Русский язык. 1-4 классы. Речевые уроки
Код | 1274е |
Авторы | Полякова Э. И. |
Издательство | Учитель, 2015 |
Серия | В помощь преподавателю начальной школы |
ISBN | 978-5-7057-3879-3 |
Страниц | 300 |
УДК | 372.016:811*01/04 |
Штрихкод | 9785705738793 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 13 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 200 г |
Предназначено учителям начальных классов; рекомендовано родителям, студентам педагогических специальностей.
Подробное описание
Основной задачей обучения русскому языку в школе является формирование у учащихся умений и навыков связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Решение данной задачи осуществляется путем формирования у школьников комплекса коммуникативных умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое высказывание (текст).
Развитие речи – это специальная учебная деятельность учителя и учащихся, направленная на овладение речью; работа, проводимая учителем для того, чтобы учащиеся овладели умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием и условиями общения.
Основой методики развития речи является теория речевой деятельности. В соответствии с условиями речевого общения в устной и письменной форме различаются следующие виды речевой деятельности:
- аудирование – восприятие речи на слух, слушание и понимание речи;
- говорение – порождение высказывания, речи;
- чтение – восприятие и понимание письменной речи;
- письмо – создание письменного текста.
Все виды речевой деятельности функционируют в процессе общения во взаимосвязи как компоненты единого целого.
Задачи работы по развитию речи
- Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
- Обучение выбору и использованию точных, выразительных, адекватных речевой ситуации языковых средств.
- Обучение нормам языка и целесообразному, уместному применению языковых средств в зависимости от речевой ситуации, смысла и стиля высказывания.
- Совершенствование и развитие речевой деятельности учащихся на всех уровнях языка: фонетическом (правильное произношение), лексическом (правильное, уместное употребление слова), морфологическом и синтаксическом.
- Знакомство с основными признаками текста и речеведческими понятиями как теоретической основой обучения языку и развития связной речи.
- Развитие речевой деятельности на уровне текста. Совершенствование коммуникативных умений, необходимых для создания текстов разных типов и жанров.
- Обучение организации содержания высказывания, ознакомление с правилами воспроизведения и создания текстов.
- Обучение навыкам культуры речи и речевого общения, воспитание общей культуры поведения.
- Выработка основных качеств хорошей речи.
- Развитие основных видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма.
- Формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой культуры личности.
- Развитие мышления и формирование метапредметных умений средствами языка.
Работа по развитию речи учащихся вплетается в каждый урок русского языка. На каждом уроке обучения грамоте (1 класс), русского языка (изучение фонетики, графики, грамматики и орфографии), литературного и внеклассного чтения решаются те или иные задачи развития устной и письменной речи учащихся. Целенаправленная работа по развитию речевых умений проводится на специальных уроках развития речи.
В современном понимании уроки развития речи – это интегрированные уроки, включающие в себя элементы риторики (теория текста и речеведческие понятия), литературоведения и лингвистики.
Урок развития речи – это многосторонняя работа учителя и ученика, направленная на реализацию задач развития речи. Основные задачи уроков развития речи – научить детей:
- воспринимать и понимать чужую речь (текст);
- воспроизводить тексты в устной и письменной формах;
- создавать собственные тексты (высказывания) в соответствии с нормами русского языка.
Содержание и структуру урока развития речи определяет речь как деятельность по использованию языка в целях общения и познания. За счет разнообразной речевой деятельности учащихся на уроке осуществляется решение коммуникативных задач в устной или письменной форме.
Роль учителя на уроке развития речи:
- управление познавательной и речевой деятельностью учащихся;
- организация совместного поиска и решение речевых задач;
- создание учебно-речевых ситуаций для общения и учебно-образовательных диалогов.
Текст (связная речь) – это особое речевое образование, которое представляет единое целое и имеет тему, обладает относительной самостоятельностью и законченностью, состоит из частей, связанных между собой. Для осознанного построения текста учащимся необходимы: а) знания о самом тексте и его признаках, то есть понятия речевого плана; б) коммуникативные умения, необходимые для создания текста.
В комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят:
1. Умения, связанные с темой сочинений:
- понимать, определять и раскрывать тему;
- находить границы темы;
- различать узкие и широкие темы;
- раскрывать темы по заголовку;
- раскрывать микротемы текста;
- соотносить микротемы с темой текста.
2. Умение понимать, определять и раскрывать основную мысль текста.
3. Умение озаглавливать текст:
- обосновывать заголовок;
- выбирать из ряда заголовков наиболее удачный;
- определять по заглавию тип и стиль речи;
- соотносить содержание текста (тему и основную мысль) с заглавием;
- соотносить основную часть текста с заглавием;
- раскрывать и определять по заголовку основную мысль.
4. Логико-композиционные умения, связанные с построением текста:
- выделять части текста;
- составлять план текста;
- последовательно и связно излагать содержание высказывания;
- выделять части текста при записи;
- строить вводное и заключительное предложения;
- устанавливать смысловые связи между частями текста и между предложениями;
- систематизировать материал, располагать его в определенной последовательности;
- выделять и определять композиционную схему текстов разных типов.
5. Умение собирать материал и получать информацию для высказывания:
- наблюдать (при подготовке к написанию сочинения по наблюдению);
- рассматривать (читать) иллюстрации;
- читать и понимать прочитанное;
- накапливать материал из жизни (при подготовке к написанию сочинения на основе личного опыта).
6. Умения, связанные с использованием языковых средств:
- пользоваться лексическими, грамматическими и стилистическими средствами;
- правильно и стилистически точно употреблять слова в речи;
- выбирать соответствующие задачам высказывания грамматические формы и синтаксические конструкции;
- правильно строить словосочетания в соответствии с нормами согласования и управления;
- правильно использовать предложения различной конструкции, отличающиеся по цели высказывания и интонации;
- использовать и выделять речевые средства связи предложений в тексте;
- обеспечивать точность, богатство и выразительность речи.
7. Умение совершенствовать содержание, структуру и речевое оформление текста (умение редактировать написанное).
Учителю следует планировать целенаправленную работу по формированию коммуникативных умений на всех этапах обучения русскому языку. Все умения в области связной речи отрабатываются на базе элементарной речеведческой теории. Данное положение требует введения в начальной школе речеведческих понятий.
Задачи развития связной речи младших школьников реализуются путем введения в определенной системе речеведческих понятий и выполнения речевых упражнений по формированию умений в области связной речи. Формирование вышеназванных коммуникативных умений на уроках русского языка и литературного чтения поможет учащемуся создать собственное высказывание в устной и письменной форме.
Сочинение – это творческое речевое упражнение, направленное на развитие всех коммуникативных умений. При планировании работы по развитию связной речи учителю следует продумать:
- Подготовительную работу (выполнение текущих упражнений по связной речи на уроках русского языка и литературного чтения, развития речи, краеведения, изобразительного искусства, а также во внеурочное время).
- Характер основного упражнения по связной речи (анализ готового текста-образца в целях ознакомления с речеведческими понятиями, работа над деформированным текстом, создание собственных текстов разных типов и жанров).
Урок развития речи включает в себя следующие этапы:
Первый этап – подготовка учащихся к речевой деятельности.
Организация подготовительной работы диктуется целями и содержанием учебных задач урока. Подготовка может быть различна по длительности: месяц (сочинение по наблюдению), несколько дней или один день, несколько минут в начале урока развития речи.
На уроках русского языка и литературного чтения, предшествующих написанию сочинения, организуется многоаспектная работа над активизацией лексики. В условиях интеграции подготовка к уроку развития речи возможна на таких уроках:
- русский язык (работа над активизацией лексики, лексический анализ текстов-образцов; составление сочинений-миниатюр; рассказывание учащихся; написание свободных и творческих диктантов, лексико-орфографическая работа, словарный диктант, диктант «Проверяю себя», комментированное письмо и списывание, составление предложений и т. д.);
- литературное чтение (анализ текста по теме сочинения, пересказ, словесное рисование, языковой анализ текста и др.);
- изобразительное искусство при написании сочинения по картине (рассказ о художнике, рассматривание и анализ картины, рисование предмета);
- окружающий мир (экскурсия, ведение дневника наблюдений).
- Направления работы на подготовительном этапе:
- сбор материала к сочинению;
- овладение соответствующей лексикой и предупреждение лексико-грамматических ошибок;
- языковой анализ текста с точки зрения употребления слов в речи данным автором, развитие умения употреблять словесный материал, который более точно выражает содержание;
- систематизация материала для сочинения, выделение главного;
- расположение материала в нужном порядке, составление плана.
При написании некоторых видов сочинений подготовительная работа не требуется. При написании сочинений-описаний на основе наблюдения для сбора материала отводится длительное время (неделя, месяц, несколько дней). В таком случае целесообразно в отдельной тетради делать необходимые записи (выписывать цитаты из прочитанных произведений, делать вырезки и зарисовки из журналов и газет, выписывать нужные слова и выражения). Собранный рабочий материал в виде записей, фраз и предложений обсуждается на уроке.
Второй этап – урок развития речи, организация речевой деятельности учащихся по реализации коммуникативных задач.
На уроке учащиеся под контролем учителя выполняют различные речевые упражнения для решения учебных задач:
- анализ готового образцового текста;
- воспроизведение прочитанного учителем или самими учащимися текста (изложение);
- сочинение своего текста в устной и письменной форме.
Примерная структура урока развития речи
I. Постановка учебной задачи. Ознакомление с темой и целью работы.
II. Обсуждение содержания (подготовка к письменной передаче содержания: уточнение темы и главной мысли сочинения, обсуждение содержания сочинения по плану и т. д.).
III. Обсуждение структуры текста:
- О чем можно сказать в начальной части текста?
- О чем нужно сказать в основной части текста?
- Как можно закончить текст?
IV. Обсуждение языкового материала (лексико-стилистическая и словарно-орфографическая подготовка к написанию сочинения), уточнение и дополнение мыслей, составление рабочего материала и его дополнение, обсуждение разных вариантов, предупреждение нарушений культуры речи.
V. Самостоятельная письменная работа учащихся над текстом и запись текста.
VI. Самопроверка.
Третий этап – совершенствование созданных высказываний или текстов, работа над совершенствованием написанного на уроке редактирования.
Урок редактирования – логическое продолжение урока развития речи, на котором учащиеся составляют текст. Анализ и редактирование творческих работ учащихся на уроке организуется в трех аспектах:
1) содержательная сторона текста (совершенствование умений, связанных с информационно-содержательной стороной текста);
2) построение текста (совершенствование логико-композиционных умений);
3) речевое оформление текста (отработка умений, связанных с использованием грамматико-языковых средств).
Примерная структура урока редактирования
I. Постановка учебной задачи. Сообщение учителя об общих результатах работы.
II. Обсуждение сочинений, чтение и анализ лучших сочинений (отрывков, удачных фрагментов).
III. Коллективная работа над совершенствованием текста:
- анализ и редактирование содержательной стороны текста;
- совершенствование структуры текста;
- работа над речевым оформлением текста.
IV. Индивидуальная работа над совершенствованием текста.
V. Коллективная творческая работа.
На уроке редактирования могут быть использованы следующие виды работ:
- анализ текста-образца детского сочинения;
- анализ и коллективное редактирование детского сочинения, в котором имеются речевые ошибки (неправильный текст);
- самостоятельное редактирование учащимися черновых вариантов текста до записи в тетради (самопроверка);
- редактирование текста после проверки учителем по условным пометам (переработка текста);
- взаимное редактирование текста;
- коллективное нахождение и исправление ошибок в тексте;
- рецензирование – обсуждение одного сочинения по данному плану или памятке;
- сравнение на слух или создание письменного текста двух сочинений (творческих работ или фрагментов): выявление достоинств и недостатков; обоснование выбора лучшего сочинения.
При подготовке к уроку обучения написанию сочинения учитель должен:
1. Определить тип, стиль и жанр текста.
2. Продумать участие детей в подготовке к сочинению.
3. Пробудить у учащихся желание вступить в общение с читателем, стать автором и творцом.
4. Помочь осознать каждому ученику речевую задачу и обрести адресата, читателя будущего текста.
5. Помочь реализовать авторский замысел.
6. Предупредить речевые, грамматические и орфографические ошибки.
На уроке развития речи учитель должен:
1. Научить точно выражать мысль, то есть подбирать наиболее нужные слова и выражения.
2. Организовать работу по систематизации материала с учетом темы и учебных задач.
3. Использовать активные приемы, направленные на развитие умения выражать мысли правильно, точно, последовательно, с опорой на план и памятки.
4. Побуждать учащихся к совершенствованию написанного, обучать самоконтролю и самопроверке.
Сочинения в начальных классах являются составной частью урока русского языка. Все устные и письменные сочинения проводятся в определенной системе.
Материалы для школьных сочинений – жизненный опыт детей, наблюдения, игры, развлечения, труд, походы и экскурсии. Созданные учащимися тексты – это сочинения о пережитом, увиденном, услышанном ими. Постепенно в содержание сочинений школьники начинают вводить материал, полученный из книг, радиопередач и телепередач, произведений живописи; учатся синтезировать опосредованный жизненный опыт фактами, яркими описаниями и деталями из художественной литературы.
На уроках развития речи и русского языка учителю следует больше внимания уделять работе по созданию текстов разных типов (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и разных жанров (загадка, считалка, потешка и небылица, сказка, поздравление, объявление, приглашение, заметка в газету, репортаж с места событий, письмо, подпись к фотографии, словарная статья и др.).
Обучение младших школьников созданию текстов разных типов и жанров должно проводиться в определенной системе. При планировании системы упражнений по развитию связной речи учителю следует учитывать:
1. Характер основного упражнения по связной речи (анализ готового текста-образца, работа над деформированным текстом, изложение и сочинение).
2. Характер текста (тип, жанр, стиль).
3. Формируемые коммуникативные умения, необходимые при создании текстов разных типов, видов и жанров.
4. Тематику текстов.
5. Источник материала для развития речи учащихся.
6. Объем текста (постепенное увеличение объема).
7. Степень самостоятельности и творческой активности учащихся (от коллективных к самостоятельным работам творческого характера).
8. Чередование видов устных и письменных упражнений и их повторяемость во времени.
9. Постепенность в ознакомлении учащихся с признаками текста и речеведческими понятиями.
10. Взаимосвязь между отдельными элементами системы (связь изложений и сочинений, устных и письменных упражнений, текущих и основных упражнений по развитию речи, формируемых коммуникативных умений).
11. Связь работы по развитию речи с другими видами занятий по русскому языку и другими предметами в начальной школе.
Согласно программе время для уроков развития речи выделяется из общего количества часов, отведенных на раздел «Грамматика и правописание». Все уроки развития речи являются обучающими. Учащиеся могут пользоваться на уроке орфографическими и толковыми словарями, а также рабочими тетрадями, в которых записывались слова и выражения по теме в процессе подготовки к уроку развития речи.
Предложенные в пособии дидактические материалы и речевые уроки рассчитаны на творческий подход учителей. Знакомство с разнообразными типами и жанрами текстов, анализ текстов, выполнение речевых творческих заданий в классе и дома – все виды деятельности помогут в развитии текстовых умений учащихся.
Предлагаемое пособие может быть использовано учителями начальных классов и родителями, заботящимися о формировании у детей умений правильно создавать тексты и владеть литературной речью.
Содержание
Введение 2
Методика обучения созданию повествовательного текста 14
Сочинение на тему «Как мы лепили снеговика» 23
Создание рассказа по серии картинок Н. Радлова 27
Создание повествовательного текста с элементами описания «Как мы заботимся о птицах зимой» 32
Создание повествовательного текста «Встреча пернатых друзей» 41
Методика обучения созданию описательного текста 46
Описание на тему «Белка» 50
Описательный текст на тему «Птицы» 53
Сочинение по наблюдению «Экскурсия в зимний лес» 57
Описание по наблюдению на тему «Ледоход» 68
Описание по наблюдению на тему «Первые признаки весны» 73
Описание по наблюдению на тему «Весна в лесу» 82
Методика обучения сравнительному описанию 87
Сравнительное описание на тему «Клюква и брусника» 93
Методика обучения созданию текста-рассуждения 98
Создание текста-рассуждения на тему «Почему книгу называют другом?» 115
Составление текста-рассуждения на тему «Чем мне нравятся летние каникулы?» 118
Методика обучения созданию загадок 120
Мы по лесу гуляем и загадки сочиняем 131
Методика обучения созданию считалок 138
Поиграем – посчитаем 143
Методика обучения созданию потешек, небылиц и перевертышей 150
Сочиняем потешки 155
Путешествие в страну Небывалию 159
Методика обучения созданию сказок 165
Сочиняем сказку «Теремок» 183
Сочиняем познавательную сказку 189
Путешествие в мир волшебной сказки 192
Сочинение сказки по заданной ситуации и теме «Дед Мороз» 196
Сочинение сказочной истории «Моя снежинка» 201
Методика обучения созданию текста-поздравления 204
Составление поздравления имениннику «Мы идем на день рождения» 214
Методика обучения созданию объявлений 221
Составление объявления 223
Методика обучения созданию текста-приглашения 225
Вежливое приглашение 229
Методика обучения созданию информационной заметки в газету 234
Информационная заметка 240
Методика обучения созданию текста в форме репортажа с места событий 245
Мы – репортеры 250
Методика обучения созданию текстов в форме письма 253
Письмо – фотография души 262
Методика обучения созданию словарной статьи в толковом словаре 278
Словарная статья 282
Памятки для учащихся 287
Литература 293
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом