Русский язык. 3-4 классы: поурочные планы по программе "Классическая начальная школа". Программа для установки через Интернет
Код | СИ-303.2 |
Авторы-составители | Гугучкина Е. Е., Кувашова Н. Г. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Поурочное планирование для начальной школы |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Мы предлагаем вашему вниманию CD-диск, на котором представлено тематическое планирование и конспекты уроков русского языка для 3-4 классов, полностью адаптированные под учебники Т.Г.Рамзаевой.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Урок 1. Обобщение знаний о языке и речи
Урок 1. Обобщение знаний о языке и речи
Цели: уточнить представление учащихся о языке как средстве общения людей; сформировать умение выделять предложение в устной речи и правильно оформлять его на письме.
I. Организационный момент.
II. Знакомство с учебником.
– Кто может правильно и красиво написать название урока, который сейчас начался?
– Как вы думаете, почему наш урок так называется?
– Наша страна, люди, населяющие Россию, говорят на многих языках. Как же мы понимаем друг друга? (Есть язык, который изучают и знают все граждане России, – русский язык.)
– В третьем классе мы продолжим изучение родного языка. Давайте познакомимся с учебником.
Дети рассматривают форзац и нахзац, условные обозначения, иллюстрации.
III. Повторение изученного о речи.
1. На доске записаны два утверждения:
Речь – это шум волн, шорох листьев, звон капели.
Речь – это разговор, рассказ, вопрос.
– Из двух утверждений выберите верное.
– Какая бывает речь?
– Что вы знаете об устной речи?
– Что вы знаете о письменной речи?
2. Беседа по вопросам:
– Наш друг Почемучка приготовил вам вопрос. Прочитайте его.
– Что вы ему ответите?
– Рассмотрите рисунок на с. 3. Озаглавьте его.
– Составьте текст по рисунку.
– Какой речью вы пользовались – устной или письменной?
– Проведем физкультминутку. Я буду называть слова, если слово отвечает на вопрос «кто?», вы хлопаете в ладошки, если на вопрос «что?» – топаете ножками.
Учитель называет слова: корень, слово, дети, друг, сын, галка, берлога, лес, берег, дежурный, трамвай, утенок, книга, тетрадь, язык.
IV. Тренировочные упражнения.
1. Работа над упражнениями 1 и 2. Чтение сведений о языке.
2. На доске записаны группы слов:
Тихо журчит лесной ручей.
Целый день моросит дождик.
Золотая листва падать деревья.
Белка тащит в дупло орехи.
И в лесу, и в поле звери готовить зима.
Беседа по вопросам:
– Давайте наведем порядок в тех группах слов, которые не являются предложениями.
– Можно ли эту группу предложений назвать текстом? Обоснуйте свой ответ.
– Из чего состоит текст?
– Из чего состоят предложения?
– Озаглавьте и спишите текст.
– Какая речь вам будет нужна, чтобы выполнить это задание?
V. Итог урока.
– Для чего же людям необходима речь?
– Чем отличается устная речь от письменной?
– Приведите примеры, когда мы пользуемся устной речью, а когда – письменной?
– Из чего состоит наша речь?
Домашнее задание. Упражнение 3.
Урок 2. Обобщение знаний о предложении
Урок 2. Обобщение знаний о предложении
Цели: уточнить знания детей о предложении, развивать умение отделять паузой в устной речи одно предложение от другого; оформлять предложение на письме, находить в нем подлежащее и сказуемое; развивать интеллектуальные способности учащихся.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– О чем вы узнали, прочитав текст?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: р..ка, в..лна, р..бята, в..да.
– Прочитайте слова. Какое слово здесь лишнее?
(1) Лишнее слово ребята. Это одушевленный предмет. Отвечает на вопрос кто? Другие слова отвечают на вопрос что? 2) Безударную гласную е в этом слове нужно запомнить, а в остальных словах можно проверить: река – реки, волна – вóлны, вода – вóды.)
– Составьте различные цепочки из гласных букв лишнего слова, первая буква цепочки должна быть большой.
Еяа Аея Яае …
IV. Обобщение знаний о предложении.
1. Беседа по вопросам.
– Прочитайте вопрос, который вам приготовил Почемучка.
– Что вы ему ответите?
2. Работа над упражнением 4.
3. Знакомство с правилом на с. 5.
– Встаньте, пожалуйста. Выйдите из-за парт. Проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если я назову существительные (кто? что?), вы сделаете наклон вперед, если глагол (что делает?), то топаете ножками. Постарайтесь не только правильно выполнить действия, но и сосчитать, сколько я назвала существительных.
Учитель называет слова: берег, заяц, бегает, рисует, кричит, матрос, мастер, играет, друг, поход, идет, плачет, строит, петух, враг.
4. На доске запись:
у воды шумят камыши Волны тихо плещут на берег
– Спишите предложение грамотно, исправьте все ошибки.
– Подчеркните в каждом предложении главные члены. Давайте вспомним, как они называются. (Подлежащее и сказуемое.)
– Что вы знаете о подлежащем?
– Что вы знаете о сказуемом?
5. Чтение сведений по языку на с. 6.
6. Работа по вариантам.
Вариант I
– Впишите подлежащее в каждое предложение.
… пасёт стадо.
… улетели на юг.
– Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Вариант II
– Впишите сказуемое в каждое предложение.
… первые заморозки.
Листья … землю.
– Подчеркните подлежащее и сказуемое.
7. Обобщение знаний о предложении.
Работа над упражнением 7.
V. Итог урока.
– Расскажите все, что вы знаете о предложении.
– Почему важно хорошо знать правила о предложении?
Домашнее задание. Правило на с. 4, упражнение 8.
Урок 3. Текст и предложение
Цели: уточнить представление учащихся об особенностях текста; развивать умение правильно употреблять предложения в тексте.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте предложения, которые вы составили со словами-отгадками.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: муравей, ласточка, радуга, сестра, бабочка.
– Прочитайте. Назовите лишнее слово.
(Лишнее слово – радуга – неодушевленный предмет, отвечает на вопрос что?, все остальные слова отвечают на вопрос кто? и обозначают одушевленные предметы.)
– Составьте разные цепочки из согласных букв лишнего слова. Начинайте писать каждую цепочку с большой буквы.
Рдг Грд Дгр …
IV. Обобщение знаний о тексте.
1. Беседа по вопросам:
– Какой вопрос вам приготовил Почемучка?
– Что вы ему ответите?
2. Работа над упражнением 9.
3. Чтение сведений по языку на с. 6.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Крылья сложили назад.
4. Составление текста по опорным словам.
В сентябре
Осень, ветерок, растут, красные гроздья, жёлтые опята.
– О чем вы будете составлять текст?
– Прочитайте его название.
Учитель предлагает вспомнить и рассказать, какой дует ветерок ранней осенью, про что в этом тексте можно сказать растут, на каком дереве красуются яркие красные ягоды.
5. Деление текста на части.
Работа над упражнением 11.
– О чем говорится в тексте? (В тексте говорится о полезных делах, которые школьники выполняли летом.)
– На какие две части можно разделить этот текст? (Первая часть – сбор лекарственных трав, вторая часть – посадка ёлочек.)
– Как одна часть текста отделяется от другой? (Каждая часть пишется с красной строки.)
Выяснение смысла названий: лекарственная трава, подорожник.
V. Итог урока.
– Что вы знаете о тексте?
– Как отличить текст от набора предложений?
Домашнее задание. Упражнение 12.
Урок 4. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? какое? что делает?
Урок 4. Слова, отвечающие на вопросы:
кто? что?
какой? какая? какое? что делает?
Цели: уточнить представление учащихся о слове, его роли в нашей речи; развивать умение распознавать слова по вопросам и значению, правильно употреблять их в речи.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите подлежащее и сказуемое в первом и третьем предложениях.
III. Закрепление изученного.
На доске написаны слова: весельчак, весёлый, веселье, радостный.
– Чем похожи все эти слова? (Они близки по смыслу.)
– Можем ли мы все слова назвать однокоренными? Обоснуйте свой ответ. (Все слова нельзя назвать однокоренными. Слова весельчак, весёлый, веселье – однокоренные, они имеют корень а в слове радостный корень
IV. Минутка чистописания.
– На минутке чистописания будем составлять и писать разные цепочки из букв, которые являются орфограммами прилагательных.
– На какие вопросы отвечают прилагательные?
– Что они обозначают?
– Найдите прилагательные среди данных слов, назовите орфограммы и подчеркните их.
Дети называют и подчеркивают орфограммы, обосновывая свой ответ. (Весёлый, радостный.)
еот тео оте …
– Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца.
V. Наблюдение над словом как единицей речи.
– Сегодня на уроке мы с вами уточним для себя, что такое слово, чем одно слово отличается от другого.
Учитель показывает предметы и предлагает назвать их. (Карандаш, картина, сорока, берёза.)
– Что вы употребили, чтобы назвать предмет? (Слово.)
– Так что же такое слово? (Название предмета.)
– Назовите признаки этих предметов. (Простой карандаш, красивая картина, болтливая сорока, кудрявая береза.)
– Что вы употребили, чтобы назвать признаки предметов? (Слово.)
– Так что же такое слово? (Название признаков предметов.)
Учитель вызывает ученика, который по просьбе учителя выполняет разные действия.
– Понаблюдайте за Колей. Что он делает? (Сидит, стучит, пишет, рисует...)
– Что вы использовали, чтобы назвать эти действия? (Слово.)
– Так что же такое слово? (Название действий предмета.)
– Теперь давайте все обобщим (вывод):
Слова – это названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
– Встаньте, пожалуйста. Выйдите из-за парт. Проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если слово обозначает предмет, вы хлопните в ладоши, если признак предмета – поднимите руки вверх, если действие предмета – сделайте приседание. Постарайтесь посчитать, сколько вы сделаете приседаний.
Учитель называет слова: белка, ворона, белый, бежит, стоит, глядит, весёлый, грустный, тетрадь, пенал, ученик, плачет, сильный, книга, друг.
VI. Тренировочные упражнения.
1. Распознавание слов по вопросам.
Работа над упражнением 15.
2. Однокоренные слова и слова-синонимы.
Работа над упражнением 13.
3. Письмо по памяти.
Упражнение 14.
VII. Итог урока.
– Что такое слово?
Домашнее задание. Упражнение 16.
Урок 5. Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении
Урок 5. Распознавание слов по вопросам,
точное употребление слов в предложении
Цели: развивать умение ставить вопрос к слову; распознавать слова, которые обозначают предмет, признак предмета и действие предмета.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте предложение об осени, которое вы составили.
– Написание какого словарного слова вам нужно запомнить? (До свидания.)
III. Закрепление изученного.
На доске записаны слова: вет..р, грус..ный, гор..д, л..тит, р..чной, п..щит.
– Прочитайте слова. Объясните написание пропущенных орфограмм. (В слове ветер пропущена безударная гласная е, это словарное слово, букву е нужно запомнить, в слове грустный орфограмма – буква т, проверочное слово грусть и т. д.)
– На сколько групп можно разделить данные слова? (Эти слова можно разделить на три группы: предметы – ветер, город, признаки предметов – грустный, речной, действия предметов – летит, пищит.)
IV. Минутка чистописания.
– Составьте цепочку букв, обозначающих мягкие согласные звуки в глаголах (действия предметов), и напишите строчку до конца.
лтпщ …
– Какая буква здесь лишняя? (1) Лишняя буква – щ, она всегда обозначает мягкий звук [щ’], все остальные могут обозначать как мягкие звуки, так и твердые. 2) Лишняя буква л, она обозначает звонкий звук, все остальные буквы обозначают глухие звуки.)
V. Распознавание слов по вопросам.
1. Слово учителя.
– Что такое слово?
– Сегодня на уроке мы будем учиться ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, признаки предметов и действия предметов.
2. Чтение сведений по языку. (упражнение 17.)
3. Работа над упражнением 18.
Работа выполняется «цепочкой» на доске и в тетрадях.
– Встаньте, пожалуйста. Выйдите из-за парты. Проведем физкультминутку. Я буду называть слова, если слово обозначает предмет или действие предмета, вы наклоняетесь влево или вправо, если слово обозначает признак предмета, вы громко хлопаете в ладошки. Постарайтесь сосчитать, сколько я назову прилагательных.
Учитель называет слова: бегает, громкий, смех, облако, летит, самолет, быстрый, тихий, звонкий, тетрадь, азбука, рисует, разноцветный, учебный.
4. На доске запись:
Кончилось весёлое лето пришла ненастная поздняя осень подул холодный ветер и сорвал листья с деревьев.
(По Г. Скребицкому.)
– Прочитайте.
– Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните слова, которые обозначают признаки предметов.
– Во втором предложении подчеркните главные члены.
5. Самостоятельная работа над упражнением 19.
– Почему о колокольчиках сказано кланяются, а о горошке – вьется?
VI. Итог урока.
– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет (имена существительные)?
– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов (прилагательные)?
– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие предметов (глаголы)?
Домашнее задание. Упражнение 20.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом