Гражданско-патриотическое воспитание в школе. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-676 |
Авторы-составители | Будникова О.Л., Кузнецова Н. П., Лебедева А.В. и др. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Воспитательные системы |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Диск включает следующие разделы:
- "Патриотическое воспитание"
- "Гражданское воспитание"
- "Правовое воспитание"
- "Физическое воспитание"
- "Военная подготовка"
Настоящее электронное пособие предназначено заместителям директора ОУ по учебно-воспитательной работе, организаторам классных и внеклассных мероприятий, учителям, классным руководителям, вожатым, педагогам дополнительного образования для систематизации воспитательного процесса и организации основных направлений внеурочной деятельности со школьниками всех уровней общего образования.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Возвращение к истокам национальной культуры
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ
НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Основные раскрываемые понятия: культура, истоки национальной культуры, искусство народа, народное творчество, народные традиции, обычаи, обряды, праздники.
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
«Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры» (Д. С. Лихачев).
Сейчас из-за натиска «массовой культуры» и зачастую слепого подражательства зарубежным образцам ситуация с родной культурой напоминает дверь, ключ от которой потеряли. Ладно, потеряли, но от этого дверь-то не перестала существовать?
Десятилетия жестокой борьбы не только со всем церковным и религиозным, но и со всем истинно народным, национальным дали горькие плоды. И теперь многие молодые, и даже не очень уж молодые люди, не знают, как вести себя в храме; как правильно назвать ребенка, как согласно народной традиции, правильно его воспитывать; как отметить именины; как правильно, согласно традиции отметить тот или иной народный и религиозный праздник и т. д.
Вот почему в ряду приоритетных задач приобщения юного поколения россиян к национальным истокам духовного воспитания человека стоит задача приобщения к высочайшим идеалам отечественной культуры. Именно отечественная культура поможет привить молодому поколению нравственный иммунитет против культуры низкопробной, как правило, безнравственной и аморальной, захлестнувшей нашу страну. Но высокие образцы культуры своего народа, как и мировой культуры, никогда не будут до конца поняты, осмыслены и присвоены молодым поколением, если мы не поможем нашим детям войти в мир прошлой (традиционной) культуры. Этот мир настолько широк, настолько богат, настолько духовно наполнен, что представляет огромные возможности для развития личности в целом. Прикоснемся к этому миру, чтобы заново осмыслить, что мы потеряли в системе семейного и школьного воспитания, чтобы понять его значимость в деле возрождения нации и в целом России.
Как известно, приобщение подрастающего поколения к отечественной культуре ведется на двух ее основах: традиционной (прошлой) культуре и культуре классической. Остановимся подробнее на приобщении воспитанников к традиционной культуре народа. Здесь видятся несколько путей.
Первый путь – это путь общения-просвещения с помощью специалистов и носителей традиционной культуры. Это и спецкурсы «Основы национальной культуры», и уроки «Народоведение», и программа «Музейная педагогика», и др.
Второй путь – путь создания очагов народной культуры (музей «Родная старина», школа традиционных ремесел, соответствующее оформление интерьеров ОУ).
Третий путь – путь обучения и приучения, то есть передачи мастерства из уст в уста, из рук в руки от учителя-мастера, учителя-носителя традиционной культуры. Здесь будет интересен опыт приобщения воспитанников к фольклору как своеобразной школе, в которой новым поколениям передается социальный опыт народа; опыт изменения содержания программ трудового обучения, основанного на изучении основ отечественной культуры. Ценность данных программ состоит в том, что их содержание идет в контексте истории, в контексте познания вековых традиций, обычаев и обрядов народа.
Главный вывод, следующий из вышесказанного: национальная культура способствует осознанию человеком своей этнической принадлежности, избавляет его от комплекса национальной неполноценности, способствует возрождению национальной гордости, воспитанию уважения к своей истории, традициям, родному языку.
Устное народное творчество
С искусством народа мы начинаем знакомиться с первой услышанной в детстве песенки, сказки, с первых детских игр. Искусство, созданное народом, сопровождает нас и в зрелом возрасте. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил бы напева какой-нибудь народной песни. Искусство народа, или фольклор (от английского слова folklore – народное знание, народная мудрость: folk – народ, lore – знание), глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.
Красота, или, как говорят в северных деревнях, узорица, открывается уже в старинных колыбельных песенках. За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками и потешками. Детям в первые годы жизни матери и няньки пели песенки и более сложного содержания. Это – песенки прибаутки, маленькие сказочки в стихах.
Я и моя семья
Я И МОЯ СЕМЬЯ
Цели проекта:
– пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
– формирование у воспитанников и их родителей интереса к жизни родных и близких людей;
– формирование желания и готовности к созданию семьи, продолжению рода.
I. Родительский дом.
Самый лучший в мире дом –
Это тот, где мы живем.
Можно здесь читать, играть,
Веселиться, танцевать,
Рисовать, мечтать и петь,
Даже мультики смотреть,
Но нельзя ворчать, скучать,
Лгать и слабых обижать.
Ставим цели:
– открытие непреходящих жизненных ценностей по имени «семья», «родительский дом»;
– укрепление родственных чувств.
Действуем!
1. Проводим исследования (анкеты, тесты, сочинения):
– «Дом, в котором я живу»;
– «Моя семья и я».
2. Общаемся:
– «Родительский дом – начало начал»;
– «Из кладовых народной мудрости» (обращение к пословицам и поговоркам нашего народа);
– «Моя семья – мое богатство».
II. Кто-кто в родном доме живет?
НАШИ РОДИТЕЛИ
Ставим цели:
– выяснить, какие они, наши родители, за что мы их любим и ценим;
– открыть в родных и близких нам людях то, что мы еще плохо знаем или не знаем вовсе;
– научиться беречь своих родных и близких, заботиться о них.
Действуем!
Открываем своих родителей заново.
Путешествуем:
– в детство своих родителей;
– в мир увлечений своих родителей (эстафета увлечений, выставки, работа Города мастеров, семейные концерты, спектакли и др.);
– в профессию своих родителей.
Узнаем:
– историю романтической любви папы и мамы;
– что радует и огорчает наших родителей;
– с какими трудностями сталкиваются наши родители в жизни;
– какими нас видят и хотят видеть наши родители.
Учимся по-новому смотреть на маму, относиться к маме, помогать маме.
1. Пишем: «Рассказы о маме, мамочке, мамуле», «Оды в честь наших мам».
2. Вспоминаем:
– «Мамины добрые и ласковые слова»;
– «Мамины нотации и нравоучения»;
– «Мамины наказы и советы».
3. Оцениваем: «Мамины заботы».
4. Ищем:
– «Добрые слова в адрес мамы»;
– «Слова благодарения маме».
5. Рисуем: «Милой мамочки портрет».
6. Выясняем: «Какие мы мамам помощницы(ки)?».
7. Ищем и реализуем способы обрадовать маму.
8. Усваиваем и реализуем «Мамины уроки».
9. Проводим конкурсные программы: «Наши мамы – самые-самые!».
Учимся по-новому смотреть на папу, относиться к папе, помогать папе.
1. Пишем: «Рассказы о моем отце».
2. Вспоминаем: «Папины наказы и советы».
3. Оцениваем: «Папины заботы».
4. Ищем:
– «Добрые слова в адрес папы»;
– «Слова благодарения папе».
5. Рисуем: «Папин портрет».
Чудо-родина моя – моя малая родина
ЧУДО-РОДИНА МОЯ – МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
___________________________________________________
(село, деревня, район, город)
Много чудес на свете,
Много – не сосчитать…
Только одна на планете
Милая Родина-мать
Александр Александров
К одному из главных чудес мы, конечно же, относим нашу Родину – Россию, а также ее частицу, милую каждому сердцу, – малую родину (родной край, город, село, район).
Ведь край родной – это и вся страна, и тот уголок ее, где ты родился и вырос.
Проект «Чудо-родина моя – моя малая родина» поможет детям еще больше узнать свой родной край, научит видеть в хорошо знакомых с детства местах что-то новое, чудесное, удивительное и в то же время то, что представляет проблемы, которые необходимо учиться решать с детства.
I. Стартовый период проекта.
1. Стартовая программа «Знакомимся с проектом "Чудо-родина моя – моя малая родина"».
2. Большой совет друзей «Как мы будем участвовать в проекте, посвященном нашей малой родине?» (проводится совместно с родителями и др. взрослыми).
3. Формирование творческих групп, создание объединений ребят и взрослых:
– группа историков (изучение и сбор материалов об истории малой родины);
– творческая группа художников, поэтов и прозаиков (рисунки, фотографии, поделки, вышивки, рассказы, стихи и песни, посвященные малой родине);
– творческая группа мастеров-умельцев (изготавливают сувениры, подарки для замечательных людей);
– объединение защитников природы малой родины (проводят акции защиты и помощи природе);
– «Пресс-центр» (освещает участие воспитанников в реализации проекта);
– группа книгоиздателей (выпускает книги, посвященные малой родине, ее красоте, особенностям, замечательным людям, проблемам; книги с рассказами, стихами, рисунками ребят их учителей и родителей о малой родине);
– сотрудники зала «Чудо-родина моя – моя малая родина» (зал оформляется силами ребят и их родителей. Дети готовят экскурсии и проводят их для гостей, малышей, сверстников).
II. Основной период проекта.
1. Открываем свою любимую малую родину заново.
• Путешествуем по территории малой родины с целью открытия ее красоты, ее особенностей, ее славы, ее проблем.
• Пишем азбуку «Наша любимая малая родина от А до Я».
• Собираем мнение жителей «О нашем селе (деревне, районе, городе) и о нас» (выделяем хорошее и плохое, то, что нравится и не нравится людям, делаем выводы и решаем, чем мы можем помочь нашему району и людям, в нем живущим).
• Изучаем историю малой родины и проводим итоговую историческую игру «В зеркале истории малой родины по имени _______________________________________».
• Составляем Карту заботы о своей малой родине и ее людях.
• Проводим встречи:
– с ветеранами, тружениками, руководителями;
– со старожилами.
• Пишем книгу из серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей»), посвященную замечательным людям малой родины.
• Проводим вечера благодарения ветеранам, труженикам «Вам от души мы говорим спасибо!».
• Проводим благотворительный марафон «Поможем нашим ветеранам», «Подарим радость ветеранам».
• Открываем свою Доску почета «Ими гордимся, с них берем пример».
• Проводим конкурсы:
– конкурс-викторина «Что мы знаем о нашей малой родине и ее людях?»;
– конкурс-мечта «Наша малая родина в будущем»;
– конкурс мастерства и вдохновения «На крыльях вдохновения», посвященный нашей малой родине;
– поэтов и прозаиков «О нашей малой родине и о нас»;
– художников «Мое село (город, район, моя деревня) – души моей частица»;
– фотографов «Мое село (город, район, моя деревня) – души моей частица»;
– видеофильмов «Мое село (город, район, моя деревня) – души моей частица»;
– семейных книг, видеофильмов
Трудовое воспитание как важнейшая составляющая целостного процесса патриотического воспитания юного поколения россиян
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ЦЕЛОСТНОГО ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ЮНОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯН
Основные раскрываемые понятия: труд как ценность, нравственное деяние, трудолюбие, трудовое воспитание, культ труда, хозяйственный патриотизм.
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Замечательной чертой русского народа и сегодня является трудолюбие. Трудолюбие, мастерство были и остаются мерой достоинства русского человека. В каждой русской семье с давних пор родители у детей воспитывали стремление к труду. Народ всегда осуждал лень, тунеядство, безделье. Сегодня трудовое воспитание как важнейшая составляющая целостной системы воспитания юного поколения постепенно изживается и в семье, и в школе, уходит в прошлое.
Цель: возрождение ценности труда как нравственного деяния, культа труда посредством выстраивания системы трудового воспитания: следует развивать склонность воспитанников к добровольному творческому труду, интерес к хозяйствованию, к достатку, бережливость по отношению к национальному богатству, отношение к работе не просто как к способу добывания средств к существованию, а как к высшей форме человеческого самоосуществления и благородного самоутверждения (русский хозяйственный патриотизм).
Должны быть восстановлены:
1. Обслуживающий труд.
2. Трудовое обучение, основанное на традициях национальной культуры для девочек.
3. Особые программы трудового обучения мальчиков.
4. Возрождение престижа рабочего и крестьянского труда.
5. Развитие ремесел.
6. Открытие центров современных, необходимых стране профессий.
Труд для школьников должен выступать как осознанная нравственная необходимость, как труд-забота о ком-то или о чем-то, как творческий труд. Исходя из этого, сферы трудовой деятельности детей и юношества могут распределяться в рамках следующих направлений:
– сфера трудового обучения (отдельно мальчиков и девочек);
– определение объектов трудовой деятельности в помещении школы, в школьном дворе, микрорайоне школы;
– открытие мастерских разного профиля, в том числе школы народных умельцев, других трудовых объединений, деятельность в которых должна быть лично и социально значима для воспитанника, необходима для окружающих людей, общества, Отечества. Задача педагогов – найти и разработать такие экологические, милосерднические, миротворческие, социальные программы, в которых могли бы участвовать дети (открытие объединений юных экологов, садоводов, полеводов, юных аграриев, восстановление деятельности школьных лесничеств и др.);
– расширение сферы профессионального обучения и самоопределения воспитанников, разработка и реализация программ профессионального самоопределения «В мире профессий».
Таким образом, будет решаться задача перехода от разовых трудовых дел к постоянно действующим трудовым объединениям школьников. И так как школа самостоятельно не сможет решить эту задачу, ей необходимо будет объединять свои усилия с родителями и общественностью, различными взрослыми движениями, реализующими социально направленные программы и проекты.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРОГРАММА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕВОЧЕК (5–9 кл.)
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОСНОВ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
(автор В. А. Соколова)
Предисловие
Труд – основа жизни любого народа, основа его нравственности, всех представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном, должном и недолжном. Мотивами труда пронизаны народные обряды и обычаи, весь фольклор – песни, пословицы и поговорки, сказки и загадки. Именно поэтому вести трудовое обучение, опираясь на вековой народный опыт, в том числе и на народную героику, вековые народные ценности, сегодня представляется делом нужным и правильным.
Разумеется, направленность такой программы резко отличается от направленности современного учебного предмета «Технология». Судите сами.
Вместо обычных занятий по кулинарии в программу вводится раздел «Русская кухня», где кроме приготовления русских блюд изучается убранство русской избы, ритуал еды в быту крестьян, говорится о гостеприимстве и хлебосольстве русского человека, обычаях и обрядах, связанных с ними.
Я и общество
Я И ОБЩЕСТВО
Общество – сложная система материальных и духовных отношений, взаимосвязей между социальными группами и их индивидами, выражающая совместный, групповой характер форм жизнедеятельности людей, обеспечивающий выживание и воспроизводство человеческого рода.
Общество гражданское – непосредственно неконтролируемая государством и его структурами сфера самоуправления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая ограждена законами от прямого вмешательства государства. Имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые и моральные отношения, а также неопосредованные государством политические отношения.
Школа как модель общественной жизни.
Школа – маленькая модель общества, жизнь в которой строится по своим законам и правилам, по своей системе жизнедеятельности. Школа – это такой социальный институт, который призван совместно с семьей:
– помочь юным членам общества освоить самую главную в мире профессию – быть человеком;
– дать новым поколениям достойное образование, научить учиться в течение всей жизни;
– передать те нетленные идеалы и ценности, выработанные человечеством, которые ни при каких изменениях в обществе и ни при каких системах не подвергаются сомнению;
– помочь освоить и присвоить ценности высокой культуры;
– научить жить в постоянно изменяющемся мире не пассивно, а на уровне действенных участников жизни, занимающих активную гражданскую позицию.
Попробуйте с этих позиций посмотреть на свою школу и, если это необходимо, кардинально изменить школьную жизнь, став активными участниками этих изменений.
Задания:
I. Составьте памятку-ориентир «Я и школа» по следующим позициям:
Знаю: _________________________________________________
Умею: _________________________________________________
Действую: _____________________________________________
Мои права по отношению к моей школе: ___________________
Мои обязанности по отношению к моей школе: _____________
II. Разработайте:
1. Систему морально-этических ценностей коллектива:
– Правила человеческого общежития в школьном сообществе по следующим позициям: «В нашем сообществе МОЖНО», «В нашем сообществе РАЗРЕШАЕТСЯ», «В нашем сообществе ПООЩРЯЕТСЯ», «В нашем сообществе НЕ находит одобрения».
– Традиции школьного сообщества (традиции морально-этического плана: традиции Дружбы, Памяти и Верности, Содружества школьных поколений, Сотрудничества и Сотворчества, традиция Гостеприимства и др.
– Систему поощрений и наград.
– Систему порицаний для членов школьного сообщества, нарушающих его законы и правила человеческого общежития.
2. Систему законодательной деятельности:
– Законы, ориентирующие человека строить свою жизнь, согласно истинным идеалам и ценностям жизни: законы ДОБРА, КРАСОТЫ, ПРАВДЫ, СВОБОДЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ, ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ, ДОСТОИНСТВА, ЧЕСТИ И СОВЕСТИ.
– Закон о защите чести и достоинства человека в школьном сообществе.
– Органы в системе самоуправления, защищающие честь и достоинство членов школьного сообщества, выносящие решения о поощрении или порицании членов школьного сообщества.
3. Систему жизнедеятельности членов школьного сообщества, носящую деятельностный характер взаимодействия членов школьного сообщества:
– деятельность добротворческая (добро для других людей; добро на благо развития школы и школьного сообщества; природоохранительная деятельность; деятельность, направленная на улучшение окружающей жизни; помощь братьям нашим меньшим);
– трудовая деятельность (труд творческий, труд-забота о ком-то или о чем-то);
– досуговая деятельность (интеллектуальная деятельность; здоровьеформирующая и здоровьесберегающая деятельность; реализация потребности в общении; творческая деятельность: техническая, прикладная, научно-исследовательская, спортивно-игровая, художественно-театральная; обучение досуг);
– самоуправленческая деятельность.
СПРАВОЧНОЕ БЮРО
ЗАКОН, ЗАКОННОСТЬ
Закон
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом