Русский язык. 4 класс: поурочные планы по программе "Школа России". Программа для установки через Интернет
Код | СИ-206.5 |
Авторы-составители | Мукашева И. В., Перекрестова И. В. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Поурочное планирование для начальной школы |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
- Зеленина, Л. М. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. - М. : Просвещение, 2012.
В предлагаемом компакт-диске преподаватель сможет найти все необходимое для квалифицированной подготовки и качественного проведения уроков, учитывая специфику образовательной программы "Школа России". Содержится разнообразный учебно-дидактический материал по формированию орфографической и пунктуационной зоркости, развитию речи, познавательных способностей и памяти учащихся.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Урок 2. Второстепенные члены предложения. Обстоятельства
Второстепенные члены предложения.
Обстоятельства
Цели: ознакомить учащихся с обстоятельствами, их обозначением на письме; развивать умения распознавать обстоятельства в предложении.
I. Актуализация опорных знаний.
И г р а «Поймай грамматическую основу».
О п и с а н и е. Учитель диктует текст. Учащимся нужно найти («поймать») и записать только грамматическую основу.
Осень заглянула в сады. Поспевают осенние яблоки. Ветки деревьев так и клонятся от спелых плодов. В ясный день садоводы собирают урожай.
П р о в е р к а. Учащиеся читают записанные грамматические основы и обосновывают свой выбор.
– Чем являются остальные слова в предложении? (Второстепенными членами.)
II. Формирование новых знаний.
– Сегодня на уроке мы будем говорить о второстепенных членах предложения и узнаем, на какие группы они делятся.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 9.
З а д а н и е. Прочитайте текст. Объясните написание пропущенных орфограмм. Найдите в каждом предложении грамматическую основу.
– Какими членами предложения являются выделенные слова? Работа выполняется в тетрадях и на доске.
Под руководством учителя из упражнения выписываются словосочетания с выделенными словами.
О б р а з е ц. Выпал (откуда?) из гнезда.
– Прочитайте сведения о языке на с. 7.
– Как называются выделенные слова из упражнения 9?
З а у ч и в а н и е правила (записано на доске).
На вопросы где? когда?
как? откуда? и куда?
Обстоятельства всегда
Дадут ответы вам, да-да.
1. Упражнение 10 выполняется по заданию учебника.
Учащиеся, комментируя, записывают предложения, разбирают их по составу. При выполнении последнего задания учитель обращает внимание учащихся на выделенные обстоятельства из упражнения 9.
2. Упражнение 11 выполняется устно.
– Прочитайте данные в упражнении выражения.
В о п р о с ы:
– Как называются эти выражения? (Фразеологизмы.)
– Как вы понимаете значение первого и второго фразеологизма? Близки ли они по значению?
– Что вы можете сказать о третьем выражении?
Р а с с к а з у ч и т е л я.
История фразеологизма «спустя рукава»
Так стали говорить в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были еще длиннее – 130–140 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то есть подвернуть. Вот и стали говорить о людях, которые делают свое дело лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава.
3. Упражнение 12 выполняется по заданию в учебнике.
IV. И г р а «Найди обстоятельство».
О п и с а н и е. Учащиеся делятся на группы (команды). Каждая группа получает задание (текст), в котором нужно подчеркнуть обстоятельства, надписать над ними вопросы, на которые они отвечают. Выигрывает та команда, которая быстрее и в то же время правильно справится с заданием.
Т е к с т з а д а н и я.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул – вот и все!
А. Барто
О т в е т: куда, вскачь, в огород, под ворота, там, под колесо.
– Какие второстепенные члены предложения называются обстоятельствами?
– На какие вопросы они отвечают?
– Как обстоятельства выделяются при разборе предложений по составу?
Домашнее задание. Упражнение 13, правило на с. 7.
Урок 3. Второстепенные члены предложения. Определение
Второстепенные члены предложения.
Определение
Цель: познакомить учащихся с определениями; развивать умения выделять на письме главные и изученные второстепенные члены предложения.
I. Актуализация опорных знаний.
Н а д о с к е записаны предложения с пропущенными обстоятельствами.
1) сказка сказывается, да не дело делается.
2) роса выпадает, а высыхает.
3) Ласточки летают , а воробьи .
4) снег выпадает, а тает.
– Каким членом предложения является каждое пропущенное слово? Прочитайте предложения с вставленными словами.
– На какие вопросы отвечают эти члены предложения?
II. Формирование новых знаний.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 14.
Выпишите в первый столбик словосочетания с уже известными вам второстепенными членами предложения, а во второй – с незнакомыми.
О б р а з е ц.
Кружится (как?) тихо. Листва (какая?) золотая.
2. Упражнение 15 выполняется по заданию в учебнике.
Прочитайте сведения о языке на с. 10.
(При разборе предложений по составу определения подчеркивают волнистой линией.)
3. З а у ч и в а н и е правила (записано на доске).
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой? Ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
4. В ы п о л н е н и е упражнения 16.
Объясните значение слов «неведомых» и «невиданных».
Разбор слов по составу проводится по вариантам:
I в. – II в. – III в. –
– Прочитайте текст в учебнике. Определите количество предложений. Объясните расстановку знаков препинания.
– Найдите «ошибкоопасные» места, объясните правила их написания.
Учитель диктует текст.
После записи под диктовку дети самостоятельно сверяют написанное в тетради с текстом в учебнике.
– Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу и определения. Назовите грамматические основы, которые вы подчеркнули. Теперь назовите определения. (Проверка выполнения задания осуществляется по цепочке.)
– Какие второстепенные члены предложения вы уже знаете?
– Какие второстепенные члены предложения называются определениями?
– Как они обозначаются на письме?
– Всегда ли определения относятся к главным членам предложения?
Домашнее задание. Упражнения 17, 18 (составьте схему к каждому предложению), правило на с. 10.
Урок 5. Главные и второстепенные члены предложения
Главные и второстепенные члены предложения
Цель: обобщить знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения.
Учащиеся под диктовку записывают слова:
Белить, прибежать, бельё, болезнь, голубок, гористый, грибник, грозовая, громыхать, дворцовый, голосище.
– Подчеркните «ошибкоопасные» места, проанализируйте их написание.
– Что объединяет эти слова? (Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.)
Устно выполняется коллективная проверка.
II. Актуализация опорных знаний.
Н а д о с к е записаны пословицы.
Без не выловишь и из пруда.
Не красна , а красна .
Не спеши , а торопись .
Что написано , не вырубишь.
Учитель предлагает прочитать пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова.
– Какие члены предложения пропущены? (Дополнения.)
– Спишите. Вставьте дополнения над их условными обозначениями, а сверху укажите падеж.
– Какие еще второстепенные члены предложения вы знаете? Что вы можете о них рассказать?
1. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о.
Учитель диктует предложение, ученик, работающий у доски, проговаривает «ошибкоопасные» места, разбирает предложение по составу, используя карточки, составляет схему предложения:
()
Все учащиеся выполняют задания в тетрадях.
П р е д л о ж е н и я для коллективного письма:
· по пашне важно гуляли черные грачи.
· Потом мальчик напоил лосенка теплым молоком.
· К молодой липке быстро подлетела синичка.
· Еж накрылся сухими листьями в своей норке.
· Белка отыскала свою кладовую в старом дупле.
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а выполняется по заданиям трех уровней сложности (сильный, средний, слабый).
В а р и а н т I (для сильных учеников)
Составьте предложения по схемам, подчеркните главные и второстепенные члены предложения, надпишите части речи.
а)
б)
В а р и а н т II (средний уровень)
Допишите предложения, разберите по членам, надпишите части речи.
а)
б)
В а р и а н т III (для слабых учащихся)
Разберите предложения по членам, надпишите части речи.
а) Мы собирали грибы в сосновом лесу.
б) В жару мы купались в пруду.
– Какие трудности возникли при выполнении самостоятельной работы?
Домашнее задание. Составить и записать предложения: 1) с обстоятельством; 2) с дополнением; 3) с определением.
Урок 12. Запятая между однородными членами предложения
Запятая между однородными членами
предложения
Цели: развивать умения распознавать однородные члены предложения, совершенствовать умение применять правило расстановки запятой между однородными членами предложения.
I. Актуализация опорных знаний.
И г р а «Подбери союз».
О п и с а н и е. На доске записаны предложения с пропущенными союзами. Учащиеся должны вставить в предложения пропущенные союзы, расставить знаки пунктуации, подчеркнуть однородные члены предложения.
1. Белка песенки поет … орешки все грызет.
2. Ребята слышали стук, … дверь открыть побоялись.
3. Терпенье … труд – все перетрут.
4. Мы хотели пойти на речку, … раздумали.
5. Ночью ветер злится … стучит в окно.
6. Забота не ревёт, … спать не даёт.
Коллективная проверка. Учащиеся называют подчеркнутые однородные члены предложения и объясняют постановку знаков препинания и союзов.
Учащиеся выполняют упражнение 38.
П р е д в а р и т е л ь н а я п о д г о т о в к а к диктанту включает:
1. Чтение текста учащимися (2–3 мин).
2. Объяснение написания пропущенных орфограмм.
3. Нахождение предложений с пропущенными знаками препинания. Объяснение их расстановки.
Н а п и с а н и е т е к с т а под диктовку. Затем учащиеся сверяют написанное в тетради с текстом в учебнике и разбирают предложения по составу.
1. Упражнение 39 выполняется учащимися по заданию учебника.
К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о.
2. Р а б о т а с деформированным предложением.
Составьте предложение из первой группы слов.
– Какие однородные члены есть в этом предложении?
– Нужно ли ставить запятую между однородными сказуемыми? Почему?
– Запишите предложение и разберите его по составу.
Аналогичная работа проводится при составлении второго предложения.
Составьте предложения с данными однородными членами. Запишите их. Подчеркните однородные члены предложения.
Н а д о с к е даны однородные члены, с которыми учащиеся будут составлять предложения:
светит, но не греет;
искали, но не нашли;
яблоки, груши и сливы;
собираются в стаи и улетают.
– Перед какими союзами ставится запятая между однородными членами?
– Перед каким союзом не ставится запятая?
Домашнее задание. Упражнение 40.
Урок 13. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзом И
Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзом и
Цели: совершенствовать умения распознавать в тексте предложения с однородными членами, употреблять их в речи; познакомить с правилом расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом и.
Н а д о с к е: Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
Н. Дубровина
п р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
Прочитайте четверостишие.
Подчеркните «ошибкоопасные» места, проанализируйте их.
– Какие однородные члены есть в первом предложении? Почему не поставили запятую?
– В каком еще предложении есть однородные члены? Почему в третьем предложении поставили запятую?
– Прочитайте загадку и запишите ее по памяти.
После окончания работы учитель открывает текст на доске, дети проверяют написанное.
II. Актуализация опорных знаний.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 42.
– Прочитайте предложения первой группы.
– Что у них общего? Чем отличаются?
– Составьте на доске схемы этих предложений. (У доски работают два ученика.)
Аналогичная работа проводится со второй группой предложений.
– На что обратили внимание при составлении схем?
– Какой вывод можно сделать?
В ы в о д. Если однородные члены соединены союзами и, то запятая ставится, начиная со второго союза и .
2. З н а к о м с т в о с т а б л и ц е й.
Выполнение упражнения 44.
– Какие сведения содержатся в таблице?
– Прочитайте содержание таблицы. Что сообщается нового о расстановке запятых при однородных членах?
– Прочитайте текст. Объясните правописание пропущенных орфограмм, расстановку знаков препинания.
– Спишите текст, подчеркивая однородные члены, расставляя знаки препинания.
– Какие слова называют синонимами?
– Подберите синонимы к слову доглядывал.
IV. Работа над обогащением словарного запаса.
– Запишите синонимы к данным словам:
храбрый;
большой;
трудный.
– Являются ли синонимами глаголы жужжать и гудеть? Объясните свой ответ.
– Что нового узнали на уроке о расстановке запятых между однородными членами?
Домашнее задание. Упражнение 43, таблица на с. 25.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом