Русский язык. 1 класс: система уроков по УМК "Начальная школа XXI века". Программа для установки через Интернет
Код | СИ-449.2 |
Авторы-составители | Николаева С. В., Смирнова И. Г. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Планирование учебной деятельности |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
В пособии представлены подробные поурочные разработки по курсам "Русский язык: обучение грамоте (обучение письму)" и "Русский язык" для 1 класса, ориентированные на работу с учебниками:
1. Журова, Л. Е. Букварь : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. - М. : Вентана-Граф, 2011.
2. Иванов, С. В. Русский язык : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова ; под ред. Л. Е. Журовой и С. В. Иванова. - М. : Вентана-Граф, 2011.
Учебные занятия спроектированы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования: определены планируемые результаты и универсальные учебные действия, продуманы педагогические средства и формы организации учебной деятельности, подобраны проблемные и творческие задания.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Урок 1. Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентирование на странице прописей
Урок 1
ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ПРЕДМЕТОМ.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПИСЬМА.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА СТРАНИЦЕ ПРОПИСЕЙ
Цели деятельности педагога: познакомить с новым предметом, с прописями; научить руководствоваться инструкцией и выполнять гигиенические правила при письме; выработать умение ориентироваться в прописи; создать условия для развития речевых навыков и логического мышления.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают школьные принадлежности, необходимые на уроках по предмету; правила обращения с учебной книгой; значение понятий «устная речь», «письменная речь», «слово», «предложение»; условное обозначение предложения в письменной речи (полоска); умеют наблюдать за словами и предложениями в речевом потоке и в письменной речи; составлять предложения по иллюстрациям и с помощью заданных слов; определять, получилось предложение или нет, объяснять, в чем причина; выделять предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, порядок слов в предложении, выражение законченной мысли; обозначать каждое предложение полоской; выделять в предложении слова; изменять порядок слов в предложении.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осмысливание процесса общения как способа получения и передачи информации; последовательное и логичное рассказывание о событии, явлении, составление рассказа по сюжетным картинкам о первом дне в школе, обозначая каждое предложение длинной полоской; формулирование ответов на вопросы, пересказывание небольших литературных произведений, составление рассказов по плану, из личного опыта, как описание предмета, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия; различение основных литературных жанров; логические – построение рассуждений о значении понятий «общение», «знакомство», «школа», «учение», об употреблении вежливых слов в речи, о необходимости учебной деятельности, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.
Коммуникативные: умеют формировать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают), конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: положительно отзываются о школе, имеют желание учиться, адекватное представление о школе, о поведении в процессе учебной деятельности.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ль на месте, всё ль в порядке –
Учебник, ручка и тетрадка?
II. Мотивация к деятельности.
– Сегодня у вас замечательный день. Вы отправляетесь в далекое плавание по океану Письма.
Посмотрите на ваши парты. Они стоят, как корабли на рейде, готовые отправиться в плавание вместе со своими капитанами. А капитаны этих школьных кораблей – вы. Каждый день вы будете узнавать что-то новое.
Внимание, первоклассники! Капитанам школьных кораблей приготовиться к плаванию!
В первый день сентября
Отправляется в плаванье школа.
И до самого лета
Уходит, уходит в моря.
Ты за партой сидишь, капитан,
А за школьным окошком
Облака все плывут и плывут
От звонка до звонка.
Я. Аким
– Итак, друзья, наши корабли отчаливают.
Звучит мелодия песни «Как провожают пароходы» (сл. К. Ваншенкина, муз. А. Островского).
III. Знакомство с гигиеническими правилами письма.
1. Как правильно сидеть за столом при письме.
Учитель демонстрирует таблицу «Сиди прямо».
– Рассмотрите рисунки таблицы. Как сидит мальчик на рисунке слева? Как сидит мальчик на рисунке справа? Кто из них сидит правильно? Как правильно сидеть за столом?
Урок 2. Проведение линий от определенной точки в заданном направлении
Урок 2
ПРОВЕДЕНИЕ ЛИНИЙ ОТ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТОЧКИ
В ЗАДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ
Цели деятельности педагога: создать условия для развития мелкой моторики, умения ориентироваться на нелинованной бумаге; помочь учащимся научиться проводить линии от определенной точки в заданном направлении.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают алгоритм проведения линий от определенной точки в заданном направлении; умеют ориентироваться на листе нелинованной бумаги, соблюдать гигиенические требования при работе с прописями; получат возможность научиться проводить линии от определенной точки в заданном направлении.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – овладение графическими навыками при создании изображения; ориентирование на плоскости листа; логические – выбор с помощью сравнения и анализа нужного направления линий и расположения объекта.
Регулятивные: научатся ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: умеют описывать объект, строить устные свободные высказывания, удерживая логику изложения.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют интерес, желание больше узнать.
Ход урока
I. Формулирование темы и постановка учебной задачи.
– Отгадайте загадку:
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождик.)
– Кто видел, как падают капельки во время дождя? (Сверху вниз, вниз наискосок.)
– Вы правы, если нет ветра, капельки падают сверху вниз. Вот так. (Учитель показывает на доске: .)
– Сегодня мы будем учиться проводить линии от определенной точки (например, от капельки) в заданном направлении.
II. Работа по теме урока.
1. Работа по прописи (с. 8).
– Рассмотрите дерево. Как падают капли воды с листьев после дождя? (Вниз, по прямой линии.)
– Проведем прямые линии от каждой капельки так, чтобы она попала в лужу. Расскажите, как это можно сделать?
1) Поставить ручку или карандаш в центр капельки.
2) Провести линию без отрыва до лужи.
3) Постараться, чтобы линия получилась прямой.
– Найдите вторую каплю слева. Поставьте ручку (или цветной карандаш) в центр капли. Проведите прямую линию вниз. Вот капелька и в луже.
2. Самостоятельная работа.
– Нарисуйте сами, как падают остальные капельки.
Приплыли тучи дождевые:
– Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
– Пей, рожь, пей!
А рожь, склонясь к земле зеленой, пьет, пьет, пьет.
А теплый дождь неугомонный льет, льет, льет.
(Ученики стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.)
3. Работа по прописи (с. 9).
– Дождик закончился, все вокруг торопятся по своим делам.
На доске рисунок с изображением машины и заправочной станции – аналогичный рисунку в прописи.
– Выберите дорогу, по которой машина быстрее доберется до заправочной станции. Объясните свой выбор. Измерьте с помощью наложения веревочки, какая дорога короче.
Вывод: короче прямая дорога.
Урок 3. Отработка алгоритма действий на страницах прописей
Урок 3
ОТРАБОТКА АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЙ
НА СТРАНИЦАХ ПРОПИСЕЙ
Цели деятельности педагога: способствовать формированию умения составлять рассказ по картинке; развивать устную речь.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают, как осуществлять ориентирование на точку начала движения; умеют работать по алгоритму действия, соблюдать гигиенические требования при письме.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; проведение линий в заданном направлении.
Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Коммуникативные: умеют выстраивать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: расширяют познавательные интересы и учебные мотивы; проявляют уважение друг к другу.
Ход урока
I. Организационный момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Проверка готовности детей к уроку.
II. Вводное слово учителя.
– Сейчас вы на уроке, вы – ученики. А о ком это стихотворение?
ВЕСЕЛЫЙ ТУРИСТ
Крутыми тропинками в горы,
Вдоль быстрых и медленных рек,
Минуя большие озера,
Веселый шагал человек.
Четырнадцать лет ему было,
И нес он дорожный мешок,
А в нем полотенце и мыло
Да белый зубной порошок.
………………………………
Он шел без ружья и без палки
Высокой зеленой травой.
Летали кукушки да галки
Над самой его головой.
И даже быки-забияки
Мычали по-дружески: «М-му!»,
И даже цепные собаки
Виляли хвостами ему.
………………………………
И туча над ним вместо крыши,
А вместо будильника – гром.
И все, что он видел и слышал,
В тетрадку записывал он.
С. Михалков
– Кто этот веселый человек? (Турист.)
– Почему вы так решили? (Ответы детей.)
– Кто из вас ходил в поход? Расскажите, как это было. (Свободные высказывания детей.)
III. Работа по теме урока.
1. Работа по букварю (с. 8).
– Рассмотрите иллюстрации. Придумайте к каждому рисунку по одному предложению. Что у вас получилось? (Рассказ.)
– Сколько в нем предложений? (4.)
– Почему? (Потому что всего 4 картинки и 4 схемы-полоски предложений.)
2. Работа в парах.
– Расскажите друг другу всю историю по картинкам.
Дети рассказывают.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем пальчики считать –
(Загибают пальцы на правой руке.)
Крепкие и дружные,
Все такие нужные.
(Сгибают пальцы в кулачки.)
Урок 4. Введение понятия «слово»
Урок 4
ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО»
Цели деятельности педагога: способствовать формированию понятия «слово»; научить разделять понятия «слово» и «предмет»; создать условия для развития устной речи.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают понятия слово и предмет; умеют различать слово и предложение; составлять схемы слов (схемы-полоски); проводить классификацию предметов; выстраивать рассказ по сюжетной картинке; осуществлять контроль за смысловой и грамматической правильностью речи; получат возможность научиться классифицировать предметы; отрабатывать алгоритм действия на странице прописи.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – распознавание слова и предложения; логические – построение рассуждений о различии между предметом и обозначающим его словом.
Регулятивные: научатся воспринимать слово как материал для анализа; соотносить слово с его схемой; удерживать цель деятельности до получения намеченного результата.
Коммуникативные: умеют описывать объект, используя выразительные средства языка; характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификация).
Личностные: мотивируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; выражают интерес к познанию нового.
Ход урока
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты –
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Проверка готовности детей к уроку.
II. Работа по теме урока.
– Сегодня на уроке вы узнаете, из чего состоят предложения, и продолжите работу в прописи.
1. Введение понятия «слово».
– Главный работник в речи – это слово. Речь каждого человека начинается с его первого слова. Кто знает, какое слово вы сказали первым? Назовите его. (Ответы детей.)
– Вот видите, какие разные слова были у вас первыми.
2. Установление различий между предметом и обозначающим его словом.
Игра «Угадай слово».
– Здание, где учатся дети. (Школа.)
– Первый день недели. (Понедельник.)
– Суп из свежей рыбы. (Уха.)
– Отгадайте загадку:
То я в клетку, то в линейку –
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать. Кто такая я?..
(Тетрадь.)
Учитель показывает тетрадь.
– Как вы думаете, предмет тетрадь и слово «тетрадь» – это одно и то же или нет? (Возможный ответ детей: «Одно и то же».)
– Проверим. Что можно сделать с тетрадью? в тетради? (В тетради можно рисовать, писать; из листка тетради можно сделать самолетик; тетрадь можно положить в портфель.)
– А теперь попробуйте (учитель прячет тетрадь за спину) убрать в портфель слово «тетрадь», сделать из него самолетик…
– Какое открытие мы сделали: слово, называющее предмет, и сам предмет – это одно и то же или нет? (Нет.)
– Для чего нужны предметы, разные вещи, понятно: чтобы мы могли ими пользоваться. А зачем нужны слова и нужны ли они? (Словами мы называем предметы.)
– Словами человек называл все, что видел вокруг и что создавал сам.
Показ иллюстраций: кит, муравей.
– Кто это? Что вы о них знаете?
– А теперь сравните слова – названия этих предметов.
Вывод: величина слова не зависит от величины предмета и наоборот.
– Приведите еще примеры. (Дом – избушка.)
Мы найдем слова везде:
Урок 5. Тренировка в проведении вертикальных параллельных линий
Урок 5
ТРЕНИРОВКА В ПРОВЕДЕНИИ
ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ
Цели деятельности педагога: научить проводить вертикальные параллельные линии; создать условия для развития мелкой моторики, глазомера.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают алгоритм действий при проведении вертикальных параллельных линий; умеют ориентироваться в понятиях слева, справа, верх, низ, используя их для обозначения положения каждого предмета на рисунке словом; получат возможность научиться проводить вертикальные параллельные линии.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – овладение графическими навыками при создании изображения; ориентирование на плоскости листа; логические – выбор с помощью сравнения и анализа нужного направления линий и расположения объекта.
Регулятивные: научатся ставить учебную задачу; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: умеют описывать объект, характеризуя его признаки; строить устные свободные высказывания, удерживая логику изложения.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют интерес, желание больше узнать.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
– У меня есть знакомый тигр. Хотите с ним познакомиться? Это очень просто. Послушайте стихотворение, и вы узнаете, что любит тигр.
Телевизор тигр купил,
Самый лучший попросил.
– Я люблю, – сказал он строго, –
Чтоб полосок было много!
Г. Виеру
– Что же любит тигр? (Полоски.)
– Но вот беда, в зоопарке сегодня утром у всех животных вдруг пропали полоски. Тигр просит о помощи. Мы сможем помочь? Как? (Мы уже умеем проводить прямые линии.)
– Тогда берите своего самого главного помощника – и за дело!
Не знаете, кто помощник? Отгадайте загадку:
Не похож на человечка, но имеет он сердечко,
И работе круглый год он сердечко отдаёт.
Он и чертит, и рисует, а сегодня вечерком,
Аккуратно так штрихуя, он раскрасил мне альбом.
(Карандаш.)
II. Работа по теме урока.
1. Правила посадки. Работа в прописи (с. 13).
– Возьмите простой карандаш и дорисуйте карандаши, нарисованные вверху страницы. Не забудьте про вертикальные линии. Как вы их проведете? Обратите внимание на стрелочки-помощницы. (Линии ведем сверху вниз на одинаковом расстоянии друг от друга. Начинаем вести от бороздок в верхней части карандаша.)
Уточнение: раскрашивать карандаши пока не надо.
– Покататься по территории зоопарка можно на поезде. Рассмотрите изображение поезда внизу страницы. Какие карандаши помогут раскрасить поезд? (Зеленый, красный, простой.)
– Раскрасьте эти карандаши вверху страницы.
– Теперь раскрасьте вагончики, проведите в них простым карандашом вертикальные линии сверху вниз и не забудьте про колеса.
Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд идет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу, чу-чу! Бежит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез.
(Ходьба на полусогнутых ногах.)
2. Работа по прописи (с. 12–13).
– Чтобы ехать дальше, нарисуем шпалы. (Выполнение задания.)
– Мы у ворот зоопарка. Какие карандаши возьмем, чтобы раскрасить ворота? (Коричневый, желтый.)
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом