Изобразительное искусство. 1-2 классы. Рабочие программы и технологические карты уроков по учебникам В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной. УМК "РИТМ". Программа для установки через Интернет

Акция
Есть на складе
102 руб.
-50%
51 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-620
Авторы-составители Павлова О. В., Шампарова Л. В.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС. Планирование учебной деятельности
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Компакт-диск "Изобразительное искусство. 1-2 классы. Рабочие программы и технологические карты уроков по учебникам В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. "УМК РИТМ"" серии "ФГОС. Планирование учебной деятельности" содержит материалы по изобразительному искусству для 1-2 классов. Рабочие программы и технологические карты уроков разработаны в соответствии с основными положениями ФГОС НОО и ориентированы на работу по учебникам В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной (М., 2013), входящим в состав УМК "РИТМ".
Рабочие программы включают пояснительную записку и тематическое планирование системы учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия.
Технологические карты уроков содержат виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, предлагающие младшим школьникам осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать и находить пути решения учебно-практических задач.
Настоящее электронное пособие предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Ресурсный материал к уроку

Ресурсный материал к уроку

Рассказ учителя.

Жизнь и творчество А. Куинджи

Архип Иванович Куинджи родился в Мариуполе, в семье бедного сапожника, грека по национальности. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер».

Когда мальчику было три года, умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали его «в люди» – в учение и услужение сперва к строительному подрядчику, потом к хлеботорговцу.

Любовь к рисованию проявилась у Архипа еще в детстве: он рисовал где придется – на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. В 18 лет Архип едет в Петербург, чтобы учиться живописи. В 1868 году Куинджи написал свою первую картину – «Татарская сакля», за которую получил звание неклассного художника, и в том же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников. «Куинджи не просто передал осенний холодный день, размытую дорогу с тускло поблескивающими лужами, он ввел в пейзаж одинокую фигуру женщины с ребенком, которая с трудом идет по грязи, – пишет Э. В. Кузнецова. – Осенний пейзаж, пронизанный сыростью и мглой, становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни».

Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В результате появились картины «Ладожское озеро» (1872), «На острове Валаам» (1873). О последней Репин сказал, что она написана «удивительным серебряным тоном». Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Здесь призрачный зеленоватый лунный свет, заливающий стены хат, придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Контрастом глубоких теней и напряженного света Куинджи стремится передать особую чуткую тишину и какую-то торжественность ночи. Возносящиеся вверх тополя стоят словно молчаливые стражи… В 1878 году «Украинская ночь» была показана на Всемирной выставке в Париже.

Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины А. Куинджи 1879 года – «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща».

«Лунная ночь на Днепре» (1880) – едва ли не самая прославленная картина Куинджи. Живописец настоял на том, чтобы при ее просмотре зрители заходили в темный зал, а картину высвечивало несколько определенно направленных ламп. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки.

«Его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное свое течение, небо – настоящее, бездонное и глубокое», – писал Крамской. Отсюда и небывалый, сенсационный успех этой картины у современников, когда она была экспонирована на персональной выставке художника в 1880 году. В 1881 году художник создал картину «Днепр утром». В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью. «Ничего «картинного» в привычном, старом смысле этого слова здесь не было, – писал Репин о подобных работах Куинджи, – была только «живая правда», которая с глубокой поэзией ложилась в душу зрителя и не забывалась».

Толковый словарь

Эски́з – предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз – быстро выполненный свободный рисунок.

Этюд (франц. etude – букв. «изучение») – в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения.

Набросок в пластических искусствах – произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником. Главное назначение наброска – быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника.

Рисунок – изображение на плоскости, созданное средствами графики. Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания живописных, графических, реже – скульптурных работ или архитектурных замыслов.


Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целевая ориентация рабочей программы в практике
образовательного учреждения*

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В____ (конкретно указывается класс) учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями основной образовательной программы общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 1–4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин [и др.]. – изд. 4-е, дораб. – М. : Дрофа, 2011.

2. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 1 класс : учебник для общеобразоват. учреждений / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М. : Дрофа, 2012.

3. Богатырёва, В. Я. Изобразительное искусство. 1 класс : рабочая тетрадь / В. Я. Богатырёва. – М. : Дрофа, 2012.

4. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 1 класс : книга для учителя : метод. пособие / В. С. Кузин. – М. : Дрофа, 2009.

Цели и задачи курса**

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных (живопись, скульптура, графика), неизобразительных (декоративно-прикладном, архитектуре и дизайне) – их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами.

В рабочей программе определены: система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

Рабочая программа включает разделы, предложенные авторской программой:

Рисунок, живопись (рисование с натуры, рисование на темы) (17 ч).

Декоративная работа (9 ч).

Скульптура (4 ч).

Восприятие произведений искусства (3 ч).


Приложение

Дополнительный материал к уроку

Цвета радуги

Краски сегодня ужасно устали:

Радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски,

Радуга вышла красивой, как в сказке.

Вся разноцветная – вот красота!

Ты полюбуйся, какие цвета:

Красный!

Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры – красные ребятки.

Красные тюльпаны на окне стоят,

Красные знамена за окном горят.

Оранжевый!

Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится –

На лисий хвост похожа:

Оранжевая тоже.

Желтый!

Желтое солнце на землю глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит.

Желтые груши на ветках висят.

Желтые листья с деревьев летят.

Зеленый!

У нас растет зеленый лук

И огурцы зеленые,

А за окном зеленый луг

И домики беленые.

С зеленой крышей каждый дом,

И в нем живет веселый гном

В зеленых брючках новых

Из листиков кленовых.

Голубой!

Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами еще голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо, а небо – на нас.

Синий!

В синем море – островок,

Путь до острова далек.

А на нем растет цветок –

Синий-синий василек.

Фиолетовый!

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.

Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.

С фиолетовой сиренью будет жить она,

На столе в красивой вазе около окна.

А. Венгер

В лесу густом и темном Елочка жила.

И выше и стройнее всех она была.

Была она прекрасною в солнечных лучах,

В своих великолепных зеленых кружевах.

Но вот пришли машины в лес темный и густой,

И Елочка упала под острою пилой.

Грустила наша Елочка о срубленных корнях,

И не было той прелести в зеленых кружевах.

Вот Елочке приснился какой-то страшный сон:

Как будто обрубили ее со всех сторон

И превратили в стружки красивый, стройный ствол.

По разным коридорам куда-то он пошел.

Купалась наша Елочка в различных веществах,

Во многих побывала талантливых руках.

И вот когда закончился весь этот страшный сон,

Оглядывает Елочка себя со всех сторон:

«Ах! Я теперь покрашена в различные цвета!

В бумагу превратилась я – какая красота!»

Н. Мелихова

Сказка о бумажном царстве

Жили-были в бумажном царстве разные бумаги.

Жил среди них и Картон. Он считал себя самым важным и был поэтому царем. Подумал как-то Картон: «Зачем мне эти бумаги? Я самый главный и самый прочный, согнуть меня трудно, из меня папки и коробки делают».

Решил он из своего царства все виды бумаги выгнать. И выгнал.

Поехал Картон к другу. Зашел в кассу за билетом, а билетов нет – ведь выгнал он Печатную бумагу из царства, а из нее билеты делали.

Решил книгу или журнал почитать – не вышло. Печатная бумага и их забрала.

Захотел Картон письмо написать, а чистая бумага, на которой письма пишут, в другом царстве живет.


Ресурсный материал к уроку

Ресурсный материал к уроку

Занимательные задания

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Рассказ учителя.

Главные музеи России

Русский музей – первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по указу императора Николая II. Торжественно открылся для посетителей 19 марта 1898 года. Это самый обширный музей русского искусства в мире. Находится он в Санкт-Петербурге, в здании Михайловского дворца. Филиалы музея расположены также в Мраморном и Строгановском дворце. В ведении музея находятся также Михайловский и Летний сад с Летним дворцом Петра I, а также Домик Петра I. Русский музей сегодня – это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр. В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает более 400 000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по начало ХХI века. Основная экспозиция расположена в Михайловском дворце и корпусе Бенуа, который составляет часть дворцового ансамбля. В музее выставлены работы И. Левитана, И. Шишкина, И. Крамского, И. Репина, И. Айвазовского и многих других великих русских художников.

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые приобретала в частном порядке российская императрица Екатерина II. Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле – Малом Эрмитаже (от фр. ermitage – место уединения, келья, приют отшельника, затворничество), откуда и закрепилось общее название будущего музея. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж. Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга, главным из которых считается Зимний дворец. На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена и др.

Государственная Третьяковская галерея (известна также как Третьяковка) – художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. А уже в 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Ее коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. К 1917 году коллекция Третьяковской галереи насчитывала около 4 000 произведений, к 1975 – 55 000 произведений. В настоящее время коллекция включает русскую живопись, графику, скульптуру, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства XI – начала XXI веков. Галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI–XVII веков, созданным в основном в советское время, в том числе «Троицей» Андрея Рублева, произведениями Дионисия, Симона Ушакова. Но особенно полно представлена русская живопись второй половины XIX века. В Третьяковской галерее собраны лучшие работы передвижников (В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, К. А. Са-вицкого, В. Е. Маковского, В. М. Васнецова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.). Многогранно представлено творчество И. Е. Репина (в том числе полотна «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван») и В. И. Сурикова (в том числе «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова»), В. В. Верещагина, скульптора


Приложение

Дополнительный материал к уроку

Анализ картины И. И. Левитана «Золотая осень»

– Ребята, послушайте, какое прекрасное стихотворение посвятил осени великий русский поэт А. С. Пушкин:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

– Красота природы во все времена была источником вдохновения поэтов, художников, композиторов.

Живописцев, которые свое творчество посвятили изображению природы, называют пейзажистами, а их картины – пейзажами.

Исаак Ильич Левитан – один из самых проникновенных пейзажистов, умевший выразить в образах родной природы тончайшие оттенки настроений и переживаний, которые она вызывает в душе человека.

И. И. Левитан так же, как и А. С. Пушкин, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года. Осенью темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром или серебром. Изменялся не только цвет земли, но и воздух. Он становился чище, холоднее, и дали были гораздо глубже.

Давайте рассмотрим одну из картин И. И. Левитана «Золотая осень».

Этот пейзаж заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени. Художник создал картину, в которой изображено огромное пространство и точно, поэтично переданы приметы «золотой» осени.

– Какие приметы осени изобразил художник? (Ответы учащихся.)

– Живописец изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Слева мы видим березовую рощу. Вдали открываются осенние леса. Перед нами расстилается земля, покрытая уже пожелтевшей травой. И мы, всматриваясь в картину И. И. Левитана, вместе с художником переживаем безмерную красоту родной земли, осенней природы.

– Какие краски использовал художник для изображения осеннего пейзажа?

– А почему осень в это время года называют золотой?

– Какое настроение передает художник?

– Чем вам особенно понравился этот пейзаж?

Сравнение пейзажей И. И. Левитана и И. С. Остроухова

– Теперь сравним, как использовали мастера живописи композиционные закономерности на пейзажах «Золотая осень» И. И. Левитана и «Золотая осень» И. С. Остроухова.

Выбрана одна тема, но различен замысел авторов, различно его воплощение.

На картине И. И. Левитана изображен яркий, солнечный день, один из редких дней, какие приходятся на начало осени, начало листопада. Листва деревьев сияет золотом, небо яркое, голубое. Легкие облака гонит по небу по-осеннему прохладный, бодрящий ветерок. Синева неба отражается в реке. Взгляд зрителя следует за изгибами реки и перед ним открываются бескрайние дали, поля, рощицы, луга и перелески.

Пейзаж И. С. Остроухова более камерный, уголок старого парка предстает перед зрителем. Мягко светится желтая, светло-оранжевая листва кленов и лип. На ярко-зеленой траве, усыпанной опавшими листьями, видны размытые очертания теней. Воздух влажный, деревья вдали как бы подернуты легкой дымкой. На тропинке примостились две сороки-тараторки. Спокойно и тихо.

Прямоугольный, вытянутый в длину формат имеют оба пейзажа. Формат картины И. И. Левитана более вытянут по горизонтали, что позволяет показать простор. Приближение к квадратному формату придает изображению большую устойчивость, покой, что и использовал в своей картине И. С. Остроухов. Для пейзажа в целом характерна большая протяженность и глубина пространства.

Пейзаж, запечатленный И. И. Левитаном, открывается как бы с высокого берега реки. Художник использовал высокую точку зрения, высокую линию горизонта, чтобы показать бескрайние дали, простор, подчеркнуть величественность красоты природы.

Линия горизонта на уровне глаз, как в картине И. С. Остроухова, придает изображению спокойствие. Пространство, изображенное на данном полотне, относительно неглубоко, композиция его имеет два плана. Центр композиции располагается на первом плане. Длинные, тонкие ветви липы с золотой листвой сразу привлекают к себе внимание зрителя. Они наиболее освещены в картине, образуют центр композиции. В пейзажной живописи композиционный центр художник иногда выделяет светом, иногда цветом или размером. В работе И. С. Остроухова симметрично расположены стволы деревьев слева и справа от центра композиции, что подчеркивает покой, тишину и умиротворение, царящие в осеннем парке. Размещение изображений на картинной плоскости подчиняется замыслу автора.

Все живописное полотно «Золотой осени» И. И. Левитана наполнено внутренним движением. Мы ощущаем движение воды в реке. Свет и тень на траве и в кронах деревьев переданы так, что, кажется, мы чувствуем дуновение ветерка, видим, как дрожит тень от листвы на земле, слышим шелест листьев. Чтобы подчеркнуть движение, И. И. Левитан использовал асимметричное настроение композиции.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос