Развитие речи. 2-3 классы: поурочное планирование для образовательных учреждений VIII вида. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-452.2 |
Авторы-составители | Матвеева Е. М. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Специальные (коррекционные) образовательные учреждения |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Электронное пособие представляет систему уроков по развитию речи для учащихся 2 и 3 классов с ограниченными возможностями здоровья. Данная система уроков разработана в соответствии с Типовой программой специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида и направлена на уточнение, расширение и систематизацию представлений об отдельных предметах и явлениях окружающей действительности, развитие внимания, памяти и наблюдательности детей. Формируя коммуникативную компетенцию, педагог развивает у учащихся с особыми образовательными потребностями познавательные способности, совершенствует психические функции в соответствии с СФГОС.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Коррекционная направленность уроков по развитию речи
Коррекционная направленность уроков
по Развитию речи
Развитие речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья – одна из важных задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением, корригированием различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся с ограниченными возможностями познавательные способности, совершенствуем психические функции.
От того, насколько будет сформирована речь учащихся с ограниченными возможностями здоровья, зависит успешность усвоения ими учебного материала по всем предметам, степень общего развития.
Основными задачами уроков развития речи являются следующие:
1. Коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся.
2. Уточнение, расширение и систематизация круга представлений об отдельных предметах и явлениях окружающей действительности.
3. Развитие наблюдательности на основе систематических упражнений.
4. Активизация мыслительной деятельности и речи учащихся.
Эти задачи должны выступать в качестве основных ориентиров при подготовке материала к урокам развития речи, при их планировании. При разработке каждой конкретной темы учитель должен предусмотреть систему заданий, исполнение которых будет способствовать реализации названных выше задач.
Коррекционно-развивающая направленность в изучении природоведческого материала предусматривает учет следующих факторов:
- использование каждого метода и приема обучения с целью развития индивидуальных способностей и возможностей учащихся;
- формирование умения самостоятельно оперировать полученной информацией;
- коррекция познавательной деятельности.
Под этим понимается включение в урок специальных корригирующих упражнений, предполагающих развитие высших психических функций ребенка: восприятия, различных видов памяти (вербальной, аффективной, образной, двигательной) и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения), а также развитие внимания, мышления.
Наиболее часто такие упражнения проводятся на этапе «Организационный момент», так как при выполнении их учащиеся сразу включаются в активную познавательную деятельность. Кроме того, выполнение данных упражнений создает мотивационную обстановку на уроке.
В силу того что у учащихся с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствуют представления об окружающем мире, учителю специальной (коррекционной) школы необходимо добиваться прочного усвоения учебного материала по данному предмету. Представления об окружающем мире можно условно сопоставить со светящимся табло. Чем больше лампочек загорится на этом жизненном табло, тем увереннее будет чувствовать себя ребенок среди людей и предметов. Однако учителю не следует забывать еще об одном очень важном факторе – обеспечении успеха деятельности младшего школьника. Это основное условие воспитания положительного отношения к учению. «Чувство успеха» создает комфортность и вызывает желание учиться. Учителю необходимо способствовать преодолению учащимися страха перед трудностями (в силу полученного отрицательного опыта обучения в общеобразовательной школе). А для этого нужен индивидуальный подход к каждому ученику. Жизнь показывает, что если учитель пытается всех детей «укладывать под одно одеяло», то «тепло» достается лишь самым шустрым, а медлительным всегда «холодно».
В данном пособии представлена система работы по обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья на специальных уроках «Развитие речи» в соответствии с Типовой программой специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.
Цель пособия – оказание практической помощи учителю, в особенности молодому специалисту, в правильном построении урока, отвечающего современным требованиям.
Литература
1. Аксёнова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1–4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская. – М. : Просвещение, 1991.
2. Аксёнова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / А. К. Аксёнова. – М. : Владос, 2004.
3. Библиотека журнала «Дефектология». – М. : Школа-Пресс, 2000.
4. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М., 1973.
5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 2. Речь и мышление ; т. 5. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983.
6. Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. – М., 1965.
7. Дети с ограниченными возможностями. Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании : хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М. : ГНОМ и Д, 2001.
8. Дефектологический словарь / под ред. А. И. Дьячкова. – М., 1970.
9. Дробинская, А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей / А. О. Дробинская // Лечебная педагогика и психология : прил. к журн. «Дефектология». – М. : Школа-Пресс, 2001.
10. Киселёва, Г. А. Книжка-учишка. Вып. 1, 2 / Г. А. Киселёва. – М. : Книголюб, 2003.
11. Кислова, Т. Р. По дороге к азбуке : методические рекомендации к частям 1 и 2 / Т. Р. Кислова. – М. : Баласс, 1999.
12. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. – М. : Владос, 1998.
13. Лалаева, Р. И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников / Р. И. Лалаева. – Л., 1988.
14. Лапшин, В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – М., 1988.
15. Малер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М. : Аркти, 2000.
16. Методика развития речи учащихся на уроках русского языка / под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1980.
17. Морозова, Е. И. Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам / Е. И. Морозова. – М. : НЦЭНАС, 2002.
18. Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. – М., 1977.
19. Петрова, В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Флинта, 1998.
20. Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 1 класс. Ч. 1/1. Ч. 1/2 / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. – М. : Инпро-Рес, 1995.
21. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. – М., 1986.
22. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. – М., 1959.
23. Худенко, Е. Д. Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) / Е. Д. Худенко ; под ред. В. В. Воронковой. – М. : Школа, 1992.
24. Щербакова, A. M. Воспитание ребенка с нарушениями развития / А. М. Щербакова. – М. : НЦ ЭНАС, 2002.
Урок 1. Сентябрь – начало осени
Урок 1
Сентябрь – начало осени
(экскурсия)
Задачи: учить наблюдать признаки осени: изменение окраски листьев деревьев и кустарников, созревание семян и плодов; учить любоваться красотой осеннего пейзажа.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке развития речи мы с вами отправимся на экскурсию и постараемся запомнить все, о чем будем говорить. Вы обратите внимание на то, какая погода сегодня, во что одеты люди, что происходит с растениями, животными, птицами. На следующем уроке мы вспомним о том, что видели и что понравилось вам больше всего.
– Скажите, какие правила поведения необходимо соблюдать на экскурсии? (Ответы детей.)
II. Выход в природу (на пришкольный участок).
– Посмотрите, ребята, наступила осень. Всю землю покрыли листья, на клумбе много осенних цветов.
Желтые деревья, желтые листья – все желтое, золотое. Поэтому осень часто называют золотой.
Пойдемте, тихо побродим по листьям… (Листья под ногами шуршат.) Слышите, как они шуршат?
Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружится и медленно ложится на землю. Подул ветер – и много листьев с шуршанием полетело на землю. Это листопад.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят…
Учитель повторяет вместе с учащимися (хором).
– Поднимите по одному листочку. Какие это листья?
– Листья легкие, вот поэтому они и летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе.
Положите листики на ладошку. Подуйте на них. (Дети выполняют.)
– Что произошло с листиком? (Он полетел.)
– Почему листик полетел? (Потому что он легкий.)
– А сейчас выберите себе самый красивый листик, который вам нравится.
С каждым учащимся уточняется окраска листа, его форма, размер.
– Рассмотрите собранные вами листики. Сравните их. Найдите дерево, с которого они упали.
По мере прохождения маршрута учитель обращает внимание детей на разные виды деревьев и кустарников, их отличия в строении; сообщает их названия.
– Запрокиньте голову, посмотрите на макушку деревьев: они очень высокие. Под лиственными деревьями можно стоять – прятаться от дождя или яркого солнца. А вот кустарники – ниже. У них не один толстый ствол, как у деревьев, а несколько тонких стволиков.
Посмотрите на небо сквозь листву. Каким кажется небо? (Небо становится ажурным, как кружева.)
– Погладьте ствол дерева, ощутите его теплоту, шероховатость коры, обнимите, прижмитесь щекой, получите энергию от дерева. (Дети повторяют движения за учителем.)
– У каждого дерева свои листья. По ним можно определить все виды деревьев и кустарников.
У клена листья большие, похожи на звезды.
У липы – круглые листья с «носиком».
У березы – маленькие, как монетки, с зубчиками.
Учитель начинает собирать листья.
– Один листик, еще один и еще… Получилось много листьев – целый букет! Посмотрите, какой у нас букет – пышный, нарядный! Кто повторит, какой у нас букет? (Ответы детей.)
– Осень старалась, трудилась, раскрасила все в желтый цвет. Золотая осень!
Игра «Раз, два, три – такое дерево найди!».
После игры учитель вместе с детьми медленно обходит вокруг клумбы, тем самым предоставляя детям возможность любоваться осенними цветами.
– Красивая у нас клумба, большая. Мы идем вокруг нее, любуемся цветами. Какие из этих цветов знакомы вам? Какого они цвета?
На примере одного цветущего растения учитель показывает стебель, листья, цветки. Учащимся предлагается найти разные цветущие растения, сравнить их по высоте, окраске цветков, форме листьев.
– Осенью на всех растениях – деревьях, кустарниках, травах – образуются плоды и семена. На рябине – ягоды, на клене – крылатые «носики», на березе – очень мелкие летучки, на дубе – желуди, на ноготках – семена, погожие на когти животных, и т. д.
Учащимся предлагается найти семена и собрать их в пакетики или коробочки, заранее приготовленные.
Урок 2. Летние и осенние явления в природе
Урок 2
Летние и осенние явления в природе
(урок-игра)
Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся о летних и осенних явлениях в природе; выявить уровень развития коммуникативной функции речи.
Оборудование: летние и осенние пейзажи; бумажные листья и цветы, на которых написаны программированные задания; тесты по теме на каждого ученика; карточки с опорными словами; схемы рассказов.
Подготовительная работа: воспитатель заранее вместе с детьми в ГПД готовит эмблемы, разучивает девизы и стихотворения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вводная беседа.
– Какое время года недавно прошло? А какое наступило?
– Какой сейчас месяц? Какие осенние месяцы вы знаете?
– Какие летние месяцы вы знаете? В каком месяце и какого числа дети приходят снова в школу?
– Что делают дети летом? Что они делают осенью?
Ответы детей.
II. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы будем говорить о летних и осенних явлениях в природе. Поможет нам в этом игра «Времена года».
Прошу класс разделиться на две команды: команда «Осень» и команда «Лето».
Дети делятся на команды.
Учитель сообщает учащимся, что оценивать работу каждой команды будет жюри, по пятибалльной системе.
III. Работа по теме урока.
1. Приветствия команд.
– Все готовы? Приглашаем выступить команду «Лето».
Девиз: «Светить всегда, светить везде – вот лозунг наш и солнца!»
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна,
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Е. Трутнева
– Теперь слово команде «Осень».
Девиз: «Цыплят по осени считают».
Если встанешь на заре –
Крыши в сером серебре…
Длинно тень ложится,
Долго лист кружится.
Если выйдешь поутру –
Галки стынут на ветру,
Вьются над парами
Вслед за тракторами…
Разгуляется денек –
В полдень сядешь на пенек,
Смотришь – на припеке
Прыгают сороки.
А в обед совсем теплынь –
Пахнет горькая полынь,
Тянет медом, мятой
И травой примятой.
Только этому не верь…
Осень все-таки теперь!
Солнышко бледнее,
Небо холоднее.
Если выйдешь ввечеру –
Галки стынут на ветру,
Длинно тень ложится,
Долго лист кружится.
Урок 3. Овощи
Задачи: уточнить и расширить представления детей об овощах, их значении для человека; развивать речь на примере составления описательного рассказа.
Оборудование: натуральные овощи (морковь, свекла, лук), муляж репы, предметные картинки с изображением овощей, опорный план для составления описательного рассказа, загадки, кроссворд, трафареты овощей, цветные и простые карандаши, тетради.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Кто запомнит названия овощей, о которых идет речь в стихотворении?
Батюшка наш огород!
Поклонюсь тебе с любовью –
Ты кормил нас целый год
И капустой, и морковью.
Угощал нас кабачком,
Сельдереем и лучком…
II. Введение в тему урока.
– Повторите еще раз названия овощей, о которых шла речь в стихотворении. (Ответы детей.)
– Капуста, морковь, горох, лук, репа, свекла, картофель – как можно их назвать одним словом? Отгадайте ребус, и вы узнаете тему нашего урока.
– Какие овощи вы знаете? Где растут овощи? Когда поспевают овощи?
Ответы детей.
Игра «Волшебный мешочек».
– У меня в руках мешочек: не простой, а волшебный. Я прошу вас отгадать, какие овощи в нем лежат. Задавайте мне вопросы по опорной схеме, нарисованной на доске:
У учителя в мешочке лежат овощи: морковь, свекла, лук. По мере отгадывания детьми того, что лежит в мешочке, учитель достает овощи и выкладывает на стол.
– Сегодня на уроке мы будем учиться описывать овощи, составлять о них рассказы, познакомимся с полезными свойствами этих овощей, узнаем, что можно из них приготовить.
III. Изучение нового материала.
– На доске записано стихотворение. Давайте прочтем его, называя нарисованные овощи.
В огороде взгромоздился на забор:
Притворяется негодник, будто сам он – огородник!
Возмутилась тетя : «Это глупо и нелепо».
Крикнул дядя : «Безобразник, сорванец!»
Огорчился старый : «Не терплю подобных штук!»
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом