Семинары-практикумы для ДОО
Код | 885м |
Авторы-составители | Бабчинская В. Ю. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | Руководителю ДОО |
ISBN | 978-5-7057-5323-9 |
Страниц | 127 |
УДК | 373.2 |
Штрихкод | 9785705753239 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 6 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 91 г |
Предназначено руководителям, старшим воспитателям и методистам дошкольных образовательных организаций; полезно специалистам дошкольной педагогики, преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.
Подробное описание
Введение
Передовой педагогический опыт – это средство целенаправленного
совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее
актуальные потребности практики обучения и воспитания!
Я. С. Турбовской
Приоритетным направлением в работе педагога является повышение профессиональной компетенции в современных условиях модернизации содержания образования.
Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях.
Пути повышения профессиональной компетенции могут быть различными: самообразование, система повышения квалификации, система работы методических объединений, система совещательной деятельности педагогов, в число которых входит такая методическая форма работы, как семинар-практикум.
Методическая работа в ДОО призвана помочь добиться высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий. Необходимо так организовать работу в данном направлении, чтобы каждый педагог мог проявить свои способности, приобрел новые знания, умения и навыки, способствующие повышению его педагогической компетенции, что в свою очередь привело бы к повышению эффективности и качеству обучения и воспитания дошкольников.
Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, так как позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приемов и способов работы.
Главными задачами семинаров-практикумов являются:
– совершенствование профессионального мастерства педагогов в определенном виде деятельности;
– развитие творчества и фантазии педагогов;
– обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;
– создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;
– создание реально выполнимых рекомендаций.
Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приемы работы, но и самостоятельно разработать систему организации деятельности с детьми в определенных условиях.
Кроме этого в ходе семинаров-практикумов предусматриваются возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.
Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого используются перфокарты, рассматриваются противоположные точки зрения, применяются методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ педагогов.
Подготовка любого методического мероприятия начинается с определения цели. Важно ответить на вопросы «Чего мы хотим добиться, организуя это мероприятие?», «Каков должен быть результат?», «Что изменится в деятельности педагогов?». Если цель реальна, то она побуждает педагога к деятельности, стимулирует его активность.
На сегодняшний день главной целью становится совершенствование методов работы с педагогами, ведь у каждого воспитателя свой уровень педагогического мастерства.
Отвечая на вопрос «Что такое педагогическая опытность?», К. Д. Ушинский пояснял: «Большее или меньшее количество фактов воспитания, но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, квалифицироваться в нем по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью. И уж эта мысль, а не самый факт, сделается правильной воспитательной деятельностью».
Содержание семинаров-практикумов – это творчество и осознание поставленных целей их организаторов. Однако можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы:
1) подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т. д.) – целью является выявление проблемы;
2) организационный момент (психологические упражнения, элементы деловой игры, обсуждение высказываний и т. д. фронтально или в творческих группах) – целью является конкретизация проблемы;
3) теоретическая часть (выступление организатора семинара-практикума, члена творческой группы, мультимедийная презентация, «вопросы-ответы» и т. д.) – целью является теоретическое обоснование обсуждаемого;
4) практическая работа (фронтально, в группах) – целью этого этапа является распространение педагогического опыта, приобретение воспитателями новых умений;
5) подведение итога мероприятия – итогом работы могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т. д.), изготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию, которыми могут воспользоваться все педагоги.
В методической деятельности необходимо использовать такие формы работы, которые способствовали бы непрерывному образованию педагогических кадров, повышали их профессиональную квалификацию, оказывали реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых современному педагогу свойств и качеств личности. И семинары-практикумы – одна из таких форм методической работы.
Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.
В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара, и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.
Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привлечет внимание большего количества желающих принять участие в семинаре. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ.
Руководителем семинара может быть заведующая или старший воспитатель, приглашенный специалист. К проведению отдельных занятий можно привлекать воспитателей, узких специалистов, медицинских работников. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.
Семинар как форма методической работы отличается от семинара, практикуемого в высших учебных заведениях.
Первым отличительным признаком является его продолжительность. Он может включать в себя как одно, так и несколько занятий. Иногда планируется постоянно действующий семинар на длительный период, например, несколько месяцев или даже учебный год.
Второй важный признак – место проведения мероприятия. Это могут быть методический кабинет детского сада, групповая комната или другие места (музей, выставочный зал, сквер и т. д.) в зависимости от тех целей и задач, которые должен решать руководитель семинара.
Третий признак – это характер дидактических задач, которые решаются на занятиях семинара. Это одновременно и учебная деятельность по систематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений. Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распространения педагогического опыта.
Четвертый признак – источник получения информации. Это и слово (доклады и содоклады участников), и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический анализ.
Следовательно, семинар не ограничен определенными рамками времени и не связан с постоянным местом проведения.
Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изменения в учебно-воспитательный процесс.
Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна для конкретной дошкольной организации и учитывать новую научную информацию.
Если семинар длительный, то хорошо подготовить памятку участникам, в которой указать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно ознакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противоположных точек зрения, работа с нормативными документами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их выполнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.
Содержание
Введение 3
Семинары-практикумы 9
Семинар-практикум «Развитие одаренных детей на первой ступени образования» 9
Семинар-практикум «Дидактические игры как средство обучения дошкольников» 28
Семинар-практикум «Использование проектного метода в образовательном процессе дошкольников» 40
Семинар-практикум « Особенности работы с гиперактивными детьми» 77
Семинар-практикум «Экологическое воспитание дошкольников» 107
Литература 125
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом