Обучение чтению. Литературное чтение. 1 класс: система уроков по УМК "Начальная школа XXI века". Программа для установки через Интернет
Код | СИ-457.4 |
Авторы-составители | Николаева С. В., Смирнова И. Г. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Планирование учебной деятельности |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
В пособии представлены подробные поурочные разработки по курсу "Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению)" для 1 класса, ориентированные на работу с учебнику:
Журова, Л. Е. Букварь : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. - М. : Вентана-Граф, 2017.
Учебные занятия спроектированы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования: определены планируемые результаты и универсальные учебные действия, продуманы педагогические средства и формы организации учебной деятельности, подобраны проблемные и творческие задания.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows 7/8/8.1/10; - процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Литература
- Бесова, М. А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе [Текст] : сценарии праздников в начальной школе / М. А. Бесова. − Ярославль : Академия развития, 2001.
- Благинина, Е. А. Азбука-букварик [Текст] / Е. А. Благинина. − М. : Мир искателя, 2004.
- Введенская, Л. А. Наш родной язык [Текст] : пособие для учителя начальных классов / Л. А. Введенская, Р. Я. Саакьян. – М. : Просвещение, 1971.
- Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст] / В. В. Волина. – М. : Знание, 1995.
- Волина, В. В. Занимательное азбуковедение [Текст] : кн. для учителя / В. В. Волина. – М. : Просвещение, 1991.
- Волина, В. В. Откуда пришли слова [Текст] : занимательный этимологический словарь / В. В. Волина. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1996.
- Волина, В. В. Русский язык [Текст] / В. В. Волина. − М. : Просвещение, 1996.
- Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами [Текст] / В. В. Волина. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1996.
- Детская литература [Текст] / под ред. Е. Е. Зубаревой. – М. : Просвещение, 1989.
- Евдокимова, А. О. Грамота : 1 кл. [Текст] : методический комментарий / А. О. Евдокимова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2007.
- Евтушенко, А. Сборник «Глупый спор», «Буква «ы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www. cafepoetov.com
- Жиренко, О. Е. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию : 1−4 классы [Текст] / О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Киселева. – М. : ВАКО, 2007.
- Журова, Л. Е. Букварь : 1 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2017.
- Заходер, Б. В. Избранное [Текст] / Б. В. Заходер. − М. : Детская литература, 1981.
- Классные часы : 1 класс [Текст] / авт.-сост. Т. Н. Максимова. − М. : ВАКО, 2008. − 272 с. − (Учебный год).
- Кузнецова, М. И. Я учусь писать и читать [Текст] : рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразоват. организаций / М. И. Кузнецова ; под ред. Л. Е. Журовой. – М. : Вентана-Граф, 2017.
- Литература и фантазия [Текст] : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / сост. Л. Е. Стрельцова. – М. : Просвещение, 1992.
- Лопухина, И. С. Логопедия [Текст] : упражнения для развития речи / И. С. Лопухина. – СПб. : Дельта, 1997.
- Прокофьев, А. Красный платочек [Текст] / А. Прокофьев. – Л. : Детская литература, 1976.
- Речевые секреты [Текст] : кн. для учителя нач. классов / Т. А. Ладыженская [и др.] ; под ред. Т. А. Ладыженской. – М. : Просвещение, 1992.
- Степанов, В. А. Весёлая азбука [Текст] / В. А. Степанов. − М. : Мария, 1993.
- Троицкая, Н. Б. Нестандартные уроки и творческие задания [Текст] / Н. Б. Троицкая. − М. : Дрофа, 2004.
- Тувим, Ю. Письмо ко всем детям по одному очень важному делу [Текст] / Ю. Тувим. − М. : Малыш, 1979.
- Ушаков, Н. Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах [Текст] : пособие для учителей / Н. Н. Ушаков. – М. : Просвещение, 1967.
- Хрестоматия по детской литературе [Текст] / сост. А. Л. Табенкина, М. К. Боголюбская ; под ред. Е. Е. Зубаревой. – изд. 10-е, испр. – М. : Просвещение, 1988.
- Шибаев, А. Взялись за руки друзья [Текст] / А. Шибаев. – Л. : Детская литература, 1982.
Урок 3. Рассказ по сюжетной картинке
Урок 3
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ
Цели деятельности педагога: способствовать развитию связной речи учащихся и формированию умения составлять рассказы на заданную тему, устанавливать пространственные отношения между объектами (за, перед, между и т. д.); создать естественные и комфортные условия для такого общения, которое обязательно предполагает проявление выразительности речи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: приобретают возможность овладеть в ходе работы с учебником приёмами научной систематизации, самостоятельно и мотивированно организовывать свою предметно-познавательную деятельность, ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности; умеют составлять коллективный (индивидуальный) рассказ по сюжетной картинке и проявлять стремление к реализации своих коммуникативных намерений наилучшим образом, используя выразительные средства речи, составлять предложения с заданным словом (на установление пространственных отношений) и по определённой теме, корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки; определять количество слов в предложении при чётком произнесении учителем предложения с паузами между словами; различать слова и предложение; анализировать предложение: обозначать каждое слово предложения полоской.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – составление рассказа по сюжетной картинке; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – установление сходства и различия в объектах; установление пространственных отношений между объектами (за, перед, между и т. д.).
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Куда мы с вами попадём – узнаете вы скоро.
В стране далёкой мы найдём помощников весёлых.
II. Введение в тему урока.
– Ребята, вы любите заниматься спортом?
– Какой вид спорта вам нравится?
– Почему? (Свободные высказывания учеников.)
Осуществляется показ иллюстрации с изображением горы Олимп.
– В Древней Греции много веков назад стали устраивать состязания атлетов в силе, ловкости и быстроте. Самые знаменитые спортивные состязания в городе Олимпии получили название Олимпийских игр. Первая Олимпиада состоялась в 776 г. Сначала олимпийцы состязались только в скорости бега, но со временем в программу олимпийских соревнований вошли также борьба, пентатлон (пятиборье: бег, прыжки в длину, метание диска, метание копья и борьба). Проходили даже кулачные бои и гонки на колесницах. На олимпийских празднествах устраивались и конкурсы искусств: поэты читали стихи и гимны, сложенные в честь игр, ораторы прославляли победителей.
Второе рождение Олимпийских игр произошло уже в 1896 г. в Афинах, где состоялись международные спортивные состязания. В наше время стали проводиться и зимние Олимпийские игры, которые называют Белыми олимпиадами.
В память о первых олимпиадах за несколько дней до открытия очередных игр в греческом городе Олимпии стартует факельная эстафета. Зажжённый факел начинает долгое путешествие к олимпийскому стадиону – на самолётах и поездах, автомобилях, велосипедах, мотоциклах. И вот факел в руках бегуна. Спортсмен поднимается к огромной чаше «светильника», установленного на стадионе, и зажигает олимпийский огонь, который не гаснет, пока продолжаются Игры.
– Мы сегодня будем наблюдать за одним очень интересным соревнованием, хотя и не на Олимпийских играх.
III. Включение в систему знаний.
1. Работа по карточкам.
– Интересны участники этого соревнования. Отгадайте, кто они?
Карточка 1.
Маленький, беленький –
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык!
(Заяц.)
Карточка 2.
Урок 4. Интонационное выделение первого звука в словах. Встреча с героями сказки «Репка»
Урок 4
ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ
ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВАХ.
ВСТРЕЧА С ГЕРОЯМИ СКАЗКИ «РЕПКА»
Цели деятельности педагога: помочь учащимся принять и осознать слово как объект изучения, материал для анализа, как единство звучания и значения; обучить интонационному выделению 1-го звука в словах; обеспечить условия для развития внимания, пространственных отношений, активизации мыслительных действий (умения выделять главное, делать сравнение, наблюдать за собственными действиями), словарного запаса, воспитания чувства отзывчивости и коллективизма.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают группы звуков, значение понятия «неречевые и речевые звуки», о том, что слово является объектом изучения русского языка, материалом для анализа; о различии слова и предложения; обозначение слова (короткая полоска); содержание русской народной сказки «Репка»; умеют выделять в предложении слова, воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове, интонационно первый звук в словах; определять пространственное расположение предметов; пересказывать сказку «Репка» с опорой на наглядные средства (сюжетная картинка) и без них; классифицировать предметы по заданному признаку, подбирать пары слов по первому звуку; анализировать предложение: обозначать каждое слово предложения полоской; объяснять различие между предметом и обозначающим его словом, значение слов; сравнивать первые звуки в словах; аргументированно доказывать отличия звуков речи.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – воспроизводство по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – установление пространственных отношений между объектами; классификация предметов по заданному признаку; сравнение первых звуков в словах правого и левого столбца; осуществление анализа, синтеза; построение простых рассуждений.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками); понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других по обсуждаемой проблеме.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
В путешествие пойдём, в страну сказок попадём.
II. Введение в тему урока: мотивация к деятельности.
Представлена выставка книг русских народных сказок.
Учитель или хорошо читающие учащиеся читают отрывки из сказок.
Отрывок 1.
…Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Слез он с воза, подошёл к лисичке, а она лежит себе как мертвая.
– Вот будет подарок жене! – сказал… взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди…
– О ком этот отрывок, назовите сказку. (Дед из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».)
Учитель выставляет макеты отгаданных персонажей на наборном полотне.
Отрывок 2.
…Взяла она крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила… (Бабка, сказка «Колобок».)
Отрывок 3.
Не садись на пенёк, не ешь пирожок,
Неси дедушке, неси бабушке.
(Внучка, сказка «Маша и медведь».)
– Отгадайте загадку и определите сказку, которую будем сегодня рассказывать.
Показался жёлтый бок, Потяни – не тронусь с места.
Только я не колобок. Приросла к земле я крепко.
Не из мягкого я теста, Назови меня. Я… (репка).
Урок 6. Звуковой анализ слова «мак». Подбор слов со звуком [м]
Урок 6
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МАК».
ПОДБОР СЛОВ СО ЗВУКОМ [М]
Цели деятельности педагога: продолжить работу по изучению звуков; научить выделять отдельные звуки и определять их место в словах; проводить звуковой анализ слова «мак»; ознакомить со схемой звукового состава данного слова; создать условия для развития фонематического слуха, активизации словаря учащихся.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают понятие «звуки»; умеют выделять отдельные звуки и определять их место в словах, проводить звуковой анализ слова «мак».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – ознакомление со схемами звукового состава слова; логические – классификация предметов по определенному признаку; выделение заданного звука в словах, определение его места в слове.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками); понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
– Послушайте стихотворение Эллен Нийт.
Где-то собаки ворчали: Ррры!
В стойле коровы мычали: Ммммуу!
В комнате мухи жужжали: Жжжи!
Мимо машины бежали: Трррр!
Гудели от ветра все провода: Ззззн!
Капала в кухне из крана вода: Динь!
Перекликались в ночи поезда: Чууу!
Листья под ветром шумели: Тссс!
Змеи в лесу шипели: Шшшши!
А комары всё пели: Дзззы!
Непоседа мяч и ночью
успокоиться не хочет: Пам! Пам!
Куклы кашляют в постели –
днём мороженое ели? Кха! Кха!
– Как бы вы назвали это стихотворение? Автор назвала его «Разные звуки». Какие звуки вы услышали в этом стихотворении?
– В чём заключается главная работа звуков? (Строительство слов.)
– Любое ли сочетание звуков называется словом? (Нет, слово имеет смысл.)
III. Объявление темы и постановка учебной задачи.
– Сами звуки порой ничего не обозначают. Произнесите звуки [а], [м], [к]. (Учащиеся повторяют за учителем.)
– Никто ничего не поймёт. Но достаточно эти звуки произнести в другом порядке, получится слово. Главное, чтобы каждый звук занял своё место.
– Сегодня мы продолжим работу по изучению звуков, научимся выделять отдельные звуки, определять их место в словах.
– Отгадайте загадку:
С голубыми волосами Эта куколка – актриса,
И огромными глазами, И зовут её... (Мальвина).
– Мальвина просит ей помочь. Она потеряла звук в своём имени, а вот какой, вы скажете в конце урока. Итак, за работу.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
1. Звуковой анализ слова «мак».
– Звуки [а], [м], [к] заняты своим главным делом – строительством слова. Давайте поможем этим удивительным строителям.
Учитель называет звуки, учащиеся хором повторяют и одновременно выкладывают жёлтые фишки (см. вкладыш «Букваря»): ученики – на партах, учитель – на доске.
– [мммм], [аааа], [к].
– Каждый звук построил для себя «домик»: .
– Какое слово получилось? (Мак.)
– Откройте учебник. Рассмотрите мак. Какого он цвета? Где растёт?
– Мы построили звуковой «домик» для слова «мак». Сколько звуков в слове «мак»? (3.) Как вы узнали?
– Выделите последовательно каждый звук в слове. (Мммак, мааак, мак.)
Урок 8. Рассказ по сюжетным картинкам. Звуковой анализ слов «кит» и «кот»
Урок 8
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «КИТ» И «КОТ»
Цели деятельности педагога: ознакомить со звуковой системой и звуковым анализом слов «кит» и «кот»; научить сравнивать эти слова по звуковой структуре, подбирать слова к заданным схемам, проводить звуковой анализ слова, составлять рассказ по сюжетной картинке; побудить к проявлению чувства любви, нежности и заботливого отношения к животным.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают понятие «звуки»; умеют различать слово, слог, звук, качественные признаки звуков; решать учебные и практические задачи – проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – составление рассказа по сюжетным картинкам; логические – сравнение звуковых схем слов; подбор слов к заданным схемам.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.
Ход урока
I. Мотивация к деятельности.
– Отгадайте загадку:
Без расчёски причесался и умылся без воды,
В кресло мягкое забрался и запел на все лады.
– Кто же это? (Кот.)
– Кошки – главные герои нашего урока. У кого из вас есть кошка или кот? Какие они у вас? (Рассказы-описания учащихся о своих питомцах.)
Учитель читает начало сказки «Кит и кот» Б. Заходера.
В этой сказке нет порядка: КИТ купаться не хотел,
Что ни слово – то загадка! Как огня воды боялся.
Вот что сказка говорит: КОТ всегда над ним смеялся!
Жили-были КОТ и КИТ. Время так проводит КИТ:
КОТ – огромный, просто страшный! Ночью бродит, днём храпит.
КИТ был маленький, домашний. КОТ плывёт по океану,
КИТ мяукал, КОТ пыхтел. КИТ из блюдца ест сметану.
II. Включение в систему знаний.
1. Звуковой анализ слов «кит», «кот».
– Определите по схеме, сколько звуков в слове «кит».
– «Прочитайте» слово, выделяя первый звук.
– Произнесите только первый звук.
– Обозначьте звук [к’] фишкой жёлтого цвета.
– «Прочитайте» слово, выделяя второй звук.
– Произнесите только второй звук.
– Обозначьте звук [и] фишкой жёлтого цвета.
– «Прочитайте» слово, выделяя третий звук.
– Произнесите только третий звук.
– Обозначьте звук [т] фишкой жёлтого цвета.
На доске представлены иллюстрация с изображением кита и схема слова «кит».
Ловит КИТ мышей на суше.
КИТ любил залезть повыше,
Ночью песни пел на крыше.
Позовёшь его: «Кис, кис!» –
Он охотно спрыгнет вниз.
На доске представлены иллюстрация кота и схема слова «кот». (Аналогично проводится анализ слова «кот».)
КОТ на море бьёт баклуши!
Добрый КОТ ни с кем не дрался,
От врагов уплыть старался:
Плавниками бьёт волну
И уходит в глубину…
2. Сравнение слов по звуковой структуре. Работа в парах.
– «Прочитайте» слова «кит» и «кот», выделяя интонационно каждый звук. (Кккоооттт, кккиииттт.)
– Посоветуйтесь, какими звуками различаются эти слова? (Первым и вторым.)
– Произнесите слова, интонационно выделяя первые звуки. Назовите их. ([к] – [к’].)
– Назовите вторые звуки. ([и] – [о].)
– Кто уже разгадал загадку стихотворения Б. Заходера? (Ответы учащихся.)
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом