Аудит личностных качеств и профессиональных компетенций педагога ДОО: диагностический журнал

Есть на складе
186 руб.
-10%
167,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код 4708
Авторы-составители Афонькина Ю. А. и др.
Издательство Учитель, 2014
Серия Образовательный мониторинг
ISBN 978-5-7057-3795-6
Страниц 93
УДК 373
Штрихкод 9785705737956
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 4 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 140 г
Представлены материалы, позволяющие провести кадровый аудит, систематизировать работу по изучению профессионально важных качеств эффективной образовательной деятельности, проанализировать факторы успехов и недостатков с целью повыше-ния уровня квалификации педагогического коллектива.
Журнал содержит адаптированные варианты апробированных методик, результаты использования которых помогут руководителю создать в ДОО условия для профессионального развития педагогов в свете обсуждения концепции и содержания профессионального стандарта педагога и выполнения ФГОС ДО, понять причины возникающих затруднений. Предложены сводные таблицы балльной (уровневой) оценки показателей, полученных в ходе диагностических процедур.
Предназначено руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) определяет приоритеты развития образования, ключевой фигурой которых является педагог, как профессионал нового поколения. Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетентности работников образования. Необходимо обеспечить готовность педагога к решению новых образовательных и социокультурных задач и задач мировоззренческого и личностного характера.

В проекте Профессионального стандарта педагога определены характеристики деятельности успешного профессионала, а именно готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений.

В то же время в современной практике ДОО становятся распространенными такие проблемы, как: снижение мотивации профессиональной деятельности педагогов в целом и профессиональных достижений в частности; деформация соотношения личных и социальных потребностей работника, реализуемых в сфере профессиональной деятельности; повышенная конфликтность в организации; низкий уровень социальной, профессиональной и личностной адаптированности персонала; низкая стрессоустойчивость работников; высокий уровень тревожности и пессимистический социально-психологический климат в образовательном учреждении. Как показало исследование Л. А. Петренко, наряду с позитивными, у современных педагогов проявляются негативные тенденции в состоянии профессионализма, что определяет их неготовность к профессиональной деятельности в условиях развития образования. Широкое распространение в педагогической среде получил синдром профессионального выгорания. У многих педагогов проявляется нежелание включаться в инновационные процессы.

Сегодня необходимо соотнести задачи развития образования с представлением о личностных качествах  педагога, изменив традиционный взгляд. Только при этом условии будут развиваться  и реализовываться на практике профессиональные компетенции педагога XXI века.

В контексте современных требований к профессиональной деятельности, отраженных в проекте профессионального стандарта педагога, система личностных качеств педагога и профессиональных компетенций может быть представлена следующим модулем.

Модуль личностных качеств и профессиональных компетенций
современного педагога

Требование
профессионального
стандарта

Качество личности
педагога-профессионала

Содержание качества
личности педагога-профессионала

1

2

3

Готовность
к переменам

Профессиональная
стрессоустойчивость

Способность противостоять стрессовым факторам, характерным для педагогической профессии и во многом обусловленным ее спецификой, возможность восстанавливать равновесие со средой в ситуации действия психологических угроз, вызывающих стресс

Мобильность

Профессиональная
мобильность

Готовность и способность педагога действовать в изменяющихся условиях, целесообразно преобразуя наработанные алгоритмы профессиональной деятельности. Это гибкость профессионального поведения, отсутствие стереотипов в осуществлении своей профессии

Профессиональная
коммуникативность

Эффективное использование педагогом коммуникативной составляющей своей деятельности для решения образовательных задач. Коммуникативность предполагает легкость установления контактов с другими людьми и поддержания с ними продуктивных взаимоотношений.

Интегративным показателем профессиональной коммуникативности является стиль общения, характерный для педагога, составляющими которого выступают приемы взаимодействия с субъектами образовательных отношений, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий, в характерных формах организации деятельности детей и общения с ними.

Культуру взаимоотношений педагога с детьми обусловливает уровень сформированности педагогического такта

Профессиональная
надежность

Способность действовать в условиях помех, которым можно отнести как внешние, так и внутренние препятствия, возникающие в профессиональной деятельности педагога,  при этом сохраняя высокое качество достижений, с одной стороны, и целостность, гармоничность своего внутреннего мира – с другой. К данному качеству относится также своеобразная «экономичность» в использовании педагогом своих ресурсов для осуществления профессиональной деятельности. Когда у педагога возникает ощущение того, что достижение результата стоит усилий, что он достиг его трудным путем, уместно говорить о низкой профессиональной надежности

Способность
к нестандартным трудовым
действиям

Профессиональная
рефлексия

Умение анализировать и прогнозировать собственную профессиональную деятельность, а также способность осознавать и анализировать свое профессиональное поведение, успехи и неудачи в профессии, свои чувства и мысли, которые возникают по поводу выполнения профессиональных функций.

Для эффективной образовательной деятельности необходимо уметь анализировать причины успехов и недостатков в ней с целью систематического повышения уровня своего профессионального мастерства. Анализируя свои отношения с детьми, педагог-мастер выявляет и исправляет погрешности в общении, стремится не допускать их в дальнейшем

Профессиональная
толерантность

Способность понимать и принимать разнообразие,
в основе чего находится способность педагога понимать чувства ребенка и сопереживать ему, что позволяет проникнуть в побудительные причины поведения ребенка, то есть эмпатия. Эмпатия – это способность правильно воспринимать и понимать чувства другого человека, сопереживать ему. Она способствует налаживанию межличностных отношений, что является,
в свою очередь, условием достижения качества педагогической деятельности

Профессиональная
креативность

Способность к созданию новых аспектов педагогической практики на методическом и коммуникативном уровне. Креативность предполагает чувствительность к проблемам, к недостаточности имеющихся знаний, четкость в формулировке проблем, выдвижение множества гипотез, поиск нестандартных решений, получение нового оригинального результата. Она основана как на творческом мышлении, так и на вышеназванных качествах педагога, которые создают личностные основания для профессионального творчества и творческого саморазвития профессионала

Ответственность
и самостоятельность в принятии решения

Профессиональная
ответственность
за образовательный процесс
и его результат

Способность объективно понимать меру своего профессионального и личного влияния на образовательный процесс, уметь управлять им, в частности, понимать реальную меру воздействия на события профессиональной деятельности, эпизоды педагогического общения


Профессиональный
оптимизм

позитивное отношение к достижению высоких результатов в образовательной практике как самим педагогом, так и детьми, которое определяет поиск оптимальных путей достижения результатов, решительность в осуществлении поставленных задач, уравновешенность в процессе достижения результатов


На изучение профессионально-личностных качеств и профессиональных компетенций педагогов ДОО и направлены методики, представленные в диагностическом журнале. В журнал включены адаптированные варианты апробированных методик, доказавших свою информативность. Методики представляют разные методы психологического исследования, основные – опросные методы и метод наблюдения.

Полученные в ходе использования методик результаты создадут ориентиры для организации в ДОО профессионального развития педагогов, повышения их квалификации, помогая понять причины профессиональных затруднений, сущность профессиональных ожиданий каждого сотрудника.

Методики проводятся педагогом-психологом на основе добровольного согласия педагогов ДОО. Результаты изучения профессионально важных качеств конкретного педагога являются конфиденциальными и составляют основу для оказания ему психологической помощи по запросу. Основой для управленческих решений в ДОО являются обобщенные результаты, представленные педагогом-психологом руководителю и заместителю  руководителя ДОО. При этом целесообразно их дифференцировать по стажу работы педагогов: 1–2 года, до 5 лет, 5–15 лет, более 15 лет, что позволит также дифференцировать управленческую и методическую деятельность в детском саду. Для каждой методики разработаны сводные таблицы балльной или уровневой (в зависимости от «ключа» методики) оценки показателей, полученных в результате диагностики.

Предложенные в диагностическом журнале методики могут быть использованы для решения разных задач. Представлены разные варианты методик, направленных на изучение показателей, имеющих многообразие проявлений, в частности стиля общения, поведения в конфликтной ситуации, переживания стресса. Педагог-психолог, анализируя конкретную ситуацию, выбирает ту методику, которая будет наиболее информативной.

Содержание

Введение    3

Диагностика профессионально важных качеств личности    6

Методика изучения профессиональной направленности личности    6

Методика изучения ценностных ориентаций личности    7

Методика изучения мотивации одобрения     9

Методика изучения творческого мышления    10

Исследование уровня эмпатийных тенденций    12

Методика самооценки эмпатии    15

Методика изучения самоанализа педагогической деятельности    16

Методика изучения самооценки    18

методика самооценки профессиональной культуры    19

Методика изучения характера общения педагога с детьми в разных образовательных ситуациях    21

Методика изучения уровня общительности    22

Методика изучения педагогического такта    23

Методика изучения стиля общения    25

Методика изучения стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса    28

Методика изучения способов реагирования в конфликте    33

Методика определения стиля поведения педагогов при разрешении детских конфликтов    36

Методика изучения агрессивности    38

Изучение состояния агрессии    40

Изучение проявления тревоги    43

Изучение самооценки тревожности    45

Методика изучения решительности    47

Методика изучения коммуникативного самоконтроля    48

Методика изучения стрессоустойчивости    49

Методика изучения профессионального стресса    50

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания    53

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности    60

Методика диагностики социально-психологической адаптации    62

Психологический практикум    66

Литература    91

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос