Сочинения. Русский язык и литература. 9-11 классы: Формулировки проблем. Анализ художественных произведений. Подготовка к урокам и экзаменам
Код | 2960ц |
Составители | Жаравина Л. В., Гринин А. Е., Сиденко Н. В. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | В помощь преподавателю |
ISBN | 978-5-7057-5328-4, 978-5-7057-6263-7 |
Страниц | 288 |
УДК | 373.167.1 |
Штрихкод | 9785705753284, 9785705762637 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 210 x 13 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 209 г |
Издание адресовано обучающимся, полезно учителям и репетиторам для использования в учебных целях.
Подробное описание
ПРЕДИСЛОВИЕ
Никто из нас не может утверждать, что в совершенстве владеет родным языком. Хорошо говорить и правильно писать – это не одно и то же.
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, − для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», – писал К. Г. Паустовский. Но порой поиск нужного слова заставляет нас серьезно задуматься, и далеко не всегда удается абсолютно четко сформулировать нужную мысль. Обучение школьников устной и письменной речи – одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами. В процессе ее реализации используются различные формы и методы работы.
Давно ушли в прошлое обычные пересказы текстов на уроках литературы, появилось много интересных видов творческих работ, существенно изменились требования к написанию сочинений, составлению рефератов, устных и письменных сообщений. Итоговая проверка знаний выпускников основной и средней школы по литературе проводится в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Умение проанализировать текст, выделить в произведении основные проблемы, объяснить его сюжетно-композиционную структуру, средства изображения характеров персонажей – вот далеко
не полный перечень того, что, помимо высокого уровня грамотности и владения письменным литературным языком, нужно показать на экзамене.
Организация деятельности на уроке, а также самостоятельная работа по предмету невозможна без привлечения большого количества дополнительной литературы или интернет-источников. Наше пособие ценно тем, что при его составлении авторам удалось успешно решить задачу: минимум объема и максимум полезности. Они не дают методических рекомендаций, как готовиться к экзаменам (все это можно найти в других книгах нашего издательства), а предлагают практический материал.
Вы найдете в сборнике различные виды замечательных сочинений с детальным анализом творчества писателей, формулировки проблем, которые затрагиваются в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы. Предлагаемые формулировки проблем помогут на этапе подготовки к написанию сочинения: выделить их в произведении, сосредоточиться на выборе одной из них, рассмотреть ее решение в сюжетной линии и содержании текста,
а уже на этой основе будет легко создать и свое повествование, построить рассуждение, подобрать верные для раскрытия проблемы, описываемые автором факты. Готовыми сформулированными проблемами вы можете воспользоваться при выполнении творческого задания на ЕГЭ по русскому языку.
Хорошим подспорьем в подготовке к экзамену по литературе послужат материалы по творчеству русских и российских поэтов. Включая их в книгу, авторы пособия руководствовались тем, что школьники зачастую испытывают затруднения при разборе лирических произведений.
Помещены в сборнике и обзоры книг известных российских писателей, поднимающих в своих произведениях важные проблемы современности (последние пять сочинений).
Представленные в пособии материалы помогут повысить уровень знаний по литературе и подготовиться к выпускным экзаменам.
Желаем успеха!
Содержание
Предисловие 3
«Слово о полку Игореве» – выдающийся памятник древнерусской литературы. Основные идеи и образы 5
Патриотический пафос древнерусской литературы (по «Слову о полку Игореве») 8
Особенности композиции и художественные образы «Слова о полку Игореве» 10
Прославление родины, нации и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова 13
Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» 16
Тема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». (О чем написал и не написал автор) 18
Обличение несправедливой власти в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева 21
Социальное и общечеловеческое в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» 23
«Век нынешний» и «век минувший» в комедии Грибоедова «Горе от ума» 25
Москва в изображении А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина (по комедии «Горе от ума» и VII главе романа в стихах «Евге-ний Онегин») 28
«Мильон терзаний» Чацкого. Его поражение и победа в борьбес миром Фамусова 32
Почему мне нравится Чацкий? 34
Лирический герой поэзии А. С. Пушкина 37
Мотивы дружбы в лирике А. С. Пушкина 40
Образ поэта в стихотворениях Г. Р. Державина «Памятник» и А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» 43
Вольнолюбивая лирика Пушкина 44
Лирика Пушкина в моем восприятии 47
Автор и его герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 49
Взаимоотношения главного героя и общества в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 51
«Свет пустой» в изображении А. С. Пушкина (по роману «Евгений Онегин») 54
«Татьяны милый идеал...» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») 56
Моя любимая героиня (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин) 59
Основные мотивы лирики Лермонтова 61
«Из пламя и света рожденное слово». (Лирика Лермонтова в моем восприятии) 64
Патриотические мотивы лирики М. Ю. Лермонтова 67
Жизнь и судьба Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») 69
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – роман о трагедии незаурядной личности 72
Живая Русь в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» 75
Две России в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» 78
Поместное дворянство в изображении Н. В. Гоголя (по поэме «Мертвые души») 82
В чем особенности жанра и композиции поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»? 84
В чем смысл названия поэмы Гоголя «Мертвые души»? 87
Грустное и смешное в ранних произведениях Н. В. Гоголя 89
Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» 91
Значение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза» 94
Художественные функции пейзажа в пьесе А. Н. Островского «Гроза» 96
Общественная борьба 60-х годов XIX века и ее отражение на страницах романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» 99
Взгляды и идеалы Базарова с точки зрения современного человека (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») 102
Конфликт «отцов» и «детей» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 105
«Новые люди» в произведениях И. С. Тургенева (по романам «Рудин» и «Отцы и дети») 108
Философская лирика Ф. И. Тютчева 111
Русская природа в поэзии Ф. И. Тютчева 114
Мои любимые стихи Ф. И. Тютчева 117
Русская природа в изображении А. Фета 120
Мои любимые стихи А. Фета 122
Обломов, обломовцы, «обломовщина» (по роману И. А. Гончарова «Обломов») 124
Характер и судьба человека (по роману И. А. Гончарова «Обломов») 127
Эволюция главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов» 130
«Он проповедует любовь высоким словом отрицанья». (Лирический герой поэзии Н. А. Некрасова) 133
Тема поэта и поэзии в творчестве Н. А. Некрасова 136
Тема России в поэзии Н. А. Некрасова 139
Мастерство поэта в изображении народной жизни (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») 142
Народные заступники в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 145
Гротеск как художественный прием в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» 148
Особенности сатирического изображения действительности в «Сказках» М. Е. Салтыкова-Щедрина 151
Исторические взгляды Л. Н. Толстого и их отражение в романе «Война и мир» 154
«Война и мир» Л. Н. Толстого – роман-эпопея о русской жизни 157
Мой любимый герой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 159
Отечественная война 1812 года как война народная (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») 162
Семья как высшая нравственная ценность в изображении Л. Н. Толстого (по роману «Война и мир») 165
Нравственные искания главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» 168
Женские образы в романе Льва Толстого «Война и мир» 170
«Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Образ Кутузова и роль личности в истории 174
«Униженные и оскорбленные» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 177
Евангельские мотивы и их роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 180
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 183
В чем смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Преступ-ление и наказание» 186
Русский национальный характер в рассказе Н. С. Лескова «Левша» 188
Русский характер в повести Н. С Лескова «Очарованный странник» 189
Контуры чеховского рассказа: проблематика, художественное своеобразие 192
Тема любви в рассказах А. П. Чехова 195
Над чем смеется и о чем грустит в своих рассказах А. П. Чехов 198
Изображение дворянства в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» 200
Герои ранних рассказов М. Горького 204
Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне» 207
Некрасовская традиция в творчестве А. Блока 210
Революция в поэме А. Блока «Двенадцать» 212
Мои любимые стихи Александра Блока 216
«Любовь – это сердце всего» 218
Природа в стихах Сергея Есенина 222
Мой любимый поэт 224
Мои любимые стихи Сергея Есенина 227
Поэты «серебряного века» 230
Основные темы, идеи лирики М. И. Цветаевой 233
«Мне на плечи кидается век-волкодав...» (о творчестве О. Мандельштама) 237
Трагедия казачества в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» 240
Изображение Гражданской войны в романе М. Булгакова «Белая гвардия» 244
«Рукописи не горят» (о романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита») 247
«Петь привыкший на войне...» (Основной мотив лирики А. Т. Твардовского) 250
Мотив памяти в лирике А. Твардовского 253
Тема поэта и поэзии в лирике Б. Пастернака 255
Размышления над романом Б. Пастернака «Доктор Живаго» 259
Человек и тоталитарная система (по рассказу А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича») 262
Проблема нравственного выбора в современной литературе 265
Нравственная сила добра (по произведениям В. Шукшина) 267
Нравственные истоки подвига (на примере одного или несколь-ких произведений о Великой Отечественной войне) 270
Тема Великой Отечественной войны в прозе двадщатого века 272
Природа – не храм? (Человек и природа в книге Виктора Астафьева «Царь-рыба») 277
Проблема свободы в произведениях современной прозы 280
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом