Русский язык. 1 класс. Рабочая программа и система уроков по системе Л. В. Занкова. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-600 |
Авторы-составители | Черноиванова Н. Н. и др. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Планирование учебной деятельности |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Рабочая программа включает пояснительную записку и тематическое планирование системы учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия.
Система уроков содержит виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, предлагающие младшим школьникам осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать и находить пути решения учебно-практических задач.
Разнообразный методический материал позволит учителю начальных классов построить работу с учетом современных требований, а также совершенствовать практические умения и навыки учащихся.
Настоящее электронное пособие предназначено учителям начальных классов, работающим по системе учебников Л. В. Занкова, руководителям методических объединений, заместителям директора по УВР.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Итоговая контрольная работа по русскому языку
Итоговая контрольная работа по русскому языку
Енотовидная собака – животное, величиной со среднюю собаку. Длина тела 65–80 см, хвоста – 15–25 см; масса – 4–10 кг. Тело коренастое, длинное. Ноги короткие.
Енотовидная собака деятельна преимущественно в сумерки и ночью. По способу сбора корма – это типичный собиратель, обследующий всевозможные укромные места в поисках еды. Нередко она бродит по мелководью у берегов лесных водоемов или по морскому побережью. За одну охоту в теплое время года она проходит до 7–10 км, но в снегу из-за коротких лап сильно вязнет. В случае опасности енотовидная собака предпочитает не драться, а затаиваться, притворяясь мертвой.
Питается животной и растительной пищей. Летом – мышевидными грызунами, птицами и их яйцами, лягушками, жуками. Осенью – зерном овса, ягодами, опавшими плодами. К зиме енотовидные собаки откармливаются, так что их масса увеличивается на 2 кг и более, и залегают в спячку. Енотовидная собака – единственный представитель семейства псовых, залегающий на зиму в спячку. Сон продолжается с декабря-января по февраль-март; в оттепели он прерывается. В теплые зимы енотовидная собака обычно бодрствует, отсиживаясь в убежище только в дни сильных морозов и буранов.
Многих енотовидных собак уничтожают волки, а также рысьи, лисицы, бродячие собаки. Живут енотовидные собаки парами. Пары у них образуются еще в октябре-ноябре. В среднем рождается 6–8 щенят, максимум – до 14–16. Плодовитость самки сильно зависит от ее упитанности и погодных условий. В выкармливании щенят принимают участие оба родителя. Молодые растут быстро и к концу осени достигают размеров взрослых животных. (234 слова.)
Сайт: www.wikipedia.org
Вопросы
1 вариант
1. Определи в слове КОРОТКИЕ количество букв и звуков. Выбери правильный ответ:
а) 8 б., 8 зв.;
б) 9 б., 8 зв.;
в) 8 б., 9 зв.
2. Определи в слове ЕНОТОВИДНАЯ количество слогов: ___________.
3. Раздели это слово для переноса: ____________________________.
4. Найди в третьем абзаце первое предложение. Выпиши первое слово: __________________. Поставь ударение.
5. Подчеркни в слове СПЯЧКА одной чертой буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
2 вариант
1. Определи в слове УКРОМНЫЕ количество букв и звуков. Выбери правильный ответ:
а) 8 б., 8 зв.;
б) 9 б., 8 зв.;
в) 8 б., 9 зв.
2. Определи в слове ВЫКАРМЛИВАНИЕ количество слогов: ________.
3. Раздели это слово для переноса: ____________________________.
4. Найди в третьем абзаце первое предложение. Выпиши второе слово: __________________. Поставь ударение.
5. Подчеркни в слове ОПАВШИМИ одной чертой буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
3 вариант
1. Определи в слове ЛЯГУШКИ количество букв и звуков. Выбери правильный ответ:
а) 7 б., 8 зв.;
б) 7 б., 7 зв.;
в) 8 б., 9 зв.
2. Определи в слове МОЛОДЫЕ количество слогов:_______________.
3. Раздели это слово для переноса: ____________________________.
4. Поставь ударение в слове СОБАКА.
5. Подчеркни в слове СУМЕРКИ одной чертой буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
4 вариант
1. Найди в первом абзаце последнее предложение. Запиши второе слово ____________________. Определи в нём количество букв и звуков. Выбери правильный ответ:
а) 8 б., 8 зв.;
б) 9 б., 8 зв.;
в) 8 б., 9 зв.
2. Найди во втором абзаце первое предложение. Выпиши первое слово:___________________. Определи в нём количество слогов:________.
Урок 1. Ознакомление с учебником
Урок 1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С УЧЕБНИКОМ
Цели деятельности учителя: создать условия для успешного обучения русскому языку; познакомить с учебником; содействовать формированию первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевого общения.
Тип урока: конструирование способа действия.
Планируемые результаты
Предметные: различают звуки речи; понимают роль в речи предложения и слова, их оформление в письменной речи; употребляют прописную букву в начале предложения; получают возможность научиться: анализировать свой жизненный опыт общения, а также ситуации из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов; раздельно пишут слова при списывании; находят опасные места при оформлении предложения, оценивают соответствие средств устного общения речевой ситуации, пользуются правилами речевого этикета в соответствии с речевой ситуацией.
Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе, проявляют интерес к новому учебному материалу и знанию основных моральных норм поведения.
Метапредметные универсальные учебные действия:
• познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике, пользуются знаками, приведенными в учебнике, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;
• коммуникативные: используют в общении правила вежливости, формулируют собственное мнение и позицию, строят понятное для партнера высказывание;
• регулятивные: выполняют учебные действия в устной, письменной речи.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Образовательные ресурсы: Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1 класс [Электронный ресурс]. – М. : Кирилл и Мефодий, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Организационная структура урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Научились вы читать,
Буквы в прописях писать.
Стали вы чуть-чуть взрослее
И совсем уже умнее.
Чтоб грамматику узнать,
Язык нужно изучать.
– Ребята, возьмите в руки учебник и прочитайте его название. (Русский язык.) что еще нужно, чтобы успешно работать на уроке? (Тетрадь, ручка.) Все хорошо подготовились к путешествию к таинствам русского языка? (Да!) Тогда удобно сели за пульты управления своих космических кораблей – парты – и приветливо помахали своей первой книжке – «Азбуке». Мы отправляемся в далёкое путешествие к глубинам космоса – знаниям. Нас ожидает постижение всех тайн русского языка.
– На старт, внимание, полетели! (Можно использовать музыку для создания эмоционального настроя.)
II. Постановка учебной задачи и актуализация знаний.
– Ребята, а вы знаете, что пультом управления кораблем знаний является учебник. Давайте с его помощью проверим, что вы уже знаете. Откроем первую страничку.
– Какие виды речи вы знаете? (Речь устная и письменная.)
– А что вы знаете о буквах и звуках? (Буквы мы пишем, а звуки произносим. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные бывают ударными и безударными. Согласные звуки – звонкими и глухими, мягкими и твердыми.)
– что вам еще известно? (Мы знаем, как писать предложения. Слова в предложении пишутся раздельно. Первое слово пишется с большой буквы, а в конце ставится знак «.», «?», «!».)
– что вам известно о словах? (Слова бывают родственными с общим корнем, близкими и противоположными по значению, одно слово может иметь несколько значений.)
– Как много знаний вы смогли получить, пока изучали азбуку. Но впереди вас ожидают новые знания. Как вы думаете, чему вы получите возможность научиться? (Ответы учащихся.)
– Молодцы, ребята!
– Что поможет нам постигать тайны русского языка? (Учебник.) А значит, наша главная цель сегодня – познакомиться с новым учебником русского языка.
III. Изучение нового материала.
– Давайте начнем наше знакомство. Откройте с. 4. Прочтите статью автора.
– Почему так важно изучать русский язык? (Потому что человек не может жить без общения.) чем важно владеть, чтобы активно общаться? (Важно владеть устной и письменной речью.) какие формы общения с помощью устной и письменной речи вы знаете? (Говорить, писать, разговаривать по телефону, переписываться с помощью простых и электронных писем.)
Прочитайте поговорку на с. 4.
– Как вы понимаете ее смысл? (Ответы учащихся.)
Литература
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксёнова, Л. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе [Текст] : учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / Л. К. Аксёнова. – М. : Просвещение, 1994. – 272 с.
2. Астафурова, А. П. Собирание и систематизация материала к сочинению-описанию в 5 классе [Текст] / А. П. Астафурова // Русский язык в школе. – С. 51–56.
3. Балашова, Т. Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного [Текст] / Т. Ю. Балашова // Начальная школа. – 1998. – № 10.
4. Беседы о живописи в школе [Текст] / НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР. – М. : Искусство, 1966.
5. Васильева, Р. А. Картины по развитию речи. 1 класс [Текст] / Р. А. Васильева. – М. : Просвещение, 1973.
6. Васильева, Р. А. Сюжетные картинки по развитию речи. 1 класс [Текст] / Р. А. Васильева, Г. Ф. Суворова. – М. : Просвещение, 1974.
7. Васильева, Р. А. Сюжетные картинки по развитию речи. 3 класс [Текст] / Р. А. Васильева, Г. Ф. Суворова. – М. : Просвещение, 1974.
8. Гнездилов, М. Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы [Текст] / М. Ф. Гнездилов. – М. : АПН РСФСР, 1961. – 199 с.
9. Гуськов, Т. В. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» [Текст] / Т. В. Гуськов // Начальная школа. – 1981. – № 9. – С. 23–27.
10. Елисеева, М. Т. Работа над изложением и сочинением [Текст] / М. Т. Елисеева // Начальная школа. – 1981. – № 5. – С. 26.
11. Закожурникова, М. Л. Обучение изложению и сочинению в начальной школе [Текст] / М. Л. Закожурникова. – М. : Просвещение, 1953.
12. Ильина, С. Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся 5–9 классов с интеллектуальным недоразвитием [Текст] : методическое пособие для педагогов-дефектологов и студентов педагогических вузов / С. Ю. Ильина. – СПб. : КАРО, 2006. – 96 с. – (Серия «Коррекционная педагогика»).
13. Корепина, Л. Ф. Работа над сочинениями разных жанров [Текст] / Л. Ф. Корепина, Ю. Н. Борисенко // Начальная школа. – 1997. – № 12. – С. 30–35.
14. Купров, В. Д. Образно-эмоциональное описание предмета [Текст] / В. Д. Купров // Начальная школа. – 1989. – № 2. – С. 20–23.
15. Кустарева, В. А. Методика русского языка [Текст] / В. А. Кустарева [и др.]. – М. : Просвещение, 1982.
16. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников [Текст] / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1985.
17. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития [Текст] / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1975.
18. Львов, М. Р. Тенденции формирования грамматического строя письменной речи учащихся в средней школе [Текст] / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1974.
19. Львова, М. Е. Взаимосвязь обучения изложения и сочинения [Текст] / М. Е. Львова // Начальная школа. –1984. – № 3. – С. 32–36.
20. Максимук, Н. П. Сборник изложений по русскому языку : 2–4 кл. обучения [Текст] : пособие для учителя / Н. П. Максимук. – Минск : ПКИП Асар, 1995. – 160 с.
21. Методика развития речи [Текст] / под ред. Т. А. Ладыженской. – М. : Просвещение, 1991.
22. Новолодская, Е. Г. Сочинение экологических и валеологических сказок с младшими школьниками [Текст] / Е. Г. Новолодская // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – № 7. – С. 28–32.
23. Нуруллина, Н. Н. Как я учу писать детей сочинения [Текст] / Н. Н. Нуруллина // Начальная школа. – 1998. – № 3. – С. 80.
24. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – М. : Рус. яз., 1988. – 750 с.
25. Побединская, Л. М. Упражнения при подготовке к сочинению [Текст] / Л. М. Побединская // Начальная школа. –1987. – № 6. – С. 23–24.
26. Попова, Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» [Текст] / Л. Ф. Попова // Начальная школа. – 1998. – № 9. – С. 50–53.
27. Потурьева, Л. В. Обучение сочинению в 1–3 классах [Текст] / Л. В. Потурьева // Начальная школа. – 1988. – № 2. – С. 30–35.
28. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст] / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1979.
29. Розенберг, Л. А. Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников [Текст] / Л. А. Розенберг // Начальная школа. – 1995. – № 2. – С. 25–28.
30. Романовская, З. И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л. В. Занкова [Текст] / З. И. Романовская // Начальная школа. – 1994. – № 8. – С. 50–55.
31. Федоренко, Л. П. Принцип развития чувства языка в обучении практическими методами [Текст] / Л. П. Федоренко // Русский язык в школе. – 1978. – № 3. – С. 47–52.
32. Ходякова, Л. А. Использование живописи в преподавании русского языка [Текст] / Л. А. Ходякова. – М. : Просвещение, 1983.
33. Черноусова, Н. С. Сочинения в начальных классах [Текст] / Н. С. Черноусова. – М. : Просвещение, 1976.
34. Щеголева, Г. С.
Урок 2. Речь устная и письменная. Средства устной речи. Оформление письменной речи
Урок 2. РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ.
СРЕДСТВА УСТНОЙ РЕЧИ.
ОФОРМЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Цель деятельности учителя: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевого общения.
Тип урока: конструирование способа действия.
Планируемые результаты
Предметные: различают устную и письменную формы речи; средства устной и письменной речи; участвуют в инсценировании предлагаемых речевых ситуаций; различают звуки и буквы; оценивают соответствие средств устного общения речевой ситуации; пользуются правилами речевого этикета в соответствии с ситуацией; используют небуквенные графические средства при списывании: пробел между словами, абзац, знаки препинания; обращают внимание на орфоэпические нормы речи, чистоту произношения.
Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе и нравственном содержании поступков, проявляют интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные универсальные учебные действия:
• познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике, находят в тексте ответ на поставленный вопрос;
• коммуникативные: принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения;
• регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Образовательные ресурсы: Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1 класс [Электронный ресурс]. – М. : Кирилл и Мефодий, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Организационная структура урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята, давайте проверим вашу готовность к уроку.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Проверяем, мой дружок,
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки?
– Проверили? Всё на месте? Давайте подготовим наши пальчики к письму и выполним пальчиковую гимнастику*.
II. Постановка учебной задачи и актуализация знаний.
1. Минутка чистописания.
На доске написаны слоги: на, ба, ры, ва, за, та, ас, лу, ка.
– Узнайте, какую букву будем сейчас писать. (Букву а.)
– Объясните свой выбор. (Она чаще других встречается в данных слияниях.)
– Что она означает? (Гласный звук [а].)
– На что похожа буква а? (На крышу домика, овал с крючочком, ручку от зонтика и петельку.)
– Давайте напишем прописную и строчную буквы а и строчную букву а в соединении с согласными.
Объясняет особенности написания буквы а.
Зрительные элементы буквы – один (малый) овал.
Начало написания – над нижней рабочей линией рабочей строки.
Направление написания – от себя (в сторону) с закруглением по нижней линии рабочей строки с прописыванием элемента – крючок.
Тактирование под счет «и – раз».
2. Введение в тему урока.
На доске записан диалог двух первоклассников.
– Ребята, прочитайте, что написано на доске.
два ученика читают диалог по ролям вслух.
– У меня новая книжка с волшебными сказками.
– А я больше люблю читать энциклопедии про животных.
– А в сказках можно встретить волшебных животных: золотую рыбку или Конька-Горбунка.
– Эти животные придуманы сказочниками и не существуют на самом деле, поэтому в энциклопедии о них не пишут.
– Ребята, а каких сказочных животных вы знаете? (Ответы учащихся.)
– А теперь подумайте и скажите, что мы сейчас с вами делали? (Слушали, разговаривали.)
– А если бы мы записали все это в тетрадь, то чем бы мы занимались? (Писали.)
– Прочитайте тему урока, записанную на доске. (Речь устная и письменная. Средства устной речи. Оформление письменной речи.)
– Значит, чему мы получим возможность научиться сегодня на уроке?
Урок 3. Речь устная и письменная
Урок 3. РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ
Цель деятельности учителя: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевого общения.
Тип урока: конструирование способа действия.
Планируемые результаты
Предметные: различают звуки речи, дают характеристику звуков в простых по слоговому составу словах, понимают, что такое «орфограмма», осваивают написание слов с непроверяемыми орфограммами.
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу, ориентируются в нравственном содержании поступков, развивают этические чувства.
Метапредметные универсальные учебные действия:
• познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;
• коммуникативные: допускают существование различных точек зрения, учатся приходить к общему решению, формулируют собственное мнение и позицию;
• регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Образовательные ресурсы: Презентация «Минутка чистописания. Буква Б» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru/detail_9181.html.
Организационная структура урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
1. Психологическая установка на урок.
– Ребята, для того чтобы наш урок прошел весело, с пользой, давайте подарим друг другу свое тепло и пронесем его вместе с хорошим настроением до конца урока, а начнем его с веселой пальчиковой гимнастики.
2. Пальчиковая гимнастика.
Выполняют пальчиковую гимнастику. Упражнения по выбору учителя.
II. Постановка учебной задачи и актуализация знаний.
1. Минутка чистописания.
Учитель может провести минутку чистописания двумя способами на выбор: в виде предложенных загадок или в виде презентации.
– Ребята, отгадайте загадки:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка.)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и я сам весь кудрявый,
Даже завитком рога.
(Баран.)
– Что общего вы можете заметить в словах-отгадках? (Это животные, название которых начинается на букву б.)
– Давайте напишем строчную и заглавную буквы б.
Объясняет особенности написания строчной и заглавной буквы.
– Что вы знаете о звуке [б]? (Это согласный звук.)
– Дома вы проводили исследование, опрашивая своих родителей об особенностях произношения слов в раннем детстве. Какие слова вы записали? Какие звуки вам было сложно произносить? (Ответы детей.) Какие звуки – гласные или согласные – труднее произносить в детстве? (Согласные звуки.)
III. Изучение нового материала.
1. Работа с учебником. Упражнение 6, с. 7.
– Ребята, давайте разыграем по ролям в парах речевые ситуации. Как вы приветствуете маму, одноклассников, встретив их на улице, учителя в классе?
Учащиеся делятся на пары и разыгрывают речевые ситуации.
– Какой речью вы пользовались: устной или письменной? (Устной.) Менялась ли цель речи? (Нет.)
– Менялось ли содержание приветствий? (Да, менялось. Одноклассникам говорили более короткие приветствия, а учителю уважительно и официально.) А как менялся язык, мимика, жесты? (Ответы учащихся.)
Вы, наверное, устали?
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом