Математика. 9-11 классы. Учебные курсы для индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Программы курсов. Материалы к занятиям. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-752 |
Авторы-составители | Сагателян А. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Образовательные маршруты |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Электронное пособие "Математика. 9-11 классы. Учебные курсы для индивидуальных образовательных маршрутов учащихся" серии "Образовательные маршруты" предлагает несколько структурированных программ действий ученика на фиксированном этапе обучения.
Электронное пособие объединил в себе три учебных пособия:
- "Решение уравнений высших степеней";
- "Решение текстовых задач";
- "Решение задач на комбинацию многогранников и сфер (шаров)".
Каждое учебное пособие включает рабочую программу учебного курса и материалы к занятиям, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС (методические рекомендации по организации индивидуального проекта; основные методы решения задач; самостоятельные, проверочные, диагностические работы для оценки текущего и итогового уровня обучения; критерии оценки деятельности учащихся).
Электронное пособие предназначено учителям математики, обучающимся 9-11 классов; рекомендовано абитуриентам вузов.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Одночлены и многочлены
1.1. ОДНОЧЛЕНЫ И МНОГОЧЛЕНЫ
Повторяем.
· Выражение, представляющее собой произведение чисел, переменных и их степеней называется одночленом.
Пример 1. 3ах2; –2b 3; 0,5с3; –3b 2.
· Стандартным видом одночлена называется произведение, составленное из числового множителя (коэффициента) и степеней различных переменных.
Пример 2. –2; а; 54; у3; –8а3х4.
· Степенью одночлена стандартного вида называется сумма показателей степеней переменных.
Пример 3. 9х4у3– одночлен степени семь.
· Одночлены, отличающиеся только числовыми коэффициентами или равные между собой, называются подобными.
· Алгебраическая сумма одночленов называется многочленом.
Пример 4. 3а2 – 5ах4 – 3.
· Многочленом стандартного вида называется многочлен, все одночлены которого записаны в стандартном виде. Всякий многочлен можно представить в стандартном виде. Стандартную запись многочлена называют канонической.
Канонический [гр. kanonikos – установленный правилом] – 1) основанный на церковных правилах; установленный церковными канонами; 2) принятый за образец; основанный на каноне; закон, правило.
Пример 5. 2х2у3.
· Степенью многочлена стандартного вида называется наибольшая степень одночлена, входящего в этот многочлен.
Пример 6. 5х2а3 + 2х2а – 5 – многочлен пятой степени.
· Сумму подобных членов можно заменить одним членом, сложив их коэффициенты и оставив ту же буквенную часть. Такое тождественное преобразование многочленов называется приведением подобных членов.
Пример 7. –х4+ 2х3 – 4х4 + 2х2 – 3х2 = –5х4 + 2х3 – х2.
· Произведение двух многочленов равно сумме произведений каждого члена первого многочлена на каждый член второго многочлена.
Пример 8. (х + 2у) (3х2 – у + ху) = 3х3 – ху + х2у + 6ух2 – 2у2 + 2ху2 =
= 3х2 – ху +7ух2 – 2у2 +2ху2.
· Разложить многочлен на множители означает представить его в виде произведения многочленов.
· При разложении многочлена на множители используют метод вынесения общего множителя за скобки, метод группировки членов и формулы сокращенного умножения.
Пример 9. Разложить на множители многочлен 2х2у + у2 – 2х3 – ух.
Решение. Группируя члены и вынося общий множитель за скобки, получим: 2х2у + у2 – 2х3 – ух = (2х2у – 2х3) + (у2 – ух) = 2х2(у – х) + у(у – х) = = (у – х) (2х2 + у).
· Свойства делимости многочленов:
1. Если многочлен Pn(х) делится на многочлен Qm(х), а многочлен Qm(х) делится на многочлен Ri(х), то многочлен Pn(х) делится на Ri(х).
2. Если многочлены Pn(х) и Qm(х) делятся на многочлен Ri(х), то многочлен Pn(х)+ Qm(х) и Pn(х) – Qm(х) делятся на Ri(х), а многочлен Pn(х) ґ Qm(х) делится на R2i(х).
3. Если многочлен Pn(х) делится на многочлен Qm(х), то произведение Pn(х) на любой многочлен Ri(х) также делится на многочлен Qm(х).
4. Многочлены Pn(х) + Qm(х) делятся друг на друга тогда и только тогда, когда Pn(х) = С ґ Qm(х), где С ≠ 0.
5. Если многочлен Pn(х) = Qm(х) × Ri(х) делится на двучлен (х – 2), то хотя бы один из многочленов Qm(х) и Ri(х) делится на (х – 2).
· Строгое определение (для самых продвинутых). Многочленом степени n от переменной х называется функция вида
где числа называются коэффициентами многочлена, причем а0 – старший коэффициент, а0 ≠ 0, аn – свободный член. Если а0 = 1, многочлен называется приведенным. Например,
– приведенный многочлен третьей степени.
Решаем самостоятельно.
1. Вынесите за скобки общий множитель:
а) 7ах + 7х; е) 6а2b + 12аb2;
б) 22у – 11ху; ж) 10а – 15b + 15аb;
в) х3 – х2; з) 2с6 – 15с2;
г) 3х + 6х2; и) 12а2b – 18аb 2 – 3аb2;
д) у4 + 2у3; к) 20х4 – 25х2у2 – 10х3.
2. Разложите на множители:
а) 2у(х – 3) – 5с(3 – х); г) 5ха + 2 + 10х2;
б) а2(х – у) – с(у – х); д) асх2с + асхс;
в) ах + ах + 1; е) 15х2с + 3 – 25хс + 1.
3. Докажите, что:
а) 487 – 486 делится на 47; в) 523 – 521 делится на 24;
б) 488 – 247 делится на 23; г) 257 + 513 делится на 30.
Деление многочлена на многочлен с остатком
1.2. Деление многочлена на многочлен с остатком
Задача деления многочлена на многочлен выполнима не всегда: если заданы многочлены А(х) и В(х), то не всегда найдется многочлен С(х) такой, что А(х) = В(х) Ч С(х). Однако, как и для множества целых чисел, так и для многочленов имеет место деление с остатком.
Например: 25 : 4 = 6 (ост. 1); 25 = 4 Ч 6 + 1.
А(х) : В(х) = С(х) (ост. Р(х)).
А(х) – делимое; В(х) – делитель; С(х) – неполное частное; Р(х) – остаток.
Если А(х) и В(х) многочлены, то выражение вида называется алгебраической дробью. Алгебраическая дробь называется правильной в том случае, если степень старшего члена числителя меньше степени старшего члена знаменателя, и неправильной, если старшая степень числителя больше или равна старшей степени знаменателя. Всякая неправильная дробь может быть преобразована в сумму некоторого многочлена – целая часть и правильной дроби
Учим наизусть.
Теорема. Пусть А(х) и В(х) многочлены, тогда существуют многочлены С(х) и Р(х) такие, что А(х) = В(х) Ч С(х) + Р(х), причем степень Р(х) меньше степени В(х).
· Для деления многочлена на многочлен применяют запись деления «уголком», аналогичную при делении многозначных чисел.
Алгоритм деления:
1. Расположить делимое и делитель по убывающим степеням х.
2. Разделить старший член делимого на старший член делителя, полученный одночлен является первым членом частного.
3. Первый член частного умножить на делитель и вычесть из делимого, полученная разность является первым остатком.
4. Чтобы получить следующий член частного, надо с первым остатком поступить так же, как поступали с делителем.
Процесс продолжается до тех пор, пока не будет получен остаток, равный нулю, или остаток, степень которого ниже степени делителя. Если остаток равен нулю, то А(х) : В(х).
Например,
т. к.
Решаем вместе.
Пример 1. Проведите деление с остатком:
2х4 + х3 – 5х2 – х + 1 на х2 – х.
Решение.
Третий остаток имеет степень ниже степени делителя, следовательно, процесс деления завершен.
С(х) = 2х2 + 3х – 2; Р(х) = –3х + 1.
Данный многочлен можно записать в виде:
2х4 + х3 – 5х2 – х + 1 = (х2 – х)(2х2 + 3х – 2) + (–3х + 1)
или
Пример 2. Проведите деление с остатком:
2х6 – 3х4 – 5х3 + х – 6 на х4 + 3х3 + 5.
Решение.
Поделим многочлен «уголком».
Теорема Безу. Корни многочлена
1.3. ТЕОРЕМА БЕЗУ. КОРНИ МНОГОЧЛЕНА
Историческая справка.
Этьен Безу (уроженец Немура, 1730–1783 гг.) – французский математик, член Парижской Академии Наук с 1758 года. С 1763 года Безу преподавал математику в училище гардемаринов, а с 1768 года и в королевском артиллерийском корпусе.
Основные работы Этьена Безу относятся к высшей алгебре, они посвящены созданию теории решения алгебраических уравнений. В теории решения систем линейных уравнений ученый содействовал возникновению теории определителей, развивал теорию исключения неизвестных из систем уравнений высших степеней, доказал теорему (впервые сформулированную К. Маклореном) о том, что две кривые порядка m и n пересекаются не более чем в mn точках. Во Франции и за ее границами, вплоть до 1848 года был популярен его шеститомный «Курс математики», написанный им в 1764–1769 годах. Безу развил метод неопределенных множителей, в элементарной алгебре его именем назван способ решения систем уравнений, основанный на этом методе. Часть трудов Безу посвящена внешней баллистике. Именем ученого названа одна из основных теорем алгебры.
· Если при делении многочлена на многочлен А(х) : В(х) в качестве делителя В(х) рассматривать двучлен, степень которого равна 1, то степень остатка должна быть равна нулю, т. е. остаток должен быть некоторым числом r, т. е. А(х) = (х – а) М(х) + r. Найдем r. Положим в этом тождестве х = а, получим А(а) = (а – а) М(а) + r, значит, r = А(а).
Учим наизусть.
Теорема 1. (Теорема Безу). Остаток от деления многочлена А(х) на двучлен х – а равен А(а), число а называют корнем многочлена А(х), если А(а) = 0.
Теорема Безу позволяет, не выполняя операцию деления, определить, является ли данное число корнем многочлена.
Решаем вместе.
Пример 1. Показать, что числа 2 и –2 являются корнями многочлена
х4– 4х3 + х2 + 16х – 20.
Решение.
Пусть А(х) = х4 – 4х3 + х2 + 16х – 20.
А(–2) = (–2)4 – 4(–2)3 + (–2)2 + 16(–2) – 20;
А(–2) = 16 + 32 + 4 – 32 – 20;
А(–2) = 0 – корень многочлена.
А(2) = 24 – 4 ∙ 23 + 22 16 ∙ 2 – 20;
А(2) = 16 – 32 + 4 + 32 – 20;
А(2) = 0 – корень многочлена.
Итак, числа 2 и –2 являются корнями многочлена х4– 4х3 + х2 + 16х – 20.
Учим наизусть.
Теорема 2. Число а является корнем многочлена А(х) в том и только в том случае, когда А(х) делится на х – а.
Решаем вместе.
Пример 2. Покажем, что многочлен х4– 4х3 + х2 + 16х – 20 делится на х – 2.
Решение.
Воспользуемся делением «уголком».
Итак, многочлен х4– 4х3 + х2 + 16х – 20 делится на двучлен х – 2 без остатка, следовательно, х = 2 – корень многочлена.
Пример 3. Выполнить деление многочлена на многочлен
Следовательно,
Учим наизусть.
Теорема 3. Если числа а1, а2……ак различны, то многочлен А(х) делится на (х – а1); (х – а2);….(х – ак). Эти числа являются корнями многочлена А(х).
Следствие 1. Многочлен степени n не может иметь более чем n различных корней.
Теорема Виета
1.6. ТЕОРЕМА ВИЕТА
Историческая справка.
Франсуа Виет. Знаменитый математик Франсуа Виет родился в 1540 году (1540–1603) в небольшом городке Фантанеле-Конт на юге Франции. Юрист по образованию, Виет служил при дворе Генриха IX. Математикой занимался в часы отдыха. Ознакомившись с учением Коперника, Виет заинтересовался астрономией и решил написать обширный астрономический трактат, но для этого надо было глубоко знать математику. Занявшись изучением математики, он выполнил ряд алгебраических исследований, разработал символику в алгебре, но трактата по астрономии так и не написал. Свою знаменитую теорему, которая известна под названием терема Виета, он доказал в 1591 году. Люди пользуются этой теоремой уже пятое столетие. Франсуа Виет обладал огромной трудоспособностью, он мог работать по трое суток без отдыха, многие его результаты и открытия достойны восхищения.
Во время войны Франции с Испанией Виет оказал большую услугу своей родине – он расшифровал весьма важное письмо испанского двора. Правители Испании, письмо которых было перехвачено, не допускали мысли, что такой сложный шрифт может быть раскрыт. Впоследствии они приписали раскрытие их шрифта волшебству чародея.
В работе «Введение в аналитическое искусство» Ф. Виет изложил усовершенствованную им теорию уравнений с применением изобретенных символов. В названном трактате Виет использовал алгебраические выкладки при рассмотрении вопросов геометрии.
Виет ввел в алгебру общую символику. Числовые коэффициенты он стал обозначать согласными буквами и придумал новый термин – коэффициент, позаимствовав из латинского языка слово coefficiens – «содействующий». Знаки «+» и «–» он употреблял в современном значении, неизвестные обозначал буквами латинского алфавита.
Учим наизусть.
Теорема Виета. Сумма корней приведенного уравнения степени n равна второму коэффициенту с противоположным знаком, сумма различных произведений корней, взятых по два, равна третьему коэффициенту, сумма различных произведений корней, взятых по три, равна четвертому коэффициенту, взятому с противоположным знаком, и т. д., а произведение корней равно свободному члену со знаком, равным (–1)n:
Для уравнения третьей степени х3 + рх2 + qх + r = 0, если х1; х2; х3 – корни, справедливы следующие формулы:
х1 + х2 + х3 = –p,
х1х2 + х1х3 + х2х3 = q,
х1х2х3 = –r.
При решении уравнений высших степеней применяют два основных метода:
1) разложение на множители;
2) введение новой переменной.
Для решения уравнения а0хn + а1хn – 1 + … + аn – 1х + аn = 0, где а0 ≠ 0 надо разложить многочлен, стоящий в левой части равенства, на множители, что в данном случае является равнозначной операцией – найти корни многочлена.
Решаем вместе.
Пример 1. Решить уравнение 6х3 + 13х2 – 14х + 3 = 0.
Решение.
Делители свободного члена: ±1; ±3; натуральные делители старшего коэффициента: 1; 2; 3; 6. Корни уравнения будем искать среди чисел:
Подставляя их поочередно, обнаруживаем, что корнями являются:
х1 = –3; –162 + 117 + 42 + 3 = 0;
х2 = ; – 7 + 3 = 0;
х3 = ; + 3 = 0.
Ответ: –3; ; .
Пример 2. Решить уравнение х4 – х3 – 13х2 + х + 12 = 0.
Решение. Очевидно, х1 = 1; х2 = –1
Двучленные уравнения
2.2. ДВУЧЛЕННЫЕ УРАВНЕНИЯ
Учим наизусть.
Уравнение вида axn + b = 0 называется двучленным уравнением. Решение такого уравнения сводится к извлечению корня степени n из числа Если n – четное и < 0, то действительных корней нет.
Решаем вместе.
Пример. Решить уравнение 2х3 + 5 = 0.
Решение. Разложим выражение в левой части уравнения на множители, получаем Из первого сомножителя, содержащего х, находим Квадратное уравнение действительных корней не имеет.
Ответ:
Продолжайте заполнять таблицу.
Проверяем себя.
Математический диктант
1. Какие уравнения являются целыми?
а) – 5 = 0; б) = 2; в) = 7; г) = х.
2. Какие уравнения являются биквадратными?
а) х4 + 2х + 1 = 0;
б) х4 – 2х2 = 6;
в) х4 – х3 + 1 = 0;
г) х2 = 2х4 + 1.
3. Какие из уравнений решаются методом введения новой переменной?
а) 3х3 – х2 = 0;
б) 2х4 – 3х2 = 1 = 0;
в) (х2 + 1)2 + 2(х2 + 1) – 7 = 0;
г) х3 + 2х2 + х = 0.
4. Уравнение имеет один корень:
а) х2 = –3; б) х2 = 9; в) 2х2 = 0; г) х3 = –8.
5. Уравнения являются равносильными:
а) 5х2 – 5 = 0 и х – 1 = 0;
б) 3х2 = –1 и 2х2 + 4 = 1;
в) 15х2 – 5х + 20 = 0 и 3х2 – х + 4 = 0.
Ответы: 1) а, в; 2) б, г; 3) б, в; 4) г; 5) б, в.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом