Окружающий мир. 1 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК "Школа 2100". Программа для установки через Интернет

Акция
Есть на складе
102 руб.
-50%
51 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-448.2
Авторы-составители Невзорова Т. В., Попова Г. П., Сакаева И. П.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС. Планирование учебной деятельности
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Окружающий мир. 1 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК "Школа 2100"" серии "Планирование учебной деятельности" содержит систематизированный материал в виде рабочей программы и системы уроков по окружающему миру для 1 класса, разработанных в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентированных на работу по учебнику, входящему в состав УМК "Школа 2100":
- Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 1 класс. ("Я и мир вокруг"): учебник : в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
Программа содержит развернутое тематическое планирование системы учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия; требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения образовательной программы; учебно-методическое обеспечение.
Сценарии уроков содержат разнообразный материал, в котором описаны основные виды деятельности учащихся и учителя с учетом прогнозированных ответов учащихся, приведены различные дидактические формы: варианты игр-заданий, расширяющих знания о взаимосвязях в природе, тестовые задания, позволяющие развивать у детей умения сравнивать, анализировать, упражнения на развитие внимания, наблюдательности, памяти, мышления, викторины, аукционы загадок и стихотворений об окружающем мире, анализ конкретных ситуаций и сюжетных картинок.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг») [Текст] : учебник : в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

2. Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 1 класс. («Я и мир вокруг») [Текст] / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

3. Вахрушев, А. А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг») для 1 класса [Текст] / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

4. Курапова, И. И. Мои первые опыты [Текст] : учебное пособие к курсу «Окружающий мир» для 12 классов / И. И. Курапова ; под ред. А. А. Вахрушева. М. : Баласс, 2012.

5. Окружающий мир. 1 класс [Текст] : методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг» / А. А. Вахрушев [и др.] ; под ред. А. А. Вахрушева. М. : Баласс, 2012.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Окружающий мир», имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающимся материал, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру важнейшие линии развития личности ученика средствами курса «Окружающий мир».

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники:

овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;

учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

осваивают основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей среде;

получают возможность найти свое место в ближайшем окружении, научиться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества;

знакомятся с системой позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения и патриотизма.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов, из них в первом классе 66 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы (наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей)1.

В соответствии с этим реализуется типовая программа по окружающему миру (автор А. А. Вахрушев) в объеме 2 часа в неделю, 66 часов в год. Из них 2 часа отведено на раздел «Введение в школьную жизнь. Первый раз в первый класс» и 64 часа непосредственно на курс окружающего мира, в том числе для проведения экскурсий отводится 5 часов.

Ценностные ориентиры содержания курса
«Окружающий мир»

Ценность жизни признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, сохранение и приумножение её богатств.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра направленность человека на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.

Ценность истины это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым сохраняющей жизнеспособность российского общества.


Урок 1. Как мы будем учиться

Урок 1

как мы будем учиться

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с новым предметом, учебником и рабочей тетрадью «Окружающий мир»; способствовать накоплению сведений и уточнению понятий об окружающей действительности; содействовать воспитанию культуры общения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умеют объяснять мир: называть окружающие предметы и их взаимосвязи; отвечать на вопрос: «Что такое окружающий мир?»; знают: самый простой способ общения между людьми.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную учителем.

Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находят ответы на вопросы в иллюстрациях; логические – анализируют наблюдения, делают выводы.

Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им.

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир», плакат «Пушистики», мягкие игрушки или рисунки: девочки, мальчик, собака, кот, магнитофон с записью песни.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Учитель (читает стихотворение).

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

Челки, банты и букеты,

Белые воротнички.

В форму новую одеты,

Входят в школу новички.

Вы зарядку делали? (Да!)

Прыгали и бегали? (Да!)

Стали загорелыми? (Да!)

Сильными и смелыми? (Да!)

Вани, Насти и Егорки

Летом плавали в реке,

Чтоб потом у вас пятёрки

Зазвенели в дневнике.

Вы – сильные ребята? (Да!)

А учиться в школе рады? (Да!)

Чтоб о мире интересного больше узнать,

Будем учебник «Окружающий мир» изучать.

С. Прокофьева

Учитель с учащимися выходит на школьный двор или спортивную площадку, включает магнитофон.

Звучит песня, дети образуют круг и поют под фонограмму:

Встаньте, дети,

Встаньте в круг,

Встаньте в круг,

Встаньте в круг,

Я твой друг,

И ты мой друг,

Самый лучший друг.

Учитель находится в центре круга.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, постановка задач урока и доведение их до сознания детей. (Регулятивные УУД.)

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым предметом «Окружающий мир», постараемся найти ответ на вопрос: «Что такое окружающий мир?», узнаем о самом простом способе общения между людьми, будем учиться общаться при помощи этого простого способа.

2. Вводная беседа с мотивацией учения.

Учитель. Ребята, что мы с вами образовали?

Ученики. Мы образовали круг.

Учитель. Как вы думаете, от какого слова произошло слово «окружающий»?

Ученики. Слово «окружающий» образовалось от слова «круг».

Учитель. Давайте посмотрим, что нас окружает. Для этого все встаньте спиной к центру круга.

Кто что видит перед собой?

Ученики. Деревья. Солнце. Цветы. Траву. Магазин. Дома. Школу. Стройку.

Учитель. Как сказать, что такое окружающий мир?

Ученики. Окружающий мир – это всё то, что мы видим вокруг себя.

Учитель. Ребята, откуда появились дома, машины, школа?

Ученики. Всё это сделал человек.

Учитель. А откуда взялись трава, солнце, ветер, деревья, птицы?


Урок 2. Ты – школьник

Урок 2

ты – школьник

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с ролью ученика, развития интереса к изучению окружающего мира и творческих способностей, умения правильно пользоваться различными предметами; способствовать воспитанию культуры поведения, трудолюбия.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умеют объяснять мир: называть окружающие предметы и их взаимосвязи; отвечать на вопрос: «Что такое окружающий мир?»; умеют определять свое отношение к миру: оценивать правильность поведения людей в природе, в общественных местах; умеют составлять рассказ о себе по плану.

Личностные: знакомятся с основными моральными нормами и ориентируются на их выполнение.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – знакомятся с методом познания окружающего мира по его цели (наблюдение); извлекают необходимую информацию из иллюстрации; логические – анализируют наблюдения, делают выводы.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания.

Оборудование: плакат «Учимся общению».

Сценарий урока

I. Организационный момент. (Регулятивные УУД.)

Учитель. Динь-динь-динь –

Звенит звонок:

Начинаем наш урок!

Ученик. Поступил я осенью

В школу, в первый «А».

Я считаюсь школьником

С первого числа.

Ровно в восемь тридцать

Утром каждый раз

Очень много школьников

Входят в первый класс.

Учитель. Но прежде чем переступить порог школы, каждый из вас проделывает один и тот же путь от дома до школы. И на этом пути, наверняка, вы успеваете увидеть много интересного вокруг. Поговорим об этом.

II. Проверка знаний.

1. Блицопрос.

Учитель. Какой предмет мы изучаем?

Ученики. Окружающий мир.

Учитель. Что такое окружающий мир?

Ученики. Окружающий мир – это природа вокруг нас и предметы деятельности человека.

2. Беседа «Что увидел по дороге в школу?». (Познавательные (общеучебные) УУД.)

Учитель. Наблюдения за происходящим вокруг делают наше ознакомление с окружающим миром полнее, шире, интереснее, обогащают наши знания о природе и мире, развивают любознательность, побуждают к поиску, оказывают влияние на наши эмоции, чувства. Окружающий мир увлекает, побуждает к беседе, вызывает интерес.

Попробуйте отгадать загадки, в ответах которых содержатся названия предметов, увиденных вами по дороге в школу. Расскажите, какое настроение вызвала у вас встреча с этими предметами. Обрадовала она вас или огорчила?

Дом по улице идет,

На работу всех везёт,

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус.)

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет … (кошка).

Один льёт, другой пьёт,

А третий зеленеет да растёт. (Дождь, земля, трава.)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи! (Собака.)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт? (Солнце.)

Кто играет проводами,

Поднимает пыль клубами?

Кто к земле деревья клонит?

Кто волну речную гонит? (Ветер.)

Пушистая вата

Плывёт куда-то,


Урок 3. Путешествуем, не выходя из класса

Урок 3

путешествуем, не выходя из класса

Цели деятельности учителя: способствовать обучению детей общаться при помощи слов; подвести к мысли о том, что речь – основной способ общения людей, призывать и убеждать в том, что словами нужно пользоваться бережно и разумно; объяснить (показать) правильные речевые действия, основанные на правилах и культуре общения, создать комфортную, естественную атмосферу общения «ученик–ученик», «ученик–учитель».

Планируемые результаты образования:

Предметные: умеют объяснять мир: называть окружающие предметы и их взаимосвязи; рассуждать о том, как люди помогают друг другу жить; учиться, находить решения различных проблем.

Личностные: мотивируют свои действие; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, внимательность.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем.

Познавательные: общеучебные – привлекают для решения учебной задачи жизненный опыт; находят ответы на вопросы в иллюстрациях; логические – обобщают предметы одним словом; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других.

Оборудование: игрушка-робот.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Учитель. Народная мудрость гласит:

Там не шути, в чем нет пути.

Не шути ты с таким шуток, кто на всякое слово чуток.

Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.

С шуткой обращайся осторожно,

Ты, возможно, понят будешь ложно.

Шутка, что тебе смешной покажется,

Для кого-то слишком злой окажется.

Бинои, таджикский поэт ХV века

При помощи чего человек может обидно или добродушно пошутить? При помощи чего человек может спеть колыбельную песню, рассказать стихотворение, ответить на вопрос?

Ученики. При помощи голоса, речи, которую он произносит. Один человек говорит другой слушает.

II. Сообщение цели урока. (Регулятивные УУД.)

Учитель. Сегодня мы узнаем слова, без которых в речи нельзя обойтись. Это слова, которые обозначают предметы, признаки и действия предметов. Будем тренироваться в использовании этих слов в речи.

III. Изучение нового материала.

1. Постановка проблемного вопроса и сообщение цели урока.

Ответы на вопросы.

Учитель. Как объяснить, что имеешь в виду, если это нельзя показать рукой?

Ученики. В таких случаях люди используют слова.

Учитель. Представьте, что мы находимся в темной комнате. Как нам общаться? А если вы заблудились, что будете делать прежде всего? (Учащиеся высказывают свои предположения.) Сегодня вы познакомитесь со способом общения людей, будете учиться пользоваться данным способом.

2. Объяснение учителя с опорой на жизненный опыт учащихся. (Познавательные (общеучебные) УУД.)

Учитель. Вы правильно сказали, что в экстремальных ситуациях будете кого-нибудь звать на помощь, кричать: «Помогите! Ау!» Приведите примеры, когда нам бывает нужно поговорить, не видя друг друга.

Ученики. Стоим спиной друг к другу, находимся в разных комнатах, на далеком расстоянии друг от друга, в другом городе.

Учитель. Значит, в этих случаях вы сможете общаться только при помощи слов, речи. Общение словами – это и есть речь, которая является основным способом общения людей. Никакие живые существа не Земле не владеют этим способом общения, кроме людей. У поэта Я. Козловского есть хорошее стихотворение, которое называется «Слово». Послушайте его внимательно, и вы узнаете, какое огромное значение в жизни человека может сыграть слово.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

3. Работа по учебнику на с. 14–15.

Учитель. Покажите предметы, находящиеся в нашем классе и изображенные на рисунке учебника на с. 14, назовите их словами. (Учащиеся показывают и называют окно, раму, стол, учителя, цветы, классную доску, книжный шкаф.)


Урок 34. Город, в котором мы живем (экскурсия по городу, микрорайону школы)

Урок 34

город, в котором мы живем

(экскурсия по городу, микрорайону школы)

Цели деятельности учителя: создать условия для обучения ориентировке на местности, формирования четкого представления о ближайшем окружении школы; способствовать ознакомлению со своим населенным пунктом, местом жительства, жизнью и трудом людей.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умеют объяснять мир: называть окружающие предметы и их взаимосвязи; умеют определять свое отношение к миру: оценивать правильность поведения в быту (правила ОБЖ, уличного движения).

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную учителем.

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – анализируют наблюдения, делают выводы.

Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им.

Оборудование: картинки с изображением города, людей, транспортных средств, схема-маршрут безопасного пути следования в школу и домой.

Сценарий урока

I. Организационный момент. (Регулятивные УУД.)

Учитель. Игра «Доскажите словечко» поможет нам определить тему сегодняшнего урока.

Скорее бы вырасти нам, и тогда

Мы большие построим для всех … (города).

С утра сегодня небо хмурится,

Дождем умыты сад и … (улица).

Догадались, чему посвятим урок?

Ученики. Будем говорить о городе и улице.

Учитель. Лучше всего этот разговор вести одновременно с наблюдением, поэтому мы отправляемся на экскурсию.

II. Экскурсия по улице города.

1. Инструктирование по правилам безопасного поведения во время экскурсии. (Регулятивные, познавательные УУД.)

2. Беседа-наблюдение на городской улице. (Познавательные УУД.)

Движение класса начинается по той стороне, на которой находится школа. Учитель подводит детей к номерному знаку на доме.

Учитель. Прочитайте название улицы и номер дома. (Учащиеся называют.) Кто из вас живет в домах с нечетными номерами в начале улицы? А кто живет на другом конце улицы в домах, имеющих большие четные номера? (Учащиеся отвечают.) Как ведется нумерация домов?

Началом улицы считается тот ее конец, который ближе к центру (главная часть города). Если стать в начале улицы, то по левую руку будет дом № 1, а по правую – дом № 2. Самые большие номера домов нужно искать в конце улицы.

Рассмотрите дома. Сколько в них этажей? Каких домов в городе больше? Из чего они построены? Какого они цвета? Что в них находится? Как озеленены улицы города? Каково назначение урн? В чем отличие улицы от переулка?

Ученики. Переулок уже и короче, по нему меньше движение.

Учитель. Обратите внимание на отделку сооружений. Для кого построены дома? Кто их создал? Вы видите, как много людей на улице – это трудящиеся. Все они работают, сейчас идут либо по делам, либо возвращаются после работы, некоторые спешат в различные учреждения, а некоторые отдыхают. Есть среди них граждане, которые учатся в профессиональных заведениях – колледжах, институтах, значит, они торопятся на занятия.

Учитель может объяснить, почему те или иные улицы получили свои названия, знакомит с новостройками.

Ребята, а можно ли заблудиться в городе? Почему? Знаете ли вы свой адрес, по которому проживаете? Что помогает ориентироваться в больших городах?

Посмотрите на множество различных учреждений. Расскажите, как вы понимаете их назначение (поликлиника, магазин, детский сад, троллейбусный парк (депо), почта, банк и другие здания).

III. Работа по теме урока в классе.

1. Беседа по закреплению знаний, полученных на экскурсии. (Коммуникативные УУД.)

Вопросы для обсуждения:

– Скажите, какие дома вы видели на улицах нашего города.

Ученики. В два, пять, девять этажей. Деревянные, кирпичные, панельные.

– Что находится в домах?

Ученики. Квартиры, в которых живут люди; в зданиях располагаются разные учреждения: школы, магазины, кинотеатр, больница, химчистка, офисы.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос