Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС

Есть на складе
299 руб.
-10%
269,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код 3015
Авторы Плахова Т. В.
Издательство Учитель, 2015
Серия Методическая лаборатория
ISBN 978-5-7057-4070-3
Страниц 158
УДК 371
Штрихкод 9785705740703
Размеры (Ш x В x Т) 203 x 285 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 229 г
Как помочь классному руководителю выполнить свою основную педагогическую миссию по отношению к ученику и вместе с тем решить поставленные ФГОС воспитательные задачи? Предлагаемая "Настольная книга" поможет системно и целенаправленно справиться с этими проблемами, выстроить стратегию своей деятельности, разработать аналитические и профессиональные программы, освоить новые виды планирования. Знакомство с авторскими проектами, с опытом коллег пилотных площадок в ОО, осуществляющих педагогическую деятельность
на основе системного подхода, обеспечит классному руководителю, воспитателю эффективное решение актуальных проблем детства, семьи, общества, страны.
Предназначено классным руководителям, воспитателям, заместителям директора по ВР, организаторам внеурочной деятельности образовательных организаций; рекомендовано студентам высших учебных заведений педагогической направленности.

Подробное описание

Обращение автора

Уважаемый коллега!

Вы открыли «Настольную книгу классного руководителя». Мы рады этому, потому что это пособие адресовано Вам. Его главное предназначение – помочь Вам в работе с детьми, которые волей судьбы стали Вашими воспитанниками.

«Настольная книга» – это Ваш путеводитель по концептуальным основам и программным положениям современных систем воспитания.

«Настольная книга» – это Ваш незаменимый помощник в стремлении лучше узнать мир своих воспитанников.

«Настольная книга» – это Ваш советчик в том или ином деле. Это множество подсказок, как сделать совместную жизнь Ваших воспитанников, их родителей и Вас ярче, насыщеннее, добрее, красивее, полезнее и интереснее.

«Настольная книга» для Вас – это возможность встать на ступеньку выше в своем профессиональном мастерстве.

Желаем успешной работы, больше удач, поменьше огорчений и проблем. И мы верим в то, что у Вас, уважаемый коллега, все получится!

И да пребудут с Вами всегда:

вера в то, что «…воспитание детей, – как писал Платон много веков назад, – есть важнейшая задача государства; законодатель не должен отводить ему второе место»;

надежда на то, что не все еще потеряно;

любовь к выбранной Вами профессии и к тем, кто с этой профессией связан воедино нитями духовного родства.

Педагогическая общественность России вступила в новый этап развития системы образования, связанный с введением нового «Закона об образовании» и федеральных государственных образовательных стандартов.

Понятно, что без глубокого осмысления новых и во многом непривычных по своему содержанию и подходам в их реализации стандартов, без заинтересованного участия учительства в решении задач, поставленных государством перед системой образования, учитель не сможет достичь значимых успехов не только в сфере обучения, но и в сфере воспитания.

Провозглашение воспитания приоритетной задачей образовательных учреждений («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности») является крайне своевременным. Ведь «…масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты…» (из «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761). Одной из таких неотложных мер должна стать мера по предотвращению кризиса в системе воспитания, который проявляется в низком уровне духовно-нравственного и культурного развития детей и подростков, их гражданской пассивности, в дискриминационном поведении, агрессивности, в пристрастии к вредным привычкам и в других асоциальных моментах. Чтобы преодолеть этот кризис, необходимо позаботиться о «…формировании новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение…» («Национальная стратегия действий в интересах детей»).

Как известно, воспитательная система является одним из эффективных способов организации целостного воспитательного процесса. Однако информация о научном подходе к построению воспитательных систем не всегда доходит до школьного педагога, либо доходит в значительной степени в упрощенном виде и выхолощенной с точки зрения научной идеи. Донести до педагогов идеи о многообразии подходов, о целевых и ценностных ориентирах, сущности, содержании, об особенностях технологии гуманистически ориентированных воспитательных систем призвана «Настольная книга классного руководителя».

Автор «Настольной книги» предлагает классному руководителю рассмотреть значимые проблемы воспитания не с позиций распространенной, к сожалению, и сегодня педагогики мероприятий, а с позиций целевого, системного, проблемного, возрастного подходов, которые предполагают взаимосвязанность всех компонентов системы: целей и задач, содержания, технологии и управления.

Особенности построения пособия

Содержательный блок каждого раздела «Настольной книги» познакомит классного руководителя с концептуальными основами современного воспитания на уровне его проблемных сфер, с основными подходами к выстраиванию воспитательных систем гуманистического характера, поможет осознать неэффективность процветающего во многих образовательных учреждениях процесса воспитания, только имитирующего деятельность, и убедит в необходимости разработки моделей целостных воспитательных систем. Содержание воспитания в целостных системах предлагается строить на основе погружения воспитанников в мир истинных идеалов и ценностей жизни, а также в мир культуры, которая сама по себе является ценностью.

Знакомясь с материалами содержательных блоков «Настольной книги», Вы увидите, что автор использовал в разработке ряда концептуальных основ, содержания программно-методических рекомендаций, справочных материалов идеи народной педагогики, идеи знаменитых отечественных педагогов, ученых, классиков русской национальной мысли: К. Д. Ушинского, И. А. Ильина, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, С. А. Шмакова, В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, В. Т. Кабуша, В. М. Лизинского, А. Ф. Воловика, В. А. Воловик, а также материалы педагогических изданий, указанных в каждом разделе «Настольной книги». Безусловно, классный руководитель должен обязательно использовать в своей деятельности современные документы, определяющие основные ориентиры и направления воспитания.

Аналитические программы, представленные в «Настольной книге», помогут классному руководителю:

– переосмыслить взгляды на свою профессиональную деятельность в статусе классного руководителя;

– выявить свои возможности и затруднения в организации системного подхода к воспитанию;

– посмотреть на свою педагогическую деятельность в сфере воспитания как бы со стороны, определив в ней как позитивные моменты, так и проблемы, которые мешают выстроить разумную систему;

– выстроить стратегию своей деятельности;

– заглянуть в мир своих воспитанников с тем, чтобы лучше их понять и в дальнейшем взаимодействовать с ними и их родителями на принципиально новых основах.

Проектировочный блок основных разделов «Настольной книги» поможет перевести существующую традиционную педагогику мероприятий или уже действующую систему воспитания, разработанную классным руководителем, в новое русло развития, в более высокое качество. Классному руководителю предлагается совместно с воспитанниками и их родителями, а также со своими коллегами разработать  целевые системные воспитательные программы и проекты, пакеты документов морально-правового и морально-этического плана (законы, правила, декларацию прав и обязанностей, традиции коллектива морально-этического плана); спроектировать «образ» (модель) воспитательной системы, адекватный выбранной для решения проблеме воспитания.

Автор «Настольной книги» предлагает классному руководителю поработать в режиме проектирования воспитательных систем, основанных на решении следующих значимых проблем жизни растущего человека (по выбору субъектов воспитания):

– проблема духовно-нравственного воспитания и развития личности;

– проблема возрастного подхода;

– проблема патриотического воспитания и гражданского становления личности;

– проблема формирования культуры здоровья и здорового образа жизни;

– проблема формирования культуры досуга и досуговой деятельности;

– проблема формирования гендерной культуры школьников;

– решение проблемы, в основе которой лежит идея выстраивания системы воспитания на основе деятельности детских и подростковых объединений.

Данная позиция автора строится на убеждении (и опыте) в том, что разумная система воспитания может быть выстроена только в соавторстве со всеми субъектами воспитания, только на основе решения тех или иных проблем, а не на расчленении воспитания по составным частям и направлениям; на том, что духовно-нравственной компонентой, многообразием богатых по содержанию видов деятельности (интеллектуальной, творческой, социально значимой, здоровье-сберегающей и др.) может быть наполнена любая система воспитания, идущая от ребенка, от его возраста, его интересов и потребностей, его проблем.

Правильно сориентироваться в выборе средств, содержания разрабатываемых воспитательных программ и проектов, форм взаимодействия субъектов воспитания помогут введенные в каждый раздел «Настольной книги» программно-методические рекомендации, посвященные возможным путям решения той или иной проблемы, а также памятки (памятки-ориентиры, памятки-подсказки). А не отклониться от выбранного курса в сторону системного подхода помогут «Рабочие тетради» с заложенными в них алгоритмами деятельности для классного руководителя, воспитанников и их родителей.

В рамках Управленческого блока «Настольной книги» классному руководителю предлагается разработать Программу профессиональной деятельности классного руководителя, освоив новые виды планирования (как части управления системой воспитания): программно-целевое и проектно-целевое планирование (разработка целевых системных воспитательных программ и проектов предусмотрена в каждой проектировочной части разделов «Настольной книги»).

Блок «Возьмите в союзники опыт» предусматривает:

– знакомство с авторскими программами и проектами составителя «Настольной книги»;

– знакомство с опытом коллег, работающих в образовательных учреждениях, которые являются пилотными площадками данного авторского подхода и где осуществляется педагогическая деятельность на основе системного подхода к решению актуальных проблем детства, семьи, общества, страны.

Отличительными особенностями представленных в «Настольной книге» и уже разработанных и реализуемых педагогическими коллективами системных программ и проектов являются:

1. Четкая целевая направленность и системность в решении  заявленных проблем.

2. Следование возрастному подходу в воспитании.

3. Построение содержания систем воспитания на основе таких значимых понятий, как культура и духовно-нравственные ценности россиян.

4. Приоритетные средства воспитания: не набор мероприятий, а многообразие видов деятельности, общение (просвещение) и отношения, рождающиеся в результате совместной деятельности субъектов воспитания.

Словарь-справочник, отдельные части которого расположены в каждом разделе «Настольной книги», составлен на основе понимания такого феномена педагогической действительности, как «системы воспитания», учеными-педагогами В. А. Караковским, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. В. Бондаревской, О. С. Газманом, Н. Е. Щурковой, В. Т. Кабушем, С. А. Ковалевым, В. М. Лизинским, С. А. Шмаковым и др.

Ожидаемый итог деятельности

Если классный руководитель овладеет теоретическими знаниями и практическими навыками в области проектирования авторских систем воспитания и изменения содержания деятельности субъектов воспитания в рамках этих систем, то можно ожидать следующих результатов:

1. Будет спроектирована модель целостной системы воспитания в классном коллективе.

2. Будет разработана система морально-правовых и морально-этических ценностей субъектов воспитания.

3. Будет разработана концептуальная часть целевых системных программ и проектов.

4. Будут разработаны целевые системные программы и проекты.

Работа классного руководителя в рамках содержания «Настольной книги» поможет ему овладеть рядом компетенций, необходимых для построения эффективных систем воспитания:

· умением анализировать эффективность своей педагогической деятельности и строить перспективы своего личностного развития и развития своих воспитанников;

· умением открывать внутренний мир воспитанников и использовать полученные знания во благо их развития;

· умением строить партнерские отношения с воспитанниками и их родителями, коллегами, желающими принять участие в проектировании воспитательных систем;

· умением находить действенные механизмы:

– в решении актуальной проблемы ухода от давно ставшей неэффективной педагогики мероприятий к целенаправленному системному процессу воспитания школьников разного возраста;

– в овладении технологией проектирования воспитательных систем и изменения содержания деятельности субъектов воспитания в рамках этих систем;

– в реализации прав детей и подростков быть соавторами педагогов и родителей в выстраивании их системы жизнедеятельности, в обеспечении их участия в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их интересы, потребности, проблемы и т. д.

Уважаемый коллега!

Мы понимаем, как сложно осваивать новые технологии, связанные и с обучением, и с воспитанием современных детей и подростков, но время диктует особые требования к профессиональной компетентности педагогов. Поэтому мы будем с Вами и на страницах «Настольной книги», и в режиме возможного дистанционного общения и взаимодействия как с автором данной работы, так и с сотрудниками издательства «Учитель». Вы можете задавать любые интересующие Вас вопросы, высказывать свое мнение, получать консультации. Мы будем рады не только знакомиться с Вашими материалами, которые можно присылать по указанным нами адресам, но и включать их в сборники методической литературы, издаваемые издательством «Учитель».

Контакты:

Автор «Настольной книги классного руководителя»:

Плахова Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии СИПКРО (г. Самара) – e-mail: zabawa@list.ru;

Методическая служба (кабинет) издательства «Учитель»:

Попова Галина Петровна, первый заместитель генерального директора, главный методист – e-mail: popova_izd.uch@mail.ru

Приглашаем к сотрудничеству всех, кому не безразлична судьба наших детей, будущее нашей страны. Надеемся на Ваше понимание и поддержку. Верим в Ваши творческие способности и неординарность мышления.

Верим в то, что у Вас ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

Содержание

Обращение автора    3

Вместо предисловия    7

Классный руководитель сегодня: миссия, профессиональная позиция, мастерство и профессиональные роли    43

Рабочая тетрадь 1. Визитная карточка    44

Рабочая тетрадь 2. От Я к Мы    55

Рабочая тетрадь 3. Проектируем систему жизнедеятельности классного коллектива на основе самоуправления    87

Рабочая тетрадь 4. Управление воспитательным процессом    124

Рабочая тетрадь 5. Программа профессиональной деятельности классного руководителя    139

Литература    154

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.