Математика в движении: планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры. Старшая группа

Есть на складе
312 руб.
-10%
280,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 4429
Авторы-составители Финогенова Н. В., Рыбина М. Ю., Ремизенко Е. В.
Издательство Учитель, 2023
Серия В помощь педагогу ДОО
ISBN 978-5-7057-3635-5, 978-5-7057-5018-4
Страниц 167
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705736355, 9785705750184
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 236 г
Организация образовательной деятельности с опорой на здоровьесберегающие технологии является основополагающим направлением в работе ДОО и позволяет решать поставленную ФГОС ДО задачу охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. В пособии представлен опыт проведения оздоровительно-развивающих занятий по формированию элементарных математических представлений в старшей группе, отвечающий положениям образовательной программы дошкольного образования "Радуга" (науч. рук. Е. В. Соловьёва). Перспективное и тематическое планирование, система организованной образовательной деятельности, направленной на формирование элементарных математических представлений, помогут педагогам профессионально построить образовательный процесс и траекторию развития ребенка. Подробное описание подвижно-дидактических игр позволит использовать их в течение всего дня в самостоятельной игровой и совместной с воспитателем деятельности детей, в свободное время, на прогулке.
Пособие составлено с учетом основных требований ФГОС дошкольного образования; применимо в работе по всем действующим образовательным программам дошкольного образования.
Предназначено методистам, педагогам дошкольных образовательных организаций; рекомендовано студентам педагогических учебных заведений; полезно родителям дошкольников.

Подробное описание

Введение

Старший дошкольный возраст является важным этапом личностного развития ребенка. Этот период характеризуется формированием тонких эмоциональных реакций человека на воздействие окружающего мира. Дети могут испытывать сильный восторг от созерцания яркого пейзажа, прослушивания приятной им музыки, интересной сказки. Поэтому важно создать условия, в которых дети смогут получать подобные яркие впечатления. Именно они формируют в сознании человека теплое эмоциональное переживание полученной информации.

Образовательная область «Познавательное развитие» (математические развитие) в старшем дошкольном возрасте направлена на формирование элементарных математических представлений, расширение кругозора детей, умение упорядочивать и систематизировать полученную информацию, развитие пространственного воображения, логического мышления, исследовательской деятельности.

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя становлению деятельности:

– знакомить с операциями счета и измерения как способа выражения количества через число;

– развивать представление о необходимости наименования результата счета и измерения;

– сформировать представление об алгоритме операции измерения: использование единиц измерения, инструмента или прибора для измерения, определение результата измерения. Знакомить с единицами измерения различных величин, часто используемых в жизни (масса, объем, длина, температура, временные интервалы);

– учить отличать ситуации, в которых необходимо использовать измерение, от ситуаций, в которых могут использоваться и пересчет, и измерение;

– учить алгоритм действий отсчета и пересчета. Дать представление об алгоритме счетной операции: каждый элемент совокупности только один раз ставится в соответствии с числом натурального числового ряда. Дать представление о необходимости наименования результата счета;

– формировать начальные навыки коллективной мыследеятельности: совместного решения проблем, обсуждения, рассуждения;

– развивать предпосылки творческого продуктивного мышления, мышления по аналогии.

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя становлению сознания:

– развивать представление о количестве, которое может быть выражено с помощью числа через операции счета или измерения;

– формировать представление об изменении и сохранении количества;

– дать представление об арифметических действиях сложения и вычитания;

– знакомить со знаками «+» и «–» для обозначения арифметических действий;

– знакомить с задачей, дать представление о составлении и решении задач на сложение и вычитание в пределах первого десятка;

– формировать представление об обратимых и необратимых изменениях;

– знакомить с натуральным числовым рядом. Обеспечивать понимание детьми закономерности построения натурального числового ряда (каждое следующее число больше предыдущего на одну единицу);

– развивать представление о составе каждого из чисел первого десятка из двух меньших чисел;

– формировать навыки прямого и обратного счета в пределах первого десятка;

– формировать операцию пересчета дискретных предметов в пределах 10;

– формировать операцию отсчета по заданному числу предметов в пределах 10;

– закреплять знание названий геометрических фигур. Создавать ситуации, в которых дети по словесному описанию (определению) называют геометрическую фигуру;

– закреплять понимание и правильное употребление в речи слов, обозначающих цвет предмета или его изображения, включая основные названия оттенков;

– закреплять умение определять направления относительно себя (вверх – вниз, назад – вперед, вправо – влево);

– совершенствовать умение правильно описывать пространственное расположение предметов относительного друг друга, делая это не только с опорой на реальные предметы, но и по картинке;

– формировать операцию обобщения на основе выделения общих признаков; закреплять умение правильно использовать обобщающие слова, понимая соотношение более общего и более частного понятий (морковь и репа – овощи и т. п.);

– совершенствовать умение производить классификацию по одному и двум признакам, заданным педагогом, а также произвольно выбранным самим ребенком.

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, закладывая основы личности:

– формировать отношение к математике как науке. Прививать детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, учить получать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и достигнутого интеллектуального результата;

– изучать интересы детей с целью раннего выявления математической одаренности;

– читать детям сказки, формирующие ценностное представление об интеллекте, – «плутовские истории» типа «Вершки и корешки», «Заяц и черепаха».

Основными программными задачами по формированию элементарных математических представлений являются:

– формирование представления о числе (числа первого и второго десятка, дробные числа, отрицательные числа);

– формирование навыка прямого и обратного счета (в пределах 10);

– обучение навыкам измерения (времени, длины, веса, температуры, объема);

– формирование представлений о различных преобразованиях (количество, положение в пространстве);

– формирование геометрических представлений (шар, куб, цилиндр, призма, пирамида, прямая и кривая линии).

Помимо этого в ходе образовательной деятельности необходимо также уделять внимание развитию умения детей общаться, понимать чувства других ребят, сочувствовать, сопереживать им, находить выход из проблемных ситуаций. Основой работы является обучение ребенка созданию особой психологической атмосферы, благоприятным образом воздействующей на его эмоциональное состояние, характер мыслей и поступков.

Это становится возможным при использовании интегрированного подхода в образовании. Интеграция позволяет сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества, игровой деятельности и занятий физическими упражнениями.

Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей, дополняющих друг друга, на равноправной основе. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание разных разделов программы параллельно.

Физические упражнения, которые включаются в процесс формирования математических представлений, способствуют решению не только общепедагогических, но и специфических задач. Знакомство с математическими понятиями, предлагаемыми программным содержанием, происходит не только в процессе логических рассуждений (сидя за партой), а также в результате экспериментирования, в ходе подвижных игр и заданий дидактической направленности.

В структуру образовательной области «Познавательное развитие» (математическое развитие) тесно вплетены различные виды двигательной активности:

– физические упражнения для формирования правильной осанки и сводов стопы, укрепления скелетных мышц, совершенствования работы органов и систем;

 упражнения для закрепления двигательного навыка, совершенствования двигательной сферы путем расширения запаса движений, являющихся базовыми в развитии ребенка;

– психогимнастические этюды для снятия эмоционального напряжения на занятии.

Все это обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательным действием, обеспечивая тем самым положительное влияние на умственное развитие ребенка.

Вся образовательная деятельность сюжетная. В основе ее построения лежит история или сказка, в ней живут и действуют математические термины, сказочные герои, с которыми можно совершить путешествие в необычный мир приключений. Каждое занятие превращается в маленький праздник, имеющий образное название. Структура занятия остается традиционной, однако направленность отдельных частей претерпевает изменение.

Первая часть – мотивационно-коммуникативная. Дети, решая проблемы сказочных героев, с помощью слов, мимики и пантомимики пытаются создать атмосферу дружбы и плодотворного сотрудничества. Данная часть занятия заканчивается вопросами, в результате ответа на которые для детей затем «откроется» новое знание.

Вторая часть – основная – строится на основе создания аналогий и экспериментирования как «открытие» нового знания или умения. Воспитатель с помощью специально подобранных дидактических игр и упражнений, положенных на движения, приводит к «открытию» данного знания или умения.

Для закрепления полученных новых знаний ребятам необходимо зафиксировать их в рабочих тетрадях. Работа проводится детьми индивидуально. На этом этапе происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового. Дети или убеждаются в том, что справились с заданием, или исправляют ошибки.

Третья часть – итоговая. Дети фиксируют в речи, что нового они узнали и где эти знания можно использовать.

Содержание

Введение    3

Тематическое планирование    5

Освоение образовательной области «Познавательное развитие» в комплексе с интегрируемыми
и взаимодополняемыми образовательными областями (формирование элементарных математических представлений)    6

Перспективное планирование    7

Подвижно-дидактические игры    22

Число и числовая прямая    22

Счет, сравнение по количеству    25

Геометрические представления    31

Пространственные представления    35

Временные представления    36

Измерения различных величин, преобразования    38

Арифметические действия    46

Логика, сравнение, анализ, объединение множеств    51

Организованная образовательная деятельность    55

Конспекты тематических оздоровительно-развивающих занятий    55

Октябрь    55

Ноябрь    72

Декабрь    88

Январь    100

Февраль    112

Март    129

Апрель    150

Литература    166

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.