Комплексная образовательная модульная программа. 5-11 классы

Есть на складе
398 руб.
-13%
347,45 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код 5417
Авторы-составители Тыртышная М.А.
Издательство Учитель, 2015
Серия ФГОС. Внеурочная деятельность
ISBN 978-5-7057-3915-8
Страниц 272
УДК 373.3/.5
Штрихкод 9785705739158
Размеры (Ш x В x Т) 203 x 285 x 12 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 395 г
В пособии представлена комплексная образовательная модульная программа внеурочной деятельности для 5-11 классов, реализация которой позволит педагогам продуктивно организовать проблемно-ценностное общение, интеллектуально-познавательную, спортивно-оздоровительную и игровую деятельности, работу по профориентации, межнациональной коммуникации и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в соответствии с ФГОС. Предложен комплекс различных по сложности и содержанию форм и методов работы, моделирующих ситуаций, позволяющих учащимся научиться делать выбор с опорой на общечеловеческие ценности. Содержание дискуссионных клубов, деловых и творческих игр, общественных акций, интеллектуальных турниров и конкурсов, экскурсий, социальных проектов обеспечит эффективное достижение воспитательных результатов различных уровней.
Предназначено заместителям директора по УВР, учителям, организаторам внеурочной деятельности, педагогам дополнительного образования.

Подробное описание

Введение

В настоящее время все четче видится, что изменения в российском обществе затрагивают не отдельные его стороны, а в целом стиль, образ жизни каждого человека, способы сосуществования людей в обществе. Очевидно, что школе необходимо в настоящее время не только изменить содержание основной деятельности (что успешно осуществляется в процессе модернизации образования), но и изменить саму логику построения учебного и воспитательного процессов, внеурочной деятельности и системы дополнительного образования как в выстраивании перспективных целей и задач, так и относительно планируемых результатов деятельности. Выпускникам современной школы недостаточно обладать определенным набором «предметных» знаний, умений и навыков, их нужно уметь применять  для дальнейшего личностного роста, а также владеть умениями адаптироваться в быстроизменяющихся общественных условиях, находить перспективные для личностного роста векторы обустройства в профессиональной сфере, в качестве гражданина, семьянина, быть активным преобразователем собственной жизни.

В настоящее время организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы внеурочной работы включены в базисный учебный план согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Внеурочная деятельность не просто добавка к основному образованию – это важнейшая часть процесса воспитания и развития детей.

Особое значение при планировании внеурочной работы имеет соотнесение целей и задач внеурочной деятельности с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы и формированием универсальных учебных действий на каждой ступени обучения.

В соответствии с ФГОС планируемые результаты представляют собой систему  обобщенных личностно ориентированных целей образования, которая дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета, овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.

Процесс воспитания  имеет несколько взаимосвязанных стадий:

овладение воспитанниками знаниями требуемых норм и правил поведения (интеллектуально-познавательная сторона личности);

• формирование убеждений;

• формирование чувств (мотивационно-волевая сторона личности);

• формирование устойчивого социально-позитивного поведения (действенно-практическая сторона личности).


Результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням.

• Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

• Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура; ценностного отношения  к социальной реальности в целом.

• Третий уровень результатов – получение школьником самостоятельного общественного действия.

При оценке результатов внеурочной деятельности необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности (Д. В. Григорьев, П. В. Степанов).

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Эффект – это последствие результата. Например, приобретенные знания, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом и других аспектах.

Очевидно, что каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.

Выбрать свой вариант организации воспитательной работы, внеурочной работы (в классе, в школе, с отдельным ребенком) в соответствии с требованиями ФГОС и в общей логике образовательного процесса конкретной школы – важная задача педагога, воспитателя, классного руководителя.

В педагогической практике можно выделить несколько способов организации воспитательной работы внеурочной деятельности.

1. «Стихийный» (ситуативный) – этот способ организации практически не имеет системности, основной способ подбора форм, времени и способа деятельности – «план сверху», частота и характер проведения мероприятии и дел практически не имеют значения, чаще всего они проводятся и организуются с целями, не имеющими ничего общего с воспитательными, или имеют ограниченное воспитательное значение. Однако даже некоторые отдельные дела могут быть достаточно сильными по воспитательному воздействию.

2. Через традиционные праздники – при этом способе организации воспитательной работы в основе планирования деятельности календарный план года и традиционные школьные праздники. В некоторых школах к традиционным добавляются праздники внутренние. При этом воспитательный потенциал деятельности повышается, если праздники становятся событием и вокруг них складываются уникальные, важные для самой школы традиции и обычаи.

3. Через воспитательные центры – способ организации работы вокруг различных клубов, студий, творческих объединений (иногда обычного классного коллектива). Чаще всего такие центры становятся организаторами тематической деятельности внутри своего объединения или организаторами деятельности во всей школе.

4. По направлениям деятельности – традиционный и очень удобный способ организации работы в школе и в классе. Основан на подборе и системном проведении различных дел, направленных на удовлетворение интересов детей в различных сферах деятельности спорте, познании, досуге или решении педагогических задач, формировании здорового образа жизни, развития способностей детей и др. Выражается в виде плана работы по направлениям.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность. Очевидно, что это не единственный вариант классификации направлений деятельности «вне уроков».

Содержание внеурочной деятельности описывается в тематических программах.

Тематические программы теоретически и практически отвечают всем принципам системной организации воспитательного процесса. ФГОС предполагает наличие в каждом ОУ программы воспитания (программ внеурочной деятельности как части образовательной программы школы).

Программа вообще – это содержание деятельности по достижению цели, сформулированное и распределенное во времени. Программа воспитания отражает педагогическую стратегию, систему организованной совместной деятельности.

Программа отличается от плана работы прежде всего наличием концептуального осознания целей и задач воспитания, индивидуального педагогического кредо педагога, четким определением ориентиров деятельности (собственной и совместно с воспитанниками). Программа чаще всего создается на длительный временной период (в отличие от плана, который традиционно создается на 1–2 месяца, на год).

Наличие программы воспитания в классном коллективе или в коллективе школы определяет перспективу развития, создает модели – результаты деятельности достижимого и желаемого будущего, а также она четко описывает способы достижения этих перспектив (пути достижения как формы и методы конкретной деятельности).

Все существующие программы воспитания можно разделить на несколько видов:

• общегосударственные;

• региональные;

• школьные;

• классные;

• общественных и творческих объединений.

По содержанию деятельности существующие программы бывают:

• общие;

• возрастные;

• тематические (про направлениям деятельности).

В последнее время появляются также комплексные программы внеурочной деятельности, позволяющие более вариативно использовать часы внеурочной деятельности по различным направлениям работы школы.

Настоящая программа является комплексной программой внеурочной деятельности. Она описывает содержание работы по различным направлениям внеурочной деятельности со школьниками, дает рекомендации по выбору наиболее эффективных для достижения того или иного уровня результата форм работы, методические рекомендации по организации конкретных дел с классом, со школой, с детским разновозрастным коллективом.

Содержание

Введение    3

Комплексная модульная образовательная программа    6

Приложения    30

Приложение 1. Проблемно-ценностное общение    30

Приложение 2. Гражданское воспитание    84

Приложение 3. Познавательная и интеллектуально-творческая деятельность    105

Приложение 4. Профориентационная работа    137

Приложение 5. Спортивно-оздоровительная деятельность    149

Приложение 6. Межнациональная коммуникация и воспитание толерантности    158

Приложение 7. Социально значимая и волонтерская деятельность    181

Приложение 8. Игровая деятельность    203

Литература    268

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.