Изобразительное искусство. 2 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК "Перспектива". Программа для установки через Интернет
Код | СИ-475 |
Авторы-составители | Казаченко Т. Н., Павлова О. В., Смирнова И. Г. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Планирование учебной деятельности |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Компакт-диск предназначен учителям начальных классов, руководителям методических объединений.
Рабочая программа включает пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование системы учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, требования к результатам освоения образовательной программы: личностные, метапредметные, предметные; учебно-методическое обеспечение.
Сценарии уроков содержат разнообразные виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных и изобразительных умений, предлагающие осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать и находить способы решения учебно-практических задач. К каждому уроку предлагается приложение в виде слайд-презентации по конкретной теме.
Компакт-диск предназначен учителям начальных классов, руководителям методических объединений.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Урок 1. Тема лета в искусстве
Урок 1
ТЕМА ЛЕТА В ИСКУССТВЕ
Педагогические цели: создать условия для ознакомления с картинами художников о лете, сюжетной композицией, композиционным центром; способствовать развитию у детей образного осмысления окружающего мира, расширению знаний о пейзаже; содействовать формированию художественно-графических умений и навыков рисования композиционной схемы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: в познавательной сфере – осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – овладевают художественным (эстетическим) вкусом; в коммуникативной сфере – умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности – проявляют художественный вкус, воображение, фантазию; в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
Личностные: овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; умеют применять полученные знания в собственной деятельности; видят, воспринимают и передают красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи; овладевают навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика).
Метапредметные: активно используют язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); обогащают ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием.
Тип урока: формирование новых знаний (урок-сочинение).
Форма урока: комбинированный.
Вид занятия: рисование по представлению.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия и термины: пейзаж, натюрморт, жанровая сцена, композиционный центр, композиция, палехская роспись.
Оборудование: акварель, гуашь, кисти, салфетки, стакан с водой, палитра.
Образовательные ресурсы: презентация «Тема лета в искусстве».
Зрительный ряд: А. Дейнека «Клубника», «На юге», А. Мыльников «Лето», Б. Шаманов «Васильки. Зеленая рожь», И. Баканов «Пастушок» (Палех).
Литературный ряд: стихотворения и загадки о лете.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Проверка готовности учащихся к уроку, смачивание красок, приветствие учащихся:
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем рисовать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
II. Актуализация знаний.
Отгадывание загадок.
– Вот и снова начались занятия в школе! Вы стали взрослее на 1 год. Давайте вспомним, что нам необходимо иметь на уроке. Отгадайте загадки:
Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом поведет, там заметку кладет.
(Карандаш.)
Если ему работу дашь – зря трудился карандаш.
(Ластик.)
Разноцветные сестрицы заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.
(Кисть и краски.)
Любят нос везде совать: и чертить и рисовать.
Все раскрашивают сами разноцветными носами.
(Цветные карандаши.)
– Молодцы! Не забыли наших помощников! А правила работы вы помните?
џ Аккуратно смачивать кисть в воде, не затирать волос.
џ Смачивать краски водой, каждый раз хорошо промывать кисть.
џ Использовать для смешивания красок палитру.
џ Нельзя оставлять кисть в воде.
џ Хорошо затачивать карандаш, рисовать легко, без нажима.
Урок 12. В мастерской художника Гжели
Урок 12
В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА Гжели
Педагогические цели: сформировать представление о художественных народных традициях керамического искусства Гжели, ознакомить учащихся с секретом технического приема – гжельского мазка с тенями; способствовать развитию потребности детей в творчестве, формированию художественно-графических умений кистевой росписи, композиционного навыка – сочетать изображение узора с поверхностью украшаемого предмета.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: в познавательной сфере – осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – овладевают художественным (эстетическим) вкусом; в коммуникативной сфере – умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности – проявляют художественный вкус, воображение, фантазию, устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
Личностные: овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; видят, воспринимают и передают в собственной художественно-творческой деятельности красоту окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи; овладевают навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись).
Метапредметные: активно используют язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); обогащают ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием.
Тип урока: формирование новых знаний (урок-повтор и вариация).
Форма урока: урок-путешествие.
Вид занятия: декоративная композиция по мотивам гжельской росписи.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия и термины: керамическое искусство Гжели, травной орнамент, «мазок с тенью», «капелька», «бордюры», «травинки», «усики», «завитки», «капельки», кистевая роспись.
Оборудование: синяя гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой.
Образовательные ресурсы: презентация «Гжельские чудеса»; дидактические таблицы.
Зрительный ряд: произведения русского декоративно-прикладного искусства, репродукции и образцы современных изделий Гжели.
Литературный ряд: стихотворения о гжельской росписи.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Проверка готовности учащихся к уроку, смачивание красок, приветствие учащихся. Проверка отсутствующих.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Постановка учебной задачи.
Учитель называет тему урока, предлагает вместе сформулировать учебную задачу урока.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Беседа «В мастерской художника Гжели». Узнай секрет рождения синей розы.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется…
– Так описал зиму поэт С. Есенин. А вот как ее изобразил художник (презентация «Гжельские чудеса», см. Приложение, слайд 2).
– Какие краски использовал художник?
– Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в деревеньку, где царствуют зимние краски круглый год. (Слайд 3.)
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась, теперь
Известно всем в народе ее названье – Гжель.
Урок 2. Осеннее многоцветье земли в живописи
Урок 2
ОСЕННЕЕ МНОГОЦВЕТЬЕ ЗЕМЛИ В ЖИВОПИСИ
Педагогические цели: создать условия для осмысления учащимися окружающего мира, эмоционального восприятия природы и искусства, выразительных возможностей контраста и гармонии теплых и холодных цветов в их сопоставлениях и сочетаниях в произведениях пейзажистов; способствовать формированию художественно-графических умений в изображении пейзажа: определять линию горизонта, применять выразительные возможности приема раздельного мазка, сочетать в композиции главные и дополнительные элементы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты: в познавательной сфере – воспринимают художественные образы, представленные в произведениях искусства; осваивают основы изобразительной грамоты; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – различают и передают в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе; в коммуникативной сфере – проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изобража-ющих природу; умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности – проявляют художественный вкус, воображение; проявляют эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
Личные: проявляют эмоционально-ценностное отношение к природе, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; проявляют способность к художественному познанию мира; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; видят, воспринимают и передают в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, выраженную с помощью средств рисунка.
Метапредметные: проявляют желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активно используют язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Тип урока: формирование новых знаний (урок-образ).
Форма урока: проблемный.
Вид занятия: рисование по представлению и по памяти.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, практический, творческий; фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия и термины: многоцветье, пейзаж, цветовая палитра, цветовые контрасты.
Оборудование: акварельные краски, гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой, цветные карандаши (на выбор).
Образовательные ресурсы: презентация «Краски земли».
Зрительный ряд: З. Попов «Осенняя уборка», Ю. Земсков «Сибирская деревня», М. Малютин «Обёзово» (фрагмент).
Литературный ряд: стихотворения о природе.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Проверка готовности учащихся к уроку, смачивание красок, приветствие учащихся:
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Будем изобразительное искусство изучать,
Творчество и фантазию развивать.
II. Постановка учебной задачи.
– Как вы думаете, о чем поведал в своем стихотворении «Наука» поэт К. Бальмонт?
Я красному учусь у пламенного мака,
Я золото беру у солнечных лучей,
Хрустальности мечты учил меня ручей…
Предлагает вместе сформулировать тему и цели урока.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Беседа «Полюбуйся многоцветьем земли в произведениях живописцев».
– Назовите цвета и оттенки осени.
Дети перечисляют цвета и оттенки.
– Кто же так постарался украсить осень? (Природа.)
– Значит, не зря природу называют художницей.
– А как учатся творить у природы художники?
– Давайте рассмотрим их произведения. (Презентация «Краски земли» (см. Приложение, слайды 1–8.)
– Какое время осени изобразили художники? (Поздняя осень.)
Урок 17. Измени яркий цвет белилами
Урок 17
Измени яркий цвет белилами
Педагогические цели: способствовать развитию у детей цветового ви́дения, углубления представления об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета при смешении его с другими в изображении зимнего пейзажа; создать условия для развития потребности в творчестве и эмоциональном восприятии цвета как средстве передачи своего отношения к изображению; содействовать формированию художественно-графических умений: составлять нежные оттенки цвета с помощью белил; свободно размещать главные элементы композиции пейзажа (место для неба, снежного покрова, леса, деревьев).
Планируемые результаты обучения:
Предметные: в познавательной сфере – представляют место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – различают и передают в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе; овладевают художественным (эстетическим) вкусом; в коммуникативной сфере – умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности – проявляют устойчивый интерес к искусству; имеют эстетический кругозор; проявляют художественный вкус, воображение, фантазию; в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
Личностные: овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; владеют навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.
Метапредметные: активно используют язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников; овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.
Тип урока: формирование новых знаний (урок-сочинение на заданную тему).
Форма урока: урок-путешествие.
Вид занятия: рисование по памяти, по представлению.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия и термины: пейзаж, пейзажист, композиция.
Оборудование: белая гуашь, акварель кисти, палитра, салфетки, стакан с водой.
Образовательные ресурсы: презентация «Какого цвета снег»; таблица «Цветовой круг» (6 цветов).
Зрительный ряд: А. Пластов «Первый снег», И. Грабарь «Февральская лазурь», А. Остроумова-Лебедева «Зимний день», Н. Ромадин «Ночная тоска», А. Рылов «Трактор на лесных просторах», В. Гаврилов «Солнечный денек», А. Куинджи «Солнечные пятна на инее. Закат в лесу», И. Шишкин «На севере диком…», Т. Маврина «Подмосковье. Чесноково».
Литературный ряд: стихотворения о зимнем пейзаже.
Музыкальный ряд: «зимние» пьесы П. И. Чайковского из циклов «Времена года».
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Проверка готовности учащихся к уроку, смачивание красок, приветствие учащихся:
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Постановка учебной задачи.
– Послушайте загадку. О каком времени года идёт речь?
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
(Зима.)
– Давайте закроем глаза и отправимся в зимний лес. Прислушайтесь, присмотритесь к тому, что вы там увидите. (Звучит произведение П. И.Чайковского «Времена года. Декабрь».)
– Каким вы увидели зимний лес? Что услышали? Что почувствовали? Вам понравилось в зимнем лесу? Постарайтесь остаться в этом состоянии на протяжении всего урока.
Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М. : Просвещение, 2011.
2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2012.
3. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2012.
4. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс : методическое пособие. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2011.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса1
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
· воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному ис-кусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою гражданскую позицию в искусстве и через искусство;
· развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
· освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
· овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
· совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
· развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
· формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане во 2 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели). Предмет «Изобразительное искусство» во 2 классе может быть интегрирован с предметом «Технология» в единый курс.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий и представлена в табличной форме ниже.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета2
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом