Изобразительное искусство. 7-8 классы: поурочные планы по программе В. С. Кузина. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-379.2 |
Авторы | Андриенко Т. В., Павлова О. В. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Поурочное планирование |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Изобразительное искусство. 5-9 классы : программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузина [и др.]. - М. : Дрофа, 2012.
Представлены основные теоретические сведения, систематизированный набор упражнений и заданий, направленных на решение образовательных задач, развитие творческого потенциала. Разнообразный методический и дидактический материал позволит учителю построить урок с учетом новых технологий и современных требований, а также совершенствовать практические навыки и умения учащихся.
Компакт-диск предназначен учителям изобразительного искусства общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, может быть полезен организаторам внеклассной и кружковой работы к школе, а также студентам педагогических и искусствоведческих учебных заведений, слушателям ИПК.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Урок 1. Красота вокруг нас
Цели: познакомить учащихся с планом работы на предстоящий год; задачами, стоящими перед ними; требованиями, предъявляемыми к организации рабочего места; развивать понимание того, что умению видеть красоту вокруг себя необходимо учиться; воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: лучшие работы учащихся предыдущих лет; образцы различных видов бумаги, кисти, краски, гуашь, карандаши; репродукция картины И. И. Левитана «Мостик. Саввинская слобода», пьеса из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
Словарь: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр.
Ход урока
I. Организация урока.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Смачивание красок.
II. Введение.
1. Сообщение целей и задач обучения изобразительному искусству в 7 классе.
Учитель. Начался новый учебный год. Мы продолжим обучение изобразительному искусству. Как вы считаете, какие основные задачи решаются на наших уроках?
Ответы учащихся.
Главной задачей работы по программе «Изобразительное искусство» в седьмом классе по-прежнему остается приобщение к миру культуры, искусства как части культуры духовной. Освоение же каждого вида искусства происходит в процессе активной художественно-творческой деятельности в двух формах – в процессе восприятия произведений искусства и воплощения собственных художественно-образных замыслов. Вот поэтому-то на уроках изобразительного искусства в седьмом классе мы продолжим знакомство с прекрасным миром красоты, с творчеством выдающихся мастеров живописи, скульптуры, графики. Мы также продолжим осваивать приемы рисования, лепки, построения композиции, добиваясь в своих работах не только схожести изображаемого с натурой, но и передачи своего эмоционального состояния, настроения, своего личностного «я». Посмотрите, как это делали ваши предшественники.
2. Рассматривание лучших работ учащихся.
Учащиеся под руководством учителя рассматривают работы, комментируя технику исполнения, жанр, пытаются по изображенному угадать авторское название картины или работы.
3. Требования к материалам и инструментам, необходимым на уроках изобразительного искусства.
Учитель. Талант творца необходим при работе над любым произведением, но и от того, какими инструментами и с какими материалами мы будем работать, тоже зависит многое. Недаром каждый художник подбирает и инструменты, и материалы для себя сам, тратя на это немало времени. Один рисует на досках, другой – на особом холсте, третий творит только на бумаге. А материалы? Кто-то предпочитает акварель, кто-то – карандаш, а другие, создавая свои произведения, комбинируют самые разные материалы, например песок и краски. Какие же материалы и инструменты необходимо подготовить?
Итак, на уроках изобразительного искусства вам потребуются несколько карандашей разной твердости или мягкости, например: «Конструктор» Т, ТМ, М, 2М. Знаете ли вы, что означает эта маркировка?
Ответы учащихся.
Правильно: Т – твердый карандаш, ТМ – твердо-мягкий, М – мягкий. Но есть карандаши и более мягкие: например, 5М. Их используют в основном для набросков.
Кроме того, необходимо уметь правильно их затачивать: на 25–30 мм стачивают деревянную оправу и обнажают графит на 8–10 мм.
Для рисунка жидкими красящими веществами (тушью, чернилами) пользуются металлическими перьями различных размеров и форм.
Уголь – чрезвычайно податливый материал, отличающийся красивой матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обожженных тонких веток или обструганных палочек ивы, липы.
Сангина так же, как и уголь, широко применяется в рисунке. Изготавливается сангина в виде палочек без оправы различных красно-коричневых тонов.
Пастель – название не только материала, но и техники рисунка. Пастель представляет собой сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спрессованных, стертых в порошок пигментов с добавлением клея, молока, мела и гипса.
Акварель (от лат. aqua – вода) – водяные краски с растительным клеем в качестве связующего вещества. Отсюда и название живописи этими красками.
Урок 2. Народ – творец прекрасного
Урок 2
Народ – творец прекрасного
Цели: углубить представления о народном искусстве как особом типе творчества в системе современной культуры; систематизировать знания о народном декоративно-прикладном искусстве; развивать понимание тесной взаимосвязи национального и интернационального, способствовать взаимообогащению культур разных народов.
Оборудование: предметы народного декоративно-прикладного творчества: горшки керамические, хохломская посуда; игрушки каргопольские, филимоновские и т. д.; образцы резьбы по дереву, кости и др.
Словарь: народное искусство, декоративно-прикладное искусство.
Ход урока
I. Организация урока.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока.
Нас окружают вещи. Они – наши защитники, помощники. И нам сейчас трудно себе представить, как на заре истории жил на Земле человек без вещей.
Как только человек научился делать вещи, он начал их украшать. Так родился орнамент – на посуде, одежде… А потом человек подметил, что предметы хороших форм обычно и в деле удобнее и практичнее, и стал делать вещи более красивыми и такой формы, которая бы наилучшим образом соответствовала назначению предмета. Так зарождалось народное искусство.
Развивается ли оно сейчас? Каким оно было раньше? Каковы его особенности? Постараемся ответить на эти вопросы сегодня.
III. Повторение изученного материала.
1. Опрос учащихся по вопросам:
1) Какие материалы используются на уроках изобразительного искусства?
2) Чем акварельные краски отличаются от гуаши?
3) Как правильно заточить карандаш?
4) Как правильно организовать рабочее место?
2. Заслушивание мини-сочинений на тему «Красота вокруг нас».
IV. Введение в тему.
В народном искусстве как бы отразились все этапы искусства предметного мира. Это сложное и многослойное искусство. И если сегодня его образцы во многих странах изготовляются на фабриках как сувениры, то когда-то это были самые необходимые и нужные в быту вещи – кринки, рубахи, скамьи, инструменты. Люди старались их делать наиболее удобными по понятиям своего времени и в них выражали свои художественные вкусы и стремления к красоте.
На эти полезные, удобные вещи стали накладывать орнаменты, рисунки, цветные полосы. И таким образом из предметов, просто необходимых в быту, они превратились в произведения народного, прикладного искусства. Мы до сегодняшнего дня восхищаемся одухотворенной красотой расписной керамики, любовно отделанным донцем прялок, ткаными и вышитыми женскими платьями, деревянной посудой с красно-золотой росписью.
Народное искусство всегда было тесно связано с бытом и архитектурой. Печи обкладывались затейливыми многокрасочными изразцами или же расписывались по побелке. Деревянные хаты украшались резными коньками на крышах, крыльцами и наличниками окон с красивой и сложной резьбой.
Для каждой местности, для каждого народа характерны свои традиционные узоры, свои орнаменты, свои особые предметы – свое собственное изобразительное творчество. Поэтому по предметам быта и архитектуры можно определить, какой народ их сделал, и время, когда они были созданы.
V. Изучение нового материала.
Беседа по теме «Народ – творец прекрасного».
Учитель. Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и кончая трактовкой изобразительных форм.
Приведите примеры, подтверждающие это.
Ученик. Например, мастера, живущие на Севере нашей страны, в основном используют кожу, мех, моржовую кость. В средней полосе России используются для различных изделий дерево, глина, береста. У народов, живущих на Кавказе, народные умельцы творят из металла, шерсти великолепные изделия. А вот вышивка хоть и популярна у многих народов, но орнамент и сюжеты различны.
Учитель. Рожденное в среде землевладельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил.
Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного творчества.
Уроки 3–4. Праздничный натюрморт
Уроки 3–4
Праздничный натюрморт
Цели: расширить знания учащихся о жанре изобразительного искусства – натюрморте; познакомить с многообразием форм и изображений мира вещей; дать учащимся основы изобразительной грамотности, учить изображать различные предметы, выражать свое настроение с помощью цвета; развивать приемы работы красками, композиционного построения рисунка, колористических решений для воплощения замысла; воспитывать художественный вкус.
Оборудование: репродукции или слайды картин В. Ф. Стожарова «Лен», «Братина и чеснок» и др.; М. А. Асламзян «Русский натюрморт», образец педагогического рисунка.
Словарь: натюрморт, композиция, колорит, теплые и холодные цвета, нейтральные цвета.
Ход урока
I. Организация урока.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Смачивание красок.
II. Сообщение темы урока.
Жанр, о котором пойдет речь на нашем уроке, сравнительно молодой, ему около 300 лет. До этого он был частью картины. В XVII веке этот жанр достиг своего расцвета в Голландии. Догадались ли вы, о каком жанре идет речь? Нет?
Тогда еще одна подсказка. Художник в картинах этого жанра выражает свое отношение к жизни, к окружающей нас красоте через мир вещей.
Так какой это жанр?
Ответы учащихся.
Конечно, мы сегодня будем работать над натюрмортом.
III. Введение в тему.
Учитель. Вы уже многое знаете о натюрморте, не раз его рисовали в разных техниках, знакомились с работами разных авторов.
Так что же это такое – натюрморт?
Ученик. В изобразительном искусстве натюрмортом (от французского nature morte – «мертвая природа») принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт – это особый жанр в живописи, графике, имеющий самостоятельное значение, но он может быть также составной частью станковой композиции (жанровой картины или портрета). Кроме неодушевленных предметов, в натюрморте изображаются объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым превращенные в вещь – рыбу на столе, цветы в букете и т. д.
Учитель. Термин «натюрморт», столь привычный сегодня, появился только в начале ХIХ века, то есть значительно позже, чем выработался сам тип изображения. Ранее полотна, воспроизводящие те или иные неодушевленные предметы, было принято называть голландским словом «неподвижная натура», или по-немецки «тихая (безмолвная) жизнь вещей». Непрерывная эволюция термина отражала постепенное изменение его смысла и значения. В наши дни, когда главным девизом творчества художников является «искусство и жизнь, искусство и современность», вопросы художественной зоркости и накопления необходимого багажа жизненных наблюдений приобретают особое значение.
Жанр натюрморта еще называют творческой лабораторией живописи. Его очень часто используют как учебную постановку. Но даже профессиональные художники нередко обращаются к натюрморту как живописному этюду с натуры в работе над картиной. Кроме этого, натюрморт может стать и самостоятельной картиной, по-своему раскрывающей известную тему искусства – тему окружающей среды.
Натюрморт может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальное положение, личность, образ жизни их владельца.
IV. Изучение нового материала.
1. Беседа по произведениям художников.
Учитель. У многих современных мастеров натюрморта есть главная тема творчества, свой излюбленный мир вещей, сюжетов, особенности живописного языка.
Урок 5. Мы – юные краеведы и этнографы
Урок 5
Мы – юные краеведы и этнографы
Цели: познакомить учащихся с архитектурно-строительной культурой русского Севера, музеями народного деревянного зодчества, характерными деталями и фрагментами построек деревянной архитектуры, композицией крестьянского дома, выразительным средством рисунка – светотенью; учить выполнять зарисовки архитектурных сооружений; воспитывать бережное отношение к образцам народного искусства.
Оборудование: репродукции или слайды памятников деревянной архитектуры, образцов народного деревянного зодчества, таблица «Образование светотени на поверхности»; образец педагогического рисунка.
Словарь: изба, клеть, сени, причелина, полотенце, курица, охлупень, наличник, Кижи.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока.
Учитель. Каждое поколение оставляет своим потомкам вещи, предметы, через века проносящие дух своей эпохи. Какие это могут быть вещи, предметы?
Ответы учащихся.
Верования и убеждения людей находили свое отражение во всех произведениях искусства, начиная от самых простых, которыми человек пользовался каждый день, до огромных, монументальных. Но наиболее образно и ясно характер времени, стиля проявляется в архитектуре.
Архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. И сейчас среди наших городов, сел, деревень появляется она отрывками былой жизни. И это прекрасно, что она не уходит из нашей жизни, а дает возможность нам вспомнить о минувшем, погрузиться в быт и привычки наших предков. Поговорим сегодня о развитии деревянного зодчества на Руси и дошедших до наших времен памятниках деревянной архитектуры.
III. Повторение пройденного материала.
Опрос учащихся по вопросам:
1. Какие произведения изобразительного искусства называют натюрмортами?
2. Почему жанр натюрморта называют творческой лабораторией живописи?
3. Как в натюрморте можно передать свое эмоциональное состояние?
4. Что означает понятие «колорит»?
5. Какие цвета относят к теплым, а какие – к холодным?
IV. Изучение нового материала.
1. Рассказ о развитии русской деревянной архитектуры.
Для развития русской архитектуры огромное значение имели конструкции деревянных построек. Дерево как строительный материал отличалось сравнительной дешевизной и широкой доступностью в связи с лесными богатствами Руси, меньшей по сравнению с камнем теплопроводностью стен, пористостью и сухостью конструкции, создававшей благоприятные условия для человека. Все это служило причиной широкого распространения деревянных построек, несмотря на то что они страдали от гнили и легко сгорали. Популярности дерева в строительстве способствовала легкость его обработки и быстрота возведения деревянных построек самого различного назначения. Из дерева на Руси строились не только жилые дома обычных людей, но и богатые дворцы князей и бояр, культовые здания, а также большинство оборонительных сооружений. Хотя по причине недолговечности дерева до нашего времени сохранились сравнительно поздние типы построек (в основном не ранее XV–XVI веков), тем не менее по сохранившимся литературным источникам и рисункам можно судить о древнейших конструкциях и строительных приемах, использовавшихся в деревянном зодчестве.
Рис. 1. Древнерусские деревянные жилые дома и их конструктивные детали:
1–3 – планы и общий вид избы; 4 – обработка окна; 5 – балкон на консолях;
6 – детали конька; 7 – кровля из теса; 8 – деталь карниза
Урок 8. Народные праздники
Цели: познакомить учащихся с историей возникновения праздников, сущностью различных обрядов и традиций, атрибутами праздничного действия, отличительными особенностями бытового жанра; дать понятие о цвете и цветовом контрасте, основных законах оптического смешения цвета, ахроматическом и хроматическом контрасте; развивать навыки работы акварелью; воспитывать бережное отношение к народному творчеству.
Оборудование: слайды или репродукции картин К. Юона «Сельский праздник», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»; фотографии или слайды¸ запечатлевшие народные праздничные гуляния.
Словарь: смешение цвета – оптическое и механическое; цветовой контраст; ахроматический и хроматический контраст.
Ход урока
I. Организация урока.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Смачивание красок.
II. Сообщение темы урока.
Учитель. Человеческая память коротка. Но есть еще и другая память, она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции. В образцах праздника передается информация о чрезвычайно важных вещах, тайна которых давно утеряна. И, отмечая календарный праздник, люди часто не знают причин, побуждающих их вести себя именно так, а не иначе: почему на Троицу, например, наряжают березку, а на Масленицу сжигают чучело и пекут блины, почему вешают на елку золотые шары и маленькие игрушки и т. д. Праздники продолжают жить и в наши дни. Ведь в образах праздника люди переживают свою изначальную связь с миром. В праздниках заложено начало искусства и литературы. Поэтому мы и посвящаем им наш урок.
III. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
В книге Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» рассказано о том, как раз в год, ночью, из морских глубин поднимается заколдованный город, а к утру исчезает. Через год, в строго определенный срок, он появляется опять. Календарный праздник подобен этому городу: он возникает снова и снова в свой день, с незапамятных времен, отмечая положение солнца на небосводе.
В давние времена, когда люди еще жили в пещерах, они уже справляли праздники. В одной из пещер Франции сохранилось изображение ряженого – в шкуре и в маске с рогами. И сегодня в балканских селах на Новый год можно встретить очень похожие персонажи. Маска праздника прожила двадцать пять тысяч лет. Она возникла, когда люди еще не умели шить одежду, приручать животных, и она жива в нашу научно-техническую эпоху.
С давних времен люди ощущали себя частью природы, чувствовали себя участниками природных событий, будь то движение солнца или вызревание колоса. А одним из способов этого участия и были календарные народные праздники. Человеческий разум очень давно постиг тайну круговорота бытия и его связи с космическими силами. Эта тайна пряталась в образах праздника.
На нашей новогодней елке висят яблоки и мандарины – такова давняя традиция: напоминание природе о том, что она должна позаботиться о людях в Новом году и осыпать их спелыми народами.
Но что означают пряники и печенья, которые вешают на елку или кладут в пакет с подарками?
Новогодние праздники были долгими, они длились около месяца и назывались зимними Святками. На Святки в славянских селах по ночам, собравшись группами, ходили ряженые. Они пели под окнами домов колядки – пожелания добра, благополучия и изобилия, а хозяева готовили для них угощение: калачи и сласти.
Колядники, согласно преданиям, тоже тени предков, они пускаются в дальний путь проведать потомков и принести из подземного мира залог урожайного года, достатка и благополучия. И когда мы кладем под елку коробку конфет, пакет с яблоками или печеньем, то делаем это как бы в память о далеких наших предках. И конфеты, которые мы вешаем на елку, украшая ее, тоже означают пожелание сладкой жизни в Новом году. А елочные игрушки – коровы, барашки и козы – это, быть может, воспоминание о новогодней жертве: чтобы избежать голода и бедствий, люди устраивали праздник в честь духов подземного мира, принося им в жертву домашних животных.
Нам трудно представить елку без маленьких огней – без лампочек, а это тоже таинственная тысячелетняя связь цветного новогоднего фонарика с древним огнем, зажженным в новогоднюю ночь во славу Солнца.
От летнего солнцеворота день начинает убывать. Осенний ветер срывает последние листья, землю заметает снегом, сумерки наваливаются все раньше, утром солнце просыпается все позже… Наверное, древние люди испытывали чувство тревоги: вдруг солнце скроется и навсегда воцарятся стужа и мрак? Мифы и предания доносят до нас сведения о черных драконах, норовящих проглотить дневное светило. Чтобы помочь солнцу, ему светили в ночи, вознося факелы к небу, показывая таким образом путь к земле.
Тема украшенного и наряженного дерева как бы разливается по календарю, выплескиваясь в праздник весны. Весенние праздники свидетельствуют о полной победе животворных сил над мраком и холодом. Почему дерево?
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом