Логопедические занятия с детьми 2-3 лет
Код | 4772 |
Авторы-составители | Рыжова Н.В. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Логопедическая служба |
ISBN | 978-5-7057-3822-9, 978-5-7057-5564-6 |
Страниц | 66 |
УДК | 376.36 |
Штрихкод | 9785705738229, 9785705755646 |
Размеры (Ш x В x Т) | 197 x 285 x 3 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, скрепка |
Вес | 105 г |
с окружающим миром с учетом положений ФГОС ДО по всем лексическим темам содержания программы: "Моя семья", "Зоопарк", "Вкусные овощи", "Игрушки", "Мебель", "Дом", "Встречаем Новый год", "Дикие животные", "Цветы", "Лесные и городские птицы" и др.
Интересная методика подачи речевого материала позволит активизировать и расширить лексический запас, развить грамматический строй речи, выработать отчетливое и правильное произношение звуков родного языка, развить артикуляционный аппарат, улучшить подвижность
и координацию пальцев рук. Предлагаемые авторские артикуляционные гимнастики помогут
в игровой форме предупредить возникновение задержки речи.
Рекомендовано логопедам, воспитателям ДОО, центров развития детей для использования
в учебных целях; полезно родителям, заинтересованным в профилактике и преодолении задержки речевого развития у своего ребенка.
Подробное описание
Введение
Известно, что в настоящее время увеличивается количество детей, имеющих задержку речевого развития. В качестве причин данного нарушения речи можно назвать наследственную предрасположенность, двуязычие в семье, различные заболевания, травмы, инфекции в перинатальном (внутриутробном), натальном или раннем неонатальном периодах развития ребенка, педагогическая запущенность и другие. В результате остро встает проблема развития навыков общения, выбора таких логопедических технологий, которые позволили бы не только предупредить, но и преодолеть задержку речевого развития у детей дошкольного возраста. использование активизирующих бесед, игр и упражнений делает процесс логопедического воздействия для ребенка незаметным и приводит к достижению нужных результатов: активизации, расширению, обогащению лексического запаса, развитию грамматического строя речи, формированию правильного произношения звуков родного языка, первоначальных навыков в овладении связной речи. важно подчеркнуть, что в качестве основной задачи выступает развитие у детей навыков общения.
Предлагаемые в пособии логопедические игры и упражнения разработаны с учетом требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и успешно апробированы в МДОУ детский сад комбинированного вида № 215 г. Ярославля. Основной линией развития ребенка выступила реализация познавательно-речевого направления, а в качестве образовательных областей – «Речевое развитие» и «Познавательное развитие». Научно-теоретической базой представленного материала выступают основные положения ряда образовательных программ и методик: инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой (2019); Н. В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (2014); Е. Краузе «Логопедия» (2013); «Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников» под ред. О. С. Ушаковой (2014), методики развития речи детей дошкольного возраста (А. М. Бородич, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, Л. П. Федоренко).
В области «Речевое развитие» можно выделить ряд направлений и соответствующих задач:
1. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия (формирование внимания к неречевым звукам, умений узнавать и различать неречевые звуки, подражать голосам птиц и животных; воспитание слухового внимания при слушании тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи; воспитание слухового внимания и восприятия, чувства ритма в играх и упражнениях с музыкальными игрушками; развитие зрительного внимания и восприятия, умения различать контрастные по размеру и цвету игрушки, предметы; развитие внимания к ритмической основе слова; воспитание умения вслушиваться в речь взрослого).
2. Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков (формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков [у], [а], [о], [и]; развитие речевого подражания; развитие длительного речевого выдоха в течение двух-трех секунд на материале гласных и их сочетаний; развитие силы, высоты, темпа, ритма голоса на материале звукоподражаний; развитие певческого голоса на материале гласных звуков и их слияний; формирование правильного звукопроизношения; развитие дифференциации носового вдоха и ротового выдоха, речевого дыхания; развитие артикуляционного аппарата).
3. Формирование и совершенствование словаря детей (на основе занятий по лексическим темам: «Золотая осень», «Вкусные овощи», «Игрушки», «Мои любимые фрукты», «Дом», «Туалет-ные принадлежности», «Зимние забавы», «Встречаем Новый год», «Продукты питания», «Дикие животные», «В лесу», «Обитатели морских глубин», «Ягоды», «Мой детский сад», «Птичий двор», «Сказка к нам приходит в дом», «Мое тело», «Моя семья», «Цветы», «В зоопарке», «Мебель», «Обувь»).
3.1. Развитие импрессивной речи (формирование умений вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции; совершенствование навыка понимания речи; расширение пассивного словаря; закрепление понимания слов, обозначающих простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов; обучение пониманию простых вопросов по сюжетным и предметным картинкам, вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой; обучение соотнесению предметов и действий с их словесным обозначением; обучение выполнению одно- и двухступенчатых инструкций).
3.2. Развитие экспрессивной речи (преодоление речевого негативизма; формирование речи как средства общения; воспитание потребности в речевом общении; активизация использования в речи обобщающих слов по лексическим темам; развитие словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий по изучаемым лексическим темам; введение в активную речь предлогов на, в, к, ко, около, под; обучение повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребенку людей, коротких стихотворений; обучение умениям образовывать притяжательные прилагательные (бабушкины, дедушкины, мамины, папины), отгадывать загадки).
4. Формирование и совершенствование грамматического строя речи (обучение умению понимать заданные вопросы и отвечать на них (Где? Кто это? Что это? У кого? К кому? Какой? Какая? Кого или чего нет? Для чего? Что делать? Сколько? Чьи? Как?), формирование умений понимать и употреблять предлоги в, у, на, под, около, к, ко в простейших предложениях; обучение правильному построению двух-, трехсловных предложений, умениям образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-ат-, -ят-; -еньк-, -оньк-, -иньк-; -к-; -чик-; -ечк-; -ок-), формы И. п., Р. п. и В. п. ед. ч. и мн. ч. существительных и прилагательных, глаголы единственного и множественного числа, настоящего и будущего времени, повелительного наклонения (иди, сядь, ешь и др.), согласовывать слова один, много с существительными, считать до 5, употреблять наречия вверху, внизу, рядом).
Область «Познавательное развитие» реализуется через решение таких задач, как расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира, сенсорное развитие, развитие продуктивной (конструктивной) деятельности за счет активизации мелкой мышц с помощью точечного массажа, пальчиковой гимнастики, рисования кривых, диагональных линий, собирания разрезных картинок.
В логопедических играх и упражнениях широко используется разнообразный дидактический языковой материал (стихотворения, потешки, загадки, сказки и др.), методы и приемы обучения, которые опираются на основные лингводидактические принципы (принцип развития артикуляционной моторики и «чувства языка», принцип понимания языковых значений и одновременного развития лексико-грамматических навыков).
Основными методами обучения речи детей, имеющих задержку речевого развития, являются метод имитации и метод беседы. Метод имитации заключается в том, что взрослый старается говорить более отчетливо, ясно, громко, выразительно, а ребенок слушает и повторяет. Этот метод используется, например, в ситуациях, когда взрослый задает ребенку наводящие вопросы по ходу чтения сказки или рассматривания картины: «Какая лиса? Хитрая? Рыжая?», «Как кричит ворона? Кар-кар?». Ребенок, отвечая, повторяет то, что подсказал в своем вопросе взрослый: «Хитрая. Рыжая», «Кар-кар». За счет подобных действий у ребенка с задержкой речевого развития активизируется и обогащается лексический запас языка. Взрослый должен стараться называть не только предмет, животное, птицу, но и их характерные особенности, повадки, издаваемые звуки. Метод беседы состоит в том, что взрослый спрашивает, а ребенок отвечает. Если при использовании метода имитации взрослый и ребенок говорят одно и то же, то в ходе беседы они говорят разное. Данный метод предполагает обязательную опору на предметные и сюжетные картинки, иллюстрации к известным сказкам, наблюдение за животными, птицами или растениями.
При проведении логопедических игр и упражнений, направленных на преодоление задержки речевого развития, взрослый должен предъявлять высокие требования к собственной речи, так как общеизвестно, что ребенок с легкостью повторяет и неправильно произнесенные слова. Назовем ряд некоторых требований к речи взрослого (по И. В. Колосовой). речь взрослого должна быть достаточно правильной, то есть основываться на знании орфоэпических норм (правил литературного произношения), а также норм образования и изменения слов. С целью развития у детей навыков точности словоупотребления особое внимание взрослому необходимо обратить на смысловую сторону своей речи. Не стоит забывать и о том, что в дошкольном возрасте начинают закладываться представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи, поэтому речь взрослого должна быть достаточно логичной. Следует полностью исключить из собственной речи слова-паразиты, диалектные и жаргонные слова. Еще одним из требований к речи взрослого является выразительность, которая стимулирует развитие у ребенка способности к эмпатии, сопереживанию, сочувствию к человеку или какому-либо другому живому существу. В речи взрослого должны употребляться различные языковые единицы (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
каждое логопедическое упражнение проводится в течение на 5–8 минут, что позволяет ребенку, не отвлекаясь, максимально усвоить речевой материал. Одна лексическая тема должна быть отработана в течение недели. Учитывая тот факт, что у детей с задержкой речевого развития, как правило, отмечаются недоразвитие внимания и мелкой моторики, гиперактивность, рекомендуется проводить только одно упражнение или игру в день. это будет способствовать более качественной проработке языкового материала при минимальной затрате сил как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого. Для того чтобы ребенок не переутомлялся, был спокоен и сосредоточен во время выполнения заданий, логопедическую беседу рекомендуется проводить в тихой, непринужденной обстановке утром или вечером. Если ребенок всё же устал, то рекомендуется отложить выполнение задания на некоторое время и переключиться на другой вид деятельности, например: игра с игрушками, уборка квартиры, прогулка, просмотры мультфильмов, слушание музыки, рисование.
Для выполнения логопедических упражнений ребенку потребуются фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски, цветная бумага, ножницы, клей и пластилин.
Надеемся, что пособие станет хорошим помощником в процессе развития речи у ребенка младшего дошкольного возраста.
Содержание
Введение 3
Организованная образовательная деятельность 6
Лексическая тема «Золотая осень» 6
Лексическая тема «Вкусные овощи» 8
Лексическая тема «В лесу» 11
Лексическая тема «Мои любимые фрукты» 15
Лексическая тема «Моя семья» 17
Лексическая тема «Дикие животные» 19
Лексическая тема «В зоопарке» 22
Лексическая тема «Лесные и городские птицы» 25
Лексическая тема «Игрушки» 28
Лексическая тема «Встречаем Новый год» 30
Лексическая тема «Зимние забавы» 33
Лексическая тема «Дом» 36
Лексическая тема «Сказка к нам приходит в дом...» 38
Лексическая тема «Мебель» 40
Лексическая тема «Моя посуда» 43
Лексическая тема «Обувь» 45
Лексическая тема «Продукты питания» 47
Лексическая тема «Мое тело» 49
Лексическая тема «Туалетные принадлежности» 52
Лексическая тема «Птичий двор» 54
Лексическая тема «Обитатели морских глубин» 56
Лексическая тема «Цветы» 59
Лексическая тема «Ягоды» 62
Литература 65
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом