- Логические тетради для взрослых New
- Патриотическое воспитание New
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- Преподавателям
- Администрации
- Психологам и логопедам
-
Педагогам ДОО
- Акции
- Воспитателю ДОО
- Динамика развития ребенка. Диагностический пакет образовательной области
- ДОО компенсирующего вида
- Игровая деятельность в ДОО
- Информационно-деловое оснащение ДОО
- Инструктору физвоспитания в ДОО
- Карточное планирование в ДОО
- Методическая работа в ДОО
- Музыкальному руководителю ДОО
- Образовательное пространство ДОО
- Паспарту
- Патриотическое воспитание New
- Развитие дошкольника
- Система воспитательной работы в ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
-
Детский мир
- Эксклюзивные товары
- Ребенок и семья
- Детская комната
- Одежда
- Косметика и аксессуары
- Прогулки и путешествия
- Игры и игрушки
- Детское творчество
- Обучение и развитие
- Ребенок и детский сад
- Ребенок и школа
- Литература для детей и подростков
- Канцелярские товары
- Детский праздник
- Подарочные наборы
- Музыка, кино, мультфильмы
- Журналы и бланки
-
Мир занятий, увлечений
- Художественная литература
- Романы. Детективы
- Религия
- Здоровье
- Дом, семья
- Хранение вещей
- Товары в дорогу
- Сад, огород
- Книги о животных
- Саморазвитие
- Необъяснимые явления
- Выдающиеся личности
- Путешествия, путеводители
- Кодексы. Законы. Правила
- Музыка
- Кино, мультфильмы
- Наклейки, украшения предметов интерьера
- Светоотражатели (световозвращатели)
-
Подарочная продукция
- Аксессуары и сувениры
- Ароматизаторы
- Вазы
- Генеалогическая книга рода
- Канцелярские подарочные наборы
- Картины
- Книга пожеланий
- Медальницы
- Открытки
- Подарки для кухни
- Подарочные сертификаты
- Светильники, свечи, подсвечники
- Товары для оформления и проведения праздника
- Уход за телом
- Фотоальбомы, фоторамки
- Цветы искусственные, фигурки на палочке
- Часы
-
Наглядно-дидактический материал
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Конструирование из строительных материалов
- Рисование, лепка, аппликация, поделки
- Календарь природы
- Культурно-гигиенические и трудовые навыки
- Сенсорное развитие
- Игры с разрезными картами
- Сюжетно-ролевая игра: моделирование игрового опыта
- Театрализованная деятельность. Иллюстрации к сказкам
- Игры со звуками
- Развивающие карты
- Лэпбук. Интерактивная игровая папка
- Родительский уголок в ДОО
- Наглядный материал в школе
- Тематические карточки
- Картотека предметных картинок
- Плакаты
- Информационные стенды New
- Обучающие открытки
- Тематические вырубные декорации
- Вырубные рамки для оформления
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты New
- Серии. Авторы. Производители
- Канцелярские товары. Школьные принадлежности
- Журнально-бланочная продукция
- Грамоты, дипломы
- Наши видео-презентации
- УчМаг
-
Педагогам ДОО
- Логические тетради для взрослых
- Патриотическое воспитание
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- КанцМаг
- ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
- Хоккейная лига. КХЛ
- Акции!
- Новый год!
- Преподавателям
- Администрации
- Психологам и логопедам
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
- Детский мир
- Мир занятий, увлечений
- Подарочная продукция
- Наглядно-дидактический материал
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты
-
Воспитателю ДОО
- Акции
- Динамика развития ребенка. Диагностический пакет образовательной области
- ДОО компенсирующего вида
- Игровая деятельность в ДОО
- Информационно-деловое оснащение ДОО
- Инструктору физвоспитания в ДОО
- Карточное планирование в ДОО
- Методическая работа в ДОО
- Музыкальному руководителю ДОО
- Образовательное пространство ДОО
- Паспарту
- Патриотическое воспитание
- Развитие дошкольника
- Система воспитательной работы в ДОО
Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками
- Отзывы: 1
- В избранное
-
Поделиться
ВконтактеОдноклассники
Код | 6103 |
Авторы-составители | Афонькина Ю. А., Филатова О. В. |
Издательство | Учитель, 2016 |
Серия | Методический портфель ДОО |
ISBN | 978-5-7057-3852-6 |
Страниц | 95 |
УДК | 372.3/.4 |
Штрихкод | 9785705738526 |
Размеры (Ш x В x Т) | 197 x 285 x 4 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, скрепка |
Вес | 140 г |
Пособие содержит инновационную модель деятельности педагогического коллектива с талантливыми дошкольниками, представленную единой системой: научно-методическая работа,
раскрывающая воспитателям и родителям многогранность и сложность феномена детской одаренности, разнообразные направления, формы и методы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, диагностический инструментарий.
Адресовано методистам, старшим воспитателям, педагогам-психологам, педагогам дополнительного образования, специалистам дошкольного образования; полезно родителям дошкольников.
Подробное описание
Введение
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов утверждена Президентом РФ 03.04.2012. Центральной идеей Концепции является мысль о том, что каждый человек талантлив. Добьется ли он успеха, во многом зависит от того, будет ли у него шанс реализовать свою одаренность. Среди основных направлений функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в числе приоритетных определяется реализация системы мероприятий, направленных на разработку и реализацию региональных и муниципальных целевых программ по выявлению и развитию задатков и способностей у детей.
В настоящее время в дошкольном образовании развиваются вариативные модели работы с одаренными детьми. В то же время старшие воспитатели и педагоги ДОО сталкиваются с рядом трудностей в организации такой работы, причины которых следующие: недостаточная четкость в определении самого понятия одаренности, недостаточная изученность специфики ее проявления и развития в дошкольном возрасте, малая разработанность методического аспекта этой деятельности.
В данном пособии представлена инновационная модель организации деятельности ДОО с одаренными детьми, имеющая не только теоретическое обоснование, но и практически апробированная в работе с дошкольниками.
Модель разработана с учетом современных исследований детской одаренности; психологических особенностей дошкольного возраста; фактов, полученных авторами в процессе многолетнего изучения одаренных детей до 7 лет и работы с одаренными дошкольниками. Она построена с соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, которые в качестве задачи выделяют сохранение и поддержку индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
Модель включает такие направления деятельности ДОО, как выявление и психолого-педагогическая поддержка одаренных детей, работа с их родителями.
При конструировании психологическо-педагогической диагностики одаренности у дошкольника были сформулированы следующие психолого-педагогические требования к диагностическим методикам:
– выявление не только актуальной (выражающейся в достижениях), но и потенциальной (скрытой) одаренности;
– определение индивидуальной структуры одаренности у конкретного ребенка, ведущих способностей в этой структуре;
– определение приоритетной сферы интересов и достижений одаренного ребенка как «зоны ближайшего развития»;
– диагностирование личностных проявлений одаренного ребенка, обусловленных как самой одаренностью, так и спецификой социального развития ребенка, наиболее заметных в творческом процессе.
В разработке диагностических методик, представленных в пособии, авторы исходили из понятия одаренности как качественно своеобразного сочетания способностей.
Содержательный аспект разработанных диагностических процедур отражает идею известного исследователя детской одаренности А. М. Матюшкина. В качестве критерия общей одаренности он рассматривает степень развития творческих способностей (креативность) детей, поскольку психологическая структура общей одаренности совпадает с основными структурными компонентами творческого развития.
В основу диагностики одаренности положены следующие показатели креативности, как проявления творческого мышления:
– наличие интеллектуальной творческой инициативы;
– широта категоризации (отдаленность ассоциаций, неожиданность использования предмета, придание ему функционального или переносного значения);
– беглость (богатство и разнообразие идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула);
– гибкость (способность переходить достаточно быстро из одной категории в другую, от одного способа решения к другому);
– оригинальность (самостоятельность, неординарность, остроумность решения).
Эти признаки креативности являются фундаментом для любого вида творческой деятельности (лингвистической, художественно-эстетической, конструкторской и т. д.). В самом общем виде интеллектуальные творческие установки характеризуются продуцированием множества разнообразных гипотез, стремлением избегать общепринятых и очевидных решений.
Таким образом, при диагностике одаренности изучаются не познавательные (или иные психические) процессы как таковые. Они исследуются с точки зрения выраженности в их структуре компонента креативности. Например, в сфере восприятия, которое исследователи считают главным психическим процессом, регулирующим творческую деятельность, выделены следующие показатели:
– своеобразная зоркость, внимание к чувственно воспринимаемым признакам предмета (умение видеть неточность, необычность и уникальные свойства объекта, способность видеть множество признаков предметов);
– комплексность, синтетичность восприятия (способность видеть хаотичное пересечение признаков предметов, которые формально изолированы и между которыми нет очевидной связи);
– особое интуитивное видение главного, существенного для «будущего преобразования» объекта или явления;
– спонтанность восприятия, способность воспринимать мир таким, какой он есть в данный конкретный момент, а не только через призму слов и понятий;
– тенденция отдавать предпочтение неопределенным, беспорядочным, асимметричным, сложным объектам;
– эмоциональная оценка воспринимаемого.
Кроме познавательных процессов, в качестве универсальной творческой способности, присущей творцу в любой сфере деятельности, выделяют эмпатию – способность идентифицировать, отождествлять себя как с живыми существами, так и с неодушевленным предметным миром и его явлениями, что порождает особое эстетическое, исследовательское отношение к миру. Поэтому в пособие включены методики изучения эмоциональных процессов.
Обработка результатов обследования дошкольников предполагает выявление уровней способностей в структуре одаренности: очень высокого, высокого, среднего и низкого. Разделение очень высокого и высокого уровней обусловлено тем, что одаренность у дошкольника может проявляться как скрытое свойство личности, находящееся в потенциальном состоянии, признаки которого нуждаются в детальной интерпретации педагогом-психологом ДОО. Негативный личный опыт, эмоционально-поведенческие проблемы могут препятствовать раскрытию потенциала дошкольников, который проявляется в более благоприятных условиях.
Психодиагностические методики предназначены для обследования детей старшего дошкольного возраста. В силу возрастной специфики для выявления проявлений одаренности у детей до 5 лет применяется метод внешних экспертных оценок.
Пособие адресовано старшим воспитателям, педагогам-психологам, педагогам ДОО, а также педагогам дополнительного образования, работающим с детьми дошкольного возраста.
Разработки прошли трехлетнюю апробацию на базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Мурманска, а также ДОО № 122, 133 г. Мурманска.
Раздел «Работа с родителями одаренных дошкольников» разработан Ю. А. Афонькиной и О. В. Филатовой, остальные разделы – Ю. А. Афонькиной.
Содержание
Введение 3
Психолого-педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми 5
Модель деятельности ДОО по развитию одаренности у дошкольников 12
Педагогическая диагностика одаренности дошкольника 14
Психологическая диагностика одаренности дошкольника 19
Схема психолого-педагогической характеристики одаренного ребенка дошкольного возраста 52
Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей в ДОО 54
Приемы образовательной работы с одаренными дошкольниками 59
Психологическая поддержка одаренного дошкольника 65
Работа с родителями одаренных дошкольников 71
Рекомендации по организации работы с родителями 71
Родительский дневник «У Вас одаренный ребенок?.. Если у Вас одаренный ребенок…» 74
Литература 92
Рекомендуем
показать похожие товарыС этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
- Педагогам ДОО
- Воспитателю ДОО
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом