Духовно-нравственная культура и традиции русского народа. Программа для установки через Интернет: Начальная школа
Код | СИ-445 |
Авторы-составители | Вуйлова И. Е., Дрогаш Н. Ф., Дрябина Е. А., Зотьева И. М. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Воспитательные системы |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Материалы диска систематизированы по разделам: "Мир традиций русского народа", "Духовно-нравственные ценности православной культуры", "Этика - азбука добра".
Представленные в разделах различные формы работы по нравственному воспитанию (праздники, викторины, игры, конкурсные программы) будут способствовать расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовности и моральных ценностей. Слайд-презентации и видеосюжеты, дополняющие собой теоретическую информацию и методические материалы, разнообразят внеурочную деятельность учащихся и привлекут их внимание наглядностью.
Пособие создано в помощь учителям начальных классов, организаторам воспитательной работы в школе, педагогам дополнительного образования, может быть полезно родителям для совместной работы с детьми.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Рождественский Дед
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ДЕД
(сценарий рождественского спектакля
по мотивам русской народной сказки «Морозко»)
Действующие лица: Машенька, Марфуша, Рождественский Дед, 1-й Ангел – Хранитель Машеньки, 2-й Ангел – Хранитель Марфуши, 1-й Волхв, 2-й Волхв, 3-й Волхв, Звезда, ведущий.
Звучит музыка. Деревенская горница.
Маша. Ух! Насилу добралась! Как сегодня морозно! Марфушенька, я пришла, где ты?
Марфа. Да здесь я, где ж мне ещё быть, как не дома. Чего кричишь?
Маша. Ох, Марфуша, как сегодня в лесу чудно было. Зайцы бегают, белки скачут. Сегодня даже совсем и не страшно было в лесу. Звери будто с нами к празднику готовятся. Сестрица моя, пряников не ешь, сочельник Рождественский сегодня. Один денёк до праздника святого остался, потерпи! Лучше помоги мне по воду сходить.
Марфа. Вот ещё! Нет охоты! На улице мороз, а у колодца вся дорожка льдом покрылась – упаду ещё.
Маша. Милая моя сестрица, ради праздника святого, помоги.
Марфа. Ну, разве что ради праздника да угощений помочь...
Маша. Ты иди, я тебя догоню.
Марфа. Ой-ой-ой! Помогите!
Маша. Марфуша! Я бегу!
Музыка. Сказочный, зимний лес. Маша и Марфа удивленно оглядываются по сторонам.
Марфа. Ой, куда это мы попали?
Маша. А где же наши ведра? Как же мы за водой ходить будем?
Музыка. Появляется Рождественский Дед с ведрами, подает их сестрам.
Рождественский Дед. Не бойтесь, красавицы, попали вы ко мне в гости, а вот и ведра ваши. Захотелось мне, старому, сделать вам Рождественские подарки. Только дать я вам их не могу. Да вы их и сами, каждая для себя, какой заслужили, возьмете.
Маша. Спасибо, дедушка!
Марфа (в сторону). Вот старик вредный! Приготовил подарки, а сам – «дать не могу»!
Маша. Куда же нам идти дальше, дедушка?
Рождественский Дед. А вот идите прямо-прямо по этой дороге, да никуда не сворачивайте. И пусть помогут вам ваши Ангелы-Хранители.
Маша. Благодарим тебя. (Кланяется.)
Марфа (в сторону). Чего благодарить, подарков-то никаких не дал.
Рождественский Дед уходит. Появляются ангелы, девочки их не замечают.
1-й ангел. Доброе слово – алмаз драгоценный.
2-й ангел. Грубое слово – камень обыкновенный.
Ангел-Хранитель Маши кладет ей в ведро что-то блестящее, а Ангел-Хранитель Марфы в её ведро – камень. Ангелы уходят. Маша и Марфа идут по сцене, взявшись за руки. Звучит музыка; девочки могут исполнить песню.
Марфа. Куда идем – сами не знаем. Лучше бы домой вернулись. Обманул нас старик, никаких подарков не будет. Ох, как кушать хочется!
Маша. Что ты, Марфушка, это же Никола Угодник был, а на Руси его Рождественским Дедом зовут. Он добрый и зря говорить не станет. А кушать пока рано, потерпи, первой звездочки дождаться нужно.
Марфа. Вот ещё! Буду я какой-то звезды ждать, когда в животе всё урчит.
Марфа достает пряник и начинает его есть. Появляются 1-й ангел и 2-й ангел.
1-й ангел. Терпение лучше драгоценного украшения.
2-й ангел. А тот, кто себе угождает – камни в сердце собирает.
Ангелы кладут в ведерки девочкам: кому драгоценный подарок, а кому простой камень, и уходят.
Маша. Ой, Марфуша, смотри! Кто это идет?
Марфа. Не знаю. Лошади-то какие у них косматые, странные.
Маша. Это не лошади косматые, это же верблюды!
Восточная музыка. Выходят три волхва.
1-й волхв. Здравствуйте, добрые девицы. Мы цари-волхвы, идем из далеких восточных стран.
2-й волхв. Долго мы были в пути, шли через пустыню, устали.
3-й волхв. Не дадите ли вы нам воды напиться?
Марфа. Вот ещё! Себя утруждать, ведро тяжелое поднимать.
Маша. Конечно! Пейте на здоровье! А Марфу простите, она не со зла.
Маша подает ведро воды напиться волхвам. Появляются 1-й Ангел и 2-й Ангел.
1-й ангел. Ближнему послужить – подарок драгоценный получить.
2-й ангел. Ближнему не поможешь – камень в душу положишь.
Ангелы кладут камень и драгоценность в ведра девочек. Уходят.
Маша. Куда же вы путь держите?
1-й волхв. Мы идем поклониться рожденному на земле Спасителю. Он родился в Иудейской стране. Нам возвестила об этом чудесная Звезда.
2-й волхв. Хотя Он совсем ещё младенец, но Он – Тот, перед кем преклоняется и небо, и земля.
3-й волхв. Мы несем Ему в подарок золото, потому что Он – Царь.
Миро – потому что Он – Человек.
Ладан – потому что Он – Бог.
Маша. Марфушка, неужели это те самые волхвы, которые идут поклониться Младенцу Иисусу Христу!
Марфа
Нравственное воспитание на традициях русской культуры
Нравственное воспитание
на традициях русской культуры
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход с 2011–2012 учебного года всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения.
Основное новшество нового стандарта – появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. Вице-президент Российской академии образования (РАО) А. А. Кузнецов отметил: «Стандарт нацелен и на возрождение воспитательной работы. В основе стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое».
Для организации внеурочной деятельности используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, дополнительного образования детей. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) определены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Стандарты второго поколения ставят перед российским образованием новую цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
На современном этапе развития общества духовно-нравственное воспитание обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных направлений современного образования.
Сегодняшние взгляды на проблему нравственного воспитания различны, но важность духовности в становлении личности общепризнанна. Благодаря духовности человеку открывается смысл жизни, ее многообразие и красота. Гуманизация современного образования позволяет выделить проблему воспитания духовности как приоритетную. Воспитание молодого поколения на традиционных российских ценностях поможет в преодолении кризисных явлений, охватывающих важные сферы существования современного общества. Духовные ценности, в сущности, определяют направленность усилий и содержание жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от определения духовных ценностей, на которых будет строиться воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Не случайно методологической основой перехода образования на новый Федеральный государственный образовательный стандарт является Концепция духовно-нравственного образования, в которой говорится о необходимости приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознание ценности человеческой жизни.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Величие народа определяется его духовной культурой. Понимание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей своей культуры, любовь к Родине – все это начинается с ближайшего окружения и лишь затем расширяется до общечеловеческого.
Коляда
Коляда
Цели: воспитание интереса к истории родной страны, уважения к её традициям; развитие фантазии, творческих способностей учащихся.
Д е й с т в у ю щ и е л и ц а:
– Хозяйка.
– Колядовщики (10 человек).
– Хозяин.
– Поводырь.
– Мальчик.
– Мехоноска.
– Медведь.
– Ведущий.
Ход мероприятия
Ведущий. Здравствуйте, добры молодцы! И вы, красны девицы, здравствуйте! Я рада принимать вас в этом уютном зале. Мы собрались на посиделки.
В старину люди, закончив осенние работы, заготовив на зиму все необходимое, могли немного отдохнуть. Особенно ждали в народе Святки. Эти празднества продолжались две недели, от Рождества до Крещения, а самым интересным было колядование.
Дети обычно колядовали днем, а взрослые – молодежь и старики – вечером. На колядки можно было переодеваться. Это переодевание называлось «ряженьем», или «окручиванием». Одевались в цыганок и барышень, ведьм и кикимор, леших и чертей. Обязательными участниками колядок были медведь с поводырем и мехоноска со специальным мешком, который назывался «мех».
Колядовщики ходили по деревне от дома к дому и желали хозяевам счастья, благополучия и здоровья – пели им колядки – специальные песенки. А хозяева угощали гостей пирогами, колядками – специально испеченными фигурками животных, людей, сказочных существ, или давали деньги.
Все, чем угощали хозяева, складывалось в «мех» к мехоноске, а после окончания колядования угощения съедали все вместе, в кругу. Отсюда и название коляды: «кол-ада» – круговая еда.
Когда «мех» (мешок) становился полным, мехоноска говорил: «Хватит колядовать!». Тогда в последней избе устраивали посиделки. Что это такое?
Посиделки – это отдых, веселье, где загадывали загадки, пели частушки, рассказывали потешки и небылицы, танцевали.
Сегодня у меня есть помощники – колядовщики. Они помогут узнать, как проходили колядки.
Вот и матушка-зима пришла,
Отворяй-ка ворота!
Пришли Святки!
Пришла коляда!
1-й колядовщик. Коляда-моляда! Зашла в новы ворота!
2-й колядовщик. А за ней и мороз. Через тын перерос!
3-й колядовщик. Принес он холод. Так что дед Архип стал молод!
4-й колядовщик. Мороз не велик. Да стоять не велит!
5-й колядовщик. Не велит мороз стоять. Нам пора колядовать!
Колядовщики идут змейкой, взявшись за руки, и поют:
Коляда-моляда, прикатила молода.
Мы нашли коляду во Ивановом двору!
Эй, дядька Иван, выноси добро во двор!
Как на улице мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать
Или тепленький пирог, или маслице, творог,
Или денежку копьем, или рубль серебром!
Хозяин. Здравствуйте, люди добрые! Просим в избу!
Красному гостю – красное место!
Колядовщики входят в избу.
Хозяйка. Вот вам угощенье – пироги да печенье,
Пряники, конфетки. Покушайте, детки!
Колядовщики складывают угощенье в «мех».
6-й колядовщик.
Мы малешеньки колядовщики,
Мы пришли прославлять, хозяев величать.
7-й колядовщик. Иван – господин. Светлый месяц!
8-й колядовщик. Красное солнышко – его Варварушка!
9-й колядовщик. Частые звездочки – его детушки!
10-й колядовщик. Иван Иванычу – житья 100 лет!
1-й колядовщик. Его женушке – всегда здравница.
2-й колядовщик. И всем его деточкам:
Сыновьям, дочерям-барышням!
Все. Житья вам всем лет до 200!
Мехоноска. Ну, хватит, ребятушки!
Полный мешок наколядовали!
Хозяйка. Милости прошу, люди добрые, проходите!
Будем вечер коротать, будем петь да плясать!
Все рассаживаются, выходит поводырь, ведет медведя.
Поводырь. Мишенька, покажи нам, как бабы ходят по воду.
Медведь берет коромысло с ведрами, зачерпывает воду, несет, вдруг падает.
Поводырь. Мишенька, как девушки на гулянку собираются?
Горячи калачи из русской печи. Традиции гостеприимства (внеклассное мероприятие)
ГОРЯЧИ КАЛАЧИ ИЗ РУССКОЙ ПЕЧИ.
ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
Цели: формирование интереса к духовным ценностям, представленным в культуре русского народа; развитие познавательных потребностей и творческих возможностей на основе изучения народных обрядов и традиций; воспитание положительных качеств русского характера: открытости, наблюдательности, смекалки и коллективизма.
Оформление. Сцену актового зала желательно стилизовать под старинную деревенскую горницу. В русской печи румянятся высоченные хлебы. Молодая нарядная хозяйка вот-вот выхватит их и с пылу с жару, подаст прямо к столу. Ах, как же, наверное, вкусна хрустящая, горячая корочка!..
В избушке есть рубленые окошки, в одно из них уже заглядывает красно солнышко, но еще как-то робко, по-весеннему. В зрительном зале висят красочные плакаты: «За хлебом да за солью всякая шутка хороша», «Хлеб на стол и стол – престол».
Ход мероприятия
Хозяйка. Ух, устала, уморилась.
Откладывает в сторону ухваты. Поправляет платок, вытирает белы рученьки.
Небось, думаете, что это она так хлопочет? А знаете первый закон русского гостеприимства? Так он сказывается: «От души накормить гостей!». То-то! Ко мне сейчас славные ребята пожалуют: бывалые, умные, а главное, старину любят. Кто такие? А вот сейчас узнаем! Это те, кто все препятствия одолеет, все загадки отгадает. (Загадывает для затравки две простых загадки.) Скажите, что это такое?
• Не бык, а бодает, не ест, а хватает.
Что схватит – отдает – снова в угол отойдет.
Правильно, ухват! А это что?
• Конь черен – в огне проворен. (Кочерга.)
Можно намекнуть на оставленные возле печи инструменты. Пусть игра сразу пойдет «без сучка, без задоринки».
Хозяйка. Но две отгадки – только два верных шага. Я, конечно, всех вас в свою горницу приглашаю и всех рада хлебом-солью встретить, да путь сюда замысловат. Не знаю, дойдете ли? (Зовет старшего братца Иванушку. Тот мигом выходит на сцену, одет no-старинному. В руках свиток, на нем вопросы и загадки.) Вот он путь вам и укажет!
Набирается команда до 10–12 человек. Помощники ведущей провожают ребят в дорогу и выдают «на посошок» каждому по три карточки, а на них черным по белому большие буквы написаны «а», «б», «в».
Хозяйка. Берите, берите! Как станет вам Иван вопросы задавать, да на каждый свой вопрос ответы давать, эти карточки вам и пригодятся. Услышите верный ответ – карточку поднимите! Коли первый покажется верным – поднимите «а», второй – «б», третий – «в». Уяснили? Да своим умом думайте, на соседа не полагайтесь! Итак, вперед: «дорогу осилит идущий».
Иван. Ох и много в старину про хлеб поговорок сложили. Их и теперь все знают: «Хлеб всему голова», «Худ обед, коли хлеба нет», «Ешь щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом»...
• А вот скажите-ка теперь, что в старину «вторым хлебом» называли? Если точнее – какой овощ:
а) свекла;
б) репа;
в) капуста?
Внимание! Подсказываю: «Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь!». Что это? Верно, репа. Крестьяне этот свой «второй хлеб» бережно хранили в свежем виде чуть ли не всю зиму. Хотите узнать, как? Через две-три недели после снятия урожая обрывали с репы зелень. Плоды укладывали в кадку из под соленых огурцов или капусты. Но не валом валили. Прежде насыпали песок, потом аккуратно – слой репы и т. д.
• Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: «Щи – хоть кнутом хлещи»?
а) крапивные;
б) на рыбном отваре;
в) пустые, то есть без мяса.
И верно, коли в пост, то и хлебай себе на здоровье, а коли по бедности весь год, то как тут на щи не осерчать?
• Сколько видов каш знали русские крестьянки в XVII веке (при царе-батюшке Алексее Михайловиче Тишайшем)?
а) не менее 10;
б) более 20;
в) более 50.
Что же это за каши такие? Были каши царские, а были и простые, крестьянские. Слыхали вы про тюрю? Самая крестьянская пища. Приготовить ее проще простого. Взять квас, можно молочную сыворотку или родниковую воду. Покрошить туда зачерствевший хлеб, луковицу, добавить соли... Вот, собственно, и все. И такая еда была просто незаменима в сенокосную пору. Настоящая каша!
• Сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйки-мастерицы?
а) не менее 10;
б) не менее 20;
в) не менее 50.
Еще и теперь в столичных «бистро» можно перехватить превосходных расстегаев с рыбой, кулебяку. Аппетитные штуки! Почти как в нашей горнице.
• Представьте: праздник кончился, хозяева устали, а гости шумят, не уходят. Как тут быть? Как намекнуть, что-де пора и честь знать? Только помните, мы – в Древней Руси.
Обереги
Обереги
Цели: приобщение к народной культуре; развитие интереса к прикладному творчеству, основанному на народных традициях; воспитание художественного вкуса и уважения к мастерству далеких предков.
Ход занятия
1-й ведущий. Народные традиции необходимо возрождать и пропагандировать, чтобы не забыть окончательно, кто мы и откуда родом, как жили наши предки, во что верили, не забыть о яркой и самобытной жизни наших предков, чтобы не быть «Иванами, не помнящими родства своего».
Сегодня в магазинах и на рынках все чаще можно увидеть обереги дома в виде домовят с веселыми лицами, леших на вениках. Прилавки завалены дешевыми и дорогими куклами для детских игр, но очень редко можно встретить предметы, которые в действительности являлись оберегами русского дома. Что же с ними случилось? Об оберегах мы знаем немало. Они занимают особое место в причудливой и интересной жизни наших предков. Время их бытования хронологически осталось в далеком прошлом и ушло вместе с традиционным укладом жизни. Но они не отжили свой век: они встраиваются в современные интерьеры квартир, способны многое сказать нам о нас самих, пробуждают нашу генетическую память и помогают нам осознать свою принадлежность к вековым традициям своего народа, заставляют задуматься о смысле жизни.
Наши предки свято верили в Бога. И главной в доме в красном углу всегда считалась икона. Человек всегда находится под покровительством Бога, а икона олицетворяет святые образы, к которым, по мнению наших предков, нужно было обращаться и в радости и в горе, которые являлись охраной для человека. (Рис. 1.)
Рис. 1
2-й ведущий. С древнейших времен (еще до установления христианства на Руси) наши предки верили в различные амулеты, талисманы и обереги, полагая, что мир вокруг нас населён как добрыми, так и злыми духами. И от этих духов и недобрых людей требовалась защита. Эта вера сохранилась и после принятия христианства, в магическую силу различных предметов верят и сегодня.
К оберегам относятся: подкова над дверью, расшитые обереговыми знаками полотенца, веники для изгнания нечистых сил из дома, куклы-закрутки, которые обязательно должны быть без лица. Считалось, что плохая энергетика глаз может навлечь несчастье на дом, семью. (Рис. 2.)
Рис. 2. Двойной завертыш (игровая кукла)
Кукла-закрутка служила в старые времена добрым домовым, который охранял дом. (Рис. 3–4.)
Рис. 3. Кукла-оберег «День – ночь» Рис. 4. Кукла-оберег «Зернушка»
Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова. Эта часть куклы символизировала духовную сущность человека, для её выделения старались использовать белую ткань.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом