Русский язык 7-9 классы: поурочные планы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-267.2 |
Авторы-составители | Ермоленко Т. И., Крамаренко Н. О., Кривоплясова М. Е. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Поурочное планирование |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
1. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. - М. : Дрофа, 2011.
2. Русский язык. Практика. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / С. Н. Пименова [и др.] ; под ред. С. Н. Пименовой. - М. : Дрофа, 2010.
3. Русский язык. Практика. 8, 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю. С. Пичугов [и др.] ; под ред. Ю. С. Пичугова. - М. : Дрофа, 2011.
4. Русский язык. Русская речь. 7, 8, 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Никитина. - М. : Дрофа, 2011.
Компакт-диск содержит 3 раздела: "7 класс", "8 класс", "9 класс".
На диске представлены основные теоретические сведения, различного рода карточки-задания для индивидуальной работы, для работы в парах или группах, а также сигнальные карточки (различных цветов, "+" и "-", с цифрами от 1 до 10). С целью проверки знаний и умений учащихся представлены не только различные виды диктантов и изложений, но и тестовая проверка. Тесты можно использовать при проверке изученной темы, фрагментов её, а также при проверке достижений учащихся за определенный период обучения.
Представленные разработки помогут начинающим учителям найти свой подход к проведению урока, выбрать оптимальные формы работы, а также будут полезны опытным преподавателям русского языка и студентам педагогических учебных заведений. Предлагаемое распределение материалов по урокам носит примерный характер, учитель может по своему усмотрению вносить коррективы в ход урока, учитывая специфику и уровень подготовки класса.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Урок 2. Сочинение "Как я провел лето"
Урок 2
СОЧИНЕНИЕ «КАК Я ПРОВЕЛ ЛЕТО»
Цели: позволить детям выговориться, поделиться впечатлениями о прошедшем лете; провести экспресс-диагностику состояния правописных умений и навыков, привести учащихся в «рабочее состояние»; создать хорошее настроение и желание работать у детей, атмосферу заинтересованной и слаженной совместной деятельности, партнерские отношения между учащимися и учителем.
Оборудование: газета «Русский язык» (приложение к газете «Первое сентября»), № 32, 23–31 августа 2001 со статьей Л. Петрановской «Как я провел лето «по-новому»; запись песни «Лето, ах, лето» из репертуара А. Б. Пугачевой.
Методическое обоснование урока: методы и приемы, используемые учителем, превратят набившую оскомину тему в запоминающийся, яркий, полезный урок, задающий тон на весь учебный год.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит запись фрагмента песни «Лето, ах, лето» в исполнении А. Пугачевой.
Учитель. Лето промчалось, как комета,
Но живы в памяти воспоминанья лета.
Веселье, речка, турпоходы, встречи –
Все впечатления выразите
в письменной сегодня речи.
Поделитесь, как лето кто из вас провел,
Что нового узнал, что приобрел.
Сначала друг другу об этом расскажите,
Затем от имени соседа сочинение напишите.
II. Работа над сочинением.
Пишется обычное сочинение, но не за себя, а за соседа. Все разбиваются на пары (если ребят нечетное число, один образует пару с учителем). За пятнадцать минут участники пары должны рассказать друг другу о своем лете, ответить на уточняющие вопросы. Затем каждый пишет сочинение «Как я провел лето» от имени своего соседа. Проверяет сочинение, конечно, его «лирический герой», он оценивает содержание, исправляет замеченные ошибки. Потом учитель собирает работы и анализирует ситуацию с правописанием в классе (информации при этом у него будет больше, чем при традиционной работе: не только способность человека писать без ошибок, но и умение видеть ошибки при проверке текста).
Несколько работ хорошо бы разобрать вслух таким образом: читает тот, кто писал, а тот, о ком речь, комментирует: что было понято неверно, какие важные детали упущены, переданы ли в целом его настроение, чувства. Можно попросить поднять руки тех, кто очень доволен сочинением о себе, и тех, кто совершенно разочарован непониманием, и именно эти работы разобрать подробно. Идея сама по себе очень простая, работа мало отличается по форме от общепринятой, а проходит все совсем иначе, цель «выпускания пара» достигается намного более эффективно, особенно если не пожалеть времени на чтение сочинений в классе.
III. Итог урока.
Учитель. Поясните, как соотносится с той деятельностью, которой вы занимались на уроке, пословица Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает? Какие советы вы хотели бы дать друг другу в том, чтобы всегда быть понятым, точно передавать мысль того, кого слушаешь. Помогла ли вам совместная работа «восстановить форму» орфографической зоркости, правописания знаков препинания?
В заключение урока хотелось бы привести вам в качестве совета высказывание К. Паустовского: «Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Домашнее задание: § 221 («Теория»); подготовить устное рассуждение на тему «Язык как развивающееся явление».
Урок 5. Что такое текст
Цели: познакомить учащихся с учебником «Русская речь» для 7 класса, научить по нему работать; повторить и углубить теоретические сведения об основных признаках текста, особое внимание уделить заглавию.
Оборудование: Е. И. Никитина. «Русский язык. Русская речь. 7 класс».
Методическое обоснование урока: материал § 1 дает возможность обобщить знания о тексте, его признаках, особое внимание уделяя совершенствованию умения озаглавливать текст и умения «читать» («расшифровывать») заглавие, по нему прогнозировать, о чем пойдет речь в тексте.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Знакомство с учебником «Русская речь» для 7 класса.
Чтение вступительной статьи (обращение автора к учащимся), с помощью которой знакомим семиклассников со структурой учебника, справочным аппаратом (обложка, автор, титульный лист, переплет, условные обозначения, оглавление на с. 157, приложение на с. 116: рассказы (для написания отзыва о них), сведения о художниках, памятки, ответы, указатель терминов.
Обращаем внимание на оформление книги, читаем высказывание А.Островского на обложке, объясняем его смысл, рассматриваем цветные вставки. Особое внимание уделяется трем советам академика Дмитрия Сергеевича Лихачева всем, кто хочет научиться говорить и писать (с. 5), а также эпиграфам (с. 7).
III. Введение нового материала.
При изучении темы идет выразительное чтение стихотворения Юлии Владимировны Друниной «Это имя…» (упр. 1) и рассказа Юрия Иосифовича Коваля «Бабочка» (упр. 2), изучение таблицы (с.10–11), беседа о признаках текста.
Учитель. Вспомните признаки целого текста.
Ученики. В тексте есть заглавие, тема, идея (основная мысль).
Учитель. Еще какие признаки целого текста мы знаем?
Ученики. Делимость: I – начало, II – основная часть, III – конец.
Учитель. Еще что можно сказать?
Ученики. Связность и композиционная завершенность.
Учитель. Укажем эти признаки в рассказе «Бабочка». Сформулируем его тему, идею, определим стиль.
Затем ученики работают над следующими проблемами:
– миниатюра как пример текста (упр. 3);
– создание собственной миниатюры (упр. 4, 11);
– работа над заглавием как признаком текста (упр. 5–7); понятие нулевого заглавия (упр. 8–12).
Учитель. Чтобы выяснить сущность понятия текст, вспомним, как обычно изучают иностранный язык, и сопоставим понятие текст с уже известными вам понятиями язык и речь.
Изучая язык, мы овладеваем неким набором языковых единиц – слов, изучаем их фонетические, морфемные и грамматические особенности, а также правила, по которым эти слова можно соединять друг с другом. Может ли человек, старательно все это выучивший, свободно общаться? Нет! Потому что он не владеет речью, то есть не обладает способностью соединять выученные слова по выученным правилам. Приходилось ли вам самим это чувствовать? Сталкиваться с такой ситуацией?
Когда мы говорим о речи, то подразумеваем некий поток, без начала и конца, протяженный во времени. Этот признак речи называется линейностью. Текст же всегда имеет ограничения, рамки, у него есть начало и конец, его построение отвечает определенным целям. Для создателя текста, в первую очередь, важна не реализация языковой способности (как в речи), а выражение какой-либо идеи, причем таким способом, чтобы она была понятна слушателю, читателю.
Многие ученые считают текстом любой объект, несущий информацию и опирающийся на систему знаков, – картину, народный обряд, ритуальный танец, вышивку и т. д. Мы подробнее рассмотрим речевые тексты, то есть тексты, в которых знаками являются слова.
Любой текст несет в себе определенную информацию. Создатель текста заинтересован в том, чтобы эта информация была понята. Чтобы текст был понятным, он должен отвечать целому ряду требований – быть связным, логичным, последовательным и т. п.
Создатель стремится и к тому, чтобы его текст произвел впечатление. Для этого употребляются особого рода языковые средства – средства выразительности.
Создатель хочет также заинтересовать слушателя, читателя, привлечь и удержать его внимание и придумывает для этого различные ходы – неожиданности в сюжете, загадки, парадоксы и т. п.
Существует ли некий идеальный текст? Образец, по которому можно составить любой другой текст? Нет! Автор текста (и вы в том числе) должен учитывать множество условий: для какой цели создается текст, кто его адресат, какую сферу деятельности человека он обслуживает, в какой ситуации он будет восприниматься, в каком стиле он будет написан и т. п.
Задание
Урок 10. Понятие о причастии
Цели: дать понятие о причастии как части речи; научить опознавать причастия в тексте; сформировать артикуляционные навыки произношения причастий.
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5–9 кл.». В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс» / под ред. С. Н. Пименовой.
Методическое обоснование урока: практический материал урока дает школьникам представление о семантике причастия, сфере его употребления в речи, позволяет начать выработку навыка опознавания причастий в тексте, а также навыков артикуляционных.
В данном учебном комплексе причастие рассматривается как самостоятельная часть речи. Тем самым преодолевается существующая двойственность при изучении причастия: в теоретическом плане оно относится к глаголу, считается его особой формой, а в практическом плане порядок его рассмотрения совпадает с именем прилагательным. Причастие же, по мнению авторов учебника, к которому нельзя не присоединиться, в качестве самостоятельной части речи обладает особой семантикой, собственными морфологическими и синтаксическими признаками, ярко выраженными стилистическими свойствами.
Работу по причастию начинаем с его узнавания «в лицо», опираясь на формальные показатели – суффиксы (упр. 37, 38); проводим кропотливую работу по раскрытию тонкостей семантики причастия, по составлению синтаксических синонимов (упр. 39–43). С этого урока начинается работа по усвоению норм артикулирования причастий: ученики хором (или работая в парах) произносят суффиксы причастий и сами причастия. Завершается урок чтением параграфа 132 «Теории» и беседой по нему. Необходимо стараться предоставить каждому семикласснику возможность потренировать его речевой аппарат.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Написание всем классом словарного диктанта, составленного одним из учащихся.
Профессия, специальность, коллега, аппарат, учреждение, исследование, температура, инициатива, чувствовать, участвовать, труженик, интерьер, магнитофон, аккордеон, коридор, телеграмма, телевидение, аквариум, акватория, территория, терраса, лестница, кабинет.
2. Практикум по орфографии.
Вспомните: что такое наречие? От каких частей речи и каким способом образуется наречие?
Раскройте скобки. Определите, к какой части речи принадлежат слова. Укажите способ образования наречий и объясните их правописание.
Времени (в) обрез, встретиться (в) первые, выстроиться (в) ряд, сказать (в) лад, уменьшить (в) двое, действовать (в) открытую, сыграть (в) ничью, войти (в) привычку, говорить (во) обще.
Ответить (без) ошибочно, написать (без) ошибки, радоваться (без) удержно, смеяться (без) удержу, трудиться (без) устали, бить (без) промаху, оставить (без) ответа, любить (без) ответно, сочинение (без) укоризненно, простить (без) укоризны.
Танцевать (до) упаду, разрушить (до) тла, устать (до) нельзя, раскалить (до) красна, накормить (до) сыта, завинтить (до) отказа, помнить (до) ныне, написать (до) востребования.
III. Изучение новой темы.
1. Вводное задание.
Учитель. Предлагаю вам нарисовать ассоциативные рисунки – свои портреты, только вы в них должны быть не школьниками, а племенем индейцев. Изобразите себя в виде индейца и придумайте себе имя, соблюдая два условия: имя должно отражать какую-то черту характера и в состав имени обязательно должно входить причастие.
В нашем «индейском племени» появились (учащиеся показывают ассоциативные рисунки и называют себя): «Играющая на флейте», «Мечтающая о победе», «Метающий копье», «Берегущий огонь» и др.
Как на себе вы «почувствовали» особенность причастия? В чем она состоит?
Ученики. Обозначать признак предмета по его действию.
2. Дидактическое упражнение «Охарактеризуйте предмет по рисунку».
Учитель дает учащимся рисунки по вариантам:
вариант I – бабушка читает книгу;
вариант II – мальчик рисует самолет.
Учащимся предлагается охарактеризовать с помощью причастий предмет, который производит действие, и предмет, который испытывает действие со стороны другого предмета. (Бабушка, читающая книгу; книга, читаемая бабушкой; мальчик, рисующий самолет; самолет, рисуемый мальчиком.)
3. Практическая работа по учебнику (упр. 37–39, 43).
4. Закрепление теоретических сведений (§ 132).
IV. Итог урока.
Урок 11. Понятие о причастии
Цели: продолжить изучение причастия как части речи; сформировать навык опознавания причастий в тексте; закрепить навык правильного произношения причастий.
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5–9 кл.». В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс» / под ред. С. Н. Пименовой.
Методическое обоснование урока: материал урока дает возможность закрепить знания учащихся о причастии и сформировать необходимые навыки правильного произношения причастий и опознавания их в тексте.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания и беседа о причастии как части речи.
Выделяем самое главное: в качестве самостоятельной части речи причастие характеризуется особой семантикой (обозначает признак предмета по действию), специфическим набором морфологических признаков (имеет категории рода, числа и падежа, вида, возвратности, времени), особенными синтаксическими функциями (служит определением и сказуемым в предложении, обладает способностью к согласованию и управлению) и характерными стилистическими свойствами (является яркой приметой книжного стиля).
III. Продолжение изучения причастия как части речи.
1. Словарно-орфографическая работа со словами президиум, президент (упр. 44) тесно связана с усвоением понятия о сфере употребления причастий (упр. 45, 46).
2. Углубление представления о семантике причастия (упр. 47); образец доказательства позволяет воспроизвести ход рассуждения и, кроме того, дает конкретный речевой материал, оформляющий подобные высказывания.
3. Орфоэпическая работа с причастиями по формированию навыка их правильного произношения (упр. 48, 50, 51).
4. Проверка, как школьники научились узнавать новую для них часть речи (упр. 49, 53).
IV. Итог урока.
Учитель. Запишите высказывание Михаила Васильевича Ломоносова: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
Задание. Устно образуйте причастия от глаголов: жечь, изгнать, пройден, ползти, жить, гнать, показать, помочь, приготовить.
От всех глаголов смогли образовать причастия? Почему?
Домашнее задание: § 132 («Теория»), упр. 52 («Практика»).
Урок 12. Признаки прилагательного у причастия
Урок 12
ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО У ПРИЧАСТИЯ
Цели: изучить порядок морфологического разбора причастия; объяснить учащимся признаки прилагательного у причастия; усвоить орфограмму «Гласные и согласные в окончаниях причастий», ввести понятия: «определяемое слово» и «определяющее слово»; поработать над тонкостями семантики причастий на основе сопоставления их с однокоренными словами.
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5–9 кл.». В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс» / под ред. С. Н. Пименовой.
Методическое обоснование урока: материал урока позволит уяснить учащимся признаки прилагательного у причастия, усвоить правописание окончаний причастий, научить отличать причастия от прилагательных. Считаем необходимым на первых уроках познакомить детей с порядком морфологического разбора причастия для четкого представления об этой части речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Беседа о причастии как части речи.
Учитель. Значение и признаки каких двух частей речи объединяет в себе причастие?
Ученик. Причастие объединяет в себе значение и признаки глагола и прилагательного.
Учитель. Как причастия связаны с действием как признаком предмета?
Ученик. Обозначая признак предмета по действию, причастие легко соотносится с глаголом.
Учитель. Объясните это на примере летящий шарик.
Ученик. Летящий – тот, который летит.
Учитель. Прилагательное обозначает признак предмета по цвету, форме, запаху, свойству и т. д., этот признак – постоянный (круглый шар, стеклянный бокал). Причастие же обозначает признак по действию, которое протекает во времени (ученик, решающий задачу – ученик, решивший задачу) и может быть завершенным или незавершенным (ученик, решивший задачу – сов. вид; ученик, решавший задачу – несов. вид). Поставьте вопросы к причастиям. Выясните, на вопросы какой части речи отвечают причастия?
Ученик. На вопросы, свойственные прилагательным.
Учитель. Как и прилагательные, причастия грамматически зависят от существительных, согласуются с ними, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.
Ученики (делают вывод). Причастия не спрягаются (этим они отличаются от глагола), а склоняются, как прилагательные.
III. Словарный диктант.
Учитель. Наша цель сегодня на уроке – проверить ваше умение писать слова с проверяемыми безударными гласными.
Удивительная картина, происхождение человечества, увлекать искусством, лингвистический термин, утверждать в статье, замечательный ученый, знаменитый артист, посветить фонарем, посвятить стихотворение, удалиться от берега, поседевший от старости, посидевший на скамейке, не отворили дверь, не отварили грибы, не соединили провод, звонящий колокольчик, давно умерший.
IV. Изучение порядка морфологического разбора причастия.
1. Объяснение учителя: ознакомление с планом и образцами разбора.
1. Часть речи – причастие, так как обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос: какой?
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
Постоянные признаки: возвратность, вид, действительное или страдательное, время.
Непостоянные признаки: употреблено в форме полной или краткой (у страдательных причастий), .. числа, .. рода, .. падежа.
3. Синтаксическая роль.
2. Разбор причастия устно и письменно (тренировочные упражнения).
– Разберите причастие пожелтевшие из второго предложения
упр. 62.
Листья пожелтевшие по ветру летят. (А. К. Толстой.)
1. Пожелтевшие – причастие, так как обозначает признак предмета по действию, какие?
2. Начальная форма – пожелтевший.
Постоянные признаки: невозвратное, совершенного вида, действительное прошедшего времени.
Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа именительного падежа.
3. Определение.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом