Геометрия. 7-11 классы: поурочные планы по учебникам Л. С. Атанасяна. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-292.4 |
Авторы-составители | Афанасьева Т. Л., Ковалева Г. И., Тапилина Л. А. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Поурочное планирование |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
- Атанасян, Л. С. Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян [и др.]. - М. : Просвещение, 2012;
- Атанасян, Л. С. Геометрия. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян [и др.]. - М. : Просвещение, 2012.
Компакт-диск содержит 5 разделов: "7 класс", "8 класс", "9 класс", "10 класс", "11 класс".
На диске представлены основные теоретические сведения, разнообразный дидактический материал (карточки для устного опроса, таблицы, задания творческого характера), а также контрольные работы. Поурочные планы снабжены достаточно большим количеством устных упражнений, задач по готовым чертежам. Описана методика введения отдельных понятий. Даны методические рекомендации по изучению отдельных теорем. Подбор задач призван обеспечить высокий темп урока.
Представленные разработки помогут начинающим учителям найти свой подход к проведению урока, выбрать оптимальные формы работы, а также будут полезны опытным преподавателям математики и студентам педагогических учебных заведений. Предлагаемое распределение материалов по урокам носит примерный характер, учитель может по своему усмотрению вносить коррективы в ход урока, учитывая специфику и уровень подготовки класса.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Урок 1. Прямая и отрезок
Цели: познакомить учащихся с тем, что изучает геометрия, какой раздел геометрии называется планиметрией, какие фигуры в планиметрии называются основными; систематизировать сведения о взаимном расположении точек и прямых; рассмотреть свойство прямой: через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну; научить обозначать точки и прямые на рисунке; ввести понятие отрезка; рассказать о практическом проведении (провешивании) прямых на местности.
Ход урока
I. Вводная беседа о возникновении и развитии тгеометрии (10–12 мин).
ПЛАН БЕСЕДЫ
1. Зарождение геометрии.
2. От практической геометрии к науке геометрия.
3. Геометрия Евклида.
4. История развития геометрии.
5. Геометрические фигуры.
Геометрия возникла в результате практической деятельности людей: нужно было сооружать жилища, храмы, прокладывать дороги, оросительные каналы, устанавливать границы земельных участков и определять их размеры. В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие» («гео» – по-гречески земля, а «метрео» – мерить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами.
Важную роль играли и эстетические потребности людей: желание украсить свои жилища и одежду, рисовать картины окружающей жизни. Все это способствовало формированию и накоплению геометрических сведений.
За несколько столетий до нашей эры в Вавилоне, Китае, Египте и Греции уже существовали начальные геометрические знания, которые добывались в основном опытным путем, но они не были еще систематизированы и передавались от поколения к поколению в виде правил и рецептов, например, правил нахождения площадей фигур, объемов тел, построения прямых углов и т. д. Не было еще доказательств этих правил, и их изложение не представляло собой научной теории.
Первым, кто начал получать геометрические факты при помощи рассуждений (доказательств), был древнегреческий математик Фалес (VI в. до н. э.), который в своих исследованиях применял перегибание чертежа, поворот части фигуры и так далее, то есть то, что на современном геометрическом языке называется движением.
Постепенно геометрия становится наукой, в которой большинство фактов устанавливается путем выводов, рассуждений, доказательств.
Попытки греческих ученых привести геометрические факты в систему начинаются уже с V в. до н. э. Наибольшее влияние на всё последующее развитие геометрии оказали труды греческого ученого Евклида, жившего в Александрии в III в. до н. э. Сочинение Евклида «Начала» почти 2000 лет служило основной книгой, по которой изучали геометрию. В «Началах» были систематизированы известные к тому времени геометрические сведения, и геометрия впервые предстала как математическая наука.
Эта книга была переведена на языки многих народов мира, а сама геометрия, изложенная в ней, стала называться евклидовой геометрией.
В геометрии изучаются формы, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их других свойств: массы, цвета и т. д. Отвлекаясь от этих свойств и беря во внимание только форму и размеры предметов, мы приходим к понятию геометрической фигуры.
На уроках математики вы познакомились с некоторыми геометрическими фигурами и представляете себе, что такое точка, прямая, отрезок, луч, угол, как они могут быть расположены относительно друг друга. Вы знакомы с такими фигурами, как треугольник, прямоугольник, круг (показать модели этих фигур).
Геометрия не только дает представление о фигурах, их свойствах, взаимном расположении, но и учит рассуждать, ставить вопросы, анализировать, делать выводы, то есть логически мыслить.
Школьный курс геометрии делится на планиметрию и стереометрию. Такие фигуры, как отрезок, луч, прямая, угол, окружность, круг, треугольник, прямоугольник, являются плоскими, то есть целиком укладываются на плоскости. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости, называется планиметрией (от латинского слова «планум» – плоскость и греческого «метрео» – измеряю).
В стереометрии изучаются свойства фигур в пространстве, таких как параллелепипед, шар, цилиндр, пирамида (показать модели). Мы начнем изучение геометрии с планиметрии.
II. Изучение нового материала.
1. Повторение известного учащимся материала о точках и прямых, их изображении и расположении относительно друг друга.
2. Прямая безгранична, а на рисунке изображается только часть прямой.
3. Обозначение прямых малыми буквами латинского алфавита или двумя большими буквами, соответствующими двум точкам, лежащим на прямой.
Рисунки выполнять на доске и в тетрадях; рассмотреть по учебнику рисунки 4, 5 и 6 на с. 5.
4. Выполнение практического задания № 1 (с. 7 учебника). Символы и .
Урок 3. Сравнение отрезков и углов
Урок 3
СРАВНЕНИЕ ОТРЕЗКОВ И УГЛОВ
Цели: ввести одно из важнейших геометрических понятий – понятие равенства фигур, в частности равенства отрезков и углов; научить учащихся сравнивать отрезки и углы; ввести понятия середины отрезка и биссектрисы угла.
Оборудование: модели различных плоских фигур (знакомых учащимся из курса математики I–VI классов); плакат с фигурами Ф1 и Ф2, аналогичный рисунку 19 учебника, и калька; транспаранты и графопроектор.
Ход урока
I. Устная работа.
Вопросы к учащимся:
1. Назовите основные геометрические фигуры на плоскости.
2. Что такое планиметрия?
3. Как можно обозначить прямую?
4. Что называется отрезком?
5. Сколько общих точек могут иметь две прямые?
6. Сколько прямых можно провести через любые две точки плоскости?
7. Объясните, что такое луч. Как обозначаются лучи?
8. Какая фигура называется углом? Объясните, что такое вершина и стороны угла.
9. Какой угол называется развернутым?
10. Сколько неразвернутых углов образуется при пересечении трёх прямых, проходящих через одну точку? (Ответ: двенадцать углов.)
II. Объяснение нового материала.
1. Среди окружающих нас предметов встречаются такие, которые имеют одинаковую форму и одинаковые размеры. Такими предметами являются, например, два одинаковых листа бумаги, две одинаковые книги, два одинаковых шкафа.
Показ моделей равных плоских фигур окружающей обстановки.
2. Определение равных фигур.
3. Как установить, равны фигуры или нет?
Используя плакат с фигурами Ф1 и Ф2 и кальку, учитель показывает процесс наложения одной фигуры на другую, описанный в учебнике (рис. 19).
Вывод: две геометрические фигуры называются равными, если их можно совместить наложением.
4. Задача сравнения фигур (их форм и размеров) является одной из основных задач в геометрии. На практике сравнить наложением две небольшие плоские фигуры вполне возможно, а вот два очень больших стекла, а тем более два земельных участка, практически невозможно. Это приводит к необходимости иметь какие-то правила сравнения двух фигур, позволяющие сравнить некоторые их размеры, и по результатам этого сравнения сделать вывод о равенстве или неравенстве фигур.
5. Учащиеся сравнивают несколько отрезков, изображенных на доске, среди которых есть равные (с помощью кальки, бечевки или циркуля).
6. Работа по рис. 20 учебника. Запись в тетрадях: ВK = DМ (равные отрезки); АС < АВ.
7. Введение понятия середины отрезка (рис. 21).
8. Решение задач № 19 и №20 (по рис. 25).
9. При сравнении углов используются транспаранты. На двух пленках изображаются углы, и с помощью графопроектора показывается, как равные углы можно совместить наложением.
10. Работа по рис. 22 и 23 учебника.
11. Выполнение задания № 21 на доске и в тетрадях.
12. Введение понятия биссектрисы угла (рис. 24).
13. Устно решить задачу № 22.
III. Проверка усвоения нового материала.
Самостоятельная работа проводится в форме диктанта:
1. На луче h с началом в точке О отложите отрезки ОА и ОВ так, чтобы точка А лежала между точками О и В. Сравните отрезки ОА и ОВ и запишите результат сравнения.
2. Начертите неразвернутый угол АВС и проведите какой-нибудь луч ВD, делящий этот угол на два угла. Сравните углы АВС и АВD, АВС и DВС и запишите эти результаты сравнения.
При наличии времени проверку работы можно провести на этом же уроке с помощью графопроектора.
IV. Итоги урока.
Домашнее задание: изучить пункты 5 и 6 из § 3; ответить на вопросы 7–11 на с. 25; решить задачи №№ 18 и 23.
Урок 1. Первый признак равенства треугольников
Урок 1
ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК РАВЕНСТВА
ТРЕУГОЛЬНИКОВ
Цели: ввести понятия треугольника и его элементов, периметра треугольника; учить оформлять и решать задачи; развивать логическое мышление учащихся.
Оборудование: различные многоугольники и треугольники, вырезанные из бумаги или изготовленные из проволоки; таблицы «Виды треугольников» и «Равенство треугольников».
Ход урока
I. Анализ контрольной работы.
1. Сообщение итогов контрольной работы.
2. Ошибки, допущенные учащимися в ходе работы.
3. Решение на доске задач, вызвавших затруднения у учащихся.
II. Изучение нового материала методом беседы.
1. Понятие треугольника знакомо учащимся, поэтому изучение темы начинается с демонстрации различных многоугольников, треугольников, изготовленных из бумаги, проволоки либо изображенных на таблице или классной доске.
2. Учащиеся выделяют треугольники, указывают и называют их стороны, вершины и углы. Обозначение треугольника, его углов, сторон.
3. Выполнение практического задания:
1) Начертите треугольник АВС и проведите отрезок, соединяющий вершину А с серединой противоположной стороны.
2) Начертите треугольник МNP. На стороне МР отметьте произвольную точку K и соедините ее с вершиной, противолежащей стороне МР.
3) Назовите углы: а) треугольника DЕK, прилежащие к стороне ЕK; б) треугольника MNP, прилежащие к стороне MN.
4) Назовите угол: а) треугольника DЕK, заключенный между сторонами DЕ и DК; б) треугольника MNP, заключенный между сторонами NP и РМ.
5) Между какими сторонами: а) треугольника DЕK заключен угол K; б) треугольника MNP заключен угол N?
4. Выполнение заданий № 87 и 88 для лучшего усвоения понятий треугольника и его элементов.
5. Введение понятия периметра треугольника. Записать в тетради: сумма длин трех сторон треугольника называется его периметром.
6. Решение задачи № 91 с оформлением на доске и в тетрадях учащихся:
Дано: РАВС = 48 см, АС = 18 см, ВС – АВ = 4,6 см.
Найти: АВ и ВС.
Решение
Обозначим длину стороны АВ в сантиметрах буквой х, тогда
ВС = (х + 4,6) см;
48 см = АВ + АС + ВС = х + х + 4,6 + 18 см, откуда
2х = 25,4; х = 12,7.
Значит, АВ = 12,7 см; ВС = 12,7 + 4,6 + 17,3 (см).
Ответ: 12,7 см и 17,3 см.
7. Вспомнить, какие фигуры называются равными. Записать в тетрадях определение:
Два треугольника называются равными, если каждой стороне и каждому углу в любом из них найдется равный элемент в другом.
8. Работа по рис. 50 и таблице «Равенство треугольников».
Обратить внимание учащихся на то, что из равенства треугольников следует равенство соответствующих, то есть совмещающихся при наложении сторон и углов этих треугольников, и что в равных треугольниках против соответственно равных сторон лежат равные углы и обратно, против соответственно равных углов лежат равные стороны.
9. Устно решить задание: на каждом из рисунков 1 и 2 изображены равные между собой треугольники. Указать соответственно равные элементы этих треугольников.
Рис. 1 Рис. 2
10. Устное решение задачи № 92.
11. Письменно решить задачу:
Треугольники АВС и MNP равны, причем А = М, В = N
и С = Р.
Найдите стороны MNP, если АВ = 7 см, ВС = 5 см, СА = 3 см.
Решение
АВС = MNP по условию, поэтому углы и стороны АВС
Урок 4. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
Урок 4
ПЕРПЕНДИКУЛЯР К ПРЯМОЙ. МЕДИАНЫ,
БИССЕКТРИСЫ И ВЫСОТЫ ТРЕУГОЛЬНИКА
Цели: ввести понятие перпендикуляра к прямой и доказать теорему о перпендикуляре; ввести понятия медианы, биссектрисы и высоты треугольника и научить учащихся их строить.
Наглядные пособия: таблица «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника»; транспортиры; прямоугольные треугольники.
Ход урока
I. Анализ результатов самостоятельной работы.
II. Изучение нового материала.
1. Введение понятия перпендикуляра к прямой (рис. 55).
Учащиеся должны уяснить, что перпендикуляр АН, проведенный из точки А к прямой а, – это такой отрезок, для которого выполнены следующие два условия: 1) прямая АН перпендикулярна к прямой а (АНа); 2) А а, Н а.
2. Выполнение практического задания 100.
3. Доказательство теоремы о перпендикуляре к прямой проводит сам учитель по рисункам 56, 57 без записи доказательства этой теоремы в тетрадях.
4. Решение задачи № 105 (устно по готовому чертежу).
5. Введение понятия медианы треугольника (использовать таблицу «медианы, биссектрисы и высоты треугольника) и построение учащимися медиан треугольника (рис. 59).
6. Введение понятия биссектрисы треугольника и построение учащимися биссектрис углов треугольника с помощью транспортира (рис. 60).
Обратить внимание учащихся на различие между биссектрисой угла (луч, делящий угол на два равных угла) и биссектрисой треугольника (отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны).
7. Введение понятия высоты треугольника (использовать таблицу) и построение учащимися высот в остроугольном, прямоугольном и тупоугольном треугольниках с помощью прямоугольных треугольников (рис. 61 и 62).
У учащихся вызывает затруднение проведение высоты из вершины острого угла в тупоугольном треугольнике, поэтому учитель объясняет построение высот в различных тупоугольных треугольниках.
III. Практическая работа.
Для закрепления навыков построения медиан, биссектрис и высот треугольника учащиеся выполняют практические задания №№ 101, 102 и 103, а учитель просматривает выполняемые учащимися построения и оказывает необходимую помощь.
IV. Итоги урока.
Выяснить, какими свойствами обладают медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Домашнее задание: изучить пункты 16 и 17; ответить на вопросы 5–9 на с. 50; выполнить на отдельных листочках практические задания №№ 101, 102 и 103 и сдать учителю на проверку.
Решить задачи:
1. АС – биссектриса А треугольника АВD. Докажите, что ВАС =
= DАС.
2. В треугольнике АСD проведены медианы АЕ, СВ и DF. Длины отрезков АF, ВD и СЕ соответственно равны 4 см, 3 см и 2 см. Найдите периметр треугольника АСD.
3. DN – высота треугольника MNK; МD = DK.
Доказать, что MND = KND.
Урок 7. Второй признак равенства треугольников
Урок 7
ВТОРОЙ ПРИЗНАК РАВЕНСТВА ТРЕУГОЛЬНИКОВ
Цели: повторить и закрепить изученный ранее материал; изучить второй признак равенства треугольников и выработать навыки использования первого и второго признаков равенства треугольников при решении задач; развивать логическое мышление учащихся.
Ход урока
I. Устная работа.
1. Ответы на контрольные вопросы 4 –13 на с. 50.
2. Решение задач по готовым чертежам с целью повторения первого признака равенства треугольников:
1) На рисунке 1 DЕ = DK, 1 = 2. Найдите ЕС, DСK и DKС, если KС = 1,8 дм; DСЕ = 45°, DЕС = 115°.
2) На рисунке 2 ОВ = ОС, АО = DО; АСВ = 42°, DСF = 68°.
Найдите АВС.
Рис. 1 Рис. 2
II. Объяснение нового материала.
1. Выполнение учащимися практического задания: с помощью транспортира и масштабной линейки начертить треугольник АВС так, чтобы А = 46°, В = 58°, АВ = 4,8 см.
2. Формулировка и доказательство второго признака равенства треугольников (на доске и в тетрадях).
При доказательстве второго признака желательно отметить аналогию с доказательством первого признака: в том и другом случае равенство треугольников доказывается путем такого наложения одного треугольника на другой, при котором они полностью совмещаются.
III. Закрепление изученного материала.
1. Устно по готовым рисункам (рис. 3–7) решить задачи:
Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5
Рис. 6 Рис. 7
1) На рисунке 3 1 = 2 и 3 = 4. Докажите, что АВС =
= АDС.
2) На рисунке 4 АС = СВ, А = В. Докажите, что ВСD = АСЕ.
3) На рисунке 5 луч АD – биссектриса угла ВАС, 1 = 2. Докажите, что АВD = АСD.
4) На рисунке 6 ВО = ОС, 1 = 2. Укажите равные треугольники на этом рисунке.
5) На рисунке 7 1 = 2, САВ = DВА. Укажите равные треугольники на этом рисунке.
2. Решить задачу № 121 (самостоятельно).
3. Решить задачу № 126 (по рис. 74).
4. Решить задачу № 127 (записать решение этой более сложной задачи на доске и в тетрадях):
Дано: АВС и А1В1С1; АВ = А1В1; ВС = В1С1; В = В1;
D АВ; D1 А1В1; АСD и А1С1D1.
Доказательство
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом