Математические диктанты. 5-6 классы

Есть на складе
118 руб.
-10%
106,20 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код 2949
Авторы-составители Конте А. С.
Издательство Учитель, 2024
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-7057-3997-4, 978-5-7057-5622-3
Страниц 92
УДК 372.016:51*05/06
Штрихкод 9785705739974, 9785705756223
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 3 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 65 г
В пособии представлены диктанты по математике разных видов: комбинированные, словарные, теоретического характера на закрепление математического понятийного аппарата (тезауруса), практические с заданиями базового и повышенного уровней сложности - как одна из форм обучения и контроля знаний и умений, формирования универсальных учебных действий и личностных качеств у обучающихся 5-6 классов, позволяющая реализовать требования к освоению содержания образовательной программы, соответствующей ФГОС ООО.
Предназначено учителям математики для использования в учебных целях; полезно школьникам для самостоятельной подготовки по предмету, студентам педагогических учебных заведений.

Подробное описание

Введение

Математический диктант как одна из форм обучения и контроля знаний и умений широко применяется учителями математики на уроках. Чаще всего математические диктанты встречаются в методической литературе в виде фрагментов поурочных планов. Настоящее пособие – собрание диктантов, составленных в соответствии с материалом учебников по математике для 5 и 6 классов, соответствующих ФГОС и рекомендованных для общеобразовательных организаций.

Для чего нужны диктанты?

Одной из важнейших задач обучения является формирование у детей умения получать и запоминать информацию на слух, обрабатывать и преобразовывать ее. В ряду различных имеющихся в нашем распоряжении каналов информации слуховой занимает второе место после зрительного, поэтому развивать его возможности у детей крайне важно. Это пригодится им в жизни умение слушать лекцию, слушать собеседника, слушать и слышать. Кроме того, важно формировать у обучающихся грамотную и точную математическую речь. Решать эти задачи помогают математические диктанты.

Их необходимо использовать не от случая к случаю, а систематически. Приучать детей к диктантам стоит с пятого класса. Обучающимся, не привыкшим к математическим диктантам, вначале трудно воспринимать задания на слух, им нужно помогать: повторять вопросы больше двух раз, некоторые задания подкреплять зрительным рядом, давать больше времени на осмысление вопроса. Из опыта известно, постепенно дети привыкают: меньше переспрашивают, понимают задания после 1–2 прочтений вопроса, выполняют правильно большую часть диктанта, им не требуется много записей и чертежей на доске.

Виды диктантов.

Математические диктанты, приведенные в данном пособии, разнообразны:

  • диктанты, составленные лишь из теоретических вопросов, созвучных тем, что приводятся в учебнике после каждой главы;
  • диктанты, часть которых включает теоретические вопросы, а часть – простейшие практические задания по соответствующей теме, не требующие больших записей;
  • диктанты, полностью состоящие из практических заданий, аналогичных заданиям учебника, которые выполняются почти устно, требуется лишь записать ответ;
  • словарные диктанты, служащие для проверки того, как обучающиеся усвоили правописание математических терминов. Чтобы успешно писать такие диктанты, ученик должен «почаще заглядывать» в текст учебника, изучать теорию, а не только решать примеры.

Когда использовать диктанты?

Применение математических диктантов не решает всех проблем, стоящих перед учителем, но значительно помогает ему в работе. Прежде чем перейти к изучению нового материала, необходимо убедиться, что предыдущие знания обучающимися усвоены. Опросить весь класс на уроке невозможно, отвечающих у доски учеников, как правило, слушают невнимательно. С помощью диктанта можно выяснить уровень усвоения ранее изученного материала у всего класса. Диктанты можно использовать после объяснения нового материала, чтобы закрепить его. В этом случае нет смысла писать два варианта. Проверку стоит проводить сразу после написания вместе с обучающимися по заготовленным ответам, оценки не выставлять. Эффективно можно использовать диктанты на уроках обобщения и систематизации знаний: проводится диктант под копирку, копия остается у детей, проверяется, обсуждаются вопросы, в которых у детей были затруднения. К тому же проговаривание одного и того же материала много раз позволяет даже «слабым» усвоить обязательный минимум содержания по математике.

Так как вопросы диктанта подразумевают короткие ответы или точные формулировки, приведенные в учебнике, то даже «слабые» обучающиеся могут написать его хорошо, а следовательно, получить высокую оценку. В следующий раз такой «слабый» ученик будет тщательнее готовиться к уроку, зная, что предстоит диктант (учитель может заранее предупреждать о форме проверки знаний) и надо выучить основной материал по небольшой теме, что не так уж и трудно. Таким образом, у детей создается ситуация успеха, что благотворно сказывается на обучении.

Плюсы и минусы использования диктантов.

Проведение диктанта, особенно в два варианта, требует от учителя большого напряжения: надо читать в оптимальном темпе тексты заданий, следить за классом («чтобы не списали»), реагировать на всевозможные сбои.

Но есть положительные моменты применения математических диктантов и для учителя. Ответы стоит записывать на отдельных листах так, чтобы поместить их на одной странице, они должны быть краткими, лаконичными, начинаться с новой строки. Все это сокращает время проверки работ. Диктанты проводятся в течение 515 минут (в зависимости от количества и содержания вопросов). Вначале диктанты будут занимать больше времени, так как дети часто переспрашивают, отвлекают учителя посторонними вопросами. Но если учитель четко ведет свою линию – читает каждый вопрос только 2 раза, каждый вариант по очереди, не разрешает переспрашивать, задавать вопросы, не реагирует на выкрики «я не успел», «ой, а повторите второй вопрос», строго выдерживает время между каждым вопросом, то постепенно дети привыкают к такому виду работы. Учитель, освоивший методику проведения математического диктанта, не испытывает трудностей, не тратит много времени на проверку заданий, имеет более полное представление, усвоили ли дети материал. Как правило, неудовлетворительных оценок по итогам диктанта мало, что радует не только детей, но и учителя. Опять же с помощью частого применения диктанта решается такая проблема, как наполняемость отметок.

Как организовать проведение математического диктанта?

  1. Если необходимы какие-то чертежи или записи, то учитель готовит их заранее на «закрытой» доске или на планшетах, которые крепятся на магнитную доску. Великолепно, если есть возможность использовать интерактивную доску.
  2. Для диктантов лучше использовать листы бумаги (бланки ответов) и копировальную бумагу. Листы сдаются учителю для проверки на отметку, а оставшуюся копию диктанта в тетради обучающиеся с учителем проверяют сразу на уроке. Если есть закрытые доски, то можно либо написать ответы заранее, либо вызвать двух учеников на уроке и их ответы проверить вместе с классом. Опять же можно использовать интерактивную доску. Проверка сразу на уроке дает возможность еще раз закрепить изученный материал. Кроме того, каждый ребенок жаждет быстрее узнать результаты выполненной работы и оценку за нее. Вспомните, после контрольных, самостоятельных работ сколько раз вы слышали эту фразу: «Я уже сдал тетрадь, а покажите, какой там ответ или как это решается?» Если диктант проводится сразу после изучения нового материала, то можно проверить ответы, обсудить результаты, а отметки выставлять только «4» или «5».

Во время проверки напротив правильного ответа ученик ставит «+», напротив ошибочного – «–», напротив ответа с недочетом – «». Можно при проверке обменяться работами с соседом по парте.

  1. Учитель должен диктовать вопросы четко, громко, делать достаточные паузы, чтобы дети успели записать ответы. Вопрос необходимо читать по два раза, каждый вариант по очереди. Чтобы дети не путали варианты, можно выполнить аудиозапись текста диктанта, первый вариант – женским голосом, второй – мужским. Если нет такой возможности, можно посоветовать следующее: когда учитель диктует вопросы первого варианта, он становится перед обучающимся, сидящим на первой парте на первом варианте, а когда диктует вопросы второго варианта, он становится перед обучающимся, сидящим на первой парте на втором варианте. Если есть интерактивная доска, то можно подготовить презентации диктантов.
  2. Собирать работы лучше учителю самому, проходя по классу, сразу по вариантам, чтобы облегчить проверку.

Количество вопросов в диктантах данного пособия может меняться: учитель в зависимости от особенностей своих детей («слабый» класс или «сильный»), а также от целей урока может убирать некоторые вопросы или добавлять свои.

Как оформлять диктант?

Ответы на вопросы диктантов можно записывать на бланках ответов:

Как выставлять оценки за диктанты?

Оценки за работу выставляются с учетом числа верно выполненных заданий. Целесообразно перед началом диктанта довести до сведения обучающихся нормы оценок.

Разумеется, учитель может использовать свои подходы к оцениванию результатов диктанта, исходя из особенностей обучающихся класса, педагогической целесообразности. Иногда вопросы диктанта по значимости и содержанию можно разделить на «легкие» и «трудные». В этом случае есть смысл каждый вопрос оценить в баллах (например, от 1 балла до 3 баллов), тогда итоговая оценка выставляется по сумме баллов.

Структура пособия.

  • Данное пособие состоит из двух частей: 1-я для 5 класса, 2-я для 6 класса.
  • Перед каждой новой частью предлагается таблица с указанием темы диктанта, количества вопросов в диктанте.
  • Ответы даются сразу после текста каждого диктанта.

Содержание

Введение    3

5 класс    9

6 класс    46

Литература    90

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.