Русский язык. 7-9 классы: поурочные планы по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-285.3 |
Авторы-составители | Амбушева Т. М., Кадашникова Н. Ю., Шадрина С. Б. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Поурочное планирование |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
1. Русский язык. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. - М. : Просвещение, 2011;
2. Русский язык. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. - М. : Просвещение, 2011;
3. Русский язык. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. - М. : Просвещение, 2011.
Конспекты уроков, представленные на диске, систематизированы по разделам: "7 класс", "8 класс", "9 класс".
На диске содержатся основные теоретические сведения, разнообразный дидактический материал (карточки для устного опроса, задания творческого характера, развивающие игры), а также проверочные и контрольные работы.
Разнообразный методический и дидактический материал позволит учителю построить урок с учетом новых технологий и современных требований, а также совершенствовать практические навыки и умения учащихся.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ
Цели: познакомить учащихся с оформлением учебника; показать развитие языка, его совершенствование; (р/р) учить находить ключевые слова в предлагаемом тексте.
1. Оформление, авторы, объяснение главных обозначений.
2. Еще раз обратить внимание на обложку учебника.
– Как вы думаете, что же нам предстоит изучать в этом учебном году?
– Продолжим изучение орфографии, морфологии, особое внимание уделим культуре речи.
III. Запись темы урока. Объявление цели урока.
Чтение эпиграфа к теме (слова К. Ушинского на с. 3).
– Как вы думаете, почему именно через родной язык человек ощущает особую связь с Родиной?
– Что дает человеку изучение родного языка?
2. Открывается запись на доске:
– Попытаемся определить лексическое значение слова мировоззрение, выполнив разбор по составу (запись в тетрадях).
Мировоззрение – система взглядов на жизнь, природу, общество.
– Итак, изучение родного языка способствует формированию мировоззрения.
– А в какую группу славянских языков входит русский язык?
Самостоятельно (про себя) чтение упражнения 1, ответ на поставленный вопрос.
3. Чтение вслух упражнения 3 (высказывания о языке В. Кюхельбекера), устное выполнение заданий упражнения: назвать орфограммы, перечислить собственные наименования, обозначить звуки на месте выделенных букв.
– Опираясь на текст упражнения, выпишите ключевые слова (запись в тетради).
– Согласны ли вы с тем, что русский язык – явление развивающееся?
– Каким образом развивается язык?
– Как вы понимаете слово развитие?
4. Игра «Найди «лишнее» слово».
• Амбар, ратник, дискета.
• Указы, кольчуга, приватизация.
• Видеоигра, цирюльник, золотник.
– Почему эти слова оказались «лишними»? (Устаревшие – новые.)
– Объясните значения слов. Являются ли они исконно русскими?
Фойе, дизайн, партер, сувенир, экспонат, вестибюль.
– Почему они называются заимствованными?
5. Задания повышенной трудности (по группам), остальные выполняют упражнение 4 (с. 4).
Первая группа учащихся разгадывает чайнворд.
1) Сверхметкий стрелок (англ.); 2) Помещение на верхней палубе (голл.); 3) Помилование (греч.); 4) Ежегодный торг для закупки товаров (нем.); 5) Колпак над лампой (франц.); 6) Заплечная сумка (нем.); 7) Большой резервуар для хранения и перевозки жидкостей (лат.); 8) Деньги, выдаваемые вперед (франц.); 9) Музыкальная партия для одного голоса (итал.); 10) Коллектив музыкантов (греч.); 11) Искусственный человек – символ механического труда (чешск.); 12) Стадо лошадей (тюркск.); 13) Поучение (лат.).
Ответы: 1) снайпер; 2) рубка; 3) амнистия; 4) ярмарка; 5) абажур; 6) ранец; 7) цистерна; 8) аванс; 9) соло; 10) оркестр; 11) робот; 12) табун; 13) нотация.
Вторая группа учащихся подбирает синонимы к устаревшим словам.
Козни (злые умыслы), стезя (путь, дорога), наречь (назвать), издревле (давно), доколе (пока), лицедействовать (представлять).
Урок 2. Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок 2
синтаксис. синтаксический разбор
Цели: повторить основные синтаксические понятия; выполнить синтаксический разбор предложения; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; (р/р) учить распространять предложения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение и обсуждение домашних сочинений (2–3 работы).
– Почему славянские языки называются родственными? (Упражнение 2.)
– В какую группу славянских языков входит русский язык?
– Что дает человеку изучение родного языка?
– Как развивается наш язык?
III. Сообщение темы и цели урока.
1. Работа по вопросам (с. 5).
– Что изучается в синтаксисе?
Открывается запись на доске:
– Выберите из предложенных терминов только те, которые относятся к синтаксису.
Суффикс, дефис, грамматическая основа предложения, обстоятельство, кавычки, словосочетание, алфавит, обращение, местоимение, гласные, условное наклонение, окончание, слова, однородные члены предложения, время глагола, звук, степень сравнения, восклицательный знак, окончание, чередующиеся гласные.
– Чем отличаются словосочетания от предложения?
2. Выразительное чтение стихотворения «Лес осенью» А. Твардовского учителем или подготовленным учеником.
3. Задания по вариантам.
– Из упражнение 8 (с. 5) выпишите:
I вариант II вариант
3 словосочетания 3 грамматических основы
4. Игра «Распространите предложение».
Каждый следующий произносит предложение, прибавляя к нему одно слово, повторив правильно всё предыдущее предложение целиком. Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не считаются.
Например: листья летят;
листья летят по ветру;
листья косо летят по ветру;
желтые листья косо летят по ветру.
5. Выполнить синтаксический разбор полученного предложения (см. памятку на с. 210 учебника).
6. Выполнение упражнения 9. Озаглавить, списать, графически обозначить условия выбора орфограмм; указать нераспространенные предложения.
7. Задание повышенной трудности (устно).
Определите, какими членами предложения являются глаголы в следующих предложениях:
Учить – ум точить (подлежащее и сказуемое).
Учитесь выразительно читать вслух (сказуемое и дополнение).
Желание говорить правду похвально (определение).
Все стали весело смеяться (входит в состав сказуемого).
Пойдем на речку купаться (обстоятельство цели).
7. Выполнение упражнения 7. Составить словосочетания.
IV. Подведение итогов урока, выставление оценок.
– Что изучает синтаксис?
– Чем отличаются словосочетания от предложения?
– Чем отличаются простые предложения от сложных?
– В чем отличие главных членов предложения от второстепенных?
Домашнее задание: используя составленные словосочетания (упражнение 7), придумать и записать текст (или несколько предложений) на тему «Любимый уголок природы».
Урок 9. Морфемный и словообразовательный разборы
Урок 9
МОРФЕМНЫЙ
И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОРЫ
Цели: отработать навык морфемного и словообразовательного разбора, различать одинаково звучащие морфемы; продолжить работу по овладению орфографическими навыками.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся обмениваются карточками, заполняют их и сдают на проверку учителю.
III. Сообщение темы урока.
1. Беседа по вопросам.
– В чем отличие морфемного разбора от словообразовательного?
– Прежде чем разобрать слово по составу, надо определить часть речи. Зачем?
2. Выполнить синтаксический разбор предложений.
1) Солнце горячо.
2) Ребята горячо приветствовали гостей.
Разберите по составу слово горячо в обоих предложениях.
(I предложение: – так как краткое прилагательное;
II предложение: – так как наречие.)
IV. Закрепление.
Выполнение заданий.
1. Образуйте с помощью суффиксов глаголы и запишите их.
Голос, досада, честь, чувство, старый, мелкий, слабый, дешевый, нервный, подлый, жадный, цитата, провокация, операция.
(Для справок. Суффиксы: -ов-, -ев-, -и-, -а-, -е-, -иров-, -ича-, -нича-)
2. Выполните морфемный разбор слов.
Беспричинный, вкрадчивый, наслаждаться, безветренный, изъявляют, разочарованный, непримиримый, обличение, белорусский.
3. Вспомните способы словообразования. Составьте словообразовательную цепочку (по вариантам) со словами:
I вариант II вариант
забота свет
сад лес
4. Расскажите о соединительных гласных о и е.
Буквенный диктант (укажите соединительную гласную).
Нефт..воз, лед..кол, бол..утоляющий, пут..шествие, огн..стрельный, благ..словить, полк..водец, природ..ведение, вод..снабжение, нов..сел, длинн..хвостый, мороз..стойкий.
Ответы: е, о, е, е, е, о, о, о, о, о, о, о.
5. Самостоятельная работа (упражнение 23): обозначьте части, из которых состоят данные слова.
6. Замените русскими синонимами слова иноязычного происхождения.
Апатия (безразличие, равнодушие), альтруист (бескорыстный), каллиграфический (четкий, красивый) почерк, пессимизм (мрачное мироощущение).
7. Орфографическая диктовка с разбором по составу выделенных слов.
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Осенью в лиственных лесах начинается сезон добычи золота. Даже маленькие деревца имеют золотые монисты*. Главная кузница по чеканке золотых монет – березовая роща. Рядом с каждой березкой-наковальней россыпи лесной дани. Ею лес расплачивается с летом за дождь и туманы, солнце и ветер.
Ф. Нестеров
Р/р: *монисто – ожерелье из бус, монет, разноцветных камней.
V. Подведение итогов урока.
– Назовите способы образования слов.
– Чем отличаются сложные слова от сложносокращенных?
– Чем отличается разбор словообразовательный от разбора по составу?
Домашнее задание: упражнение 24.
Урок 10. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
Урок 10
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА
Цели: повторить грамматические признаки частей речи; отрабатывать навыки морфологического разбора; (р/р) учить конструировать предложения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Взаимопроверка домашнего задания, фонетический разбор (у доски).
III. Синтаксический разбор предложения.
Каждое дерево осенью похоже на первосентябрьский школьный букет. (Ф. Нестеров.)
– Выделите окончания во всех (во всех ли?) словах предложения.
– Разберите по составу прилагательные.
– Укажите все части речи в предложении.
IV. Сообщение темы и цели урока.
1. Анализ текста «Казанская сирота» (отпечатанный текст лежит перед учащимися на столах).
В октябре 1552 года войско Ивана Грозного взяло столицу Казанск.. царства – город Казань. Огромная те..итория перешла под власть Москвы. Чтобы держать в покорност.. ее население, пр..ходилось изыскивать разные способы. Поэтому русские власти старались пр..влеч.. на свою сторону (не)простых людей, а в первую очередь знать, кн..зей-мурз. Княз..я в большинстве своем довольно охотно шли навстречу новой власти, стремились сохранить свое положение и бога..ство. Многие из них принимали христианск.. веру, получали от царя подарки и отправлялись в Москву, чтобы быть в числе царской свиты.
Таких людей народ стал называть казанскими сиротами. При дворе они приб..днялись, старались получить как можно больше награ.. и «жалованья».
1) Беседа по вопросам.
– Что же означает фразеологическое сочетание казанская сирота?
(Человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие у жалостливых людей.)
– Какие части речи вы встретили в этом тексте?
– Назовите (найдите) самостоятельные и служебные части речи.
– Какие грамматические признаки имени существительного можно отметить, анализируя этот текст?
(Существительные бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, имеют три склонения (Казань, царство, Москва), изменяются по падежам: (в) октябре – предложный падеж, территория – именительный падеж, (под) власть – винительный падеж, Москвы – родительный падеж; существительные изменяются по числам; бывают мужского, женского и среднего рода.)
2) Задание по вариантам. Используя текст, отметьте грамматические признаки:
I вариант II вариант
прилагательного глагола
– Что общего и чем различаются склоняемые части речи?
– Чем отличаются местоимения от других склоняемых слов?
– Как определить вид, спряжение глагола?
2. Разбор слов по составу: казанская, прибеднялись, довольно.
3. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их написание.
4. Фонетический разбор слова князья.
5. Морфологический разбор числительного 1552 (года). (См. «Морфологический разбор числительных», учебник, с. 212.)
V. Подведение итогов урока.
Составление таблицы:
Домашнее задание: упражнение 31.
Урок 11. Морфология и орфография
Урок 11
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Морфологический разбор три ученика выполняют на доске.
III. Орфографическая диктовка.
АНТАРКТИДА
Антарктида – южная полярная область Земли. Моря вокруг нее зимой замерзают, и ширина ледяного кольца колеблется от 500 до 2000 километров. Летом течения уносят льды на север вместе с айсбергами. Они имеют длину более 150 километров и возвышаются над водой на 80–100 метров.
Открыли ледяной материк в 1820 году русские мореплаватели. Переломный момент в истории исследований Антарктиды наступил в 50-х годах ХХ века, когда одиннадцать стран организовывали 57 исследовательских2 станций и баз на побережье и в глубине материка.
Антарктида – континент мира. Он принадлежит всему человечеству и используется для научных целей.
(По «Энциклопедическому словарю юного географа-краеведа».)
– Какие орфограммы нам встретились? Подчеркните их.
– Сделайть разбор по составу указанного прилагательного.
IV. Повторение имени числительного и местоимения.
1. Беседа по вопросам.
– Вспомните, что вы знаете об именах числительных.
– На какие группы они делятся?
– Для чего служат порядковые числительные? Количественные?
– Укажите в тексте порядковые и количественные числительные.
– Как изменяются числительные?
– Просклоняйте числительные:
I вариант II вариант
пятьсот пятьдесят
Двое учеников работают у доски.
– Образуйте сложное прилагательное: 80 метров (восьмидесятиметровый).
– Какова роль числительных в предложении?
– Сделайте синтаксический разбор предложения.
Открыли ледяной материк в 1820 году русские мореплаватели.
– Назовите постоянные признаки числительных.
– Вспомните, что вы знаете о местоимениях.
– Найдите местоимения в тексте, определите разряд, падеж.
– Какова роль местоимений в предложении?
– Какие местоимения и в зависимости от чего могут выступать то в роли подлежащего (дополнения), то в роли определения?
– Какие местоимения сходны с существительными? В чем это выражается?
– Какие местоимения сходны с прилагательными?
– В чем состоят синтаксические особенности местоимений какой, который?
– Какие местоимения сходны с числительными?
– Исправьте фразы (устно).
а) В сколько слов ты допустил ошибки?
б) С которого ты года рождения?
в) В восемнадцати километров от станции расположен музей известного писателя.
г) К троим братьям пришли ихние товарищи.
V. Подведение итогов урока.
– Правописание каких частей речи мы повторяли?
– Что показалось сложным?
Домашнее задание: просклонять числительное 628; образовать сложные прилагательные и существительные: 5 угол, 12 этажей, 60 баллов, 2 класс, 1000 лет, 8 струн.
(Пятиугольник, двенадцатиэтажный, шестидесятибалльный, второклассник, тысячелетие, восьмиструнный.)
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом