Русский язык. 11 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. Базовый уровень

Есть на складе
547 руб.
-13%
477,53 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 5742е
Авторы-составители Цветкова Г. В.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС. Планирование учебной деятельности
ISBN 978-5-7057-5611-7
Страниц 267
УДК 372.016:811.161.1*11
Штрихкод 9785705756117
Размеры (Ш x В x Т) 203 x 285 x 12 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 374 г
В пособии представлены рабочая программа и технологические карты уроков по русскому языку для 11 класса, разработанные в соответствии с основными положениями ФГОС СОО и ориентированные на работу по учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой (М.: Просвещение, 2019).
Программа содержит развернутое календарно-тематическое планирование системы уроков. В картах уроков обозначены предметные и личностные результаты, метапредметные УУД; сформулированы педагогические цели; предложены традиционные и инновационные формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, позволяющие осуществлять регулятивно-оценочные функции, находить пути решения учебно-практических задач.
Предназначено учителям русского языка и литературы, руководителям методических объединений ОО; рекомендовано студентам педагогических вузов.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Среднее общее образование – завершающий уровень общего образования, в организации которого необходимо учитывать документы:

· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;

· Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (1011 кл.) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413), где прописаны результаты изучения предмета (предметная область «Филология, Русский язык, Родной язык») и освоения основной образовательной программы среднего общего образования – личностные, метапредметные, предметные;

· примерную основную образовательную программу среднего общего образования, отражающую цели обучения и требования к уровню подготовки выпускников.

Учитель русского языка, разрабатывая рабочую программу, продумывая мониторинг обученности в текущем году, должен брать за основу примерные программы по русскому языку, что определяется статьей 14 (Общие требования к содержанию образования) закона «Об образовании в Российской Федерации», п. 5: «…Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами…».

Требования к результатам среднего общего образования, представленные в Федеральном государственном стандарте среднего общего образования (методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход), и Примерная программа среднего общего образования по предмету «Русский язык» стали ориентиром для данного методического пособия.

В соответствии со структурой Примерной программы по учебному предмету, определенной ФГОС, и письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» настоящая рабочая программа включает:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

По авторитетному мнению методиста учебно-методического центра факультета гуманитарного образования ЛОИРО В. Ю. Попковой, «особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

Уровень развития УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности обучающихся. Это определило необходимость выделить в примерных программах не только содержание знаний, но и содержание видов деятельности, которое включает конкретные УУД, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, социального и учебно-исследовательского проектирования».

С учетом рекомендаций к примерному тематическому планированию и в связи с тем, что в современных условиях «авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, расширению объема (детализации) содержания, а также определению путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся», в тематическое планирование данной рабочей программы включен раздел «Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)», где представлено не только содержание знаний (графа «Предметные результаты образовательной деятельности»), но и содержание видов деятельности конкретные УУД, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, социального и учебно-исследовательского проектирования (графа «Метапредметные универсальные учебные действия»).

В соответствии с реализуемой ФГОС деятельностной парадигмой образования выделен круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя) и ближайшей перспективы их развития (планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета – углубленный уровень). Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития ребенка. Той же цели подчинено выделение, по технологии организации образовательного пространства учебного года, трех фаз, соответствующих этапам разворачивания учебной деятельности в классе: фазы совместного проектирования и планирования задач учебного года; фазы постановки и решения учебных задач года; рефлексивной фазы учебного года, завершающейся подготовкой и демонстрацией личных достижений обучающихся за год.

Оценка достижения планируемых результатов на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся (опорный учебный материал), ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся (продвинутый уровень), – с помощью заданий углубленного уровня (графа «Формы диагностики и контроля индивидуальных учебных достижений обучающихся, подлежащих оценке в ходе аттестации»). Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов продвинутого уровня, могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения – предоставить обучающимся возможность продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым) уровнем достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся.

Рабочая программа, предложенная в данном пособии, рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10–11 классов общеобразовательных организаций (авт. А. И. Власенков и др.). Рабочая программа рассчитана на творческое использование учителем, на применение вариативной методики формирования и развития универсальных учебных действий с учетом конкретных условий работы школы, класса, каждого ученика.

В ходе реализации Федерального государственного образовательного стандарта каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися планируемых личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов, сформулированных в виде формируемых способов деятельности.

Очевидно, что это порождает ряд требований как к содержанию, так и к форме организации образовательного процесса. Особенно актуальным для педагога становится умение планировать и строить урок таким образом, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения с учетом необходимости реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов. Эта необходимость и обусловила интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт, предоставляющих возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования. Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств и понимается как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые необходимо опираться при конструировании технологической карты урока:

– в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

– должны быть указаны операции, их составные части;

– в структуре технологической карты урока должны быть зафиксированы не только виды де-ятельности учителя и обучающихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты.

Примерная форма технологической карты урока также представлена в упомянутой выше статье И. М. Логвиновой, Г. Л. Копотевой «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС», однако унифицированной, устоявшейся формы подобного документа пока не существует.

В соответствии с современными тенденциями проектирования технологических карт урока в структуре этой современной формы планирования педагогического взаимодействия  необходимо предусмотреть возможность: тщательного планирования каждого этапа деятельности; максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящихк намеченному результату; координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

Предлагаемая в пособии технологическая карта урока поможет организовать учебный процесс в соответствии с данными требованиями. Она может стать основой для работы педагога по развитию у обучающихся универсальных учебных действий.

На основе открытых электронных источников информации было проанализировано достаточно большое количество разработанных учителями-практиками качественных сценариев уроков русского языка в 11 классе, часть материалов способствовала конструированию представленных вниманию читателя технологических карт уроков, реализующих цели развития у обучающихся универсальных учебных действий. Большое внимание уделяется формам работ, способствующим формированию навыков исследовательской деятельности старшеклассников, развитию умений работать с информацией, становлению коммуникативной компетенции. Материал, составляющий содержательную основу технологической карты урока, избыточен, что дает возможность учителю, используя свое мастерство, опыт, знания, самостоятельно конструировать уроки, прибегая к различным вариантам организации учебной деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей класса и технической оснащенностью кабинета русского языка.

Составитель пособия выражает благодарность за помощь в подготовке данной публикации творческим педагогам, а также информационным порталам для работников образования УРОКИ.НЕТ, ЗАВУЧ.ИНФО, ИнтерГУ.ру, ПроШколу.ру; Педагогическому клубу «Первое сентября»; профессиональным педагогическим социальным сетям: «Наша сеть» (nsportal.ru), «Открытый класс» (www. openclass.ru), созданным в помощь учителю.

Содержание

Введение    3

Рабочая программа    6

Пояснительная записка    6

Примерное тематическое планирование учебного курса    15

Технологические карты уроков    49

Урок 1. Обобщающее повторение синтаксиса    49

Урок 2. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонацион-ное богатство русской речи    52

Урок 3. Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Факультативные и альтернативные знаки препинания    57

Урок 4. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи    65

Урок 5. Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложе-ния с прямой речью    72

Урок 6. Контрольный диктант. Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками    90

Урок 7. Особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности    95

Урок 8. Очерк    99

Урок 9. Эссе    105

Урок 10. Устное выступление    114

Уроки 11–12. Дискуссия    121

Урок 13. Общая характеристика художественного стиля    129

Урок 14. Язык как первоэлемент художественной литературы    133

Уроки 15–16. Виды тропов и стилистических фигур    137

Урок 17. Анализ художественного текста лирического произведения    146

Урок 18. Индивидуально-языковой стиль писателя: своеобразие лексики, синтаксиса, ритмов, интонаций    149

Уроки 19–20. Нормы современного русского литературного языка    153

Урок 21. Выдающиеся ученые-русисты    157

Урок 22. Сжатое изложение текста публицистического характера    163

Урок 23. Двусоставные предложения. Тире между подлежащими и сказуемыми. Односостав-ные предложения. Тире в неполном предложении    168

Урок 24. Знаки препинания в предложениях с однородными членами    175

Урок 25. Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом    183

Урок 26. Особенности предложений с вводными словами    191

Урок 27. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями    197

Уроки 28–29. Употребление знаков препинания между частями ССП и СПП    200

Урок 30. Сложные предложения с разными видами связи    206

Урок 31. Связный текст    210

Урок 32. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат    216

Урок 33. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста    220

Урок 34. Контрольный диктант. Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошиб-ками    229

Приложения    234

Приложение 1. Лист обратной связи    234

Приложение 2. Орфоэпический минимум, подлежащий проверке на ЕГЭ по русскому языку    234

Приложение 3. Словарь паронимов    236

Приложение 4. Грамматические нормы русского языка    243

Приложение 5. Грамматические нормы русского языка    258

Приложение 6. Лист учета ошибок для самообразовательной работы ученика 11 класса    260

Литература    264

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Ольга Красильникова
27 августа 2019 (10:29)
Объемный и кропотливый труд, содержательное пособие, четкость изложения и системный подход к предмету - вот что особенно хотелось бы отметить в очередной работе уже хорошо мне известного автора многих пособий Цветковой Г. В.  И эти техкарты оправдали мои ожидания, просто бери и работай!

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.