Логопедические занятия с детьми 4-5 лет
Код | 4773 |
Авторы-составители | Рыжова Н.В. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Логопедическая служба |
ISBN | 978-5-7057-3853-3, 978-5-7057-6174-6 |
Страниц | 151 |
УДК | 376.36 |
Штрихкод | 9785705738533, 9785705761746 |
Размеры (Ш x В x Т) | 197 x 285 x 7 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 215 г |
Предназначено логопедам, воспитателям, специалистам ДОО для использования в учебных целях; полезно родителям; рекомендовано студентам средних и высших педагогических учебных заведений.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Возраст 4–5 лет характеризуется возросшими способностями детей к усвоению и овладению системой родного языка. В этот период на фоне увеличения активного словаря появляется возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Внимание характеризуется возросшей устойчивостью, дети способны до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше становятся дети, тем большее влияние на их речевое развитие оказывает семейное и общественное воспитание. В этой связи большим подспорьем для логопедов, педагогов и родителей имеют специально разработанные и адаптированные под возраст детей логопедические занятия.
Предлагаемая в пособии логопедическая методика разработана с учетом требований ФГОС
к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, успешно апробирована в МДОУ детский сад комбинированного вида № 215 г. Ярославля
и построена на основе интеграции образовательных областей. Фронтальные логопедические занятия ориентированы на психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. Основной формой работы и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.
В предлагаемом пособии показана интеграция различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, продуктивной, чтения).
Главной целью деятельности учителя-логопеда являются устранение и профилактика нарушений речи у детей. Логопедические занятия позволяют расширить и обогатить лексический запас, скорректировать грамматический строй речи, развить связную речь, сформировать просодические компоненты. Занятия рекомендуется проводить 2 раза в неделю по 15–20 минут. Каждое занятие имеет определенную тему. В результате дети уточняют представления о явлениях природы, названиях диких и домашних животных и птиц, праздниках, бытовой технике, комнатных растениях, профессиях и др.
Формируя лексический запас языка у детей, важно выявить владение различными частями речи: существительными, прилагательными, глаголами и наречиями. В связи с этим приведен примерный лексический запас по каждой теме, который отражает речевые возможности детей
4–5 лет. В зависимости от того, какие существительные или прилагательные дети знают по конкретной теме, можно с легкостью подготовить их к усвоению новых категорий и понятий.
Особое внимание на занятиях уделяется воспитанию правильного звукопроизношения, обучению связной речи и формированию первоначальных навыков в овладении грамотой.
Предлагаемые авторские сказки о Веселом Язычке позволят подготовить артикуляционный аппарат к овладению правильным звукопроизношением, сформировать так называемую артикуляционную базу.
Дети 4–5 лет способны овладеть и элементами грамоты. Их знакомят с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение». Они учатся находить местоположение звука в слове, делить слова на слоги, определять количество слов в предложении.
Большая роль отводится ознакомлению с художественными произведениями известных авторов и жанрами народного творчества (загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, сказки). Предлагаемая литература для чтения и рассказывания детям позволит не только развить речь,
но и повлиять на формирование личности маленького человека.
Развитие речи невозможно без целенаправленного и систематического развития мелкой моторики. В книге представлены упражнения, способствующие развитию тонких движений пальцев руки (пальчиковые гимнастики, игры с дощечками, складывание разрезных картинок, ниткопись, работа со счетными палочками и др.).
Всего в течение учебного года предлагается провести 62 занятия.
Логопедическую работу с детьми 4–5 лет можно представить в нескольких направлениях,
в каждом из которых выделяется ряд задач.
1. Воспитание звуковой культуры речи.
1) Развивать артикуляционный аппарат:
– подвижность языка (умение делать его широким и узким, удерживать широкий язык
за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т. д.);
– достаточную подвижность губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать
в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);
– умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении.
2) Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных [Б], [П], [М], [Н], [Д], [Т], [Г], [К], [Х], [В],[Ф] и их мягких вариантов.
3) Формировать правильную артикуляцию и произношение звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц], [Ш], [Ж], [Щ’], [Ч’], [Л], [Л’], [Р], [Р’].
4) Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания; учить произносить фразы, состоящие из трех-пяти слов, без дополнительных пауз, на одном выдохе.
5) Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных; работать над плавностью речи.
6) Учить изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.
7) Отрабатывать четкость дикции и интонационную выразительность речи.
8) Продолжать работу над умеренным темпом речи.
9) Развивать фонематический слух и восприятие: учить находить и выделять определенные звуки в словах, находить сходные и разные по звучанию слова, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.
2. Формирование и совершенствование лексического состава языка. Обучение связной речи.
1) Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях.
2) Вводить в словарь слова, обозначающие качества и свойства предметов: дифференцирование частей и деталей предметов, их величины (больше, меньше, шире, уже, длиннее, толще, тоньше), цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный), формы (круглая, овальная, прямоугольная, треугольная, квадратная), материала (бумажный, металлический, железный, пластмассовый,, деревянный, стеклянный), временных отношений (утро, вечер, день, ночь, темно, светло, сегодня, завтра); учить сравнивать предметы по внешним признакам, группировать
и классифицировать (одежда летняя, зимняя; посуда столовая, чайная; транспорт наземный, воздушный и пр.); вводить слова, обозначающие пространственные отношения (слева, справа, между, около, рядом, впереди, сзади, наверху, внизу, вокруг, возле, за, в, на, у); вводить слова-антонимы (легко – тяжело, чистый – грязный, светло – темно, плохой – хороший, утро – вечер, сильный – слабый, длинный – короткий).
3) Учить употреблять существительные с обобщающим значением (осень, деревья, одежда, обувь, комнатные растения, перелетные и зимующие птицы, домашние и дикие животные, зима, квартира, мебель, кухня, посуда, бытовые приборы, семья, весна, транспорт, магазин, детский сад, дорожное движение, рыбы, насекомые, лето, грибы, луговые цветы).
4) Обобщать и расширять представления о признаках осени, зимы, весны и лета.
5) Учить сравнивать комнатные растения по форме, размеру, окраске, плотности листьев, стеблей, цветов; формировать представления об их строении (стебель, листья, цветы – над землей; корни – под землей); знакомить с функциями отдельных частей растения (корни впитывают влагу, питательные вещества, удерживают растение в земле, стебель передает влагу и питательные вещества листьям и цветам).
6) Расширять представления о разнообразии диких и домашних птиц. Учить сравнивать птиц по величине (воробей маленький, ворона большая), голосам (воробей чирикает, ворона каркает), внешним признакам (глаза, клюв, ноги, крылья) и характерным повадкам (как обнаруживают корм, как подлетают к нему, как клюют его).
Учить устанавливать связь между изменением природных условий и прилетом птиц.
7) Учить различать характерные признаки домашних и диких животных (внешний вид, повадки, приносимая ими польза людям и забота человека о них). Закрепить в речи названия диких и домашних животных и их детенышей. Конкретизировать представления детей о жизни в природных условиях диких животных некоторых видов.
8) Привлечь внимание детей к труду взрослых, его общественному значению. Дать детям представление о профессиях продавца, шофера, воспитателя, врача.
9) Учить называть некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка, пчела, паук, кузнечик), определять особенности их внешнего вида и движений (бабочка, жук имеют крылья; бабочка летает, муравей ползает, жук и летает, и ползает). Знакомить детей со звуками, характерными для насекомых (жук жужжит, кузнечик стрекочет).
10) Расширять представления о внешнем виде и поведении аквариумных рыбок (гуппи, меченосец, петушок, комета, золотая рыбка).
11) Расширять и закреплять знания детей о назначении и функциях средств передвижения; учить их замечать зависимость внешнего вида устройства машин от их назначения, группировать транспорт по среде передвижения: водный, воздушный, сухопутный (наземный и подземный), космический.
12) Знакомить детей с конкретными правилами дорожного движения, рассказывать о назначении желтого сигнала светофора, объяснять правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по переходу, при зеленом сигнале светофора. Познакомить с некоторыми дорожными знаками «Телефон», «Больница», «Дети», «Пункт питания».
13) Совершенствовать диалогическую речь: продолжать учить задавать вопросы и отвечать на них 3–5-словными предложениями, развивать умение слушать ответы товарищей. Поддерживать и развивать активную позицию ребенка в диалоге.
14) Закрепить умение строить предложения из 3–5 слов по демонстрации предмета, действия и по картинке.
15) Учить связно составлять короткие рассказы из личного опыта, выражая мысли 3–4 законченными предложениями, правильно согласуя в них слова.
16) Способствовать активизации сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
в процессе обучения связной речи и рассказыванию.
17) Продолжать учить детей пересказывать небольшие сказки и рассказы.
18) Продолжать развивать интерес и любовь к произведениям художественной литературы. Учить запоминать и выразительно читать короткие стихотворения.
3. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
1) Учить употреблять в речи имена существительные, глаголы, прилагательные в форме единственного и множественного числа.
2) Упражнять в употреблении формы множественного числа имен существительных в именительном, родительном (яблок, чашек, платьев, мячей), винительном (лисята – лисят) падеже.
3) Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже: согласование прилагательного с существительным среднего рода (зеленое одеяло – зеленого одеяла; красное яблоко; синее ведерко и т. д.), согласование существительных с количественными и порядковыми числительными (например, щенок стоит третьим).
4) Закрепить в речи умение использовать предлоги и наречия (наверху, внизу, слева, перед, сзади, над, под, за, в, напротив, между, со, с, из-под, из-за).
5) Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-, -онок, -енок, -ат, -ят-, -ок-, -ичк-.
6) Учить употреблять несклоняемые существительные (пальто, кино, радио, такси и др.).
7) Упражнять в употреблении притяжательного местоимения мой.
8) Учить употреблять в речи формы повелительного наклонения глаголов: иди, ляг, беги, спой, нарисуй, сядь и пр.
4. Подготовка к обучению грамоте.
1) Работать над слоговой структурой слова:
– упражнять в различении на слух длинных и коротких слов (мак – погремушка, кот – вело-сипед, дом – черепаха);
– учить передавать ритмический рисунок слова, определять количество слогов в слове;
– развивать умение выделять и отхлопывать ударный слог в слове;
– работать над односложными словами из закрытого слога, двусложными словами с закрытым слогом (бидон, вагон), двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце (стена, паста, аист), трехсложными словами из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны).
2) Развивать способность к звуковому анализу и синтезу:
– умение выделять и различать на слух слова с начальными ударными звуками [а], [у], [о], [и];
– упражнять в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: [ои], [ио], [ао], [оа], [уо], [оу], [иу], [уи];
– упражнять в выделении гласных и согласных звуков из ряда звуков;
– учить выделять звуки, расположенные в слове в разных позициях: первый, последний, в се-редине;
– упражнять в анализе и синтезе обратных слогов: ап, оп, уп, ип и т. д., а затем и прямых слогов: та, то, ту, ти и т. д;
– дать представления о гласном и согласном звуках, их различиях;
– учить подбирать слова на заданный согласный звук;
– продолжать знакомить со словами звук, слог, слово, буква;
– дать знания об основных законах речи:
• речь состоит из слов;
• слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами;
• слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие);
• они звучат (состоят из звуков);
• слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);
• из слов можно составлять предложения;
• звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).
5. Развитие мелкой моторики.
1) Развивать темп, ритм, точность, координированность, переключаемость мелких движений на логоритмических занятиях.
2) Развивать конструктивный праксис, выполняя задания на складывание картинок, разрезанных на 3–5 неравных частей (вдоль рисунка и поперек его), на 4 равные диагональные части.
3) Развивать тактильные ощущения: умение определять на ощупь предметы с предварительным визуальным и тактильным контролем.
4) Развивать мелкую моторику в пальчиковых играх (без предметов; с атрибутами; с предметами); работе с ниткописью (выкладывание ниткой контура предмета по предварительно проведенной линии); упражнениях с дидактическими игрушками; играх со строительным материалом, деревянными дощечками, мозаиками, застежками.
Правильно спланированная предварительная работа педагога или родителя позволит детям легко усвоить новый речевой материал. С этой целью на занятиях предлагается использовать разнообразный дидактический материал (предметные и сюжетные картинки, игрушки, муляжи, карточки, фишки и др.). На наш взгляд, широкие возможности здесь приобретает альбом по развитию речи. Данный альбом заводится на каждого ребенка и постепенно заполняется в течение учебного года различными схемами, картинками, аппликациями, рисунками и т. д. После каждого выполненного задания в альбоме взрослый вправе отметить успехи ребенка яркой наклейкой или специально подобранными изображениями. Так, если ребенок очень старался на занятии, может появиться изображение солнышка, а если что-то не очень удачно получилось – изображение тучки. Практика показывает, что данная система оценивания обычно вызывает восторг у детей и побуждает в будущем к правильному выполнению предлагаемых заданий.
Развивая речь ребенка, и логопед, и воспитатель, и родитель должны помнить, что с помощью любви, терпения и понимания можно достичь высоких результатов.
Содержание
Введение 3
Примерное содержание лексического запаса детей 4–5 лет 8
Организованная образовательная деятельность (логопедические занятия) 20
Лексическая тема «Осень. Деревья. Осенние цветы» 20
Лексическая тема «Одежда. Обувь» 23
Лексическая тема «Комнатные растения» 28
Лексическая тема «Перелетные и зимующие птицы» 31
Лексическая тема «Домашние животные» 34
Лексическая тема «Домашние животные и их детеныши» 37
Лексическая тема «Дикие животные. Подготовка к зиме» 41
Лексическая тема «Зима. Зимние заботы» 48
Лексическая тема «Квартира. Мебель» 51
Лексическая тема «Зимние забавы» 55
Лексическая тема «Новогодний праздник» 59
Лексическая тема «Животные зимой» 63
Лексическая тема «Кухня. Посуда» 67
Лексическая тема «Бытовая техника» 76
Лексическая тема «Семья» 81
Лексическая тема «Транспорт. Шофер» 85
Лексическая тема «День защитника Отечества» 89
Лексическая тема «Магазин. Продавец» 95
Лексическая тема «8 Марта. Женский день» 99
Лексическая тема «Детский сад. Логопед. Врач» 105
Лексическая тема «К нам весна шагает» 109
Лексическая тема «Встреча пернатых друзей. Скворец. Грач» 114
Лексическая тема «Дикие животные и их детеныши весной» 118
Лексическая тема «Домашние животные и их детеныши» 122
Лексическая тема «Домашние птицы» 125
Лексическая тема «Правила дорожного движения» 130
Лексическая тема «Рыбки в аквариуме» 134
Лексическая тема «Насекомые» 139
Лексическая тема «Лето. Цветы на лугу» 143
Литература 148
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом