Справочник учителя-логопеда ДОУ. Планирование деятельности, отчетность. Программа для установки через Интернет

Акция
Есть на складе
102 руб.
-25%
76,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-630.3
Авторы-составители Докутович В. В., Кыласова Л. Е. и др.
Издательство Учитель, 2022
Серия Логопедическая служба
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В электронном пособии "Справочник учителя-логопеда ДОО" серии "Логопедическая служба" отражены все необходимые компоненты коррекционного процесса, направленного на развитие дошкольников и осуществляемого учителем-логопедом, как на логопедическом пункте, так и в дошкольном учреждении компенсирующего вида.
Пособие содержит следующие разделы:
- Организация логопедической службы в ДОО;
- Планирование логопедической работы;
- Проектирование образовательной программы;
- Рабочая программа логопеда.
Предлагаемые материалы позволят оптимизировать работу логопедической службы с учетом основных положений ФГОС ДО.
Пособие предназначено учителям-логопедам, руководителям, старшим воспитателям, педагогам дошкольных общеобразовательных и специализированных учреждений; рекомендовано студентам дефектологических факультетов, факультетов специальной педагогики и психологии высших педагогических учебных заведений.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows 7/8/8.1/10;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МB.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Примерная должностная инструкция учителя-логопеда

Примерная Должностная инструкция
учителя-логопеда

1. Общие положения.

1.1. Учитель-логопед назначается и увольняется руководителем образовательного учреждения.

1.2. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию.

1.3. Учитель-логопед в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, решениями правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцией о правах ребенка; Уставом дошкольного образовательного учреждения; инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста, настоящей должностной инструкцией; должен знать возрастную и специальную педагогику и психологию, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии, методы и приемы предупреждения и исправления нарушений в речевом развитии обучающихся (воспитанников), нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности, программную методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими нарушения в речевом развитии; новейшие достижения дефектологической науки; правила и нормы труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Функции.

2.1. Осуществляет работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи и других отклонений в развитии психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.).

2.2. Разрабатывает план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (воспитанников): консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОО, родителей (лиц, их заменяющих) по работе над звуковой культурой речи.

3. Должностные обязанности.

3.1. Обследует и определяет структуру и степень выраженности речевых нарушений различного генеза у обучающихся (воспитанников) в возрасте от 3 до 7 лет.

3.2. Комплектует группы для занятий с учетом речевых нарушений обучающихся (воспитанников).

3.3. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.

3.4. Работает в тесном контакте с воспитателями, другими специалистами образовательного учреждения, посещает занятия.

3.5. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи.

3.6. Ведет необходимую документацию.

3.7. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

3.8. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

3.9. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников) в соответствии с государственным образовательным стандартом, и несет ответственность за реализацию его в полном объеме.

3.10. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения.

3.11. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников) в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», Конвенцией о правах ребенка.

3.12. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

3.13. Участвует в деятельности методических объединений и других форм методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе.

3.14. Работает по графику, составленному из расчета 20-часовой рабочей недели, утвержденного руководителем образовательного учреждения, согласованного с профсоюзной организацией.

3.15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

3.16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) в период образовательного процесса.

3.17. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

3.18. Осуществляет динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ, учителями-логопедами школ, воспитателями дошкольных образовательных организаций.

4. Права.

4.1. Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.


Организация работы логопункта

Организация работы логопункта

Для детей с минимальными речевыми нарушениями в массовых детских садах рекомендуется открывать логопедические пункты. Предлагаемая система организации логопедической работы в массовых дошкольных учреждениях проста, удобна, экономична, а главное – эффективна. Условиями эффективности системы являются малая плотность детского населения, ограниченное число дошкольных учреждений. Она наиболее соответствует современным требованиям, предъявляемым к содержанию и формам коррекционно-воспитательной работы учителя-логопеда.

1. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей.

2. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы – 20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей с планированием занятий как в 1-й, так и во 2-й половине дня.

3. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.

4. Для занятий с учителем-логопедом на базе логопункта производится зачисление детей, посещающих дошкольные группы детского сада, имеющих нарушения произношения отдельных групп звуков. Не подлежат приёму дети с диагнозами: общее недоразвитие речи, заикание, задержка психического развития, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, так как коррекция этих нарушений требует комплексного подхода и может быть осуществлена только в условиях специальной речевой группы. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией в логопедическую группу учитель-логопед осуществляет индивидуальное корректирование речи на занятиях, но не несет ответственности за полное устранение дефекта.

5. В настоящее время особую группу представляют так называемые двуязычные дети. Цель логопедической работы с детьми, для которых русский язык не является родным: обеспечить возможность ранней интеграции иноязычного ребенка в среду русскоговорящих детей.

6. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5–6-летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года.

7. Зачисление детей для занятий на базе логопедического пункта осуществляется на основе обследования речи детей, которое проводится с 1 по 15 сентября. Список детей, зачисленных на занятия на текущий учебный год, заверяется заведующим ДОО и предоставляется в районный орган управления образованием или старшему логопеду района.

8. Предельная наполняемость логопедических пунктов детского сада не более 25 детей на одну ставку. Нагрузка учителя-логопеда на одну ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи с 12–16 детьми.

9. На каждого ребёнка, зачисленного на логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.

10. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед исключает детей из списочного состава и заменяет их другими.

11. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. На индивидуальное занятие отводится, как правило, 15–20 минут на каждого ребёнка, на подгрупповое – 20–30 минут. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушений речевого развития. 3,5 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми, 30 минут отводится на работу с документацией.

12. По договорённости с администрацией ДОО учитель-логопед имеет право осуществлять проведение индивидуальных занятий с детьми во время прочих учебных и внеучебных мероприятий (по его циклограмме и расписанию деятельности).

13. Темы подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми и их учёт отражаются в плане логопедических занятий.

14. В случае необходимости уточнения диагноза дети с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (неврологом, детским психиатром, отоларингологом и др.) или психолого-медико-педагогическую комиссию.

15. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий на логопедическом пункте несут учитель-логопед, воспитатель и заведующий ДОО.

16. В дошкольной организации должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в «Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи», составители Г. А. Каше и Т. Е. Филичева).


Функциональные обязанности учителя-логопеда

Функциональные обязанности учителя-логопеда

· проводит занятия по исправлению нарушений речи;

· оказывает консультативную помощь воспитателям ДОО и родителям;

· поддерживает связь со специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;

· несёт ответственность за своевременное выявление детей с нарушениями речи;

· представляет руководителю ДОО ежегодный отчёт о количестве воспитанников, имеющих нарушения в развитии речи в ДОО и результатах обучения в логопедических пунктах по форме: список детей и отчет о работе учителя-логопеда.

Отчет

о работе учителя-логопеда

_______________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

в 20___/ 20___ учебном году

на логопедическом пункте при МОУ детский сад № ____

района ________________ города ____________________


1. Обследовано всего детей __________________________________

2. Дата комплектования _____________________________________

3. Количество детей, поступивших на занятия ___________________

· С фонетическим недоразвитием речи ________________________

· С фонетико-фонематическим недоразвитием речи ______________

· С общим недоразвитием речи _______________________________

4. Количество выпущенных детей:

а) с хорошей речью ________________________________________

б) со значительным улучшением ______________________________

в) без значительного улучшения ______________________________

5. Рекомендовано направить:

а) в общеобразовательную школу _____________________________

б) в массовый детский сад __________________________________

в) в специальные (коррекционные) учреждения, классы ___________

6. Количество детей, оставшихся на повторный курс, и распределение их в соответствии с диагнозом ______________________________

7. Количество детей, выбывших по разным причинам в течение года

_________________________________________________________

8. Направлено на ПМПК _____________________________________

_________________________________________________________


Дата

Заведующий

Учитель-логопед


· участвует в работе методических объединений учителей-логопедов района, города.


Комплектование подгрупп и организация проведения занятий

Комплектование подгрупп и организация
проведения занятий с детьми, имеющими
нарушения речи

Логопедические занятия проводятся по расписанию. По договорённости с администрацией дошкольного учреждения и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОО задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в расписании нет времени, специально отведённого для занятий с логопедом. Приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не мешать усвоению образовательной программы. Основной формой работы с дошкольниками на логопункте детского сада являются индивидуальные коррекционные занятия. Выбор именно этой формы объясняется следующими моментами: необходимо подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты; у детей одной и той же возрастной группы могут быть различные дефекты речи; у детей со схожими по структуре дефектами отмечается различный уровень сформированности когнитивных процессов; у каждого ребёнка существует свой темп усвоения материала; соматически ослабленные дети достаточно часто пропускают занятия в саду по болезни. Эти и некоторые другие причины не позволяют организовать стабильные подгруппы детей для проведения логопедических занятий. И все же практика показывает, что занятия по автоматизации звуков в словах, предложениях, стихах и текстах целесообразнее проводить в подгруппах. Рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, в подгруппы (5–7 детей) или микрогруппы (2–3 ребёнка).

Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20–35 минут, индивидуальных – 15–20 минут.

Ещё одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребёнок занимается с логопедом, другие выполняют специально подобранные упражнения-игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия, чувства ритма и т. п. Такая форма занятий экономит время и имеет другие положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация к формированию собственной чистой речи.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.

Параллельно логопед комплектует группы для групповых занятий, учитывая возраст и уровень речевого развития. В течение учебного года подгруппы детей меняются.

Занятия рекомендуется проводить в дневное время, а один-два раза в неделю в вечернее, чтобы родители могли на них присутствовать и получить консультацию, совет, рекомендации логопеда.

Продолжительность логопедической работы (от двух-трех месяцев до полутора-двух лет) находится в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, от их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в ДОО и семье.

Ответственность за аккуратное посещение детьми логопедических занятий возлагается на логопеда. Логопед ведёт учёт посещаемости занятий в удобной для себя форме.

Объединение детей в подгруппы по ведущему признаку их речевого дефекта помогает решать принципиальные и общие вопросы организации коррекционно-педагогической работы с детьми и определять последовательность, содержание, методы и приёмы логопедического воздействия в каждой группе.

Логопедическая работа с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, строится на основе общедидактических требований: последовательности и систематичности логопедических занятий, сознательности и активности самих детей, доступности выбираемого материала и прочности отрабатываемых навыков и умений у детей и т. д.

В условиях сельского логопедического пункта возможно комплектование групп с тяжёлыми нарушениями речи.

В I группу объединяются дети, у которых общее развитие речи в пределах нормы, но отсутствуют или неправильно произносятся один или несколько звуков. Звуки в речи опускаются, искажаются и заменяются другими. Такие нарушения классифицируются как дислалия или стёртая дизартрия. Данные недостатки звукопроизношения складываются под влиянием различных причин, затем закрепляется неправильное, преимущественно искажённое, произношение звуков. Недостаточность звукопроизношения у детей этой группы наблюдается в основном на свистящих, шипящих или сонорных звуках. У большинства детей имеет место неправильное произношение только одной фонемы, у других – дефекты распространяются на звуки одной фонетической группы. И лишь у некоторых нарушено произношение звуков, относящихся к двум или трём фонетическим группам.

Во II группу


Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы

Рекомендации к зачислению дошкольников
в специальные группы для детей
с нарушениями речи

В дошкольных организациях для детей с нарушениями речи осуществляется дифференцированное обучение и воспитание дошкольников с различными речевыми аномалиями. Для осуществления дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей, имеющих различные речевые нарушения, в дошкольных учреждениях создаются следующие группы:

– для детей с общим недоразвитием речи;

– для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

– для заикающихся детей.

В логопедические группы зачисляются дети, прошедшие обследование на районной или городской психолого-медико-педагогической комиссии и имеющие путёвку районного (городского) департамента образования.

В группу с недоразвитием речи принимают детей с разным уровнем речевого развития:

– детей с I уровнем речевого недоразвития следует зачислять в группу с 3 лет на 3–4 года обучения;

– детей со II уровнем речевого недоразвития – с 3–4 лет на 3 года обучения;

– с III уровнем речевого недоразвития с 4–5 лет – на 2 года обучения;

– с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с 6 лет – на 1 год обучения;

– с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с 5 лет – на 1 год обучения;

– детей с ринолалией и дизартрией зачисляют на 2 года;

– детей с алалией и афазией – на 3 года;

– заикающихся детей зачисляют в группы по мере выявления дефекта, с 2 лет, срок обучения – 1 год. Продолжение специального обучения заикающихся детей рассматривается медико-психолого-педагогической комиссией;

– заикающихся детей 5-летнего возраста зачисляют в специальную группу со сроком 2 года;

– в группу для заикающихся детей принимаются дети с расстройством коммуникативной функции речи. Наряду с заиканием у них может быть нарушение произношения отдельных звуков или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, или общее недоразвитие речи.

По окончании установленного срока дети, нуждающиеся в продолжении обучения, повторно обследуются членами псхолого-медико-педагогической комиссии. Основанием для продления срока обучения может быть тяжесть дефекта, соматическая ослабленность, пропуски занятий по болезни и другие объективные причины.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.