Русский язык. 2 класс: система уроков. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-727 |
Авторы-составители | Матвеева Е. М. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Специальные (коррекционные) образовательные учреждения |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данные разработки уроков представляют собой дидактическую систему обучения и развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте Концепции специального федерального государственного образовательного стандарта.
Материалы электронного пособия адресованы учителям, дефектологам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, могут быть использованы в работе с другими категориями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Урок 9. Наращивание слов. Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком и буквой
Урок 9
наращивание слов. сравнение пар слов,
отличающихся одним звуком и буквой
Задачи: закрепить навыки записи слов со стечением согласных путем наращивания слов; развивать фонематическое восприятие, внимание, навыки грамотного письма; воспитывать аккуратность при выполнении работ в тетрадях.
Оборудование: предметные картинки; кассы букв; звуковые символы; простые и цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
На доске записаны слова парами:
дом – лом ком – лом
Шура – Мура мак – рак
мама – рама коза – лоза
дудка – будка мало – сало
– Какими буквами отличаются слова в каждой паре?
– Подчеркнуть эти буквы.
III. Минутка чистописания.
– Определите букву, которую будем писать на минутке чистописания.
На доске записаны буквы:
а м и е
– Скажите: какую букву будете писать на минутке чистописания? Она в данном ряду «лишняя». («М».)
Поэлементный разбор буквы. Прописывание в воздухе. Запись в тетрадь.
IV. Изучение нового материала.
Учитель демонстрирует учащимся предметные картинки: «Лис» и «Лист».
Дети называют, что нарисовано на первой картинке. Выкладывают звуковые схемы. Дают характеристику каждому звуку. Печатают слово из букв разрезной азбуки. Прочитывают. Слово записывается в тетрадь.
Проводится аналогичная работа со второй картинкой.
– Прочтите, какие слова записали в тетрадь.
(Уточнение значения каждого слова.)
– Подчеркните букву, с помощью которой образовалось новое слово.
Игра «Колокольчик».
Учитель произносит ряд звуков, заранее договорившись с детьми, что звуком колокольчика они будут реагировать только на произнесение звонких согласных звуков. Победитель тот, кто безошибочно выполнит игровое задание.
Физкультминутка
V. Закрепление изученного.
Игра «Снежно-звуковой ком».
Первый игрок называет звук, второй игрок повторяет его и добавляет свой звук. Третий игрок повторяет два первых звука и называет свой – третий по счету и т. д. Выигрывает тот, кому удастся «слепить» самый большой ком, то есть правильно воспроизвести наиболее длинную цепочку звуков.
Информационно-методическое сопровождение
Информационно-методическое
сопровождение
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
В структуре образования детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с концепцией специального (дифференцированного) государственного стандарта образования (СФГОС) детей с ОВЗ выделены шесть основных областей образования. Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что представляется разумным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ.
В названии содержательной области образования «Знания о языке – речевая практика и речевое творчество» отражены обе, неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны образовательного процесса.
На начальной ступени школьного образования в каждой области концепция СФГОС выделяет основные, взаимосвязанные содержательные линии обучения, раскрывающие как академический компонент, так и жизненной компетенции.
Язык и речевая практика
1. Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения.
2. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
3. Развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Русский язык является одним из основных предметов в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Обучение русскому языку носит элементарно-практический характер. Преодолеть трудности в обучении русскому языку детей с ОВЗ представляется возможным при использовании методов, приемов и средств решения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Предложенные разработки уроков по русскому языку во 2 классе представляют собой сложную дидактическую систему и основаны на концепции СФГОС, предусматривающей включение в образовательный процесс арифметических компонентов в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (категория детей с умственной отсталостью).
В процессе обучения проводится комплексная и дифференцированная работа над устранением недостатков всех сторон речи у учащихся с ОВЗ, имеющих различный характер речевых нарушений. Не случайно в программу курса «Русский язык» входит специальный раздел «Звуки и буквы», который предусматривает проведение упражнений на звуковой анализ и синтез, на дифференциации оппозиционных фонем (с – ш, с – з, р – л, ч – ц и др.), на соотнесение звуков и их графических изображений, а также на ознакомление с некоторыми фонетическими понятиями.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью) с большими затруднениями усваивают сложные системы понятийных связей и легче – простые. Поэтому программа курса построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и возможности разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы и дает возможность каждый отрабатывать отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для отработки умений и навыков.
Фонетико-фонематические нарушения у учащихся с преобладанием нарушений познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Поэтому во втором классе звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма.
Во втором классе, уже владея навыками конструирования предложений на наглядной основе, школьники осваивают умение строить предложения на заданную учителем тему или по опорному слову с привлечением собственного опыта.
На втором году обучения школьников с помощью практической работы с деформированными предложениями (лексемы даются в нужной для продуцирования форме) подводят к выводу, что слова в предложении стоят в определенном порядке. У учащихся формируются умения заканчивать предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов.
Учащиеся знакомятся с некоторыми орфографическими правилами: обозначение мягкости согласных на письме; написание прописной буквы в начале предложения, в именах, фамилиях людей, кличках животных.
Урок 17. Заглавная буква в начале предложения
Урок 17
заглавная буква в начале предложения
Задачи: закрепить знания учащихся о том, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка; упражнять учащихся в составлении схем предложений; развивать навыки грамотного письма; воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Оборудование: таблица-опора; схемы предложений; простые и цветные карандаши; линейки; карточки-буквы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Что было задано на дом?
– Запишите предложение о бабушке.
– Нарисуйте схему.
– Запишите предложение о Роме.
– Нарисуйте схему.
– Сколько предложений записали?
III. Минутка чистописания.
Игра «Рассыпались слова».
На доске расположены хаотично карточки-буквы:
и а л п
л п а а
Игру можно назвать «Покорение вершин», если от буквы к букве провести стрелочки.
– Составьте слова. (Липа, пила, лапа.)
– Чем слова похожи?
– Чем отличаются?
– Запишите слова в тетрадь.
– Составьте предложение со словом «липа».
Один ученик работает у доски: составляет схему предложения, определяет количество слов в предложении. Повторяется, что обозначает уголок, что стоит в конце предложения. Предложение записывается на доске и в тетрадях.
– Составьте предложение со словом «лапа».
Проводится аналогичная работа.
IV. Сообщение темы урока.
– Что писали на минутке чистописания?
– Кто из вас догадался, чем сегодня будем заниматься на уроке?
– Сегодня на уроке русского языка мы с вами повторим правило написания предложений, закрепим это правило в процессе работы над предложением.
V. Изучение нового материала.
Учитель демонстрирует сюжетные картинки с изображением девочек (читают), мальчиков (пишут).
Составление предложений по картинкам.
Запись с комментированием на доске и в тетрадях.
– Как пишем первое слово в каждом предложении?
– Что ставим в конце предложения?
– Начертите схемы предложений.
Физкультминутка
VI. Закрепление.
Запись предложений под диктовку.
Проверка.
– Объясните, как пишется каждое новое предложение, какие знаки препинания в конце.
Машина едет по дороге. Самолет летит высоко в небе. Большой корабль плывет по волнам. Автомобиль мчится по шоссе. Мотоцикл остановился около магазина.
– Начертить схему первого предложения.
VII. Итог урока.
Урок 1. Звуки и буквы. Название предметов. Выделение звуков и букв в словах. Различение звуков и букв
Урок 1
звуки и буквы. название предметов.
выделение звуков и букв в словах.
различение звуков и букв
Задачи: повторить понятия «звук», «буква»; развивать внимание, фонематический слух, навыки грамотного, каллиграфического письма; формировать речевые способности; воспитывать трудолюбие.
Оборудование: картинка «Сова»; кассы букв; звуковые символы; плакат для минутки чистописания; плакат для организационного момента; круги красного цвета.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Упражнение на развитие внимания, зрительного восприятия.
Учитель вывешивает на доску плакат с буквами, написанными разными шрифтами.
– Какая буква «лишняя»? (Буква «Ж».) Почему? (Обозначает согласный звук.)
III. Изучение нового материала.
1. Беседа:
– К нам сегодня на урок залетела Мудрая Сова.
Используется предметная картинка с изображением совы.
– Мудрая Сова предлагает нам с вами отправиться в большое путешествие в страну азбуки.
– Как вы думаете, кто живет в этой стране?
– В стране азбуки живут буквы. Но путь в эту страну лежит через страну звуков.
– Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду.
– Как вы думаете, почему страна звуков невидимая?
– Да потому, что звуки есть везде, их нельзя увидеть. Их можно только услышать или воспроизвести.
– Закройте глаза и прислушайтесь.
– Какие звуки вы слышите?
– Скажите, как сигналит машина?
– Как смеются?
– Как воет волк? Лает собака? Мяукает кошка?
– Так вот, все, что вы произнесли и услышали, – это и есть звуки. Звуками называется все, что можно услышать и произнести.
– А кто мне скажет, с помощью чего люди издают звуки?
– Что находится во рту каждого из вас?
– А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы.)
– Попробуйте закрыть рот и сказать «Здравствуйте!», не открывая рта.
– Вы смогли правильно произнести это слово с закрытым ртом? (Не смогли.)
– Можно ли разговаривать без помощи губ, щек, языка и зубов? (Нельзя.)
– Значит, с помощью чего люди произносят звуки?
– Произнесите звук [и].
– В каком домике он живет? Почему в красном? (Обозначает гласный звук.)
2. Работа с кассой букв.
– А кто из вас помнит, с помощью какой буквы мы обозначаем звук [а]?
– Найдите ее в кассе букв. Прочтите эту букву.
– Ну вот мы и попали с вами в страну азбуки – в страну букв.
– В этой стране живут 33 буквы.
– А для чего нужны нам буквы? (Читать, писать.)
– Верно, буквы мы пишем или читаем.
– Итак, давайте повторим:
• Звуки мы ... (произносим и слышим).
• Буквы мы ... (пишем и читаем).
IV. Минутка чистописания.
– Внимательно посмотрите на плакат:
Урок 11. Стечение согласных в начале, середине и в конце слова. Составление предложений
Урок 11
стечение согласных в начале, середине
и в конце слова. составление предложений
Задачи: упражнять учащихся в составлении и записи слов со стечением согласных после звукобуквенного анализа, в составлении и записи предложений; развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, навыки грамотного, каллиграфического письма; воспитывать старательность, аккуратность.
Оборудование: кассы букв; звуковые символы; цветные и простые карандаши; предметные картинки; индивидуальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску поглядели.
– Что записано на доске? (Слоги.)
ТО СТО ЛА ПЛА
ЛО БЛО РА БРА
– Прочтите слоги.
Проводится звукобуквенный анализ одной пары слогов. Акцентируется внимание на стечение двух согласных.
II. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке вы будете составлять и записывать слова со стечением двух согласных в начале, середине и в конце слова, а также предложения с данными словами.
III. Минутка чистописания.
IV. Изучение нового материала.
Учитель демонстрирует учащимся предметные картинки, на которых изображены гриб, стул, кукла, волк. Учащиеся называют, что нарисовано, проводят звукобуквенный анализ с зарисовкой схемы слова в тетрадях, записывают слова, подчеркивают стечение согласных.
Игра «Какое слово зашифровано?».
– Назовите все буквы, которые видите на рисунке, сосчитайте их количество.
– Кто быстрее отгадает, какое слово зашифровано?
сел хвост метро паровоз
Физкультминутка
V. Закрепление.
Игра «Корректоры».
Быстро найти в тексте 1–3 заданных слова (подчеркнуть или обвести). Итог игры и определение лучшего «корректора» проводится коллективно.
VI. Итог урока.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом