Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование. Программа для установки через интернет
Код | СИ-745 |
Авторы | Копотева Г. Л., Логвинова И. М. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Методическая лаборатория |
Электронная версия | скачать |
УДК | 373.3/.5 |
Переплёт | мягкая, склейка |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
В каждом из представленных уроков реализованы важные дидактические "новинки", акцентирующие внимание на технологии формирования предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
Адресовано учителям, методистам, руководителям общеобразовательных учреждений, преподавателям системы дополнительного профессионального образования и высшей школы, студентам педагогических вузов и колледжей.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Слово автору
Слово автору
Дорогие коллеги!
Данное научно-практическое пособие получило название «Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС (основное общее образование)». Как родилось такое название? Конечно же, оно не случайно. Создавая свою технологическую карту, мы преследовали именно эту цель: помочь учителю сделать осваиваемый им процесс проектирования урока, формирующего универсальные учебные действия, зримым, осязаемым. Апробация нашей технологической карты в московских школах № 1747 и № 2005, на практических занятиях для слушателей консультационных семинаров Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования (ИСИО РАО), популярность нашего первого пособия «Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия» подтвердили, что карта выполняет свою функцию – подсказывает педагогам правильный вектор деятельности, фиксирует внимание на возможных сложностях, позволяет избежать ошибок, а значит, придаёт уверенности в себе.
Уверенность в себе означает веру в то, что Ваших сил и способностей достаточно для того, чтобы справиться с любой задачей и проблемой, возникающей перед Вами. Это понимание того, что Вы достойно выглядите в глазах окружающих Вас людей. Как это нужно педагогу сейчас, в условиях реализации ФГОС основного общего образования – документа, начинающего новую эпоху в развитии отечественного образования! Эпоху, когда развивающие технологии образования перестают быть уделом отдельных «продвинутых» учебников и учителей, а становятся обязательной нормой педагогического взаимодействия в массовой педагогической практике. Поэтому сложность предстоящего пути не должна стать препятствием в ходе решения этой благородной задачи.
Если в первой книге мы демонстрировали авторскую технологию проектирования уроков в соответствии с ФГОС на примере уроков начальной школы, то теперь мы представляем проекты уроков для учащихся основной школы. Уроки разработаны педагогами ГБОУ СОШ № 1747 СЗАО г. Москвы в рамках деятельности проектной площадки ИСИО РАО. Презентуемые в рамках данного пособия уроки по большинству предметов 5 класса представляют собой в первую очередь демонстрацию возможностей использования технологической карты на содержании учебного материала основной школы. Но при этом в каждом из них реализованы какие-то важные дидактические подходы, акцентирующие внимание на технологии формирования предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. На этих дидактических «новинках» и хотелось бы сфокусировать ваше внимание.
Все представляемые в рамках данного пособия проекты уроков являются дидактическими моделями. Поэтому они излишне скрупулёзны, подробны, объёмны. Поняв сущность нашей технологической карты, и освоив методику проектирования урока на её основе, накопив практический опыт проектирования, Вы оптимизируете процесс и перейдёте к более компактным записям разворачивания хода урока на основе деятельностной учебной ситуации.
Твердо верящий в свои силы человек знает, что без уверенности в себе трудно достичь желаемых целей, что его способностей и энергии достаточно, чтобы добиться того, чего он хочет. Мы предлагаем Вам средство, которое станет Вашим эффективным помощником на пути реализации в образовательном процессе требований ФГОС основного общего образования, – технологическую карту и методику проектирования уроков на её основе. Поэтому стоит потратить время на то, чтобы ознакомиться с этим материалом и тем самым повысить уверенность в себе!
Мы очень надеемся, что презентация проектов уроков, а также заданий, являющихся «дидактической новинкой» на рынке контрольно-измерительных материалов для оценки индивидуальных достижений учащихся, разработанных Вашими коллегами, учителями-практиками одной из московских школ, убедила Вас в том, что работа по формированию универсальных учебных действий по плечу каждому из Вас.
Убеждены, что, имея образцы деятельности по реализации требований ФГОС основного общего образования в образовательном процессе, Вы уверенно и профессионально справитесь с этой задачей. Успехов!
Галина Леонидовна Копотева, канд. пед. наук,
зав. лабораторией разработки, экспертизы и апробации новых
образовательных технологий ИСИО РАО
Ирина Михайловна Логвинова, канд. пед. наук,
зам. директора ИСИО РАО
Литература
Литература
1. Асмолов, А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы [Текст] / А. Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2012. – 447 с.
2. Аширов, Д. А. Организационное поведение [Текст] / Д. А. Аширов. – М. : Проспект, 2006. – 360 с.
3. Веснин, В. Р. Теория организации в схемах [Текст] : учеб. пособие / В. Р. Веснин. – М. : Проспект, 2010. – 128 с.
4. Гузеев, В. В. Проектирование и анализ урока [Текст] / В. В. Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7. – С. 44–47.
5. Дусавицкий, А. К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению [Текст] : книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва, З. И. Шилкунова. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 288 с.
6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
7. Копотева, Г. Л. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия [Текст] / Г. Л. Копотева, И. М. Логвинова. – Волгоград : Учитель, 2013. – 99 с.
8. Латфуллин, Г. Р. Теория организации [Текст] : учебник для вузов / Г. Р. Латфуллин, А. В. Райченко. – СПб. : Питер, 2004. – 395 с.
9. Логвинова, И. М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС [Текст] / И. М. Логвинова, Г. Л. Копотева // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 12–18.
10. Меньшова, Т. И. Команда – коллектив единомышленников [Текст] / Т. И. Меньшова // Менеджмент и кадры. – 2007. – № 11. – с. 9.
11. Мороз, Н. Я. Конструирование технологической карты урока [Текст] : науч.-метод. пособие / Н. Я. Мороз. – Витебск : УО «Витебский областной государственный ИПК и ПРР и СО», 2006. – 56 с.
12. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Ч. 1 [Текст] / под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2011. – 240 с.
13. Планируемые результаты основного общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение. – 120 с.
14. Ступницкая, М. А. Что такое учебный проект [Текст] / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010.
15. Теория организации [Текст] : курс лекций / П. В. Шеметов, С. В. Петухова. – М. : Омега-Л, 2006. – 282 с.
16. Теория организации [Текст] : учебник / Д. В. Олянич [и др.]. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 408 с. : ил. – (Высшее образование).
17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626
18. Формирование универсальных учебных действий в основной школе [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
Технологическая карта урока как средство разворачивания деятельностной учебной ситуации
Технологическая карта урока Г. Л. Копотевой,
И. М. Логвиновой как средство разворачивания
деятельностной учебной ситуации
(на примере уроков математики, истории,
географии, технологии)
Одной из важнейших своих задач мы считали необходимость заострить внимание педагогов на правильном разворачивании деятельностной учебной ситуации на каждом из этапов урока, поскольку это является базисной технологией реализации ФГОС в образовательном процессе.
Согласно теории Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, процессы обучения и воспитания лишь тогда развивают человека, когда они имеют деятельностные формы. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, а в ходе интериоризации (психологического процесса «вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (восприятие, память, мышление). Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность.
Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Эти условия могут задаваться и описываться с помощью описания образцов деятельности, с помощью описания различных методических или дидактических средств, через описание последовательности выполняемых действий, через особенности организации урока. В этом контексте учебная ситуация становится особой структурной единицей учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:
· обнаруживают предмет своего действия;
· исследуют его, совершая разнообразные учебные действия;
· преобразуют его, например переформулируют, или предлагают свое описание и т. д.
Урок, соответствующий требованиям ФГОС ООО, – это урок, на котором ребёнок совершает СУБЪЕКТИВНОЕ ОТКРЫТИЕ явлений, закономерностей, отношений, осваивает способ деятельности – механизм приобретения новых знаний [5]. Разворачивание деятельностной учебной ситуации осуществляется в процессе развёртывания учебного содержания. Чтобы сделать это правильно, нужно построить деятельностную учебную ситуацию, как проблемную:
· актуализировать (мотивировать) потребность учащегося в новом знании;
· актуализировать те известные учащемуся знания и сформированные умения, которые будут необходимы для присвоения нового знания и способа деятельности;
· актуализировать осознание возникшей проблемы (понимание сущности проблемы);
· актуализировать осознание недостаточности имеющихся у ребёнка знаний и способов деятельности для её решения.
Проблемная деятельностная ситуация создаётся формулированием проблемных вопросов. Благодаря этому возникает интеллектуальное затруднение, которое ребёнку хочется преодолеть, поскольку он не может объяснить обнаруженное явление и не знает способ, как нужно действовать в этом случае.
Проектирование деятельностных учебных ситуаций учитель должен строить с учетом:
· возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка);
· специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в литературе или естественнонаучных, общественных дисциплинах типами формируемых умений);
· меры сформированности действий учащихся (исполнительских, которые не требуют активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя) [5].
Понимание учителем специфики проблемно-деятельностной учебной ситуации, её характерных черт, созревшая у него потребность отказаться от организации учебного процесса, в котором ребёнок является пассивным объектом директивного изложения учебной информации, к сожалению, не освобождает нас от сложностей на этом непростом пути. Поэтому необходим многократный опыт правильного разворачивания такой ситуации. Поэтому все, без исключения, разработки уроков на основе нашей авторской технологической карты, приводимые нами в данном пособии, подробно, пошагово демонстрируют деятельность учителя по реализации этой искомой базисной технологии реализации ФГОС ООО.
Далее предлагаем в
Задания урока, формирующие метапредметные результаты
Задания урока, формирующие метапредметные
результаты
Одним из результатов обучения в основной школе в соответствии с ФГОС ООО является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задания на основе:
· системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
· умений учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
· обобщённых способов деятельности;
· коммуникативных и информационных умений.
В связи с этим в практику оценивая индивидуальных достижений учащихся приходит новый вид контрольных работ. Целью такой работы будет являться оценка достижения планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» и «Программа формирования универсальных учебных действий», которые являются составной частью Примерной основной образовательной программы основного общего образования и должны реализовываться в образовательном процессе, отвечающем требованиям ФГОС.
Именно поэтому в проекты уроков мы включили задания, которые выполняют функцию подготовки учащихся к этому новому виду контрольных работ – комплексной итоговой оценке сформированности метапредметных планируемых результатов в форме универсальных учебных действий и навыков работы с информацией. Под метапредметными результатами разработчиками новых образовательных стандартов понимаются способы действий, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Комплексная работа направлена на выявление у учащихся одного из основных метапредметных результатов обучения – сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая и учебные; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Варианты такой комплексной работы должны включать информационные тексты, содержание которых базируется на исторических, обществоведческих и естественнонаучных фактах. Данные содержательные области в целом охватывают возможности формирования метапредметных результатов, создаваемые различными школьными предметами. Комплексная работа будет состоять из одного или нескольких текстов и заданий, связанных с информацией, представленной в тексте. Выполнение работы предполагает чтение и понимание предложенных текстов и на их основе выполнение заданий с привлечением знаний, полученных при изучении разных предметов. Тексты-ситуации могут включать рисунки, диаграммы, графики, карты, таблицы со словесными подписями. Учащимся предлагается прочитать текст или тексты и выполнить задания, связанные непосредственно с информацией текста, а также с разными учебными предметами и личным опытом школьника. При ответе на одни задания необходимо выбрать из предложенных вариантов один или несколько ответов, в других требуется дать свободный самостоятельно сконструированный краткий или развернутый ответ [14].
В комплексных работах предполагается оценивать сформированность трех групп умений.
Первая группа умений включает в себя работу с текстом: общее понимание текста и ориентацию в тексте. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий данной группы, можно выделить следующие: определение основной идеи текста, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, о чем говорится в тексте, понимание основной идеи).
Вторая группа умений включает в себя работу с текстом: глубокое и детальное понимание содержания и формы текста. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий, можно выделить следующие: анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.
Третья группа умений включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.
Презентуемые нами задания составлены педагогами ГБОУ СОШ № 1747 в рамках методического практикума по проектированию заданий, формирующих метапредметные результаты обучения. Они могут использоваться для текущей и промежуточной оценки индивидуальных достижений учащихся. Все они вошли в проекты уроков, представленные в предыдущих разделах пособия.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом