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | ФГОС ДО: практика реализации. Управление дошкольным образованием |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Компакт-диск содержит следующие разделы:
- "Педагогический совет в современных условиях";
- "Моделирование основных этапов педсовета";
- "Разработки педагогических советов".
Материал пособия раскрывает современные тенденции в решении теоретических и практических вопросов организации педагогического совета дошкольного учреждения в свете ФГТ к проектированию воспитательно-образовательного процесса.
Предложен опыт моделирования основных этапов педсовета - от создания необходимой документации, выбора соответствующих повестке видов и форм проведения, определения круга ролей его участников до представления в качестве примера инновационного совета педагогов.
Также электронное пособие содержит разработки педагогических советов по актуальным темам, затрагивающим различные стороны образовательного и воспитательного процесса в ДОУ в свете ФГТ: развитие способных и одаренных детей, сохранение и укрепление здоровья, социальное партнерство, взаимодействие детского сада и семьи.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Положение о педагогическом совете
ПОЛОЖЕНИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
1. Общее положение.
1.1. Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный совещательный орган самоуправления педагогической деятельностью педагогов ДОУ.
1.2. Педагогический совет (далее по тексту – педсовет) действует в соответствии с законом РФ «Об образовании», типовым положением о ДОУ, уставом МДОУ № __, настоящим положением.
1.3. Педсовет образуют сотрудники, занятые воспитательно-образовательной деятельностью (администрация ДОУ, воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог дополнительного образования).
1.4. Каждый педагог, работающий в дошкольном учреждении, является членом педсовета.
2. Цели.
2.1. Демократизация системы управления дошкольным учреждением.
2.2. Представление профессиональных интересов педагогических работников в управлении воспитательно-образовательной деятельностью.
3. Задачи.
3.1. Определение стратегии развития дошкольного учреждения.
3.2. Объединение усилий педагогического коллектива по решению задач совершенствования воспитательно-образовательной работы с детьми.
3.3. Обеспечение взаимодействия всех категорий работников, родителей, направленного на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
3.4. Стимулирование педагогов на самообразование и использование в практике достижений педагогической науки и передового педагогического опыта.
3.5. Повышение педагогического мастерства и развитие творческой личности.
4. Компетенция.
4.1. Определяет стратегию педагогического процесса дошкольного учреждения (основные образовательные направления развития).
4.2. Отбирает и анализирует образовательные программы для использования в работе дошкольного учреждения.
4.3. Организует выявление, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта.
4.4. Рассматривает вопросы инновационных процессов, связанных с внедрением новых педагогических технологий, проектов, программ.
4.5. Рассматривает вопросы повышения квалификации, переподготовки и аттестации педагогических кадров.
4.6. Рассматривает вопросы организации дополнительных образовательных услуг, в том числе и платных.
4.7. Решает вопросы о проведении в дошкольном учреждении (группе) опытно-экспериментальной работы по решению актуальных педагогических проблем.
4.8. Определяет направления взаимодействия дошкольного учреждения с инфраструктурой округа, города.
4.9. Рассматривает иные вопросы деятельности дошкольного учреждения, непосредственно связанные с воспитательно-образовательной деятельностью и не отнесенные к компетенции заведующего и других органов самоуправления.
5. Функции.
5.1. Педагогический совет является полифункциональным органом.
5.2. Выделяются основные функции педсовета: управленческие, методические, воспитательные, социально-педагогические.
5.2.1. Управленческие функции: законодательные, совещательные, обобщающе-диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие.
5.2.2. Методические функции: информационные, обобщающе-аналитические, развивающие, обучающие, активизирующие.
5.2.3. Воспитательные функции: индивидуально-формирующие, коллективно-образующие, мотивационно-целевые, мировоззренчески-идеологические, организационно-воспитательные.
5.2.4. Социально-педагогические функции: коммуникативные, интегрирующие, координирующие, защищающие.
6. Типы и формы.
6.1. По методике проведения педагогические советы могут быть традиционные – классические, традиционные – интенсифицированные, нетрадиционные.
6.2. По составу участников педсовет может быть:
– постоянным (весь педагогический коллектив),
– расширенным (с участием родителей и представителей заинтересованных организаций),
– объединенным (с педагогическим коллективом другого дошкольного учреждения, решающим одну проблему с педагогами школы),
– малым (с ограниченным составом участников).
6.3. По месту и роли в воспитательно-образовательном процессе педсовет может быть:
Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О НЕОБХОДИМОСТИ БЕРЕЖНОГО
И СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Задачи:
– совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;
– повышать методический уровень;
– способствовать творческому поиску.
Форма проведения: «круглый стол».
Подготовительная работа.
1. Отбор методической и познавательной литературы по созданию экологических проектов и подготовка первичного материала силами творческой группы.
2. Консультация на тему «Создание экологического проекта» (Приложение 6).
3. Рекомендации педагогу по работе в рамках проекта (Приложение 7).
4. Создание экологического паспорта детского сада.
5. Создание экологического паспорта участков детского сада.
6. Составить программу «Мир похож на цветной луг» в рамках районного педагогического марафона «Мир глазами детей» (Приложение 8).
7. Принять участие в акции «Каждому детскому саду – экологическую тропу».
8. На информационный стенд для родителей «Консультация по вашей просьбе» поместить материалы:
· «Экология и здоровье».
· «Как воспитывать у детей интерес к таинственному миру растений».
· «Их защищает цвет».
· «Познавательная и эстетическая ценность картин художников».
9. Создание проектов.
10. Выпуск информационных буклетов для родителей.
Ход педсовета
1. Вступительное слово заведующего ДОУ (примерные тезисы).
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы, они неплохо знают растения и животных других стран – и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов… А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, насекомые, камни и т. д. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.
Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.
Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностно-процессуального подхода к реализации проектов.
– Что такое «экологический проект»?
Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную структуру (Приложение 1).
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.
2. Блицтурнир.
Педагоги делятся на две команды.
Задание
Виды педагогических советов
Как правило, заседания педагогических советов проводятся не чаще одного раза в два месяца. Длительность педагогического совета по времени составляет не более 2–2,5 часов. В течение учебного года должны быть проведены педсоветы:
– установочный педсовет, который проводится в начале учебного года;
– тематические педсоветы, который проводятся в соответствии с направлениями работы дошкольного учреждения и задачами годового плана;
– итоговый педсовет, который проводится в конце учебного года.
Установочный педсовет.
Название происходит от слова «установка», введенного в психологию Д. Н. Узнадзе, и означает готовность к определенной активности в зависимости от наличия потребности и объективной ситуации, ее удовлетворения.
Миссия установочного педсовета: создать условия для переоценки ценностей, попытаться изменить мнения, взгляды, суждения и представления педагога о субъекте воспитания, о своем профессиональном предназначении, пробудить желание научиться учить и воспитывать по-новому, создавая условия для разностороннего развития личности ребенка.
Условность названия «установочный» очевидна, так как любой педсовет сегодня призван работать на изменение установок педагога. Этот педсовет дает установку на новый учебный год.
Содержание работы установочного педсовета:
1. Анализ работы педагогического коллектива за прошедший учебный год.
2. Утверждение годового плана работы на новый учебный год.
3. Подведение итогов работы в летний оздоровительный период.
4. Утверждение состава аттестационной комиссии.
5. Выборы методического совета и секретаря педсовета.
6. Комплектование групп дошкольного учреждения и расстановка кадров.
7. Утверждение программ и технологий, по которым будет работать дошкольное учреждение.
8. Подведение итогов смотра-конкурса по готовности дошкольного учреждения к началу учебного года.
Тематический педсовет.
Посвящен определенной тематике. Тема определяется годовой задачей дошкольного учреждения или возникшей проблемой, которую необходимо решить.
Формулировка привлекательной темы является центральным механизмом для концентрации внимания и вдохновения всех участников педагогического совета. Название темы не должно быть длинным, сухим, с перечислением целей и задач. Тема должна давать возможность всем участникам педагогического совета определять направления и в то же время обладать достаточной открытостью для воображения, мышления педагогов. Не существует стандартных способов для определения темы педагогического совета, то, что воодушевляет один коллектив, может совершенно не привлекать другой.
Итоговый педсовет.
Назначение такого педсовета – анализировать итоги учебного года, выявить и определить стратегические и развивающие проблемы. Проблема – разница между существующим и реальным положением дел. Решение проблем – единственный способ продвинуться вперед в своем развитии и достичь успехов.
Ежегодно в каждом педагогическом коллективе должен проводиться педагогический совет по теме «Подведение итогов работы за прошедший учебный год». Важно серьезное внимание уделить подготовке такого педагогического совета, чтобы весь коллектив включился в анализ того, что сделано за прошедший учебный год, определил свои успехи и неудачи.
Модель итогового педсовета:
1. Осознание коллективом самого себя.
2. Выявление недостатков в работе. Состояние неудовлетворенности дает толчок к развитию.
3. Высвечивание позитива, то есть достижений педагогов и опора на них.
Содержание работы педагогического совета:
1. Подведение итогов деятельности сотрудников за прошедший учебный год.
2. Повышение профессионального мастерства педагогов.
3. Результаты образовательного процесса за истекший год:
– диагностика развития детей;
– готовность детей подготовительной группы к школе;
– качественная характеристика педагогического процесса в дошкольном учреждении;
– использование технологий развивающего обучения;
– анализ заболеваемости и оздоровительных мероприятий в ДОУ;
– анализ результатов социологического исследования по изучению удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг.
4. Определение основных направлений деятельности дошкольного учреждения на новый учебный год.
5. Утверждение плана работы в летний оздоровительный период.
Накануне такого педагогического совета участникам можно предложить анкету, в которую важно включить следующие вопросы:
Формы проведения педагогического совета
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
Педсовет – деловая игра.
Этот вид педсовета может быть использован для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность.
Подготовка к такому педсовету:
– составление сценария;
– определение ролей;
– подготовка заданий;
– расчет регламента.
Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи; составляют программы, которые лягут в основу решения педсовета.
Педсовет-конференция.
Такой педсовет может состоять из нескольких составных частей. Например, основное сообщение и диалог, которые организует методист совместно с группой специалистов (педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре). Ответы этих специалистов на заданные вопросы будут побуждать всех участников задавать вопросы, дискутировать, развивать тему, высказывать свое мнение. В заключение поднимаются вопросы по обсуждаемой теме.
Педсовет «Круглый стол».
Для его подготовки необходимо собрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Главное правило при организации такого педсовета – подготовленность и заинтересованность каждого участника. Для этого некоторые вопросы можно заранее дать группе педагогов и предложить им соответствующую литературу. Тогда они смогут ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения по данному вопросу (теме). Важно выбрать ведущего, способного быстро ориентироваться в вопросах и направлять обсуждение в нужное русло.
Ситуативный педсовет.
Рассматривается одна или несколько педагогических ситуаций, которые могут проигрываться здесь же заранее подготовленными участниками педагогического совета. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.
Педсовет-дискуссия.
Педагоги заранее делятся на подгруппы и готовят свою концепцию обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы. Например, можно обсудить проблему «Организация работы по познавательно-математическому развитию в контексте разнообразных видов детской деятельности».
Педсовет «Научно-практическая конференция».
Этот вид педсовета можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких дошкольных учреждений. Базой для проведения такого педсовета может стать учреждение, имеющее статус экспериментальной площадки.
При подготовке данного вида педсовета должны быть проведены дни открытых дверей для педагогов. Важно составить повестку дня так, чтобы каждое дошкольное учреждение на одинаковых условиях могло бы участвовать на равных в представлении своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений.
Научный руководитель во вступительном сообщении тезисно представляет основные положения обсуждаемого вопроса. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого педагогического коллектива отдельно, с учетом его специфики.
После каждого вида педагогического совета анализируются его итоги:
– Чего добились, что не удалось выявить в ходе обсуждения?
– Кто из педагогов был активен, кто пассивен и почему?
– Какие уроки можно извлечь из данного педагогического совета?
Конечный результат любого педагогического совета будет высок и отдача эффективна, если при его подготовке и при проведении используются разнообразные методы и приемы включения педагогов в активную работу. Их выбор должен определяться целями и задачами конкретного педагогического совета, особенностями его содержания, контингентом педагогов, состоянием воспитательно-образовательного процесса.
Необходимо, чтобы все участники педагогического совета были активны, высказывали свою точку зрения, сомнения, делились опытом работы.
Как превратить скучный педсовет в интересное и увлекательное мероприятие? Возможно ли такое? Вполне, если подойти творчески. Если на педсовете решать вопросы, которые волнуют всех, и изменить форму проведения, то все меняется. Такие педсоветы называют нетрадиционными, проводятся они в игровой форме. Но, «играя» на педсоветах, не стоит забывать об их классической форме.
Варианты работы с педагогами
Обдумывая ход педсовета, необходимо подобрать варианты работы с педагогами. Формы проведения могут быть разнообразными.
Разгадывание педагогических кроссвордов.
Данный вид работы помогает уточнить знания педагогов по тематике педсовета, способствует развитию педагогического кругозора, влияет на качество работы воспитателей с детьми.
Решение кроссвордов может сопровождаться дополнительными и наводящими вопросами, а также демонстрацией отдельными педагогами методов и приемов. Такие задания даются до педсовета.
Анализ высказываний детей, их поведения и творчества.
Алгоритм проведения:
1. Готовятся магнитофонные записи, подборка результатов детской деятельности (рисунки, аппликации и т. п.).
2. Педагоги знакомятся с материалами, анализируют их, оценивают детские знания, умения и навыки, уровень развития детей.
3. Коллеги формируют конкретные предложения в помощь педагогу, работающему с этими детьми.
Имитация конкретных ситуаций.
Этот метод помогает выбрать верный вариант из множества решений. Это возможно лишь в том случае, если глубоко и всесторонне проанализировать события, сравнить их.
Виды ситуаций:
1. Ситуация-иллюстрация.
Описываются простые случаи из педагогической практики, и сразу предлагается их решение.
2. Ситуация-упражнение.
От педагогов требуется совершить некоторые действия (составить план-конспект, подобрать практический материал к занятию и т. п.).
3. Ситуация-оценка.
Проблема решена, но требуется дать ее анализ, обосновать свой ответ, оценить его.
4. Ситуация-проблема.
Конкретный пример из практики подается как существующая проблема, которую необходимо решить. В помощь педагогу предлагается несколько вопросов, и тогда возникает диалог, дискуссия.
Имитация рабочего дня педагога.
Дается характеристика возрастной группы детей. Формулируется цель и задачи, требующие решения. Предлагается определенное время для моделирования своего рабочего дня. Обсуждаются все предложенные модели, анализируются удачи и называются недостатки.
Работа с памятками.
Эта форма работы активизирует педагогов и способствует их лучшему пониманию сути обсуждаемых проблем. Ведущий предлагает педагогам прочитать тексты и подчеркнуть в них те советы, которые, по их мнению, дают положительные результаты. После этого проводится общее обсуждение темы, где педагоги раскрывают свой опыт перед коллегами.
Н. М. Метенова предлагает изготавливать оригинальные памятки (в виде книжек, конструкций из природного материала, ткани, фольги) с советами по тематике педагогического совета. Такие памятки являют собой часть оформления места проведения педагогического совета. Содержание памяток должно быть кратким, шрифт – крупным.
Задание «Слово-эстафета».
Ведущий предлагает педагогам продолжить начатое им предложение по теме педсовета. Педагоги включаются в игру, передавая друг другу какой-либо предмет.
Рубрика ОКНО.
Очень короткие новости. Это опыт педагогов-новаторов из области педагогики и психологии.
Блицопрос.
В педсовет можно включать и соревновательные моменты. Например, блицопрос. За каждый правильный ответ педагогам вручается фишка.
Педсовет будет результативен, если на нем будут решать вопросы, волнующие всех педагогов.
Анкетирование (тестирование) педагогов по теме педсовета проводится задолго до его проведения. Результаты такой работы используются в ходе педагогического совета.
Конкурсы, выставки.
Скоротечные конкурсы в ходе педагогического совета необходимы для разрядки и лучшей концентрации внимания. В них участвуют все присутствующие. Выставочные работы предоставляются за 2–3 дня до начала педагогического совета. Участники определяют лучшую работу и вручают приз победителю.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом